ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 4ГА-3464/18 от 24.12.2018 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

4Га-3464/2018

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции

Судья Верховного Суда Республики Крым Воробьёва С.А., изучив кассационную жалобу Писковой Виктории Анатольевны на решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 04 апреля 2018 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 31 июля 2018 года по административному исковому заявлению Писковой Виктории Анатольевны к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Мирошниченко Анне Владимировне, заинтересованные лица: Бойко Руслана Анатольевна, Бойко Тамара Васильевна, о признании незаконным решения, обязании совершить определённые действия,

УСТАНОВИЛ:

Писковая В.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Мирошниченко А.В., заинтересованные лица: Бойко Р.А., Бойко Т.В., в котором просила признать незаконным отказ в государственной регистрации, изложенный в сообщении об отказе в государственной регистрации от 05 февраля 2018 года ; возложить на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым обязанность обеспечить перевод на русский язык договора купли-продажи жилого дома и земельного участка от 20 июня 2011 года, реестровый , удостоверенного нотариусом ФИО7, и зарегистрировать за Писковой В.А. ранее возникшее право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый , в сроки, предусмотренные статьёй 16 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», на основании заявления о государственной регистрации права на недвижимое имущество от 26 октября 2017 года №90/016/005/2017-2286 и поданных с ним документов. Требования мотивированы тем, что с целью регистрации ранее возникшего права на земельный участок, расположенный по указанному выше адресу, Писковой В.А., посредством представителя, было подано соответствующее заявление и предоставлен нотариально удостоверенный договор купли-продажи жилого дома и земельного участка от 20 июня 2011 года, реестровый , и кадастровый паспорт земельного участка от 31 октября 2016 года. Договор купли-продажи жилого дома и земельного участка, представленный на регистрацию, заключён в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества в момент заключения сделки, заверен в установленном законом порядке нотариусом, и является документом, подтверждающим ранее возникшее право согласно пункту 18 Перечня документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации, утверждённого постановлением Совета министров Республики Крым от 11 августа 2014 № 264. Однако, административному истцу было отказано в государственной регистрации перехода права собственности. Отказ со ссылками на законодательство Украины мотивирован тем, что административным истцом не представлен документ, подтверждающий ранее возникшее право. Также в приведённом отказе сообщено о невыполнении требований о переводе поданного договора. Писковая В.А. считает, что оспариваемый отказ не обоснован, противоречит нормам действующего законодательства Российской Федерации и Республики Крым, и создаёт препятствия к осуществлению её прав и реализации законных интересов по государственной регистрации объекта недвижимости. Также административный истец указала, что обязанность обеспечить перевод документов, подтверждающих ранее возникшее право, возложена на государственный орган, уполномоченный в сфере регистрации прав и государственного кадастрового учёта, у заявителя такая обязанность отсутствует. Кроме того, по мнению административного истца, ссылки государственного регистратора на законодательство Украины при реализации гражданкой Писковой В.А. своих прав на территории Республики Крым являются неуместными, поскольку с 18 марта 2014 года на территории Республики Крым действует законодательство Российской Федерации.

Решением Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 04 апреля 2018 года в удовлетворении административных исковых требований Писковой В.А. к административным ответчикам Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Мирошниченко А.В., при участии в деле заинтересованных лиц – Бойко Р.А., Бойко Т.В., о признании незаконным решения, обязании совершить определённые действия отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 31 июля 2018 года решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 04 апреля 2018 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба Писковой В.А. – без удовлетворения.

В кассационной жалобе, поступившей в Верховный Суд Республики Крым 26 октября 2018 года, Писковая В.А. просит отменить решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 04 апреля 2018 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 31 июля 2018 года и принять новый судебный акт, не передавая дело на новое рассмотрение, которым административные исковые требования Писковой В.А. удовлетворить в полном объеме.

Кассационная жалоба обоснована тем, что судами первой и апелляционной инстанций неверно определены юридически значимые обстоятельства по делу, неправильно применены нормы материального права, дана неверная оценка объяснениям сторон и представленным им доказательствам. Заявитель указывает, что в соответствии с законодательством Украины, действовавшим на территории Республики Крым на момент заключения договора купли-продажи жилого дома и земельного участка от 20 июня 2011 года, право собственности на земельный участок по договору купли-продажи возникало с момента государственной регистрации сделки, а не с момента государственной регистрации права собственности. Считает, что договор купли-продажи жилого дома и земельного участка от 20 июня 2011 года, удостоверенный нотариусом Калининой Н.В. и зарегистрированный в государственном реестре сделок, был заключен в установленном порядке на территории Республики Крым до 16 марта 2014 года в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки, является документом, подтверждающим наличие ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, необходимым и достаточным для государственной регистрации права. Также заявитель указывает, что требования государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о предоставлении соответствующего перевода договора купли-продажи жилого дома и земельного участка от 20 июня 2011 года с украинского языка на русский язык, совершении определенных действий и предоставления дополнительный документов для проведения государственной регистрации права, противоречат нормам действующего законодательства Российской Федерации и Республики Крым, незаконны, создают препятствия к осуществлению прав Писковой В.А. и реализации законных интересов по государственной регистрации объекта недвижимости, а также незаконно обязывают её произвести действия, не предусмотренные действующим законодательством. Также заявитель указывает, что она обращалась в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и их обременений с целью регистрации права недвижимого имущества, однако орган поставил отметку о регистрации права не на государственном акте на право собственности на земельный участок, а на самом договоре.

