ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 3А-14/2016 от 15.08.2016 Камчатского краевого суда (Камчатский край)

Дело № 3а-14/2016

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

15 августа 2016 года г. Петропавловск-Камчатский

Камчатский краевой суд в составе:

председательствующего Гончаровой Н.В.,

с участием прокурора Федорук И.Ю.,

при секретаре Черновой К.С.,

с участием представителя административного истца адвоката Ленктиса В.В., представителя административного ответчика Дементьевой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Голубевой И.И. к Министерству социального развития и труда Камчатского края о признании недействующими со дня принятия пункта 1.2.3, подпункта 6 пункта 2.6, подпункта 4 пункта 2.14 приложения к приказу Министерства социального развития и труда Камчатского края от 19 июля 2012 года № 404-п «Об утверждении административного регламента предоставления Министерством социального развития и труда Камчатского края государственной услуги по предоставлению мер социальной поддержки по оплате за жилое помещение и (или) коммунальные услуги отдельным категориям граждан, проживающим в Камчатском крае»,

УСТАНОВИЛ:

Голубева И.И. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Министерству социального развития и труда Камчатского края, в котором просила признать недействующими со дня принятия: пункт 1.2.3, подпункт 6 пункта 2.6, подпункт 4 пункта 2.14 приложения к приказу Министерства социального развития и труда Камчатского края от 19 июля 2012 года № 404-п «Об утверждении административного регламента предоставления Министерством социального развития и труда Камчатского края государственной услуги по предоставлению мер социальной поддержки по оплате за жилое помещение и (или) коммунальные услуги отдельным категориям граждан, проживающим в Камчатском крае», ссылаясь на те обстоятельства, что Министерством социального развития и труда Камчатского края утвержден Административный регламент предоставления Министерством социального развития и труда Камчатского края государственной услуги по предоставлению мер социальной поддержки по оплате за жилое помещение и (или) коммунальные услуги отдельным категориям граждан, проживающим в Камчатском крае (далее – Административный регламент), который был опубликован в газете «Официальные ведомости» от 31 июля 2012 года № 249-257. Оспариваемыми пунктами предусмотрено, что предоставление многодетной семье мер социальной поддержки производится только при условии отсутствия задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, либо, если задолженность существует, при наличии соглашения о ее погашении. Вместе с тем Законом Камчатского края от 16 декабря 2009 года № 352 «О мерах социальной поддержки многодетных семей» регламентировано, что ежемесячная денежная компенсация платы за коммунальные услуги многодетным семьям в Камчатском крае предоставляется в качестве меры социальной поддержки независимо от наличия или отсутствия у них задолженности по коммунальным платежам. При таких обстоятельствах положения Административного регламента, регламентирующие возможность получения мер социальной поддержки только при условии отсутствия задолженности по оплате за жилые помещения и коммунальные услуги либо при наличии соглашения о ее погашении, противоречат Закону Камчатского края от 16 декабря 2009 года № 352 «О мерах социальной поддержки многодетных семей», имеющему большую юридическую силу. Голубева И.И. полагает, что положения Административного регламента нарушают ее права на меры социальной защиты, поскольку с 1 февраля 2014 года в связи с задолженностью по оплате коммунальных услуг ей было приостановлено предоставление ежемесячной денежной компенсации части платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Административный истец Голубева И.И. участия в судебном заседании не принимала.

Представитель административного истца Ленктис В.В. в судебном заседании поддержал требования Голубевой И.И. по изложенным в иске основаниям.

