ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 4ГА-2627/18 от 15.10.2018 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

4Га-2627/2018

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ФИО3

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции

Судья Верховного Суда Республики Крым Воробьёва С.А., изучив кассационную жалобу Лозовой Ирины Юрьевны на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 24 апреля 2018 года по административному исковому заявлению Лозовой Ирины Юрьевны к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Яценко Ивану Николаевичу об оспаривании отказа в государственной регистрации права на недвижимое имущество и обязанности совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Лозовая И.Ю. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Яценко И.Н., в котором просила признать незаконным отказ государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в государственной регистрации за административным истцом права собственности на объект недвижимого имущества с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, выраженный в сообщении от 28 июля 2017 года №90/018/100/2017-2530; возложить на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым обязанность обеспечить перевод на русский язык декларации о готовности законченного строительством объекта к эксплуатации, зарегистрированной в Инспекции ГАСК в АР Крым №КР142131280020 от 08 мая 2013 года; возложить на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым обязанность в течение десяти рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу зарегистрировать за административным истцом право собственности на объект недвижимого имущества с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>. Требования мотивированы тем, что Лозовая И.Ю. обратилась в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением с целью государственной регистрации ранее возникшего права собственности на объект недвижимого имущества с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>. Однако государственный регистратор при его рассмотрении неправильно применил нормы Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года №38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», поскольку ссылался на положения указанного закона, которые регулируют основания государственной регистрации создаваемого или созданного объекта недвижимого имущества, а не на положения, предусматривающие основания регистрации ранее возникшего права собственности на объект недвижимого имущества. Административный истец указывает, что декларация о готовности законченного строительством объекта к эксплуатации, зарегистрированная в Инспекции ГАСК в АР Крым №КР142131280020 от 08 мая 2013 года, поданная в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым вместе с заявлением о регистрации ранее возникшего права собственности на объект недвижимого имущества, является документом, подтверждающим наличие ранее возникшего права на объект недвижимого имущества согласно Перечню документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации, утвержденному Постановлением Совета министров Республики Крым от 11 августа 2014 года №264. Считает необоснованным указание государственного регистратора на необходимость предоставления правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором расположено домовладение, а также перевода правоустанавливающих документов на русский язык.

Решением Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 16 января 2018 года административное исковое заявление Лозовой И.Ю. удовлетворено частично. Признано незаконным решение Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, оформленное в виде сообщения об отказе в государственной регистрации от 28 июля 2017 года №90/018/100/2017-2530. Возложена на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым обязанность повторно рассмотреть заявление Лозовой И.Ю. от 18 апреля 2017 года №90/018/100/2017-2530 о государственной регистрации прав на объект недвижимого имущества. В удовлетворении остальной части требований Лозовой И.Ю. отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 24 апреля 2018 года решение Центрального районного суда г. Симферополя от 16 января 2018 года отменено и принято по делу новое решение, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления Лозовой И.Ю. к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Яценко И.Н. об оспаривании отказа в государственной регистрации права на недвижимое имущество.

В кассационной жалобе, поступившей в Верховный Суд Республики Крым 13 августа 2018 года, Лозовая И.Ю. просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 24 апреля 2018 года и направить дело на новое апелляционное рассмотрение в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Крым.

Кассационная жалоба обоснована тем, что судом апелляционной инстанции была дана неверная оценка имеющимся в материалах дела документам, в том числе декларации о готовности объекта к эксплуатации, зарегистрированной Инспекцией ГАСК в АР Крым 08 мая 2013 года, которая подтверждает наличие ранее возникших прав на объект недвижимого имущества с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, и является основанием для оформления права собственности на такой объект капитального строительства (недвижимости). В результате чего судом апелляционной инстанции были допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов. Также заявитель указывает, что судом апелляционной инстанции не принято во внимание положение статьи 8 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года №38-3PK «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», согласно которым перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав, устанавливается нормативным правовым актом Совета Министров Республики Крым.

Дело истребовано в суд кассационной инстанции 22 августа 2018 года, поступило в Верховный Суд Республики Крым 31 августа 2018 года и передано судье на изучение.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 323 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам изучения кассационных жалобы, представления судья выносит определение об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.

В силу статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

При изучении доводов кассационной жалобы заявителя не установлены основания для передачи данной кассационной жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании президиума Верховного Суда Республики Крым.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Как установлено судами первой и апелляционной инстанции, Лозовая И.Ю. обратилась в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о государственной регистрации права собственности на объект недвижимости - жилой дом, кадастровый номер , площадью <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>. К заявлению о государственной регистрации права собственности на объект недвижимости в качестве правоустанавливающих документов административным истцом были приложены: кадастровый паспорт на объект недвижимого имущества от 03 июля 2015 года №90-02/2015-192878; справка КРП «Бюро регистрации и технической инвентаризации г.Судака» о технических характеристиках объекта недвижимого имущества от 17 апреля 2013 года; справка о присвоении жилому дому адреса; декларация о готовности объекта к эксплуатации от 08 мая 2013 года №КР142131280020.

