ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 4ГА-502/19 от 12.04.2019 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

4Га-502/2019

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции

Судья Верховного Суда Республики Крым Воробьёва С.А., изучив кассационную жалобу представителя Славкина Виктора Николаевича, действующей на основании доверенности, - Микляевой Надежды Валентиновны, на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 15 мая 2018 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 18 сентября 2018 года по административному исковому заявлению Славкина Виктора Николаевича к администрации г. Ялта Республики Крым, индивидуальному предпринимателю Тохтарову Джаферу Сейтумеровичу, индивидуальному предпринимателю Сенникову Александру Юрьевичу, акционерному обществу «Крымсоюзпечать», индивидуальному предпринимателю Щербина Надежде Александровне, обществу с ограниченной ответственностью «Крым Табак Торг», заинтересованные лица: Управление потребительского рынка и услуг администрации г. Ялты Республики Крым, Департамент архитектуры и градостроительства администрации г. Ялты Республики Крым, Прилепина Назмие Абибулаевна, об оспаривании постановлений,

УСТАНОВИЛ:

представитель Славкина В.Н. – Микляева Н.В. обратилась в суд с административным иском, в котором, с учётом заявления об уточнении исковых требований, просила признать недействительными постановление администрации г. Ялты Республики Крым от 10 апреля 2015 года № 458-п «Об утверждении схемы размещения» и постановление администрации г. Ялты Республики Крым от 01 апреля 2016 года № 860-п «Об утверждении изменения и дополнений к схеме размещения нестационарных торговых объектов» в части включения в схему размещения нестационарных торговых объектов ООО «Крым Табак Торг», ИП Сенникова А.Ю., ИП Тохтарова Д.С., ЯФ АО «Крымсоюзпечать», ИП Щербина Н.А.; признать недействительными договора на право размещения нестационарного торгового объекта, расположенного на территории муниципального образования городской округ Ялта, заключённые с ООО «Крым Табак Торг» (№ 508 от 25 июня 2015 года), ИП Сенниковым А.Ю. (№ 390 от 15 июня 2015 года), ИП Тохтаровым Д.С. (№ 384 от 15 июня 2015 года), ЯФ АО «Крымсоюзпечать», ИП Щербининой Н.А. (№ 125 от 25 мая 2015 года); возложить обязанность на ООО «Крым Табак Торг», ИП Сенникова А.Ю., ИП Тохтарова Д.С., ЯФ АО «Крымсоюзпечать», ИП Щербина Н.А. произвести снос установленных нестационарных торговых объектов на территории охранной зоны объекта культурного наследия (бывшая водолечебница доктора Иванова, конец 19 в.), расположенного по адресу: <адрес>. Требования мотивированы тем, что административный истец является собственником нежилого здания, расположенного по указанному адресу, которое является памятником архитектуры, и находится под особой охраной государства. В июле 2016 года был снесён забор, ограждающий придомовую территорию памятника архитектуры, и без согласования с ним, как собственником здания, установлены торговые павильоны, в результате чего был перекрыт единственный пожарный проезд. Считает оспариваемые постановления незаконными, поскольку нестационарные торговые объекты размещены в плотную к принадлежащему ему зданию, с нарушением строительных и пожарных норм, в охранной зоне объекта культурного наследия, что делает невозможным его обслуживание.

Определением Ялтинского городского суда Республики Крым от 15 мая 2018 года прекращено производство по административному делу в части возложения на ответчиков обязанности произвести снос нестационарных торговых объектов, а также в части признания недействительными договоров на право их размещения, в связи с отказом административного истца от исковых требований в этой части.

Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 15 мая 2018 года отказано в удовлетворении иска Славкина В.Н. к администрации г. Ялты Республики Крым, индивидуальному предпринимателю Тохтарову Д.С., индивидуальному предпринимателю Сенникову А.Ю., акционерному обществу «Крымсоюзпечать», индивидуальному предпринимателю Щербина Н.А., обществу с ограниченной ответственностью «Крым Табак Торг» о признании недействующими в части постановлений.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 18 сентября 2018 года решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 15 мая 2018 года оставлено без изменения, а апелляционная жалоба представителя Славкина В.Н. – Микляевой Н.В. – без удовлетворения.