Представитель Министерства социального развития и труда в Камчатском крае Дементьева А.В., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения требований Голубевой И.И. Дополнительно суду пояснила, что на федеральном уровне меры по поддержке многодетных семей установлены Указом Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 года № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей», согласно которому субъектам Российской Федерации предписано установить для многодетных семей скидку не ниже 30% от установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией. В развитие указанных положений в Камчатском крае принят Закон Камчатского края от 16 декабря 2009 года № 352 «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Камчатском крае», регламентирующий предоставление многодетным семьям в Камчатском крае ежемесячной денежной компенсации платы за коммунальные услуги независимо от формы собственности жилищного фонда. Приказом Министерства социального развития и труда Камчатского края от 19 июля 2012 года № 404-п утвержден административный регламент предоставления Министерством социального развития и труда Камчатского края государственной услуги по предоставлению мер социальной поддержки по оплате за жилое помещение и (или) коммунальные услуги отдельным категориям граждан, проживающим в Камчатском крае, в соответствии с которым меры социальной поддержки по плате за жилое помещение и (или) коммунальные услуги, в том числе электроснабжение, предоставляются в денежной форме в виде ежемесячной денежной компенсации части платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги. Согласно ст. 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляется гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению. При таком положении оспариваемые положения Административного регламента нельзя расценить как ограничение права на получение меры социальной поддержки, предусмотренной Законом Камчатского края от 16 декабря 2009 года № 352 «О мерах социальной поддержки многодетных семей». Просила производство по административному делу прекратить на основании п. 1 ч. 2 ст. 214 КАС РФ, указав, что оспариваемый Административный регламент признан утратившим силу приказом Министерства социального развития и труда Камчатского края № 720-п от 30 июня 2016 года, опубликованным в газете «Официальные ведомости» от 14 июля 2016 года № 166-171.Следовательно, оспариваемый нормативный правовой акт не порождает правовых последствий и в силу этого не может повлечь нарушение прав и свобод Голубевой И.И. и других лиц.

Выслушав лиц, участвующих в деле, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым производство по делу прекратить, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Статьей 27 Устава Камчатского края от 4 декабря 2008 года № 141 установлено, что систему нормативных правовых актов Камчатского края составляют настоящий Устав, законы Камчатского края и иные нормативные правовые акты Камчатского края.

Иными нормативными правовыми актами Камчатского края являются постановления Законодательного Собрания, постановления губернатора Камчатского края, постановления Правительства, а также нормативные правовые акты иных исполнительных органов государственной власти Камчатского края, издаваемые в форме приказов и постановлений.

В силу ст. 28 Устава Камчатского края от 4 декабря 2008 года № 141 законы и иные нормативные правовые акты Камчатского края по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу в указанный в них срок, но не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.

Пунктами «ж» и «к» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно частям 2 и 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

В силу подп. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей).

Указом Президента РФ от 5 мая 1992 года № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей»в целях проведения целенаправленной и адресной политики по усилению социальной поддержки многодетных семей в условиях либерализации цен постановлено Правительствам республик в составе Российской Федерации, органам исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга установить для многодетных семей скидку в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, - от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению на данной территории.

Законом Камчатского края от 16 декабря 2009 года № 352 «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Камчатском крае» установлены меры социальной поддержки многодетных семей в Камчатском крае.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 6 Закона Камчатского края от 16 декабря 2009 года № 352 «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Камчатском крае» многодетным семьям предоставляется ежемесячная денежная компенсация платы за коммунальные услуги (тепло-, водо-, электро-, газоснабжение и водоотведение) независимо от формы собственности жилищного фонда: а) многодетным семьям, имеющим в своем составе от трех до шести детей, в размере 30 процентов регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, установленного постановлением Правительства Камчатского края, в части, относящейся к стоимости коммунальных услуг; б) многодетным семьям, имеющим в своем составе семь и более детей, в размере 50 процентов регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, установленного постановлением Правительства Камчатского края, в части, относящейся к стоимости коммунальных услуг.

Статьей 9 Закона Камчатского края «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Камчатском крае» установлено, что предоставление мер социальной поддержки, установленных настоящим Законом, является расходным обязательством Камчатского края и обеспечивается за счет средств краевого бюджета.

Согласно п. 4 ст. 2 и п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять эти услуги в соответствии с административными регламентами - нормативными правовыми актами, устанавливающими порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.

Пунктом 1.2 постановления Правительства Камчатского края от 5 августа 2011 года № 321-П «Об утверждении Порядка разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и Порядка разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг исполнительными органами государственной власти Камчатского края» установлено, что административные регламенты разрабатываются исполнительными органами государственной власти Камчатского края, к сфере деятельности которых относится исполнение государственной функции, в соответствии с законодательством Российской Федерации и Камчатского края, устанавливающим критерии, сроки и последовательность выполнения административных процедур (действий) и (или) принятия решений.

В соответствии с Положением о Министерстве социального развития и труда Камчатского края, утвержденным Постановлением Правительства Камчатского края от 19 декабря 2008 года № 423-П, Министерство социального развития и труда Камчатского края является исполнительным органом государственной власти Камчатского края, осуществляющим функции по выработке и реализации региональной политики и нормативному правовому регулированию в сфере социального развития и труда Камчатского края. По вопросам установленной сферы деятельности министр социального развития и труда Камчатского края издает приказы.

