ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33А-3188/20 от 26.10.2020 Липецкого областного суда (Липецкая область)

ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья: Ермолаев А.А. Дело № 33а-3188/2020 г.

Докладчик: Жукова Н.Н.

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

26 октября 2020 года судебная коллегия по административным делам Липецкого областного суда в составе:

председательствующего Жуковой Н.Н.

судей Демидкиной Е.А. и Федосовой Н.Н.

при помощнике судьи Болдыревой О.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Липецке административное дело № 2а-329\2020 по апелляционной жалобе административного истца администрации городского поселения города Данков Данковского муниципального района Липецкой области на решение Данковского городского суда Липецкой области от 29 июня 2020 года,которым постановлено:

Исковые требования администрации городского поселения города Данков Данковского муниципального района Липецкой области к государственному инспектору Данковского, Лебедянского и Краснинского районов Липецкой области по пожарному надзору ГУ МЧС России по Липецкой области и ГУ МЧС России по Липецкой области о признании незаконными акта проверки органа государственного контроля и предписания по устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности удовлетворить частично.

Признать незаконным требование п.З предписания №42/1/36 от 23.04.2020, выданного по устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности государственным инспектором Данковского, Лебедянского и Краснинского районов Липецкой области по пожарному надзору ГУ МЧС России по Липецкой области.

В удовлетворении остальной части требований администрации городского поселения г.Данкова отказать.

Заслушав доклад судьи Жуковой Н.Н., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Администрация городского поселения города Данков Данковского муниципального района Липецкой областиобратилась в суд с административным иском к государственному инспектору Данковского, Лебедянского и Краснинского районов Липецкой области по пожарному надзору ГУ МЧС России по Липецкой области и ГУ МЧС России по Липецкой области ФИО1 о признании незаконными акта проверки органа государственного контроля и предписания по устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности.

Свои требования истец обосновывал тем, что в отношении администрации городского поселения города Данков Данковского муниципального района была проведена плановая выездная проверка, по результатам которой были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, которые отражены в акте № 42 от 23.04.2020 года.

Предписанием № от 23.04.2020 года «Об устранении нарушений требований пожарной безопасности администрацией городского поселения города Данков Данковского муниципального района» государственный инспектор Данковского, Лебедянского и Краснинсского районов Липецкой области по пожарному надзору ФИО1 обязал администрацию городского поселения города Данков Данковского муниципального района устранить выявленные нарушения в срок до 22.09.2020 года.

Администрация городского поселения города Данков Данковского муниципального района считает акт проверки и предписание незаконными, поскольку, по сути, не согласна с вмененными нарушениями. Администрация полагает, что не имеет правовых оснований для установки пожарных гидрантов на водопроводных сетях, которые переданы Управлению имущественных и земельных отношений Липецкой области. Кроме того, территория города обеспечена гидрантами в соответствии с предъявляемыми требованиями. Из акта проверки и предписания невозможно установить, по какому адресу, на каком участке администрацией допущено бездействие в части необеспечения уборки территории от мусора, тары и сухой растительности. Кроме того, в акте и предписании не указаны причины, по которым обязанность по очистке территории города Данкова должна возлагаться на администрацию.

С учетом изложенного, административный истец просит признать незаконными акт проверки органа государственного контроля и предписание по устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности.

В судебном заседании представитель административного истца администрации городского поселения города Данков Данковского муниципального района ФИО2 исковые требования поддержала в полном объеме и просила их удовлетворить.

В судебном заседанииадминистративный ответчикгосударственный инспектор Данковского, Лебедянского и Краснинского районов Липецкой области по пожарному надзору ГУ МЧС России по Липецкой области ФИО1, одновременно представляющий интересы административного ответчика ГУ МЧС России по Липецкой области исковые требования не признал, ссылаясь на то, что в ходе проведения проверки установлено, что расположение гидрантов на территории г.Данкова не позволяет осуществлять тушение любого из зданий не менее чем от двух гидрантов, указать конкретно места (адреса), по которым не имеется двух гидрантов для тушения, он не может. Кроме того, в ходе проверки установлено, что истцом не проводятся проверки работоспособности пожарных гидрантов не реже двух раз в год. По третьему нарушению был составлен протокол осмотра в ходе проверки, в котором отражены места, где был обнаружен мусор.

Суд постановил решение, резолютивная часть которого изложена выше.