В кассационной жалобе, поступившей в Верховный Суд Республики Крым 13 февраля 2019 года, представитель Славкина В.Н., действующая на основании доверенности, – Микляева Н.В. просит отменить решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 15 мая 2018 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 18 сентября 2018 года, принять по делу новое судебное постановление, которым исковые требования Славкина В.Н. удовлетворить.

Кассационная жалоба обоснована тем, что судами первой и апелляционной инстанций допущены существенные нарушения норм материального права, что привело к неверной оценке обстоятельств дела и принятию решений, нарушающих права и законные интересы административного истца. Заявитель считает не соответствующими обстоятельствам дела выводы суда о том, что спорные нестационарные торговые объекты включены в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденную органом местного самоуправления, поскольку в паспортах данных нестационарных торговых объектов указан адрес их размещения: <адрес>, в районе аптеки, но фактически нестационарные торговые объекты размещены в непосредственной близости к принадлежащему административному истцу на праве собственности нежилому зданию, расположенному по адресу: <адрес>, что привело к нарушению его прав как собственника имущества и невозможности обслуживания здания, а также нарушению строительных и пожарных норм. Также заявитель выражает своё несогласие с выводами суда о том, что спорные нестационарные торговые объекты не относятся к объектам капитального строительства, поскольку они размещены на опорной стене, окружающей принадлежащее административному истцу нежилое здание, и подключены к электросетям. Заявителем указывается на невозможность установить законность проведения конкурса в отношении спорных нестационарных торговых объектов, соблюдение действующих нормативных актов при его проведении. Кроме того, заявитель указывает, что размещение спорных нестационарных торговых объектов не было согласовано с МЧС и дорожно-эксплуатационной службой, в нарушение действующего законодательства не были заключены договора аренды земельных участков, на которых размещены нестационарные торговые объекты. Также, по мнению заявителя, судами не было принято во внимание, что нежилое здание, расположенное по адресу: <адрес>, является памятником архитектуры (бывшая водолечебница доктора Иванова, конец 19 в.), внесенным решением Ялтинского городского исполнительного комитета от 24 января 1992 года №64 в список выявленных объектов культурного наследия. При этом заявитель указывает, что административным ответчиком были нарушены положения статьи 34.1 Федерального закона от 25 июня 2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», в силу которой в случае отсутствия утвержденных границ территории объекта культурного наследия, расположенного в границах населенного пункта, границы защитной зоны такого объекта устанавливаются на расстоянии 200 метров от линии внешней стены памятника и в границах которых в целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия и композиционно-видовых связей (панорам) запрещается строительство объектов капитального строительства.

Дело истребовано в суд кассационной инстанции 19 февраля 2019 года, поступило в Верховный Суд Республики Крым 22 февраля 2019 года и передано судье на изучение.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 323 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам изучения кассационных жалобы, представления судья выносит определение об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.

В силу статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

При изучении доводов кассационной жалобы заявителя не установлены основания для передачи данной кассационной жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании президиума Верховного Суда Республики Крым.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Статьей 130 Конституции Российской Федерации установлено, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

В соответствии со статьей 14Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится, в числе прочего, создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.

Согласно пункту 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»

В силу части 1 статьи 10Федерального закона от 28 декабря 2009 года №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №381-ФЗ) размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10Федерального закона №381-ФЗ).

Схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (часть 5 статьи 10Федерального закона №381-ФЗ).

