ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 4ГА-405/19 от 04.04.2019 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

4Га-405/2019

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции

Судья Верховного Суда Республики Крым Курапова З.И., изучив кассационную жалобу Бусел Светланы Васильевны на решение Сакского районного суда Республики Крым от 08 февраля 2018 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 11 сентября 2018 года по административному исковому заявлению Бусел Светланы Васильевны к Администрации Молочненского сельского поселения Сакского района Республики Крым, заинтересованные лица: Молочненский сельский совет Сакского района Республики Крым, Администрация Сакского района Республики Крым, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым об отмене пункта 2 постановления Администрации Молочненского сельского поселения Сакского района Республики Крым от 06 октября 2016 года №162-пг, обязании совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Бусел С.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к административным ответчикам, в котором просила признать недействительным пункт 2 постановления Администрации Молочненского сельского поселения Сакского района Республики Крым от 06 октября 2016 года №162-пг «Об определении категории земель и вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером »; обязать Администрацию Молочненского сельского поселения Сакского района Республики Крым изменить пункт 2 постановления Администрации Молочненского сельского поселения Сакского района Республики Крым от 06 октября 2016 года №162-пг «Об определении категории земель и вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером », изложив его в следующей редакции: «пункт 2 определить вид разрешенного использования земельного участка – для ведения подсобного сельского хозяйства (код 2.2)». Требования мотивированы тем, что административный истец является пользователем земельного участка площадью 1,5 га, расположенного <адрес>, предоставленного ей по договору аренды от 31 января 2002 года для ведения личного подсобного хозяйства. 30 сентября 2016 года указанный земельный участок был поставлен на кадастровый учет, присвоен кадастровый , указан вид разрешенного использования – ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках. 16 сентября 2017 после получения ответа из Администрации Молочненского сельского поселения административному истцу стало известно о том, что постановлением Администрации Молочненского сельского поселения Сакского района Республики Крым от 06 октября 2016 года №162-пг «Об определении категории земель и вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером » была определена (уточнена) категория земельного участка – земли населенных пунктов, пунктом 2 определен вид разрешенного использования – жилая застройка. С указанным постановлением административный истец не согласна, считает его незаконным, принятым с нарушением действующего законодательства, существенно нарушающим её права и законные интересы. Указывает, что документация по планировке территории с. Молочное не утверждена, Генеральный план с. Молочное не менялся с 1978 года и не содержит сведений об отнесении спорного земельного участка к землям жилой застройки.

Решением Сакского районного суда Республики Крым от 08 февраля 2018 года в удовлетворении административного искового заявления Бусел С.В. отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 11 сентября 2018 года решение Сакского районного суда Республики Крым от 08 февраля 2018 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба Бусел С.В. – без удовлетворения.

В кассационной жалобе, поступившей в Верховный Суд Республики Крым 04 февраля 2019 года, заявитель просит отменить решение Сакского районного суда Республики Крым от 08 февраля 2018 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 11 сентября 2018 года, принять новое постановление, не передавая дело на новое рассмотрение.

Кассационная жалоба обоснована тем, что суды первой и апелляционной инстанций допустили существенные нарушения норм материального и процессуального права, не дали надлежащей оценки обстоятельствам дела, имеющим существенное значение для правильного разрешения дела.

Дело истребовано в суд кассационной инстанции 06 февраля 2019 года, поступило в Верховный Суд Республики Крым 18 февраля 2019 года и передано судье на изучение.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 323 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам изучения кассационных жалобы, представления судья выносит определение об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.

В силу статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

При изучении доводов кассационной жалобы заявителя не установлены основания для передачи данной кассационной жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании президиума Верховного Суда Республики Крым.

Частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, 31 января 2002 года между Молочненским сельским советом Сакского района и Бусел С.В. заключен договор аренды земельного участка общей площадью <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства без права посадки многолетних растений, сроком на 5 лет.

30 сентября 2016 года указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет, присвоен кадастровый , с указанием на первоначальную постановку на кадастровый учет в 2002 году, как ранее учтенного.

