ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 4ГА-746/19 от 07.05.2019 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

4Га-746/2019

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции

Судья Верховного Суда Республики Крым Воробьёва С.А., изучив кассационную жалобу Снегирь Любови Викторовны на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 20 сентября 2018 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 05 февраля 2019 года по административному исковому заявлению Снегирь Любови Викторовны к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Береуциной Ольге Александровне, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Каплиной Маргарите Александровне, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Хорошилову Артему Павловичу, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Ровенской Виктории Геннадьевне, специалисту отдела учета объектов капитального строительства №2 Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Степанищевой Е.А., заинтересованные лица: Федоренко Виктория Алексеевна, Чабан Лидия Владимировна, Снегирь Оксана Владимировна, Санина Наталья Николаевна, Пшонкина Елена Александровна, Товарищество собственников жилья «Источник», о признании незаконными решений и обязанности совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Снегирь Л.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, в котором просила признать незаконными сообщение от 07 марта 2018 года об отказе в государственной регистрации права собственности на <данные изъяты> долей квартиры <адрес>; сообщение от 12 марта 2018 года об отказе в регистрации права собственности на <данные изъяты> долей квартиры по <адрес>; сообщение от 20 марта 2018 года об отказе в государственной регистрации внесения изменений в запись ЕГРН дома лит. «А» в части площади дома на <данные изъяты>; сообщение от 14 мая 2018 года об отказе в исправлении технической ошибки в общей площади дома лит. «А» с 353,7 кв.м на 409,5 кв.м; решение от 08 мая 2018 года об отказе учета изменений объекта недвижимости на заявление ТСЖ «Источник» от 24 января 2018 года и дополнительное заявление от 27 февраля 2018 года о внесении изменений в кадастровый учет дома лит. «А» по <адрес> и изменении площади 353,7 кв.м на 409,5 кв.м.; уведомление от 03 мая 2018 года о приостановлении осуществления кадастрового учета на заявление ТСЖ «Источник» от 24 марта 2018 года. Требования мотивированы тем, что Снегирь О.В. на праве общей долевой собственности принадлежит <данные изъяты> долей квартиры в доме №17 по <адрес> площадью <данные изъяты>. Большая часть данной квартиры расположена в одноэтажной пристройке к двухэтажному дому , лит.«А», кадастровый . Решением межведомственной комиссии Ялтинского исполкома от 09 декабря 1988 года выдано разрешение на реконструкцию квартиры, а решением от 14 декабря 1988 года разрешено новое строительство. В результате произведенной реконструкции квартиры ее площадь увеличилась до 130,2 кв.м. Реконструкция квартиры произведена на основании разрешительных документов и согласованного проекта, с соблюдением строительных норм и правил. С 14 декабря 2016 года административный истец обращалась в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлениями о государственной регистрации права собственности на квартиру и внесении изменений в кадастровый учет. Однако, государственный регистратор необоснованно отказывает в регистрации права собственности, мотивировав необходимостью сдать в эксплуатацию изменения дома лит. «А» и сдать в эксплуатацию изменения квартиры , предоставить заверенную декларацию о вводе объекта в эксплуатацию, что, по мнению административного истца, противоречит требованиям пункта «а» части 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», так как разрешение на реконструкцию квартиры в доме <адрес> было дано в 1988 году. Также Снегирь Л.В. считает, что Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым необоснованно требует предоставить нотариально заверенные доверенности от всех собственников, так как в домовладении создано товарищество собственников жилья и в протоколе собрания собственников жилья совладельцы поручили ей представлять их интересы в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Определением судьи Ялтинского городского суда Республики Крым от 25 июня 2018 года возвращено административное исковое заявление Снегирь Л.В. в части требований об обжаловании уведомления от 03 мая 2018 года о приостановлении осуществления кадастрового учета.

Определением судьи Ялтинского городского суда Республики Крым от 21 августа 2018 года к участию в административном деле в качестве административных ответчиков привлечены государственный регистратор Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Береуцина О.А., государственный регистратор Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Каплина М.А., государственный регистратор Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Хорошилов А.П., государственный регистратор Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Ровенская В.Г., специалист отдела учета объектов капитального строительства №2 Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Степанищева Е.А.; в качестве заинтересованных лиц – Федоренко В.А., Чабан Л.В., Снегирь О.В., Санина Н.Н., Пшонкина Е.А., Товарищество собственников жилья «Источник».

Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 20 сентября 2018 года в удовлетворении иска Снегирь Л.В. к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Береуциной О.А., государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Каплиной М.А., государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Хорошилову А.П., государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Ровенской В.Г., специалисту отдела учета объектов капитального строительства №2 Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Степанищевой Е.А., о признании незаконными решений и обязанности совершить определенные действия, отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 05 февраля 2019 года решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 20 сентября 2018 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба Снегирь Л.В. – без удовлетворения.

В кассационной жалобе, поступившей в Верховный Суд Республики Крым 12 марта 2019 года, Снегирь Л.В. просит отменить решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 20 сентября 2018 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 05 февраля 2019 года и принять новое решение об удовлетворении её исковых требований.

Кассационная жалоба обоснована тем, что судами первой и апелляционной инстанций допущены существенные нарушения норм материального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможна защита нарушенных прав административного истца. Заявитель указывает, что суды обеих инстанций согласились с выводами государственных регистраторов о необходимости утвердить декларацию о готовности объекта к эксплуатации, применив при этом положения градостроительного законодательства, не подлежащие применению к рассматриваемым отношениям. По мнению заявителя, государственному регистратору были предоставлены разрешительные документы, подтверждающие проведение реконструкции квартиры, в связи с чем основания для отказа в осуществлении регистрационных действий в отношении принадлежащей ей на праве общей долевой собственности квартиры не основаны на законе.

Дело истребовано в суд кассационной инстанции 19 марта 2019 года, поступило в Верховный Суд Республики Крым 28 марта 2019 года и передано судье на изучение.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 323 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам изучения кассационных жалобы, представления судья выносит определение об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.

В силу статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

При изучении доводов кассационной жалобы заявителя не установлены основания для передачи данной кассационной жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании президиума Верховного Суда Республики Крым.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, регулируются Федеральным законом от 13 июля 2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон №218-ФЗ).

В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона №218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество – юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определённого лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).

Согласно части 3 статьи 3 Федерального закона № 218-ФЗ к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся, в том числе, прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов (пункт 1); проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти (пункт 2); проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав (пункт 3).

В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона №218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Частью 4 статьи 18 Федерального закона №218-ФЗ предусмотрено, что к заявлению о государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 29 Федерального закона №218-ФЗ при проведении государственной регистрации прав регистрирующим органом осуществляется проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Статья 26 Федерального закона №218-ФЗ устанавливает основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.

В силу части 1 статьи 26 Федерального закона №218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если, в том числе: имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами (пункт 3); форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 7).

Согласно статье 27 Федерального закона №218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

Порядок исправления ошибок, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости регламентирован статьей 61 Федерального закона №218-ФЗ, частью 1 которой предусмотрено, что техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в ЕЕРН, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в ЕЕРН, исправляется по решению государственного регистратора прав в течение трех рабочих дней со дня обнаружения технической ошибки в записях или получения от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении технической ошибки в записях. Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня исправления технической ошибки в записях уведомляет соответствующих участников отношений, возникающих при государственной регистрации прав, об исправлении технической ошибки в записях. Исправление технической ошибки в записях осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.

Порядок представления и форма заявления об исправлении технической ошибки в записях, а также требования к формату заявления об исправлении технической ошибки в записях в форме электронного документа устанавливаются органом нормативно-правового регулирования (часть 2 статьи 61 Федерального закона №218-ФЗ).

Приказом Минэкономразвития России от 26 ноября 2015 года №883 установлен порядок представления заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и прилагаемых к нему документов, порядок представления заявления об исправлении технической ошибки в записях Единого государственного реестра недвижимости.

Приказом Минэкономразвития России от 08 декабря 2015 №920 утверждены форма заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество (приложение №1); форма заявления об исправлении технической ошибки в записях Единого государственного реестра недвижимости, о внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости заинтересованным лицом, о внесении в Единый государственный реестр недвижимости записей о наличии возражения в отношении зарегистрированного права на объект недвижимости, записей о невозможности государственной регистрации права без личного участия правообладателя, записей о наличии прав требований в отношении зарегистрированного права, отдельных записей о правообладателе, а также отдельных дополнительных сведений об объекте недвижимости (приложение №2).

Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, Снегирь Л.В. принадлежит на праве собственности <данные изъяты> долей квартиры , расположенной в <адрес> на основании свидетельства о праве собственности от 21 сентября 2010 года; на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 21 сентября 2010 года.

Дочери Снегирь Л.В. - Снегирь О.В. принадлежит на праве собственности <данные изъяты> долей квартиры , расположенной в <адрес>, на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от 21 сентября 2010 года.

В силу вышеуказанных правоустанавливающих документов, квартира составляет <данные изъяты> долей жилого дома общей площадью <данные изъяты> кв.м, в том числе жилой площадью <данные изъяты>

17 октября 2016 года сведения о квартире , расположенной в доме <данные изъяты>, как о ранее учтенном объекте недвижимости, были внесены в государственный кадастр недвижимости с присвоением кадастрового номера .

02 июня 2017 года в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о жилом доме по <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м, состоящем из трех этажей, которому присвоен кадастровый .

В особых отметках в едином реестре указано, что жилой дом, согласно данных технического паспорта, состоит из лит. А,а,а2,а5,а6,а7,а8,а9,а10. Согласно техническому паспорту а10 выстроена самовольно, указана самовольная реконструкция лит А, а10.

09 октября 1998 года инспекцией Государственного архитектурно-строительного контроля было выдано разрешение №198 на выполнение строительных работ по реконструкции деревянной веранды по <адрес>, в соответствии с проектной документацией, утвержденной и зарегистрированной решением Ялтинского горисполкома № 573 от 14 декабря 1988 года, со сроком действия разрешения – в течение 1998 года.

Согласно технико-экономическим показателям рабочего проекта реконструкции квартиры, туалета и веранды по <адрес>, в результате реконструкции было запроектировано: площадь застройки – 87,42 кв.м, общая площадь 1-го этажа - 67,32 кв.м, общая площадь 2-го этажа - 68 кв. м, общая площадь мансарды 67,86 кв.м, жилая площадь 62,12 кв.м, общая площадь жилого дома, в том числе мансардного этажа - 203,18 кв.метров.

Согласно техническому паспорту на <адрес>, изготовленному по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, данная квартира состоит из следующих помещений: жилая 4-1 площадью 10,4 кв.м, коридор 4-4 площадью 1,1 кв.м, ванная 4-5 площадью 3,2 кв.м, кухня 4-6 площадью 6,3 кв.м, коридор 4-7 площадью 11,3 кв.м, столовая 4-8 площадью 18,1 кв.м, туалет 4-9 площадью 1,6 кв.м, помещение 4-10 площадью 17,8 кв.м, помещение 4-11 площадью 10,9 кв.м, помещение 4-12 площадью 13,3 кв.м, коридор 4-13 площадью 2,6 кв.м, помещение 4-14 площадью 13,3 кв.м, санузел 4-15 площадью 4,1 кв.м, помещение 4-16 площадью 60,4 кв.м, санузел 4-17 площадью 4,4 кв.м, котельная 4-18 площадью 3,4 кв.м, общей площадью 182,2 кв.метров.

Из них самовольно выстроенными являются помещения: 4-10, 4-11, 4-12, 4-13, 4-14, 4-15, 4-16, 4-17, 4-18, а также открытая терраса а11 площадью 12,7 кв.м, балконы а12 площадью 5,4 кв.м, а13 площадью 3,9 кв.м, а14 площадью 3,3 кв.м, а15 площадью 4,6 кв.метров.

29 ноября 2017 года Снегирь Л.В. обратилась в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о государственной регистрации права общей долевой собственности на <данные изъяты> долей квартиры, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенной по адресу: <адрес>, кадастровый .

С заявлением были представлены, в том числе: решение № 573 от 14 декабря 1988 года, выписка из протокола от 27 декабря 1988 года, чертежи, письма, свидетельства о праве собственности на квартиру, технические паспорта на жилой дом и квартиру, планы этажей, технический план здания, протокол общего собрания собственников помещения в многоквартирном доме ТСЖ «Источник» от 06 ноября 2016 года.

Уведомлением Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 08 декабря 2017 года №90/999/001/2017-38893 осуществление государственной регистрации на основании вышеуказанного заявления было приостановлено до 07 марта 2018 года в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 26 Федерального закона №218-ФЗ, в связи с тем, что в Едином государственном реестре недвижимости содержится информация о том, что право общей долевой собственности (<данные изъяты>) на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, было ранее зарегистрировано за Снегирь Л.В. на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 21 сентября 2010 года и свидетельства о праве собственности от 21 сентября 2010 года, о чем внесена соответствующая запись в Единый государственный реестр недвижимости, в связи с чем имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами.