Постановлением администрации города Ялта Республики Крым от 08 апреля 2015 года № 425-п утвержден Порядок размещения нестационарных торговых объектов, расположенных на территории муниципального образования городской округ Ялта (далее – Порядок размещения нестационарных торговых объектов), пунктом 1.2 которого предусмотрено, что размещение нестационарных торговых объектов (далее - НТО), расположенных на территории муниципального образования городской округ Ялта, осуществляется в соответствии с утвержденной в установленном порядке схемой размещения нестационарных торговых объектов и требованиями паспорта НТО с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий, нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, обеспечения наиболее полного удовлетворения потребительского спроса.

В разделе 2 указанного Порядка закреплено, что нестационарный торговый объект (НТО) - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком, вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение: павильон - временное сооружение, имеющее торговый зал и помещение для хранения товарного запаса, рассчитанное на одно или несколько рабочих мест; киоск - временное сооружение, не имеющее торгового зала и помещений для хранения товаров, рассчитанное на одно рабочее место продавца, на площади которого хранится товарный запас; торговая галерея (ряд) - выполненный в едином архитектурном решении НТО, состоящий из совокупности, но не более пяти (в одном ряду) специализированных павильонов или киосков, симметрично расположенных напротив друг друга, обеспечивающих беспрепятственный проход для покупателей, объединенных под единой светопрозрачной кровлей, не несущей теплоизоляционную функцию; палатка - легко возводимая сборно-разборная конструкция, оснащенная прилавком, не имеющая торгового зала и помещений для хранения товаров, рассчитанная на одно или несколько рабочих мест продавца, на площади которых размещен товарный запас на один день; лоток - передвижной торговый объект, осуществляющий разносную торговлю, не имеющий торгового зала и помещений для хранения товаров, рассчитанный на одно рабочее место продавца, на площади которого размещен товарный запас на один день; торговый автомат - временное техническое сооружение или конструкция, предназначенные для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) без участия продавца; место для реализации бахчевых культур - специально оборудованная временная конструкция, представляющая собой площадку для продажи бахчевых культур; летняя площадка (кафе) - специально оборудованное временное сооружение, в том числе при стационарном объекте торговли или общественного питания, представляющее собой площадку для размещения предприятия общественного питания для дополнительного обслуживания питанием и (или без) отдыха потребителей; передвижные сооружения (передвижные торговые объекты) - автомагазины (автолавки, автоприцепы), автокафе, изотермические емкости и цистерны, тележки, лотки, палатки, корзины и иные специальные приспособления и конструкции для осуществления розничной торговли; пункт быстрого питания - павильон или киоск, специализирующийся на продаже и производстве готовых к употреблению пищевых продуктов; мобильный пункт быстрого питания - передвижное сооружение, специализирующееся на продаже и производстве готовых к употреблению пищевых продуктов; аттракцион - устройство или комбинация устройств для создания непосредственного развлекательного эффекта для посетителей или пассажиров за счет психоэмоциональных или биомеханических воздействий; услуги - аттракционы крупных и малых форм, экскурсионные, оптические приборы и др.; торгово-остановочный комплекс (ТОК) - место остановки транспортных средств по маршруту регулярных перевозок, оборудованное для ожидания городского наземного пассажирского транспорта (навес), объединенное единой архитектурной композицией и (или) элементом благоустройства, с одним или несколькими НТО.

Схема размещения НТО представляет собой перечень территорий муниципального образования городской округ Ялта (далее – муниципальное образование), включая в себя земельные участки, здания, строения, сооружения, находящиеся в государственной собственности или муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена для размещения на них НТО. В Схему могут включаться территории, уже занятые НТО, так и свободные, планируемые к размещению на них указанных объектов.

Пунктом 5.1 Порядка предусмотрено, что размещение нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Ялта осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов и должно соответствовать действующим градостроительным, строительным, архитектурным, пожарным, санитарным и иным нормам, правилам и нормативам, комплексному решению существующей архитектурной среды, архитектурно-художественному облику муниципального образования с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе исключения негативного влияния объектов на пешеходную и транспортную инфраструктуры, и достижения установленных субъектом Российской Федерации нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов на указанной территории.