28 апреля 2017 года государственным регистратором вынесено уведомление №90/018/100/2017-2530 о приостановлении государственной регистрации до 27 июля 2017 года, в связи с необходимостью в установленные сроки привести в соответствие с нормами действующего законодательства представленные на регистрацию документы; предоставить правоустанавливающий документ на земельный участок, в пределах которого расположен рассматриваемый объект недвижимого имущества; уточнить в Едином государственном реестре недвижимости в сведениях о регистрируемом объекте информацию о земельном участке, в пределах которого расположен вышеуказанный объект; предоставить соответствующий перевод декларации о готовности объекта к эксплуатации с украинского языка на русский, поскольку в соответствии со статьей 8 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года №38-3PK «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» орган, осуществляющий государственную регистрацию, вправе осуществлять перевод только документов, являющихся основанием для государственной регистрации ранее возникшего права; предоставить соответствующее согласие всех собственников земельного участка в пределах которого расположен объект недвижимости, в случае если земельный участок принадлежит на праве общей долевой собственности.

Принятое решение мотивировано регистратором со ссылками на положения части 10 статьи 40, части 7 статьи 70 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», а также положения части 2-1 статьи 8 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года №38-3PK «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым».

По истечении установленного срока сообщением государственного регистратором Яценко И.Н. от 28 июля 2017 года №90/018/100/2017-2530 Лозовой И.Ю. было отказано в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости, в связи с не устранением причин, которые послужили основанием для приостановления государственной регистрации.

Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, регулируются Федеральным законом от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений; далее - Федеральный закон №218-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона №218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Согласно части 4 статьи 18 Федерального закона №218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, в том числе документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

В силу части 10 статьи 40 Федерального закона №218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на объект незавершенного строительства осуществляются на основании разрешения на строительство такого объекта и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.

В соответствии с частью 1 статьи 69 Федерального закона №218-ФЗ права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости.

На основании части 7 статьи 70 Федерального закона №218-ФЗ до 1 марта 2018 года основаниями для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, или на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границах населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются только технический план указанных объектов индивидуального жилищного строительства и правоустанавливающий документ на земельный участок, если в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположены указанные объекты индивидуального жилищного строительства. В данном случае сведения об объекте индивидуального жилищного строительства, за исключением сведений о местоположении такого объекта недвижимости на земельном участке, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на строительство и проектной документации таких объектов недвижимости (при ее наличии) либо декларации об объекте недвижимости, предусмотренной частью 11 статьи 24 настоящего Федерального закона (в случае, если проектная документация не изготавливалась).

Согласно части 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона №6-ФКЗ до 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

Особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым устанавливаются в соответствии с Законом Республики Крым от 31 июля 2014 года №38-3PK «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (далее – Закон Республики Крым №38-3PK).

Согласно части 1 статьи 8 Закона Республики Крым №38-3PK к правам, ограничениям прав и обременениям объектов недвижимого имущества, возникшим на территории Республики Крым до вступления в силу Федерального конституционного закона (далее - ранее возникшие права), применяется порядок осуществления государственной регистрации прав, установленный Федеральным законом от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

В соответствии с частью 4 статьи 8 Закона Республики Крым №38-3PK перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав, устанавливается нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым.

Постановлением Совета министров Республики Крым от 11 августа 2014 года №264 утвержден Перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации.

Из подпункта 22 пункта 1 указанного Перечня следует, что к документами, подтверждающими наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимыми для государственной регистрации, изданным (выданным) в установленном порядке на территории Республики Крым до 16 марта 2014 года, относится, в том числе, решение о вводе в эксплуатацию построенного объекта недвижимости.

Частью 2 статьи 8-1 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года №38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений) установлено, что основаниями для государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности физического лица на объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, в срок до 1 марта 2018 года, а также на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, установленный вид разрешенного использования которого соответствует видам разрешенного использования «Для индивидуального жилищного строительства (код 2.1)», «Для ведения личного подсобного хозяйства (код 2.2)» (расположенном в границах населенного пункта), «Объекты гаражного назначения (код 2.7.1)», «Ведение садоводства (код 13.2)», «Ведение дачного хозяйства (код 13.3)», предусмотренным классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 года №540, являются правоустанавливающий документ на земельный участок, в границах которого расположен такой объект недвижимого имущества, и технический план объекта недвижимости.

Предоставление правоустанавливающего документа на земельный участок для осуществления государственной регистрации права собственности на соответствующий объект не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости в установленном законом порядке.

Согласно части 1 статьи 246 Гражданского кодекса Российской Федерации распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников.

Частью 1 статьи 247 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом.

В соответствии с пунктами 5,7,9 части 1 статьи 26 Федерального закона №218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации; не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам.

