ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 4ГА-562/19 от 19.04.2019 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

4Га-562/2019

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции

Судья Верховного Суда Республики Крым Воробьёва С.А., изучив кассационную жалобу Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым на решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 27 августа 2018 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 19 ноября 2018 года по административному исковому заявлению Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Крым «Симферопольский техникум железнодорожного транспорта и промышленности» к Администрации г. Симферополя Республики Крым, заинтересованные лица: Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым, Департамент по делам детей Администрации г. Симферополя Республики Крым, Брыксина Надежда Анатольевна, Богомолов Руслан Иванович, об оспаривании пункта 3 постановления Администрации г. Симферополя Республики Крым от 08 декабря 2017 года №4550,

УСТАНОВИЛ:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Крым «Симферопольский техникум железнодорожного транспорта и промышленности», в лице директора Балаховского Э.М. обратилось в суд с административным исковым заявлением к администрации г. Симферополя Республики Крым, заинтересованное лицо: Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым, о признании незаконным и отмене пункта 3 постановления администрации г. Симферополя Республики Крым от 08 декабря 2017 года №4550 «Об освобождении Брыскиной Н.А. от обязанностей попечителя над несовершеннолетним Богомоловым Р.И. и помещении его под надзор в образовательное учреждение на полное государственное обеспечение», которым установлено поместить несовершеннолетнего Богомолова Р.И., <данные изъяты>, под надзор в Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Крым «Симферопольский техникум железнодорожного транспорта и промышленности» на полное государственное обеспечение до устройства на воспитание в семью; поместить Богомолова Р.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, под надзор Департамента по делам детей администрации г. Симферополя Республики Крым на полное государственное обеспечение до устройства на воспитание в семью. Требования мотивированы тем, что Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Крым «Симферопольский техникум железнодорожного транспорта и промышленности» не подпадает под категорию организации для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказывающей социальные услуги, и не может являться законным представителем Богомолова Р.И.

Определением судьи Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 18 июля 2018 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Департамент по делам детей администрации г. Симферополя Республики Крым, Брыксина Н.А., Богомолов Р.И.

Решением Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 27 августа 2018 года в удовлетворении административного иска Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Крым «Симферопольский техникум железнодорожного транспорта и промышленности» к Администрации г. Симферополя Республики Крым, заинтересованные лица: Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым, Департамент по делам детей Администрации г. Симферополя Республики Крым, Брыксина Н.А., Богомолов Р.И., отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 19 ноября 2018 года решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 27 августа 2018 года оставлено без изменения, апелляционные жалобы Министерства образования, науки и молодёжи Республики Крым, Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Крым «Симферопольский техникум железнодорожного транспорта и промышленности» - без удовлетворения.

В кассационной жалобе, поступившей в Верховный Суд Республики Крым 19 февраля 2019 года, Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Крым «Симферопольский техникум железнодорожного транспорта и промышленности» просит отменить решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 27 августа 2018 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 19 ноября 2018 года и прекратить производство по делу.

Кассационная жалоба обоснована тем, что судами первой и апелляционной инстанций допущены существенные нарушения норм процессуального права, поскольку спорные отношения являются семейными и не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации. Также заявитель указывает на ошибочность выводов судов первой и апелляционной инстанций о возможности помещения детей под надзор в обычную образовательную организацию, не оказывающую социальные услуги.

Дело истребовано в суд кассационной инстанции 25 февраля 2019 года, поступило в Верховный Суд Республики Крым 13 марта 2019 года и передано судье на изучение.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 323 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам изучения кассационных жалобы, представления судья выносит определение об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.

В силу статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

При изучении доводов кассационной жалобы заявителя не установлены основания для передачи данной кассационной жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании президиума Верховного Суда Республики Крым.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частью 1 статьи 121 Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.