Сообщением государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Береуциной О.А. от 07 марта 2018 года № 90/999/001/2017-38893 в государственной регистрации права собственности на квартиру Снегирь Л.В. было отказано в связи с истечением срока приостановления, указанного в уведомлении от 08 декабря 2017 года, поскольку в Едином государственном реестре недвижимости за административным истцом уже зарегистрировано право собственности на 7/12 долей квартиры и зарегистрированное право может быть оспорено только в судебном порядке. Кроме того, представленная декларация о готовности объекта к эксплуатации об увеличении общей площади регистрируемого объекта недвижимого имущества не соответствует требованиям действующего законодательства.

01 декабря 2017 года Снегирь О.В. обратилась в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о государственной регистрации права общей долевой собственности на <данные изъяты> долей квартиры, площадью <данные изъяты>, расположенной по адресу: <адрес>, кадастровый .

С заявлением были представлены, в том числе: решение №573 от 14 декабря 1988 года, выписка из протокола от 27 декабря 1988 года, чертежи, письма, свидетельства о праве собственности на квартиру, технические паспорта на жилой дом и квартиру, планы этажей, технический план здания, протокол общего собрания собственников помещения в многоквартирном доме ТСЖ «Источник» от 06 ноября 2016 года.

Уведомлением Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 13 декабря 2017 года №90/999/001/2017-38917 осуществление государственной регистрации на основании вышеуказанного заявления было приостановлено до 09 марта 2018 года в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 26 Федерального закона №218-ФЗ, в связи с тем, что в Едином государственном реестре недвижимости содержится информация о том, что право общей долевой собственности (<данные изъяты>) на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, было ранее зарегистрировано за Снегирь О.В. на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 21 сентября 2010 года, о чем внесена соответствующая запись в Единый государственный реестр недвижимости, в связи с чем, имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами.

Сообщением государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Каплиной М.А. от 12 марта 2018 года №90/999/001/2017-38917 в государственной регистрации права собственности на квартиру Снегирь О.В. было отказано в связи с истечением срока приостановления, указанного в уведомлении от 13 декабря 2017 года, поскольку в Едином государственном реестре недвижимости за Снегирь О.В. уже зарегистрировано право собственности на <данные изъяты> долей квартиры и зарегистрированное право может быть оспорено только в судебном порядке. Кроме того, представленная декларация о готовности объекта к эксплуатации об увеличении общей площади регистрируемого объекта недвижимого имущества не соответствует требованиям действующего законодательства.

13 декабря 2017 года Снегирь Л.В. обратилась в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о внесении изменений в запись ЕГРН на дом, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый , в котором просила изменить в разделе площадь на <данные изъяты> кв.м и убрать запись лит.«а 10» выстроен самовольно.

Уведомлением Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 21 декабря 2017 года №90/999/001/2017-41920 проведение государственной регистрации на основании заявления Снегирь Л.В. было приостановлено до 20 марта 2018 года в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 26 Федерального закона №218-ФЗ, в связи с тем, что поданное заявление не соответствует форме заявления, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 08 декабря 2015 года №920, в связи с чем заявителю рекомендовано обратиться за предоставлением сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости на указанный объект в порядке главы 8 Закона. Также заявителю разъяснено, что внесение изменений о площади объекта в технический паспорт БТИ не предусмотрено Законом, право собственности на указанное имущество не зарегистрировано.

Сообщением государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Хорошилова А.П. от 20 марта 2018 года №90/999/001/2017-41920 Снегирь Л.В. было отказано в государственной регистрации внесения изменений в запись ЕГРН относительно жилого дома, в связи с истечением срока приостановления и не предоставлением информации, необходимой для проведения государственной регистрации.

09 февраля 2018 года Снегирь Л.В. обратилась в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о совершении действий с записями реестра прав на объекты недвижимости - ЕГРН - исправлении технической ошибки, допущенной при государственной регистрации прав, в записи ЕГРН относительно жилого дома с кадастровым номером , расположенного в <адрес> (исправление ошибки в техническом паспорте, выданном БТИ на <адрес> лит. «А» и в техническом паспорте, выданном БТИ на <адрес>, лит.«А», в которых отличаются размеры).