Постановлением Администрации Молочненского сельского поселения Сакского района Республики Крым от 06 октября 2016 года №162-пг «Об определении категории земель и вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером » постановлено определить (уточнить) категорию земель земельному участку, расположенному по адресу: <данные изъяты>, с кадастровым номером – земли населенных пунктов; определить вид разрешенного использования земельного участка – жилая застройка.

Согласно кадастровой выписке земельного участка от 27 октября 2016 года земельный участок с кадастровым номером поставлен на кадастровый учет с видом разрешенного использования – жилая застройка.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определенные государственные гарантии его осуществления установлены Федеральным законом от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №131-ФЗ).

В соответствии с частями 1, 2 статьи 7 Федерального закона №131-ФЗ по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона №131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам, иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 48 Федерального закона №131-ФЗ муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).

Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 26 мая 2011 года № 739-О-О, положение части 1 статьи 48 Федерального закона № 131-ФЗ, регулирующее порядок отмены муниципальных правовых актов и приостановления их действия, основывающееся на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства, направлено на регламентацию деятельности и реализацию гарантий самостоятельности органов местного самоуправления, закрепленной в статье 12 Конституции Российской Федерации, и само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан.

Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации установлены категории земельных участков в зависимости от их целевого назначения.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации, обозначенные в пункте 1 указанной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Согласно части 3 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации порядок применения правил землепользования и застройки и внесения в них изменений включает в себя положения об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами.

В соответствии с частью 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений) до 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

Особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым установлены Законом Республики Крым от 31 июля 2014 года №38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (далее – Закон Республики Крым №38-ЗРК).

Согласно статье 7 Закона Республики Крым №38-ЗРК разрешенным использованием земельных участков признаются виды функционального использования земельного участка в пределах его целевого назначения, определенные документами, подтверждающими право на земельный участок, землеустроительной и градостроительной документацией, утвержденной в установленном порядке до вступления в силу Федерального конституционного закона. До утверждения правил землепользования и застройки, утверждения лесохозяйственных регламентов разрешенное использование земельных участков определяется в порядке, установленном Советом министров Республики Крым, с учетом утвержденных документов территориального планирования.

Постановлением Совета министров Республики Крым от 15 октября 2014 года №378 утверждено Положение об особенностях отнесения к определенной категории земель и определения вида разрешенного использования земельных участков (далее – Положение), пунктом 3 которого предусмотрено, что установление категории земель и (или) вида разрешенного использования земельных участков осуществляется в соответствии с видами разрешенного использования земельных участков, указанными в утвержденной документации по планировке территории.

На основании пункта 11 Положения установление категории земель и (или) вида разрешенного использования земельных участков в случаях, установленных пунктом 3 или 4 настоящего Положения, отнесено к компетенции органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, утвердившим соответствующий документ, а в случаях, предусмотренных пунктами 6 - 10 настоящего Положения, - органом местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения земельного участка.

Судами первой и апелляционной инстанций было установлено, что на территории с. Молочное действует генеральный план с. Молочное 1978 года.

Решением Молочненского сельского совета от 20 июня 2006 года №48 «Об утверждении изменений в генеральном плане селе Молочное Сакского района» утверждены изменения в генеральном плане села Молочное в границах населенного пункта в восточной и западной части с. Молочное.

На момент принятия Молочненским сельским советом указанного решения от 20 июня 2006 года №48 на территории Республики Крым действовало законодательство Украины.

В соответствии со статьей 1 Закона Украины от 20 апреля 2000 года №1699-III «О планировании и застройке территорий» (утратил силу в соответствии с Законом Украины от 17 февраля 2011 года №3038-VI «О регулировании градостроительной деятельности») генеральный план населенного пункта – это градостроительная документация, которая определяет принципиальные решения развития, планирования, застройки и другого использования территории населенного пункта.

Согласно статье 10 Закона Украины от 20 апреля 2000 года №1699-III планирование территорий на местном уровне обеспечивается соответствующими местными советами и их исполнительными органами, Киевской и Севастопольской городскими государственными администрациями в соответствии с их полномочиями, определенными законом, и состоит в разработке и утверждении генеральных планов населенных пунктов, схем планирования территорий на местном уровне и другой градостроительной документации, регулировании использования их территорий, принятии и реализации соответствующих решений о соблюдении градостроительной документации.