На основании статьи 27 Федерального закона №218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

Суд первой инстанции, удовлетворяя частично административное исковое заявление Лозовой И.Ю. и признавая незаконным оспариваемое решение Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, исходил из того, что представленная административным истцом декларация о готовности объекта к эксплуатации, зарегистрированная в Инспекции ГАСК в АР Крым №КР142131280020 от 08 мая 2013 года, соответствует требованиям законодательства, была зарегистрирована в установленном порядке, в связи с чем в силу предписаний постановления Совета министров Республики Крым от 11 августа 2014 года №264 является документом, подтверждающим ранее возникшее право на объект недвижимого имущества. Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к выводу о необоснованности требования государственного регистратора о предоставлении дополнительных документов, поскольку регистрации подлежал объект недвижимости, право на который возникло у Лозовой И.Ю. ранее.

Отменяя решение суда первой инстанции и принимая новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований Лозовой И.Ю., суд апелляционной инстанции руководствовался тем, что действовавшее на момент создания указанного выше объекта недвижимости на территории Республики Крым законодательство Украины предусматривало обязательную государственную регистрацию права собственности на объекты недвижимого имущества. В частности, в соответствии с частью 2 статьи 331 Гражданского кодекса Украины право собственности на вновь созданное недвижимое имущество возникает с момента завершения строительства. Если законом предусмотрено принятие недвижимого имущества в эксплуатацию, право собственности возникает с момента его принятия в эксплуатацию. Если право собственности на недвижимое имущество согласно закону подлежит государственной регистрации, то право собственности возникает с момента государственной регистрации. Пунктом 2 статьи 5 Закона Украины «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их ограничений» установлено, что если законодательством предусмотрено принятие в эксплуатацию объекта недвижимого имущества, государственная регистрация прав на такой объект проводится после принятия его в эксплуатацию. Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции указал, что представленная на регистрацию декларация о готовности объекта к эксплуатации была зарегистрирована 30 апреля 2013 года в Инспекции государственного архитектурного-строительного надзора в АР Крым, что свидетельствует только о вводе здания в эксплуатацию. Однако право собственности на указанный объект недвижимости не было зарегистрировано в установленном порядке. Указанная декларация не содержит отметки о регистрации права собственности. При этом в судебном заседании суда апелляционной инстанции Лозовая И.Ю. подтвердила, что она не регистрировала право собственности до вхождения Республики Крым в состав Российской Федерации. Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что право собственности Лозовой И.Ю. на объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: <адрес>, не возникло, в связи с чем декларация о готовности объекта к эксплуатации не может свидетельствовать о ранее возникшем праве. На основании приведенных обстоятельств суд апелляционной инстанции указал, что поскольку право собственности ранее не возникло, то и документы, указанные в Перечне документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации, утвержденном постановлением Совета министров Республики Крым от 11 августа 2014 года №264, не могут подтверждать такое право. При этом суд апелляционной инстанции отметил, что в данном случае право собственности Лозовой И.Ю. может быть зарегистрировано только как на новое, построенное здание. В то же время суд апелляционной инстанции указал, что на момент вынесения оспариваемого решения Лозовой И.Ю. была зарегистрирована доля (1/6) в праве общей долевой собственности на земельный участок, расположенный под указанным зданием. Поскольку Лозовая И.Ю. зарегистрировала долю в праве общей долевой собственности на земельный участок в установленном порядке, то государственный регистратор в соответствии с частью 2 статьи 8-1 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года №38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» не вправе был требовать документы, подтверждающие право собственности на земельный участок. Однако поскольку регистрация права собственности на жилой дом затрагивает права и обязанности других участников долевой собственности на земельный участок, то в силу положений части 1 статьи 247 Гражданского кодекса Российской Федерации требуется их согласие на указанные действия. В связи с изложенным суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что поскольку административным истцом не предоставлено согласие других участников долевой собственности на регистрацию права собственности Лозовой И.Ю. на жилой дом, то государственным регистратором обосновано отказано административному истцу в регистрации права собственности.

Данные выводы суда апелляционной инстанции соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела, новое решение судебной коллегией принято при правильном толковании и применении норм материального и процессуального права.

Доводы кассационной жалобы в целом сводятся к несогласию с установленными судом апелляционной инстанции обстоятельствами дела и направлены на их переоценку, не могут служить основанием передачи кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании президиума Верховного Суда Республики Крым, поскольку не подтверждают наличие существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход административного дела, и не являются достаточными для пересмотра судебного акта в кассационном порядке.

Правовых доводов, которые могли бы повлиять на существо состоявшегося судебного акта суда апелляционной инстанции и, соответственно, явиться основанием для его отмены, кассационная жалоба не содержит.

С учетом вышеприведенного, оснований для передачи кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании президиума Верховного Суда Республики Крым по доводам жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 323, 324, 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья

ОПРЕДЕЛИЛ:

В передаче кассационной жалобы Лозовой Ирины Юрьевны на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 24 апреля 2018 года по административному исковому заявлению Лозовой Ирины Юрьевны к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Яценко Ивану Николаевичу об оспаривании отказа в государственной регистрации права на недвижимое имущество и обязанности совершить определенные действия, для рассмотрения в судебном заседании президиума Верховного Суда Республики Крым – отказать.

Судья Верховного Суда

Республики Крым (подпись) С.А. Воробьёва

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>