В соответствии со статьей 1 Закона Республики Крым от 18 декабря 2014 года №45-ЗРК/2014 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Крым государственными полномочиями по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних» органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Республики Крым наделяются государственными полномочиями исполнительных органов государственной власти Республики Крым по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних (далее - полномочия) в соответствии со статьей 4 Закона Республики Крым от 1 сентября 2014 года №62-ЗРК «Об организации деятельности органов опеки и попечительства в Республике Крым».

Согласно статье 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-Ф «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления и должностные лица вправе принимать муниципальные правовые акты по вопросам местного значения, а также по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

На основании части 1 статьи 123 Семейного кодекса Российской Федерации дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью), а при отсутствии такой возможности временно, на период до их устройства на воспитание в семью, передаются в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (статья 155.1 настоящего Кодекса).

Статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определено, что организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, в которые помещаются под надзор дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 155.1 Семейного кодекса Российской Федерации под устройством детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, понимается помещение таких детей под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги.

Перечень осуществляемых видов деятельности, оказываемых услуг организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, порядок осуществления деятельности указанными организациями, порядок устройства детей, оставшихся без попечения родителей (включая порядок и условия взаимодействия субъектов Российской Федерации и их уполномоченных органов исполнительной власти при принятии решения по устройству ребенка, оставшегося без попечения родителей), порядок обследования таких детей, основания принятия решений по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, в зависимости от осуществляемых видов деятельности, оказываемых услуг организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, требования к условиям пребывания в указанных организациях определяются Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 155.2 Семейного кодекса Российской Федерации детям, помещенным под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны или попечители не назначаются. Исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию детей, а также защите их прав и законных интересов возлагается на эти организации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 года №481 утверждено Положение о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей (далее – Положение), пунктом 3 которого предусмотрено, что к организациям для детей-сирот относятся образовательные организации, медицинские организации и организации, оказывающие социальные услуги, в которые помещаются под надзор дети.

В соответствии с пунктом 4 Положения дети помещаются под надзор в организации для детей-сирот временно, на период до их устройства на воспитание в семью, в случае если невозможно немедленно назначить им опекуна или попечителя в порядке, установленном статьей 12 Федерального закона «Об опеке и попечительстве».

Дети помещаются под надзор в организации для детей-сирот на основании акта органа опеки и попечительства о помещении ребенка под надзор в организацию для детей-сирот, принимаемого органом опеки и попечительства в течение одного месяца со дня выявления детей (пункт 6 Положения).

Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, решением исполнительного комитета Симферопольского городского совета Автономной Республики Крым от 25 апреля 2003 года №596 Брыксина Н.А. назначена опекуном несовершеннолетнего Богомолова Р.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на основании собственноручного заявления и в связи с оставлением ФИО7 сына Богомолова Р.И. в республиканской детской инфекционной клинической больнице. Сведения об отце, ФИО6, в актовую запись о рождении внесены по указанию заявителя, на основании части 2 статьи 55 Кодекса о браке и семье Украины.

Согласно свидетельству о смерти ФИО7 умерла 24 сентября 2008 года, о чём Отделом регистрации актов гражданского состояния Ленинского районного управления юстиции в г. Севастополе составлена актовая запись о смерти .

01 декабря 2017 года в администрацию города Симферополя Республики Крым от Богомолова Р.И. поступило заявление, в котором он просил освободить от обязанностей опекуна Брыксину Н.А. в связи с желанием переехать в общежитие на полное государственное обеспечение и возникновением конфликтных ситуаций.

06 декабря 2017 года в администрацию г. Симферополя Республики Крым от Брыксиной Н.А. поступило заявление об освобождении от обязанностей опекуна в связи с возникновением противоречий.

Постановлением администрации г. Симферополя Республики Крым от 08 декабря 2017 года №4550 «Об освобождении Брыксиной Н.А. от обязанностей попечителя над несовершеннолетним Богомоловым Р.И. и помещении его под надзор в образовательное учреждение на полное государственное обеспечение» Брыксина Н.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, освобождена от обязанностей попечителя несовершеннолетнего Богомолова Р.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (пункт 1).