19 июля 2012 года Приказом Минсоцразвития и труда Камчатского края № 404-п утвержден Административный регламент предоставления Министерством социального развития и труда Камчатского края государственной услуги по предоставлению мер социальной поддержки по плате за жилое помещение и (или) коммунальные услуги отдельным категориям граждан, проживающим в Камчатском крае (далее - Административный регламент).

Приказ Минсоцразвития и труда Камчатского края № 404-п от 19 июля 2012 года опубликован в газете «Официальные ведомости» от 31 июля 2012 года № 249-257.

Согласно п. 1.1.1 Административного регламента предметом его регулирования является регулирование отношений, возникающих между Министерством социального развития и труда Камчатского края и физическими лицами при предоставлении государственной услуги по предоставлению мер социальной поддержки по плате за жилое помещение и (или) коммунальные услуги отдельным категориям граждан, проживающим в Камчатском крае, через краевое государственное казенное учреждение «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий» и его филиалы.

Согласно п. 1.2.3 Административного регламента государственная услуга предоставляется при отсутствии у заявителей задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении заявителями соглашений по ее погашению.

В соответствии с подп. 6 п. 2.6 Административного регламента для предоставления государственной услуги заявитель обращается с заявлением о предоставлении государственной услуги, с приложением необходимых документов, в том числе, квитанции по плате за жилищно-коммунальные услуги, по плате за электроснабжение за последний месяц перед обращением гражданина за государственной услугой либо договор о реструктуризации имеющего долга по плате за жилищно-коммунальные услуги.

В силу подп. 4 п. 2.14 Административного регламента основанием для приостановления предоставления государственной услуги является поступление в КГКУ «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий» сведений о наличии у заявителя задолженности по плате за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в срок, превышающий 2 месяца.

По смыслу приведенных положений Административного регламента оспариваемый истцом в части нормативный правовой акт Министерства социального развития и труда Камчатского края фактически определяет порядок предоставления на территории Камчатского края мер социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, в том числе многодетным семьям.

Согласно разделу 2 Положением о Министерстве социального развития и труда Камчатского края к полномочиям Министерства социального развития и труда Камчатского края относится предоставление мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан.

Соответственно, утверждая Административный регламент, Министерство социального развития и труда Камчатского края действовало в рамках имеющихся у него полномочий.

В ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплена обязанностьграждан своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Частью 1 ст. 160 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

Согласно части 3 приведенной статьи компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

Таким образом федеральный законодатель в ч. 3 ст. 160 Жилищного кодекса Российской Федерации определил отсутствие у гражданина задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг или заключение им и (или) выполнение соглашений по погашению такой задолженности как обязательное условие предоставления гражданину указанных в ч. 1 ст. 160 Жилищного кодекса Российской Федерации мер социальной поддержки, в случае если предоставление таких мер предусмотрено для соответствующей категории граждан законодательством Российской Федерации или ее субъекта, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

При этом, исходя из приведенных положений ч. 1 ст. 160 Жилищного кодекса Российской Федерации, в случае когда указанные в данной норме компенсации предоставляются за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, условия и порядок их предоставления устанавливаются законами соответствующего субъекта Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

С учетом вышеизложенного оспариваемые истцом положения пункта 1.2.3, подпункта 6 пункта 2.6, подпункта 4 пункта 2.14 Административного регламента, утвержденного Приказом Минсоцразвития и труда Камчатского края № 404-п от 19 июля 2012 года, установили механизм предоставления на территории Камчатского края вышеуказанных мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, в том числе многодетным семьям, предусматривающий условия предоставления таких мер, полностью соответствующие нормам жилищного законодательства.

Вопреки доводам Голубевой И.И. оспариваемые в рамках настоящего дела положения пункта 1.2.3, подпункта 6 пункта 2.6, подпункта 4 пункта 2.14 Административного регламента также не противоречат Закону Камчатского края от 16 декабря 2009 года № 352 «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Камчатском крае», поскольку п. 3 ст. 6 Закона Камчатского края установил только размер ежемесячной компенсации платы за коммунальные услуги, а в Административном регламенте прописаны не противоречащие федеральному законодательству условия и порядок предоставления данной меры социальной поддержки граждан на территории Камчатского края.

Таким образом оспариваемые административным истцом положения Административного регламента не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушают права и законные интересы административного истца.