Дело истребовано в суд кассационной инстанции 31 октября 2018 года, поступило в Верховный Суд Республики Крым 13 ноября 2018 года и передано судье на изучение.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 323 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам изучения кассационных жалобы, представления судья выносит определение об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.

В силу статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

При изучении доводов кассационной жалобы заявителя не установлены основания для передачи данной кассационной жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании президиума Верховного Суда Республики Крым.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Как установлено судами первой и апелляционной инстанции, 20 июня 2011 года между ФИО4 и ФИО3 (продавцы) и Писковой В.А. (покупатель) заключён договор купли-продажи жилого дома и земельного участка, согласно которому Писковая В.А. купила жилой дом с надворными строениями и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>.

В пункте 1.4 приведённого выше договора указано, что земельный участок находится в общей совместной собственности покупателей и принадлежит им на основании Государственного акта на право собственности на земельный участок серии ЯЛ , выданного ДД.ММ.ГГГГ на основании решения исполнительного комитета Симферопольского городского совета от 17 апреля 1998 года № 485.

В пункте 7.8 договора указано, что он является основанием для выдачи собственнику государственного акта на право собственности на землю.

Данный договор удостоверен частным нотариусом Симферопольского городского нотариального округа АР ФИО6ФИО7, зарегистрирован в реестре за .

26 октября 2017 года Писковая В.А. обратилась в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о государственной регистрации права на объект недвижимого имущества – земельный участок, кадастровый , общей площадью <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>.

К данному заявлению были приложены следующие документы: договор купли-продажи жилого дома и земельного участка от 20 июня 2011 года; извлечение из Государственного реестра сделок от 20 июня 2011 года; государственный акт на право собственности на земельный участок от 16 июня 2011 года серии ЯЛ ; выписка из ЕГРН от 10 апреля 2017 года; кадастровый паспорт земельного участка от 31 октября 2016 года.

03 ноября 2017 года государственным регистратором в адрес административного истца направлено уведомление № 90/016/005/2017-2286 о приостановлении государственной регистрации прав на объект недвижимого имущества до 03 февраля 2018 года. Писковой В.А., со ссылками на положения статьи 26 Федерального закона №218-ФЗ, статьи 182, 334 Гражданского кодекса Украины, указано на необходимость в целях устранения причин, послуживших основанием для приостановления государственной регистрации, в установленные сроки представить документ, подтверждающий переход права собственности на земельный участок к заявителю, а именно государственный акт с отметкой соответствующего органа о регистрации права нового правообладателя; перевод на русский язык договора купли-продажи. При отсутствии документа, подтверждающего переход права собственности на земельный участок, указано на возможность регистрации права путём подачи заявления совместно с продавцом.

По истечении установленного государственным регистратором срока сообщением от 05 февраля 2018 года №90/016/005/2017-2286/167 административному истцу было отказано в осуществлении государственной регистрации прав, в связи с не устранением причин, которые послужили основанием для приостановления государственной регистрации.

В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон №218-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество представляет собой юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определённого лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.

На основании части 1 статьи 14 Федерального закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учёт и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Основаниями для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав являются, в частности, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершённые в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки (пункт 2 части 1 статьи 14 Федерального закона № 218-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона № 218-ФЗ установлено, что заявление о государственном кадастровом учёте и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав.

Перечень необходимых для государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав документы указан в части 4 статьи 18 Федерального закона № 218-ФЗ.

Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона № 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определённых законодательством Российской Федерации должностных лиц.

Частью 1 статьи 29 Федерального закона №218-ФЗ предусмотрено, что государственный кадастровый учёт и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав (пункт 3).

Частью 9 названной статьи предусмотрено, что в случае, если осуществление государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав приостановлено по основанию, указанному в пункте 6 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона, государственный регистратор прав обязан принять необходимые меры по получению дополнительных документов и (или) сведений и (или) подтверждению подлинности документов, достоверности указанных в них сведений.

Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона № 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав приостанавливается, в том числе: если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав (пункт 5); по решению государственного регистратора прав в случае, если представленные документы не являются подлинными или сведения, содержащиеся в них, недостоверны (пункт 6); форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 7).