В апелляционной жалобе административный истец администрация городского поселения города Данков Данковского муниципального района просит отменить решение суда в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконными пунктов 1, 2 предписания № от 23.04.2020, выданного по устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности государственным инспектором Данковского, Лебедянского и Краснинского районов Липецкой области по пожарному надзору ГУ МЧС России по Липецкой области, ссылаясь на то, что:

акт проверки, составленный государственным инспектором не содержал какой-либо информации, что то или иное здание на территории г. Данкова не обеспечено пожарными гидрантами (схема расположения имеющихся пожарных гидрантов, акты замеров расстояния между имеющимися гидрантами и зданиями);

на территории города имеется порядка 200 гидрантов, а поскольку отсутствуют акты замеров расстояний между имеющими гидрантами и зданиями, то полагать, что расстановка пожарных гидрантов городского поселения город Данков не обеспечивает пожаротушение любого здания, сооружения или его части не менее чем от двух гидрантов, с учетом прокладки рукавных линий, не представляется возможным;

формулировка «расстановка пожарных гидрантов городского поселения г. Данков не обеспечивает пожаротушение любого здания, сооружения или его части не менее чем от двух гидрантов, с учетом прокладки рукавных линий» не является достаточным основанием полагать, что имеет место быть нарушение требований пожарной безопасности;

администрация г. Данкова не имеет правовых оснований для установки пожарных гидрантов на водопроводных сетях, которые переданы Управлению имущественных и земельных отношений Липецкой области;

поскольку водопроводные сети, расположенные на территории г. Данкова, и имеющиеся на них пожарные гидранты не являются собственностью муниципального образования - городского поселения город Данков, а являются собственностью Липецкой области и переданы в оперативное управление ОГУП «Липецкоблводоканал», то у администрации г. Данкова отсутствуют правовые основания проводить периодические проверки источников наружного противопожарного водопровода.

Выслушав представителя административного истца администрации городского поселения города Данков Данковского муниципального района ФИО3, поддержавшую доводы жалобы, проверив материалы дела в пределах доводов жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.

В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с положениями части 1 статьи 14 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

Частью 1 статьи 16 Закона N 294-ФЗ предусмотрено, что по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт.

В соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 16 Закона N 294-ФЗ в акте проверки указываются сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения.

Пунктом 1 части 1 статьи 17 Закона N 294-ФЗ предусмотрено, что по фактам, выявленным при проведении проверки, выдается предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.

Согласно пункту 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится, в частности, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" под пожарной безопасностью понимают состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

В силу статьи 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69 "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, руководители органов местного самоуправления.

Федеральный закон от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 123-ФЗ) определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.

Пунктом 1 ст. 63 Федерального закона N 123-ФЗ предусмотрено, что первичные меры пожарной безопасности включают в себя реализацию полномочий органом местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования.

Согласно п. 2 ст. 63 Федерального закона N 123-ФЗ первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности.

В силу ст. 62 Федерального закона N 123-ФЗ здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные). Необходимость устройства искусственных водоемов, использования естественных водоемов и устройства противопожарного водопровода, а также их параметры определяются настоящим Федеральным законом (п. 3).

В соответствии со ст. 68 Федерального закона N 123-ФЗ на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения, к которым относятся: 1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; 2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; 3) противопожарные резервуары. Поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом (ч. ч. 2, 3 ст. 68 Федерального закона N 123-ФЗ).

Согласно пункту 8.6 "СП 8.13130.2009 Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности" (утв. приказом МЧС России от 25 марта 2009 года N 178), Пожарные гидранты надлежит предусматривать вдоль автомобильных дорог на расстоянии не более 2,5 м от края проезжей части, но не ближе 5 м от стен зданий; допускается располагать гидранты на проезжей части.

Пожарные гидранты следует устанавливать на кольцевых участках водопроводных линий. Допускается установка гидрантов на тупиковых линиях водопровода с учетом указаний п. 8.4 и принятием мер против замерзания воды в них.

Расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети должна обеспечивать пожаротушение любого обслуживаемого данной сетью здания, сооружения или его части не менее чем от двух гидрантов при расходе воды на наружное пожаротушение 15 л/с и более и одного - при расходе воды менее 15 л/с с учетом прокладки рукавных линий длиной не более указанной в п. 9.11 по дорогам с твердым покрытием.

Расстояние между гидрантами определяется расчетом, учитывающим суммарный расход воды на пожаротушение и пропускную способность устанавливаемого типа гидрантов по ГОСТ 8220.

В силу п.55 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 руководитель организации обеспечивает исправность, своевременное обслуживание и ремонт источников наружного противопожарного водоснабжения и внутреннего противопожарного водопровода и организует проведение проверок их работоспособности не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов.

Как следует из материалов дела, в отношении администрации городского поселения города Данков была проведена плановая выездная проверка, по результатам которой были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, которые отражены в акте № 42 от 23.04.2020 года.