Согласно статье 17 Федерального закона от 28 декабря 2009 года №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» органы местного самоуправления в целях обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли принимают меры экономического стимулирования по поддержке строительства, размещению объектов социально ориентированной торговой инфраструктуры и обеспечению доступности для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, имущества, находящегося в муниципальной собственности.

В соответствии с подпунктом 69 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится реализация государственной политики в области торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации, проведение информационно-аналитического наблюдения за состоянием рынка определенного товара и осуществлением торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации, разработка и реализация мероприятий, содействующих развитию торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации, и осуществление иных полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 28 декабря 2009 года №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Приказом Министерства промышленной политики Республики Крым от 26 декабря 2014 года №129 утвержден Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Крым схем размещения нестационарных торговых объектов, в соответствие с Разделом 3 которого разработка Схемы размещения осуществляется на принципах: обеспечения устойчивого развития территории муниципальных образований Республики Крым; достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; обеспечения населения дополнительными товарами в связи с сезонным спросом; содействия развитию торговли товарами производителей Республики Крым, в том числе фирменной торговой сети; обеспечения защиты прав населения в местах проживания и отдыха.

Согласно пункту 8 Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в Схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2010 года №772, основанием для отказа в согласовании включения объектов в схему размещения является отсутствие неиспользуемых земельных участков, зданий, строений и сооружений, находящихся в государственной собственности, а также установленные законодательством Российской Федерации ограничения в их обороте.

Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, Славкину В.Н. на праве общей долевой собственности принадлежит <данные изъяты> и <данные изъяты> долей нежилого здания <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, о чем 29 января 2016 года сделана запись регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Решением исполнительного комитета Ялтинского городского совета народных депутатов №64 от 24 января 1992 года был утвержден список вновь выявленных объектов, представляющих историческую, архитектурную и культурную ценность, в соответствии с пунктом 58 которого в указанный Перечень также включено здание бывшей водолечебницы доктора Иванова, расположенное в г. Ялта, ул. Пушкинская, 31.

Постановлением Совета министров Республики Крым от 20 декабря 2016 года №627 «Об отнесении объектов культурного наследия к объектам культурного наследия регионального значения и выявленным объектам культурного наследия» утвержден Перечень объектов культурного наследия регионального значения, расположенных на территории Республики Крым, в пункте 777 которого указана лечебница доктора И.И. Иванова (конец XIX века), расположенная по адресу: Республика Крым, г. Ялта, ул. Пушкинская, 31, лит. «А».

Постановлением администрации г. Ялты Республики Крым от 10 апреля 2015 года № 458-п «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Ялта» утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Ялта. Постановление было размещено на официальном сайте администрации города Ялта Республики Крым 10 апреля 2015 года.

Постановлением администрации г. Ялты Республики Крым от 01 апреля 2016 года № 860-п «Об утверждении изменений и дополнений к схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утвержденной постановлением администрации г. Ялты Республики Крым от 10 апреля 2015 года № 458-п» утверждены изменения и дополнения к схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Ялта. Постановление было размещено на официальном сайте администрации города Ялта Республики Крым 27 мая 2016 года.

Указанными постановлениями предусмотрено на территории муниципального образования городской округ Ялта размещение следующих нестационарных торговых объектов на срок до 31 декабря 2018 года: павильон с видом деятельности «овощи, фрукты», площадью 31 кв.м (№1/5) по адресу: ул. П.Тольятти, в районе аптеки; киоск с видом деятельности «продовольственные товары», площадью 9 кв.м (№1/6/1) по адресу: ул. П.Тольятти, в районе аптеки; киоск с видом деятельности «непродовольственные товары», площадью 7 кв.м (№1/7) по адресу: ул. П.Тольятти, в районе аптеки; киоск с видом деятельности «продовольственные товары», площадью 5 кв.м (№1/15) по адресу: ул. Пушкинская, в районе остановки; киоск с видом деятельности «выпечка», площадью 8 кв.м (№1/16) по адресу: ул. П.Тольятти, в районе аптеки; павильон с видом деятельности «продовольственные товары», площадью 56 кв.м (№ 1/140) по адресу: ул. П.Тольятти, в районе аптеки.