В соответствии со статьёй 27 Федерального закона № 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

Согласно части 1 статьи 1206 Гражданского кодекса Российской Федерации возникновение и прекращение права собственности и иных вещных прав на имущество определяются по праву страны, где это имущество находилось в момент, когда имело место действие или иное обстоятельство, послужившие основанием для возникновение либо прекращения права собственности и иных вещных прав, если иное не предусмотрено законом.

В силу положений части 1 статьи 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее – Федеральный конституционный закон №6-ФКЗ), части 1 статьи 9 Договора о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов, законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.

Согласно статье 12 Федерального конституционного закона №6-ФКЗ на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьёй 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.

Договор купли-продажи жилого дома и земельного участка, предоставленный административным истцом для регистрации права на объект недвижимого имущества – земельный участок, кадастровый , общей площадью <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>, был заключен между ФИО4, ФИО3 и Писковой В.А. 20 июня 2011 года, то есть в период действия на территории Республики Крым законодательства Украины.

В соответствии со статьёй 125 Земельного кодекса Украины (в редакции на момент заключения договора купли-продажи) право собственности на земельный участок, а также право постоянного пользования и право аренды земельного участка возникают с момента государственной регистрации этих прав.

Согласно части 1, части 2 статьи 126 Земельного кодекса Украины право собственности на земельный участок удостоверяется государственным актом, кроме случаев, определённых частью второй настоящей статьи. Право собственности на земельный участок, приобретённый в собственность из земель частной собственности без изменения его границ, целевого назначения, удостоверяется: гражданско-правовым соглашением об отчуждении земельного участка, заключённым в порядке, установленном законом, в случае приобретения права собственности на земельный участок по такому соглашению; свидетельством о праве на наследство.

Статьёй 132 Земельного кодекса Украины предусмотрено, что соглашения о переходе права собственности на земельные участки заключаются в письменной форме и нотариально удостоверяются.

Приложением к соглашению, в соответствии с которым осуществляется отчуждение земельного участка частной собственности, является государственный акт на право собственности на земельный участок, который отчуждается (или отчуждался). Соглашения о переходе права собственности на земельный участок подлежат нотариальному удостоверению и государственной регистрации.

Согласно части 6 статьи 126 Земельного кодекса Украины при приобретении права собственности на земельный участок на основании гражданско-правового соглашения об отчуждении земельного участка, государственный акт о праве собственности на отчуждаемый земельный участок, прилагается к документу, на основании которого состоялся переход права собственности на земельный участок, в каждом таком случае отчуждения земельного участка.

На государственном акте о праве собственности на земельный участок нотариус, удостоверяющий (выдающий) документ, и орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и их обременений, делают отметку об отчуждении земельного участка с указанием документа, на сновании которого произошло отчуждение.

Орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и их обременений, делает отметку о регистрации прав на земельный участок на основании документа о его отчуждении, составленного и удостоверенного в порядке, установленном законом, в течение 14 календарных дней со дня предоставления в этот орган указанного документа. Запрещается требовать для осуществления отметки и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений документы, не предусмотренные этой статьёй.

Постановлением Кабинета Министров Украины от 06 мая 2009 года №439 «О некоторых вопросах удостоверения права собственности на земельный участок» (в редакции, действовавшей на момент соответствующих правоотношений) утверждён Порядок проставления отметки про переход права собственности на земельный участок (далее – Порядок), которым установлена процедура проставления отметки о переходе права собственности на земельный участок, приобретённый в собственность из земель частной собственности без изменения его границ и целевого назначения, на государственном акте о праве частной собственности на землю, государственном акте о праве собственности на землю, государственном акте о праве собственности на земельный участок (далее - государственный акт).

В соответствии с пунктами 2-4 указанного Порядка отметка о переходе права собственности на земельный участок проставляется на страницах государственного акта, где находится план внешних границ земельного участка, план границ земельного участка, начиная с верхнего левого угла сверху вниз, слева направо. Нотариус в случае удостоверения гражданско-правового договора об отчуждении земельного участка, выдачи свидетельства о праве на наследство на земельный участок, а также изъятия государственного акта в предусмотренных законом случаях из своих дел при наличии выписки из государственного реестра земель проставляет на государственном акте отметку о переходе права собственности на земельный участок.

Территориальный орган Госкомзема по месту нахождения земельного участка в течение 14 календарных дней со дня подачи ему документа о переходе права собственности на земельный участок проставляет на государственном акте отметку о регистрации права собственности на него такого содержания: «Зарегистрировано в Поземельной книге (дата) за реестровым номером №______». Ниже указываются фамилия и инициалы начальника и наименование территориального органа Госкомзема, указанное скрепляется печатью.