Пунктом 3 вышеуказанного постановления установлено поместить несовершеннолетнего Богомолова Р.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, под надзор в Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Крым «Симферопольский техникум железнодорожного транспорта и промышленности» на полное государственное обеспечение до устройства на воспитание в семью.

Принимая решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Крым «Симферопольский техникум железнодорожного транспорта и промышленности», суд первой инстанции, руководствуясь вышеуказанными положениями законодательства и исходя их фактических обстоятельств дела, пришел к выводу, что оспариваемое решение принято компетентным органом в пределах предоставленных полномочий, поскольку передача под надзор детей, оставшихся без попечения родителей, возможна в том числе в образовательные организации, не имеющие своей основной целью оказание услуг социального характера. Также районным судом сделан вывод о пропуске административным истцом без уважительных причин срока на обращение в суд с административным исковым заявлением.

С приведенными выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции, посчитав их законными и обоснованными.

Данные выводы судов обеих инстанций соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении и толковании норм материального и процессуального права.

Доводы кассационной жалобы о том, что заявленные Государственным бюджетным профессиональным образовательным учреждением Республики Крым «Симферопольский техникум железнодорожного транспорта и промышленности» требования не подлежали рассмотрению в порядке административного судопроизводства, были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и обоснованно отклонены, так как основаны на неправильном применении норм процессуального права и неверной оценке характера и оснований заявленных требований.

Так, в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном этим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления и их должностных лиц, муниципальных служащих, порядок рассмотрения которых установлен главой 22 поименованного Кодекса.

Право гражданина, организации, если они полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности, обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия), в том числе органа местного самоуправления, его должностного лица или муниципального служащего, прямо закреплено в части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 27 сентября 2016 года №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» разъяснил в пункте 1, что к административным делам, рассматриваемым по правилам названного выше кодекса, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.

Принимая в рамках своих полномочий решение о помещении несовершеннолетнего под надзор в образовательную организацию, Администрация г. Симферополя Республики Крым реализовывала административные и иные публично-властные полномочия по применению законов в отношении административного истца.

Таким образом, требования административного истца вытекают из публичных правоотношений и не носят гражданско-правового характера, поскольку спорные правоотношения не основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности сторон.

Между тем, законодательством не предусмотрено иного вида судопроизводства для оспаривания такого решения органа, кроме как в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.

Доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального и процессуального права, сводятся к несогласию с установленными судами первой и апелляционной инстанций обстоятельствами дела и направлены на их переоценку, не могут служить основанием передачи кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании президиума Верховного Суда Республики Крым, поскольку не подтверждают наличие существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход административного дела, и не являются достаточными для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.

Правовых доводов, которые могли бы повлиять на существо состоявшихся судебных актов суда первой и апелляционной инстанций и, соответственно, явиться основанием для их отмены, кассационная жалоба не содержит.

С учетом вышеприведенного, оснований для передачи кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании президиума Верховного Суда Республики Крым по доводам жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 323, 324, 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья

ОПРЕДЕЛИЛ:

В передаче кассационной жалобы Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым на решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 27 августа 2018 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 19 ноября 2018 года по административному исковому заявлению Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Крым «Симферопольский техникум железнодорожного транспорта и промышленности» к Администрации г. Симферополя Республики Крым, заинтересованные лица: Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым, Департамент по делам детей Администрации г. Симферополя Республики Крым, Брыксина Надежда Анатольевна, Богомолов Руслан Иванович, об оспаривании пункта 3 постановления Администрации г. Симферополя Республики Крым от 08 декабря 2017 года №4550, для рассмотрения в судебном заседании президиума Верховного Суда Республики Крым – отказать.

Судья Верховного Суда

Республики Крым (подпись) С.А. Воробьёва

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>