ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья: Панченко Т.В. Дело № 33а-1392/2020 г.
Докладчик: Жукова Н.Н.
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
01 июня 2020 года судебная коллегия по административным делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Долбнина А.И.
судей Жуковой Н.Н. и Демидкиной Е.А.
при помощнике судьи Болдыревой О.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке административное дело № 2а-205\2020 по апелляционной жалобеадминистративного истца ГулынскойРаисы Григорьевны на решение Липецкого районного суда Липецкой области от 10 февраля 2020 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований ГулынскойРаисы Григорьевнык Управлению имущественных и земельных отношений Липецкой области об оспаривании решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка отказать.
Заслушав доклад судьи Жуковой Н.Н., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Управлению имущественных и земельных отношений Липецкой области о признании незаконным решения от 03.12.2019г.№ 2856-з об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного, площадью 2404 кв.м., расположенного по адресу:<адрес><адрес>.
В обоснование требований истица ссылалась на то, что 06.06.2019 обратилась в Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии с прилагаемой схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, имеющей местоположение:<адрес>,площадью 2404 кв.м. с целевым использованием: для ведения личного подсобного хозяйства, на праве аренды сроком на 20 лет без проведения торгов.
Решением Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области от25.06.2019№1493-зФИО1 было отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду и утверждении схемы расположения земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 2404 кв.м., местоположение: <адрес><адрес><адрес> тому основанию, что схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам, а именно: к участку отсутствует подъезд с территории общего пользования.
Решением Липецкого районного суда Липецкой области от 01.08.2019г. указанное решение было признано незаконным, на Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Г.Р.ГБ. о предварительном согласовании предоставления данного земельного участка.
Решением Управления имущественных и земельных отношенийЛипецкой областиот 03.12.2019г.№ 2856-зФИО1 было отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка для ЛПХ площадью 2404 кв.м., расположенного по адресу:<адрес>, на основании следующего: схема расположения земельного участка не соответствует форме, формату и требованиям к ее подготовке, утвержденным Приказом министерства экономического развития РФ от 27.11.2014г.№ 762; с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Поскольку, по мнению Г.Р.ГБ.,повторный отказ по иным основаниям, не указанным в первом отказе является злоупотреблением права, то истица просила признать решение 03.12.2019г.№ 2856-з об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного, площадью 2404 кв.м., расположенного по адресу:<адрес><адрес>, незаконным.
В судебном заседании представитель административного истца Г.Р.ГБ. ФИО2 поддержал заявленные требования в полном объеме и просил их удовлетворить.
Административный истец ФИО1, представитель заинтересованного лица администрации сельского поселения Ленинский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом и своевременно.
В судебном заседании представитель административного ответчика Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области ФИО3, иск не признала, ссылаясь на то, что решением от 03.12.2019г.№ 2856-з истице правомерно отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного, поскольку схема расположения земельного участка не соответствует форме, формату и требованиям к ее подготовке, утвержденным Приказом министерства экономического развития РФ от 27.11.2014г.№ 762, в данной схеме не указаны кадастровые номера учтенных в ЕГРН земельных участков№№, а также не отображена зона с особыми условиями использования территории (зона санитарной охраны 3 пояса одиночного водозабора). Кроме того, ФИО1 не относится к лицам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, она не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Суд постановил решение, резолютивная часть которого изложена выше.
В апелляционной жалобе административный истец ФИО1 просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что:
до подачи заявления ФИО1, а также в период разбирательства спора в суде Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области предоставляло земельные участки инвалидам в первоочередном порядке без проведения торгов, что подтверждается приложенными решениями о предоставлении;
повторный отказ по иным основаниям, не указанным в первом отказе является злоупотреблением прав, нарушает п. 7 ст. 39.15 ЗК РФ и пп. 4 п.1 спи 7 ФЗ № 210 от 27.07.2010г. «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Выслушав представителя административного истца Г.Р.ГБ. ФИО2, поддержавшего доводы жалобы, возражения против жалобы представителя административного ответчика Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области ФИО3, проверив материалы дела, оснований для отмены решения суда судебная коллегия не находит.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно статье 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов определены положениями статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу положений пункта 1 статьи 39.6 Кодекса договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи.
Согласно пункту 14 части 2 статья 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Статья 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации определяет порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Согласно статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Кодекса.
Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов в порядке, установленном статьей 39.17 настоящего Кодекса (пункт 6).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок который предстоит образовать не может быть предоставлен по основаниям указанным в пунктах 1 - 13, 15 - 19, 22, 23 статьи 39.16 Кодекса.
Как следует из материалов дела, 06.06.2019 ФИО1, являясь инвалидом 2 группы, обратилась в Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии с прилагаемой схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, имеющей местоположение:Липецкая область, Липецкий район, с/п Ленинский сельсовет, с.Пады,площадью 2404 кв.м с целевым использованием: для ведения личного подсобного хозяйства, на праве аренды сроком на 20 лет без проведения торгов на основании ст.17 ФЗ №181 от 24.11.1995 г. «О социальной защите инвалидов в РФ», п.2, п.п.14 ст.39.6, ст.39.15, ст.11.10 ЗК РФ
Решением Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области от25.06.2019№1490-зФИО1 было отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду и утверждении схемы расположения земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 2404 кв.м., местоположение: <адрес><адрес><адрес> тому основанию, что схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам, а именно: к участку отсутствует подъезд с территории общего пользования.
Решением Липецкого районного суда Липецкой области от 01.08.2019г. указанное решение было признано незаконным, на Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Г.Р.ГБ. о предварительном согласовании предоставления данного земельного участка.