Уведомлением Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 14 февраля 2018 года №90/999/001/2018-50583 осуществление действий по регистрации было приостановлено в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 26 Федерального закона № 218-ФЗ до 11 мая 2018 года, в связи с тем, что поданное заявление не соответствует форме заявления, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 08 декабря 2015 года №920.

Сообщением Государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Ровенской В.Е. от 14 мая 2018 года №90/999/001/2018-50583 в осуществлении действий по исправлению технической ошибки, внесении изменений в технический паспорт БТИ на здание Снегирь Л.В. было отказано, в связи с тем, что заявителем было подано заявление об исправлении технической ошибки, внесение изменений в технический паспорт БТИ, что не предусмотрено законом. Кроме того, право собственности на указанное имущество не зарегистрировано.

24 января 2018 года Снегирь Л.В., как председатель ТСЖ «Источник», обратилась в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета здания с кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, в связи изменением его площади.

К заявлению были приложены: протокол общего собрания ОСМД «Источник» от 8 августа 2014 года №1, протокол ТСЖ «Источник» от 21 сентября 2013 г. № 2, протокол ТСЖ «Источник» от 15 сентября 2016 года № 24, оптический компакт-диск.

Уведомлениями Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 08 февраля 2018 года, от 02 марта 2018 года, в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 26 Федерального Закона №218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета было приостановлено, для предоставления заявителем документа, подтверждающего ввод в эксплуатацию реконструированного объекта.

Решением Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 08 мая 2018 года №90/01/2018-59391 отказано в учете изменений объекта недвижимости, в связи с не устранением причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета.

Отказывая в удовлетворении административных исковых требований Снегирь Л.В., суд первой инстанции пришел к выводу, что решения об отказе в государственной регистрации права общей долевой собственности на квартиру от 07 марта 2018 года и от 12 марта 2018 года в связи с противоречием между заявленными и уже зарегистрированными правами приняты в соответствии с требованиями Федерального закона от 13 июля 2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», являются законными и обоснованными. При этом суд первой инстанции исходил из того, что на момент обращения Снегирь Л.В. и Снегирь О.В. в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлениями о государственной регистрации права собственности на <адрес>, кадастровый , в Едином государственном реестре недвижимости уже имелись сведения о регистрации права общей долевой собственности данных лиц на вышеуказанный объект. Каких-либо документов, подтверждающих прекращение права собственности Снегирь Л.В. и Снегирь О.В. на квартиру дома по <адрес> и возникновение у них права собственности на данную квартиру с иными характеристиками, в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлениями о регистрации права собственности представлено не было. Также суд первой инстанции указал, что сообщение от 12 марта 2018 года вынесено по результатам рассмотрения обращения Снегирь О.В. в отношении принадлежащих ей <данные изъяты> долей квартиры, в связи с чем права административного истца как собственника <данные изъяты> долей квартиры не нарушает. В части административных исковых требований об оспаривании сообщений государственных регистраторов от 20 марта 2018 года, от 14 мая 2018 года, суд первой инстанции пришел к выводу, что установленных Федеральным законом №218-ФЗ оснований для внесения регистратором изменений относительно сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости о площади застройки жилого дома по собственной инициативе не установлено, как и самого факта наличия технической ошибки. При этом, суд первой инстанции учитывал, что административный истец в соответствии с требованиями порядка, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 08 декабря 2015 года №920, с заявлением установленной формы об исправлении технической ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости – жилом <адрес> не обращалась, а также что Федеральным законом №218-ФЗ государственные регистраторы не наделены полномочиями по внесению изменений в техническую документацию, изготовленную бюро технической инвентаризации. Кроме того, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным решения государственного регистратора от 08 мая 2018 года. При этом суд первой инстанции исходил из того, что обращение административного истца за учетом изменений в отношении жилого <адрес> вызвано увеличением площади одной из квартир дома в связи с её реконструкцией. В силу статей 51, 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации за разрешением на строительство на земельном участке и разрешением на ввод объекта в эксплуатацию застройщик с приложением названных в этих статьях документов должен обращаться в уполномоченный на то федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления. В соответствии с пунктом 2 Порядка принятия в эксплуатацию законченных строительством объектов, утвержденного постановлением Государственного Совета Республики Крым от 11 апреля 2014 года №2039-6/14, принятие в эксплуатацию объектов, относящихся к I - III категориям сложности, и объектов, строительство которых осуществлено на основании строительного паспорта, проводится путем регистрации Службой государственного строительного надзора Республики Крым поданной заказчиком декларации о готовности объекта к эксплуатации. При этом административный истец не оспаривала отсутствие у неё документа, подтверждающего принятие в эксплуатацию реконструированной квартиры , в связи с чем суд первой инстанции пришел к выводу, что, при отсутствии документа, подтверждающего правомерность увеличения площади дома лит. «А» по <адрес>, данные об объекте недвижимости, содержащиеся в сведениях государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости, являются достоверными и ошибок не содержат.