Отказывая в удовлетворении административных исковых требований Писковой В.А., суд первой инстанции исходил из того, что решение об отказе в государственной регистрации от 05 февраля 2018 года №90/016/005/2017-2286/167 принято уполномоченным должностным лицом, в рамках компетенции и в соответствии с нормами законодательства. При этом суд первой инстанции указал, что законодательство, действовавшее на территории Республики Крым на момент заключения административным истцом договора купли-продажи от 20 июня 2011 года, предусматривало обязательную регистрацию прав в уполномоченном органе посредством проставления на правоподтверждающем документе, а именно на государственном акте, отметки про переход права собственности на земельный участок. Отсутствие соответствующей отметки Госкомзема, подтверждающей регистрацию перехода права собственности на государственном акте, представленном Писковой В.А. на государственную регистрацию права собственности на земельный участок, кадастровый , общей площадью <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>, приобретенный последней на основании договора купли-продажи от 20 июня 2011 года, свидетельствует о несоблюдении административным истцом действующего на момент возникновения указанных правоотношений законодательства о регистрации такого права. Также суд первой инстанции указал, что указанные в Перечне документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации, утвержденном Постановлением Совета Министров Республики Крым от 11 августа 2014 года , документы следует считать документами, подтверждающими наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества только в том случае, если они изданы (выданы) в установленном порядке на территории Республики ФИО6 до ДД.ММ.ГГГГ. Вместе с тем надлежаще оформленные документы, подтверждающие ранее возникшее право на объект недвижимого имущества – земельный участок, кадастровый , общей площадью <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>, административным истцом на государственную регистрацию представлены не были, в связи с чем у государственного регистратора имелись законные основания для приостановления регистрации права. Кроме того, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности указания государственного регистратора на необходимость предоставления перевода правоустанавливающего документа, поскольку положения части 6 статьи 8 Закона Республики Крым №38-ЗРК от 30 июля 2014 года «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», возлагающие обязанность осуществить перевод правоустанавливающего (правоподтверждающего) документа на исполнительный орган власти, осуществляющий регистрацию прав, действуют только в случае регистрации ранее возникшего права. Принимая во внимание изложенное, суд первой инстанции пришел к выводу, что поскольку в установленный в уведомлении от 03 ноября 2017 года срок причины, послужившие основанием для приостановления государственной регистрации, административным истцом устранены не были, государственным регистратором в соответствии со статьей 27 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» правомерно отказано в государственной регистрации права.

С приведенными выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции, посчитав их законными и обоснованными. При этом суд апелляционной инстанции указал, что действовавшее на территории Республики Крым на момент заключения административным истцом договора купли-продажи жилого дома и земельного участка от 20 июня 2011 года, предусматривало обязательную регистрацию прав в уполномоченном органе посредством проставления на правоподтверждающем документе, а именно на государственном акте, отметки про переход права собственности на земельный участок. Данные положения законодательства были разъяснены сторонам договора купли-продажи нотариусом в пункте 7.7, 7.8 договора купли-продажи от 20 июня 2011 года. Государственный акт на право собственности на земельный участок, серии ЯЛ , представленный Писковой В.А. для государственной регистрации, не содержит необходимой отметки о переходе права собственности на земельный участок, предусмотренной указанным выше Порядком, а материалы дела не содержат доказательств обращения Писковой В.А. в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и их обременений, с соблюдением требований Порядка.

Данные выводы судов обеих инстанций соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении и толковании норм материального и процессуального права.

Доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании и применении к рассматриваемым отношениям норм материального и процессуального права, сводятся к несогласию с установленными судами первой и апелляционной инстанций обстоятельствами дела и направлены на их переоценку, не могут служить основанием передачи кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании президиума Верховного Суда Республики Крым, поскольку не подтверждают наличие существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход административного дела, и не могут служить предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены состоявшихся по делу судебных актов.

Правовых доводов, которые могли бы повлиять на существо обжалуемых судебных актов судов первой и апелляционной инстанций и, соответственно, явиться основанием для их отмены, кассационная жалоба не содержит.

С учетом вышеприведенного, оснований для передачи кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании президиума Верховного Суда Республики Крым по доводам жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 323, 324, 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья

ОПРЕДЕЛИЛ:

В передаче кассационной жалобы Писковой Виктории Анатольевны на решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 04 апреля 2018 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 31 июля 2018 года по административному исковому заявлению Писковой Виктории Анатольевны к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Мирошниченко Анне Владимировне, заинтересованные лица: Бойко Руслана Анатольевна, Бойко Тамара Васильевна, о признании незаконным решения, обязании совершить определённые действия, для рассмотрения в судебном заседании президиума Верховного Суда Республики Крым – отказать.

Судья Верховного Суда

Республики Крым (подпись) С.А. Воробьёва

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>