С целью установления нестационарных торговых объектов, Администрацией г. Ялта Республики Крым 25 мая 2015 года и 04 июня 2015 года были проведены торги, по результатам которых право на размещение нестационарных торговых объектов получили:

- нестационарный торговый объект № 1/140 по адресу: г. Ялта, ул. П.Тольятти – ООО «Крым Табак Торг», с которым 25 июня 2015 года был заключён договор №508 на право размещения нестационарного торгового объекта, расположенного на территории муниципального образования городской округ Ялта, в который 27 мая 2016 года были внесены изменения относительно месторасположения объекта, путем заключения дополнительного соглашения;

- нестационарный торговый объект № 1/6/1 по адресу: г. Ялта, ул. Маршака – ИП Сенников А.Ю., с которым 15 июня 2015 года был заключён договор №390 на право размещения нестационарного торгового объекта, расположенного на территории муниципального образования городской округ Ялта, в который 27 мая 2016 года были внесены изменения относительно месторасположения объекта, путем заключения дополнительного соглашения;

- нестационарный торговый объект № 1/5 по адресу: г. Ялта, ул. П.Тольятти, напротив аптеки – ИП Тохтаров Д.С., с которым 15 июня 2015 года был заключён договор №384 на право размещения нестационарного торгового объекта, расположенного на территории муниципального образования городской округ Ялта;

- нестационарный торговый объект № 1/6/2 по адресу: г. Ялта, ул. Маршака – ИП Прилепина Н.А., с которой 25 июня 2015 года был заключён договор №447 на право размещения нестационарного торгового объекта, расположенного на территории муниципального образования городской округ Ялта;

- нестационарный торговый объект № 1/16 по адресу: г. Ялта, ул. Пушкинская, в районе остановки – ИП Щербина Н.А., с которой 25 мая 2015 года был заключён договор №125 на право размещения нестационарного торгового объекта, расположенного на территории муниципального образования городской округ Ялта;

Принимая решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований Славкина В.Н., суд первой инстанции, руководствуясь вышеуказанными положениями законодательства и исходя их фактических обстоятельств дела, пришел к выводу, что оспариваемые постановления администрации г. Ялта Республики Крым приняты уполномоченным органом местного самоуправления, в пределах своих полномочий, с соблюдением требований, предъявляемых к форме принимаемого нормативного правового акта и порядку его принятия, официального опубликования, не противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу, и не нарушают прав административного истца. Суд первой инстанции указал, что федеральный законодатель, определяя основания использования земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, наряду с общими основаниями предоставления земельных участков, предусмотренными главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации, в главе V.6 настоящего Кодекса установил особое правовое регулирование использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частности, при размещении на них нестационарных торговых объектов: такое размещение может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов. При этом, суд первой инстанции исходил из того, что с учетом технических характеристик торговых объектов, включенных в схему размещения нестационарных торговых объектов, они являются нестационарными, то есть временными сооружениями и наличие у административного истца как собственника рядом расположенного здания каких-либо препятствий, связанных с его эксплуатацией в результате установки данных временных сооружений, само по себе не может являться основанием для признания незаконным включения нестационарных торговых объектов в схему их размещения. Также суд первой инстанции отметил, что положения статьи 34.1 Федерального закона от 25 июня 2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», а также СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», на которые административный истец ссылается в обоснование своих требований, регулируют вопросы, связанные с возведением объектов капитального строительства. Кроме того, суд первой инстанции указал, что из сообщения отдела надзорной деятельности по г. Ялте управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления министерства чрезвычайных ситуаций России по Республике Крым от 24 октября 2017 года следует, что к дому, расположенному по адресу: <адрес>, имеются пожарные подъезды с трех сторон, нарушений требований пожарной безопасности в части, касающейся подъездов, не установлено, в связи с чем являются необоснованными доводы административного истца о создании угрозы жизни и здоровью людей в результате включения в схему размещения объектов в непосредственной близости от принадлежащего ему здания.