Согласно данному акту выявлены следующие нарушения:

расстановка пожарных гидрантов городского поселения г. Данков не обеспечивает пожаротушение любого здания, сооружения или его части не менее чем от двух гидрантов, с учётом прокладки рукавных линий, что является нарушением ст. 62, 68 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; п.8.6 СП 8.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения»;

не организовано проведение работоспособности источников наружного противопожарного водопровода не реже 2 раза в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов, что является нарушением п. 55 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390;

территория городского поселения г. Данков не очищена от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности, что является нарушением п. 19, п. 77 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390.

Предписанием № 42\1\36 от 23.04.2020 года «Об устранении нарушений требований пожарной безопасности администрацией городского поселения города Данков Данковского муниципального района» государственный инспектор Данковского, Лебедянского и Краснинсского районов Липецкой области по пожарному надзору ФИО1 обязал администрацию городского поселения города Данков Данковского муниципального района устранить выявленные нарушения в срок до 22.09.2020 года.

Разрешая заявленные требования, суд проанализировав пункт 5 Положения о государственном пожарном надзоре,утв. постановлением Правительства РФ от 12.04.2012 №290, ст.6 Федерального закона №69-ФЗ, а также пп.«е» п.9 Положения о государственном пожарном надзоре, п.6 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утв. Приказом МЧС России от 30.11.2016 №644, учитывая наличие распоряжения от 17.03.2020 №42 начальника УНД и ПР ГУ МЧС России по Липецкой области, которым определена необходимость проведения плановой выездной проверки соблюдения требований пожарной безопасности администрацией городского поселения города Данкова, пришел к правильному выводу о наличии законных оснований для проведения ответчиком плановой проверки в отношении истца.

Оценивая законность выданного предписания, суд пришел к обоснованному выводу, что государственный инспектор Данковского, Лебедянского и Краснинского районов Липецкой области по пожарному надзору ГУ МЧС России по Липецкой области и ГУ МЧС России по Липецкой области ФИО1 вправе выносить предписания по устранению нарушений пожарной безопасности.

Суд пришел к правильному выводу о законности пунктов 1 и 2 предписания, поскольку поддержание находящихся на территории городского поселения средств пожаротушения в исправном состоянии является публично - правовой обязанностью соответствующих органов местного самоуправления, что предусмотрено п.1, п.2 ст.63 Федерального закона N 123-ФЗ, в связи с чем деятельность по определению количества пожарных гидрантов, необходимых на территории городского поселения г.Данков для обеспечения требований пожарной безопасности и, в частности, п.8.6 Свода правил (обеспечение тушения любого здания не менее чем двумя гидрантами), а также обеспечению надлежащей работоспособности источников наружного противопожарного водопровода путем проведения соответствующих проверок является обязанностью администрации городского поселения.

Нарушение ст. 62, 68 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; п.8.6 СП 8.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения», которое выражается в том, что расстановка пожарных гидрантов городского поселения г.Данков не обеспечивает пожаротушение любого здания, сооружения или его части не менее чем от двух гидрантов, с учётом прокладки рукавных линий, подтверждается письмом от 20.04.2020 г. ГУ МЧС России по Липецкой области, согласно которому источники наружного противопожарного водоснабжения в соответствии с п.8.6 СП 8.13130.2009 отсутствуют на следующих улицах: <адрес> <адрес> (л.д.26-27).

Отказывая в удовлетворении требований о признании незаконным акта № 42 от 23.04.2020 года, суд исходил из того, что сам по себе акт не возлагает на истца какую-либо обязанность провести определенные мероприятия, а потому его оспаривание не направлено на защиту интересов истца.

Удовлетворяя заявленные требования в части признания незаконным пункта 3 предписания, суд исходил из то, что вина во вмененном нарушении п. 19, п. 77 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390, которое выражается в том, что территория городского поселения г. Данков не очищена от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности, должностным лицом не доказана, поскольку в предписании не указана точно территория населенного пункта и конкретное место, на котором не была произведена уборка от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности, а также не выяснялись причины формирования мусора и отходов, и лица, допустившие складирование отходов.

Поскольку решение суда в данных частях не обжалуется сторонами, судебная коллегия не находит оснований выходить за пределы доводов жалобы.

Доводы жалобы не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, с которыми согласилась судебная коллегия.

Правовых оснований, которые бы в силу закона могли повлечь отмену решения суда, жалоба не содержит.

При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным. Оснований для его отмены или изменения не имеется.

Руководствуясь статьями 308, 309 КАС РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Данковского городского суда Липецкой области от 29 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца администрации городского поселения города Данков Данковского муниципального района Липецкой области - без удовлетворения.

Председательствующий (подпись)

Судьи (подписи)

Копия верна Судья

Секретарь