Статьей 12 Закона Украины от 20 апреля 2000 года №1699-III предусматривалось, что в соответствии с генеральными планами населенных пунктов сельские, поселковые, городские советы и их исполнительные органы в пределах полномочий, определенных законом разрешают вопросы выбора, изъятия (выкупа), предоставления в собственность или в пользование земельных участков.

В соответствии с ответом Администрации Молочненского сельского поселения Сакского района Республики Крым от 06 сентября 2018 года №02-12/1051 земельный участок с кадастровым номером , расположенный <адрес> к категории земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – жилая застройка.

Согласно ответу Администрации Сакского района Республики Крым от 10 сентября 2018 года №77/5572/01-37/1 земельный участок с кадастровым номером , расположенный <адрес> в соответствии с Генеральным планом с. Молочное 1978 года указан как земли населенных пунктов с видом разрешенного использования – жилая застройка.

Отказывая в удовлетворении административных исковых требований Бусел С.В., суд первой инстанции исходил из того, что решение Молочненского сельского совета от 20 июня 2006 года №48 «Об утверждении изменений в генеральном плане селе Молочное Сакского района» не было отменено, оспорено и является действующим на период рассмотрения дела. Принимая во внимание, что правообладателем земельного участка с кадастровым номером является Администрация Молочненского сельского поселения Сакского района Республики Крым, и учитывая, что утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, а также участие в выполнении кадастровых комплексных работ относится к вопросам местного значения, суд первой инстанции пришел к выводу, что постановление от 06 октября 2016 года №162-пг принято Администрацией Молочненского сельского поселения Сакского района Республики Крым в пределах полномочий и в соответствии с требованиями действующего законодательства.

С изложенными выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции, посчитав их законными и обоснованными, указав при этом, что поскольку испрашиваемый земельный участок находится в муниципальной собственности и в соответствии с вышеуказанным Положением об особенностях отнесения к определенной категории земель и определения вида разрешенного использования земельных участков, утвержденным постановлением Совета министров Республики Крым от 15 октября 2014 года №378, определение вида разрешенного использования относится к полномочиям органа местного самоуправления, а также учитывая, что в настоящее время земельный участок Бусел С.В. не передавался, в соответствии с действующим генеральным планом с. Молочное относится к землям населенных пунктов с видом разрешенного использования – жилая застройка, административный ответчик, принимая оспариваемое постановление, действовал в пределах представленных ему полномочий, оспариваемое постановление принято с соблюдением требований нормативных правовых актов, а также при соблюдении процедуры его принятия.

Данные выводы судов обеих инстанций соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении и толковании норм материального и процессуального права.

Доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального и процессуального права, подлежащих применению к спорным отношениям, сводятся к несогласию с установленными судами первой и апелляционной инстанции обстоятельствами дела и направлены на их переоценку, не могут служить основанием передачи кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании президиума Верховного Суда Республики Крым, поскольку не подтверждают наличие существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточными для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.

Правовых доводов, которые могли бы повлиять на существо состоявшихся судебных актов и, соответственно, явиться основанием к их отмене, кассационная жалоба не содержит.

С учетом вышеприведенного, оснований для передачи кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании президиума Верховного Суда Республики Крым по доводам жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 323, 324, 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья

ОПРЕДЕЛИЛ:

В передаче кассационной жалобы Бусел Светланы Васильевны на решение Сакского районного суда Республики Крым от 08 февраля 2018 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 11 сентября 2018 года по административному исковому заявлению Бусел Светланы Васильевны к Администрации Молочненского сельского поселения Сакского района Республики Крым, заинтересованные лица: Молочненский сельский совет Сакского района Республики Крым, Администрация Сакского района Республики Крым, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым об отмене пункта 2 постановления Администрации Молочненского сельского поселения Сакского района Республики Крым от 06 октября 2016 года №162-пг, обязании совершить определенные действия, для рассмотрения в судебном заседании президиума Верховного Суда Республики Крым – отказать.

Судья Верховного Суда

Республики Крым (подпись) З.И. Курапова

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>