Исходя из положений статей 208, 213 и 215 КАС РФ предметом судебного рассмотрения может быть нормативный правовой акт, который на период оспаривания его в суде является действующим и влекущим нарушение прав и свобод, законных интересов лиц, в отношении которых применен этот акт, а также лиц, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом.

Нормативный правовой акт, действие которого прекращено, сам по себе основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей уже не является и каких-либо нарушений охраняемых законом прав, свобод и интересов физических и юридических лиц повлечь не может, вследствие чего такой акт не может быть предметом судебной проверки.

С настоящим административным иском Голубева И.И. обратилась в суд 24 июня 2016 года, административное исковое заявление принято к производству суда 15 июля 2016 года.

Приказом Министерства социального развития и труда Камчатского края № 720-п от 30 июня 2016 года «Обутверждении административного регламента предоставления Министерством социального развития и труда Камчатского края государственной услуги по назначению мер социальной поддержки по плате за жилое помещение и (или) коммунальные услуги отдельным категориям граждан, проживающим в Камчатском крае (региональные льготники)» признан утратившим силу приказ Министерства социального развития и труда Камчатского края от 19 июля 2012 года № 404-п «Об утверждении административного регламента предоставления Министерством социального развития и труда Камчатского края государственной услуги по предоставлению мер социальной поддержки по оплате за жилое помещение и (или) коммунальные услуги отдельным категориям граждан, проживающим в Камчатском крае». Приказ Министерства социального развития и труда Камчатского края № 720-п от 30 июня 2016 года опубликован в газете «Официальные ведомости» от 14 июля 2016 года № 166-171, вступил в законную силу 24 июля 2016 года и распространяется на правоотношения, возникающие с 1 августа 2016 года (п. 3 Приказа № 720-п).

Таким образом, оспариваемый Голубевой И.И. Административный регламент на момент рассмотрения настоящего административного дела в суде является недействующим, следовательно, не порождает правовых последствий и в силу этого не может повлечь каких-либо нарушений охраняемых законом прав, свобод и интересов административного истца и других лиц.

В силу ч. 2 ст. 194, п. 1 ч. 2 ст. 214 КАС РФ суд вправе прекратить производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, если оспариваемый нормативный правовой акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.

В соответствии с ч. 11 ст. 213 КАС РФ утрата нормативным правовым актом силы или его отмена в период рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта не может служить основанием для прекращения производства по этому административному делу в случае, если при его рассмотрении установлены применение оспариваемого нормативного правового акта в отношении административного истца и нарушение его прав, свобод и законных интересов.

Препятствий для прекращения производства по настоящему административному делу, предусмотренных ч. 11 ст. 213 КАС РФ, не имеется, поскольку, исходя из исследованных в суде материалов дела, при применении в отношении Голубевой И.И. пунктов оспариваемого ею Административного регламента каких-либо нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца не допущено.

Принимая во внимание, что оспариваемый административным истцом Административный регламент признан утратившим силу и тем самым перестал затрагивать ее права, свободы и законные интересы, а применение в отношении административного истца указанного нормативного правового акта не повлекло нарушение ее прав, свобод и законных интересов, суд приходит к выводу, что производство по настоящему административному делу подлежит прекращению на основании п. 1 ч. 2 ст. 214 КАС РФ.

В связи с прекращением производства по делу повторное обращение в суд по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

Уплаченная административным истцом согласно чеку-ордеру от 23 июня 2016 г. государственная пошлина в размере 300 рублей, на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возврату.

Руководствуясь ст.ст. 195, 199, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Производство по административному делу по административному иску Голубевой Ирины Ивановны к Министерству социального развития и труда Камчатского края о признании недействующими со дня принятия пункта 1.2.3, подпункта 6 пункта 2.6, подпункта 4 пункта 2.14 приложения к приказу Министерства социального развития и труда Камчатского края от 19 июля 2012 года № 404-п «Об утверждении административного регламента предоставления Министерством социального развития и труда Камчатского края государственной услуги по предоставлению мер социальной поддержки по оплате за жилое помещение и (или) коммунальные услуги отдельным категориям граждан, проживающим в Камчатском крае», прекратить.

Возвратить Голубевой И.И. уплаченную по настоящему дела государственную пошлину в размере 300 рублей согласно чеку-ордеру от 23 июня 2016 года.

Определение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Камчатского краевого суд в течение 15 дней с даты его вынесения.

Председательствующий Н.В. Гончарова