Проверяя решение суда первой инстанции в апелляционном порядке, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым с выводами суда первой инстанции обоснованно согласилась, указав также, что факт того, что схема размещения нестационарных торговых объектов не была согласована с МЧС России, не является основанием для признания оспариваемых постановлений незаконными, принимая во внимание наличие в материалах дела письма врио начальника Отдела надзорной деятельности по г. Ялты Управления надзорной деятельности и профилактической работы главного Управления министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Крым (МЧС России), в котором указано, что к дому, расположенному по адресу: <адрес>, имеются пожарные подъезды со стороны <адрес>, в связи с чем в данной части нарушений норм пожарной безопасности нет. Также в письме указано на то, что, в связи с изменениями действующего законодательства, исключены из полномочий государственных инспекторов по пожарному надзору права осуществления надзорных функций на стадии землеотвода, проектирования, непосредственно строительства, приёмки в эксплуатацию объектов, а также выдача каких-либо технических условий. Также суд апелляционной инстанции указал, что на момент принятия оспариваемых постановлений и на момент рассмотрения дела судом апелляционной инстанции земельный участок, необходимый для эксплуатации нежилого здания, расположенного по адресу: <адрес>, не сформирован, какое-либо право на него со стороны собственников дома не оформлено, доказательств нарушения каких-либо прав административного истца оспариваемыми постановлениями, суду не представлено.

Данные выводы судов обеих инстанций соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении и толковании норм материального и процессуального права.

Доводы кассационной жалобы в целом сводятся к несогласию с установленными судами первой и апелляционной инстанций обстоятельствами дела и направлены на их переоценку, основаны на ошибочном толковании норм материального и процессуального права, не могут служить основанием передачи кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании президиума Верховного Суда Республики Крым, поскольку не подтверждают наличие существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход административного дела, и не являются достаточными для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.

Правовых доводов, которые могли бы повлиять на существо состоявшихся судебных актов суда первой и апелляционной инстанций и, соответственно, явиться основанием для их отмены, кассационная жалоба не содержит.

Кроме того, следует отметить, что одним из принципов верховенства права является принцип правовой определенности, который предполагает, что суд не вправе пересматривать вступившее в законную силу постановление только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления. Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения судебного постановления в кассационном порядке. Отклонение от данного принципа допустимо исключительно при наличии существенных и неоспоримых обстоятельств.

С учетом вышеприведенного, оснований для передачи кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании президиума Верховного Суда Республики Крым по доводам жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 323, 324, 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья

ОПРЕДЕЛИЛ:

В передаче кассационной жалобы представителя Славкина Виктора Николаевича, действующей на основании доверенности, - Микляевой Надежды Валентиновны, на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 15 мая 2018 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 18 сентября 2018 года по административному исковому заявлению Славкина Виктора Николаевича к администрации г. Ялта Республики Крым, индивидуальному предпринимателю Тохтарову Джаферу Сейтумеровичу, индивидуальному предпринимателю Сенникову Александру Юрьевичу, акционерному обществу «Крымсоюзпечать», индивидуальному предпринимателю Щербина Надежде Александровне, обществу с ограниченной ответственностью «Крым Табак Торг», заинтересованные лица: Управление потребительского рынка и услуг администрации г. Ялты Республики Крым, Департамент архитектуры и градостроительства администрации г. Ялты Республики Крым, Прилепина Назмие Абибулаевна, об оспаривании постановлений, для рассмотрения в судебном заседании президиума Верховного Суда Республики Крым – отказать.

Судья Верховного Суда

Республики Крым (подпись) С.А. Воробьёва

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>