Решением Управления имущественных и земельных отношенийЛипецкой областиот 03.12.2019г.№ 2856-зФИО1 было отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка для ЛПХ площадью 2404 кв.м., расположенного по адресу:<адрес>, на основании следующего: схема расположения земельного участка не соответствует форме, формату и требованиям к ее подготовке, утвержденным Приказом министерства экономического развития РФ от 27.11.2014г.№ 762; с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Согласно пункту 1 части 8 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований, а именно: схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
Согласно подпункту 1 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи.
В силу п. 12 ст. 11.10 ЗК РФ форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с Приказом Минэкономразвития от 27 ноября 2014 г. N 762 "Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе" схемой расположения земельного участка определяются проектируемые местоположение границ и площадь земельного участка или земельных участков, которые предполагается образовать и (или) изменить (п. 3).
Суд, разрешая заявленные требования, пришел к правильному выводу о том, что у административного ответчика не имелось оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка по основанию, что схема расположения земельного участка не соответствует форме, формату и требованиям к ее подготовке, утвержденным Приказом министерства экономического развития РФ от 27.11.2014г. № 762, поскольку в данной схеме не указаны кадастровые номера учтенных в ЕГРН земельных участков:№, а также не отображена зона с особыми условиями использования территории (зона санитарной охраны 3 пояса одиночного водозабора).
При этом суд верно исходил из того, что земельный участок с №№, граничащий с испрашиваемым земельным участком, был поставлен на кадастровый учет только 03.12.2019г., т.е. не существовал на момент подготовки схемы, поданной с заявлением от 06.06.2019 года.
Схемы расположения спорного участка и земельного участка с №№№ одним и тем же кадастровым инженером, наложений границ не имеется.Сведения о границах земельных участков с №№№ ЕГРН были вынесены в сентябре 2019г. в результате исправления ошибки, на момент подготовки схемы истицы данные участки на карте кадастрового квартала отображены не были.
Указанные участки расположены на расстоянии от испрашиваемого земельного участка и с ним не граничат, образование испрашиваемого участка не затрагивает земельных участков с №№№.
Кроме того, испрашиваемый истицей земельный участок не находится в зоне с особыми условиями использования территории (зоне санитарной охраны 3 пояса одиночного водозабора), поэтому отсутствие данной зоны на схеме истицы не свидетельствует о несоответствии данной схемы необходимым требованиям.
Между тем, суд правомерно указал, что данные обстоятельства не являются основанием для признания решения Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области от 03.12.2019г. № 2856-з незаконным, так как имелись основания для отказа в предоставлении земельного участка, поскольку с заявлением обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
В силу пункта 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том числе в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, на государство возложены обязанности по обеспечению государственной поддержки инвалидов, развитии системы социальных служб, установлении государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.
Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
В ст.17 указанного Федерального закона регламентированы способы реализации права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий.
Согласно части 1 данной статьи инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В части 16 данной статьи закреплено право инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Законом Липецкой области от 18.08.2006 N 318-ОЗ (ред. от 19.08.2019)"Об обеспечении жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов", который определяет форму и порядок обеспечения жильем указанных лиц, в статье 4 предусмотрено, что обеспечение жильем в соответствии с настоящим Законом осуществляется только один раз(ч.1), обеспечение жильем осуществляется в порядке очереди исходя из даты постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании списков, указанных в части 4 настоящей статьи (ч.3).
В соответствии с п. 7 ст. 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан - в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
В силу ст.11 Закона Липецкой области от 04.12.2003 N 81-ОЗ (ред. от 26.12.2018) "О правовом регулировании земельных правоотношений в Липецкой области" земельные участки, находящиеся в областной или муниципальной собственности, однократно бесплатно предоставляются в собственность граждан в случаях, если граждане являются инвалидами либо имеющие в составе семьи инвалидов.
Из анализа вышеизложенных норм в совокупности следует, что первоочередное обеспечение земельными участками инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства направлено не на всех инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, а лишь на тех лиц из указанной категории, которые нуждаются в получении такой социальной поддержки, как дополнительной гарантии реализации их жилищных прав, то есть на инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, состоящих на жилищном учете или имеющих основания для постановки на жилищный учет.
Поскольку ФИО1 на момент рассмотрения ее заявления не представлено данных о том, что она была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и состояла на жилищном учете, то вывод районного суда о законности решения Управления имущественных и земельных отношенийЛипецкой области об отказе ФИО1 в предварительном согласовании предоставления земельного участка по тому основанию, что с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов, является правомерным.
Указание в первоначальном решении об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка от 25.06.2019 года № 1493-з иного основания для отказа, чем в повторном решении об отказе от 03.12.2019г. № 2856-з само по себе не свидетельствует о незаконности оспариваемого решения от 03.12.2019г. и при установленных обстоятельствах не влечет возможность предоставления земельного участка истице без проведения торгов без наличия у нее на то оснований, предусмотренных законом.
Положения пункта 4 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", которыми установлен запрет на истребование от заявителя документов и информации, отсутствие и (или) недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в предоставлении муниципальной услуги в данном случае не применимы, так как первоначальный отказ по указанных в нем основаниям был признан незаконным решением суда, которым Управление обязано было повторно рассмотреть заявление ФИО1, что и было сделано. Кроме того, никаких иных документов при повторном рассмотрении заявления от ФИО1 не требовали.
Правовых оснований, которые бы в силу закона могли повлечь отмену решения суда, жалоба не содержит. Доводы жалобы основаны на неверном толковании норм права, направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, правильно установленных судом.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным. Оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 308, 309 КАС РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Липецкого районного суда Липецкой области от 10 февраля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца ГулынскойРаисы Григорьевны- без удовлетворения.
Председательствующий(подпись)
Судьи (подписи)
Копия верна Судья
Секретарь