С приведенными выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции, посчитав их законными и обоснованными, указав также при этом, что решением исполнительного комитета Ялтинского горсовета от 14 декабря 1988 года №573 было утверждено решение межведомственной комиссии, которым предыдущему собственнику квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, – ФИО19 разрешено новое строительство – ванная, кухня, санузел. 09 октября 1998 года инспекцией Государственного архитектурно-строительного контроля было выдано разрешение №198 на выполнение строительных работ по реконструкции деревянной веранды по <адрес>, в соответствии с проектной документацией, утвержденной и зарегистрированной решением Ялтинского горисполкома № 573 от 14 декабря 1988 года, со сроком действия разрешения – в течение 1998 года. Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что на день обращения Снегирь Л.В. в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о государственной регистрации права собственности разрешение от 09 октября 1998 года №198 не являлось основанием для государственной регистрации прав в соответствии со статьей 14 Федерального закона №218-ФЗ. Кроме того, суд апелляционной инстанции указал, что настоящее административное исковое заявление, в части оспаривания сообщения государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Каплиной М.А. от 12 марта 2018 года, а также решения Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 08 мая 2018 года подано лицом, чьи права и законные интересы оспариваемым решением не нарушены, принимая во внимание, что сообщением государственного регистратора от 12 марта 2018 года в государственной регистрации права собственности на квартиру было отказано Снегирь О.В., решением Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 08 мая 2018 года отказано Товариществу собственников недвижимости «Источник», в то время как настоящее административное исковое заявление подано Снегирь Л.В. При этом сведения об обращении с административным исковым заявлением в интересах Снегирь О.В. об оспаривании сообщения государственного регистратора от 12 марта 2018 года, а также в интересах ТСЖ «Источник» об оспаривании решения Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 08 мая 2018 года материалы дела не содержат.

Данные выводы судов обеих инстанций соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении и толковании норм материального и процессуального права.

Доводы кассационной жалобы были предметом подробного изучения судов первой и апелляционной инстанций, которым дана надлежащая правовая оценка, они направлены на оспаривание обоснованности выводов судов об установленных обстоятельствах, основаны на ошибочном толковании норм материального и процессуального права и не могут служить основанием передачи кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании президиума Верховного Суда Республики Крым, поскольку не подтверждают наличие существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход административного дела, и не являются достаточными для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.

Правовых доводов, которые могли бы повлиять на существо состоявшихся судебных актов суда первой и апелляционной инстанций и, соответственно, явиться основанием для их отмены, кассационная жалоба не содержит.

С учетом вышеприведенного, оснований для передачи кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании президиума Верховного Суда Республики Крым по доводам жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 323, 324, 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья

ОПРЕДЕЛИЛ:

В передаче кассационной жалобы Снегирь Любови Викторовны на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 20 сентября 2018 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 05 февраля 2019 года по административному исковому заявлению Снегирь Любови Викторовны к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Береуциной Ольге Александровне, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Каплиной Маргарите Александровне, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Хорошилову Артему Павловичу, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Ровенской Виктории Геннадьевне, специалисту отдела учета объектов капитального строительства №2 Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Степанищевой Е.А., заинтересованные лица: Федоренко Виктория Алексеевна, Чабан Лидия Владимировна, Снегирь Оксана Владимировна, Санина Наталья Николаевна, Пшонкина Елена Александровна, Товарищество собственников жилья «Источник», о признании незаконными решений и обязанности совершить определенные действия, для рассмотрения в судебном заседании президиума Верховного Суда Республики Крым – отказать.

Судья Верховного Суда

Республики Крым (подпись) С.А. Воробьёва

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>