Дело №5-92/2020
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
8 июля 2020 года пгт.Угольные Копи
Судья Анадырского районного суда Чукотского автономного округа Евланова А.В., изучив протокол об административном правонарушении в отношении Чаина В.Д. по ст.14.2 КоАП РФ,
у с т а н о в и л:
07.07.2020 в Анадырский районный суд Чукотского автономного округа поступил протокол об административном правонарушении №427 от 22.06.2020 в отношении Чаина В.Д. по ст.14.2 КоАП РФ, в котором указано, что 11.06.2020 около 9 часов 30 минут Чаин В.Д. в <адрес>, являясь физическим лицом, не имея лицензию на розничную продажу алкогольной продукции, реализовал алкогольную продукцию – спиртосодержащую жидкость домашней выработки (брага) в пластиковой таре (бутылке) объемом 0,4 литра с содержанием этилового спирта 3,5% Т.М.И. на общую стоимость 200 руб., чем нарушил требования ч.1 ст.16 Федерального закона №171-ФЗ от 22.11.1995 «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», совершив административное правонарушение, предусмотренное ст.14.2 КоАП РФ.
При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении установлены основания для возвращения протокола об административном правонарушении в соответствии с п.4 ч.1 ст.29.4 КоАП РФ.
Согласно п. п. 3 и 5 ст. 29.1 КоАП РФ, при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении судья должен выяснить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные данным Кодексом, правильно ли оформлены иные материалы и достаточно ли их для рассмотрения дела по существу, а также отсутствуют ли иные обстоятельства, препятствующие рассмотрению дела об административном правонарушении.
Из содержания ст.29.4 КоАП РФ следует, что протокол об административном правонарушении и другие материалы дела могут быть возвращены в орган (должностному лицу), который составил протокол, только на стадии подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению. После начала рассмотрения дела об административном правонарушении по существу судья не вправе вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела.
В соответствии с ч.2 ст.28.2 КоАП РФ, в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
В п.4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №5 от 24.03.2005 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что в порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен также установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола. Существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении (например, отсутствие данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, языком, на котором ведется производство по делу, а также данных о предоставлении переводчика при составлении протокола и т.п.).
Согласно ст.14.2 КоАП РФ, незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 14.17.1 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой.
Объектом правонарушения, определенного комментируемой статьей, являются общественные отношения в сфере торговли, а также монополистическая деятельность государства по торговле отдельными видами товаров, свободы рыночных отношений, единство экономического пространства.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в следующих действиях: 1) торговля товарами (предметами), изъятыми из гражданского оборота; 2) продажа ограниченно оборотоспособной продукции юридическими и физическими лицами, которым эта продукция принадлежит на незаконных основаниях, или не имеющими специального разрешения (лицензии) на ее реализацию; 3) продажа ограниченно оборотоспособной продукции юридическими и физическими лицами, имеющими специальное разрешение (лицензию), но с нарушением установленных законодательством требований и порядка реализации этой продукции. Правонарушение считается совершенным в момент предложения товара возможному покупателю.
Субъектом рассматриваемого деяния может выступать любое лицо, в отношении которого допустимо применение мер административной ответственности, от гражданина до юридического лица.
Субъективная сторона рассматриваемого деяния свидетельствует о том, что оно может быть совершено исключительно умышленно, причем с прямым умыслом.
По смыслу ч.2 ст.129 ГК РФ товарами, свободная реализация которых запрещена, признаются объекты, изъятые из гражданского оборота. К ограниченно оборотоспособным объектам относятся объекты, реализация которых допускается по специальному разрешению и только определенными участникам оборота, при соблюдении соответствующих требований законодательства.
Виды продукции, полностью изъятые из оборота или ограниченно оборотоспособные, должны быть прямо указаны в законе или определены в порядке, установленном законом.
В настоящее время действует Указ Президента РФ от 22.02.1992 №179 «О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена». В перечень таких видов входят: вооружения, боеприпасы, военная техника, яды, наркотические средства и психотропные вещества, спирт этиловый, взрывчатые вещества, шифровальная техника, рентгеновское оборудование, отходы радиоактивных материалов и др.
Федеральными законами устанавливаются отдельные виды продукции, свободная реализация которых запрещена или ограничена. К ним, например, относятся Федеральные законы от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» (с изм. и доп.).
При этом диспозиция ч.1 ст.14.17.1 КоАП РФ предусматривает наказание за розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции физическим лицом (за исключением физического лица, состоящего в трудовых отношениях с организацией, имеющей лицензию на розничную продажу алкогольной продукции, либо с организацией, не имеющей лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, либо с лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальным предпринимателем), осуществляющим розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, либо с сельскохозяйственным товаропроизводителем (индивидуальным предпринимателем, крестьянским (фермерским) хозяйством), признаваемым таковым в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 №264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» и осуществляющим розничную продажу произведенных им вина, игристого вина (шампанского), и непосредственно осуществляющего реализацию алкогольной и спиртосодержащей продукции по договору розничной купли-продажи), если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
При изучении протокола об административном правонарушении №427 от 22.06.2020 в отношении Чаина В.Д. по ст.14.2 КоАП РФ установлено, что в протоколе не описано событие административного правонарушения. В нарушение требований КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении не отражены обстоятельства правонарушения, отсутствует четкое описание события административного правонарушения, достаточного для квалификации действий Чаина В.Д. по ст.14.2 КоАП РФ. Из содержания протокола невозможно установить, какие действия образуют объективную сторону административного правонарушения, вменяемого Чаину В.Д., то есть в чем состоит незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством, а также совершенные Чаиным В.Д. действия относятся к действиям, запрещенным законодательством или ограниченным законодательством. Ссылка на нарушение им ч.1 ст.16 Федерального закона №171-ФЗ от 22.11.1995 «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» не свидетельствует о совершении им правонарушения, предусмотренного ст.14.2 КоАП РФ, поскольку в данной норме употребляется понятие «розничная продажа алкогольной продукции», в то время как объектом продажи в рассматриваемом случае стала спиртосодержащая жидкость домашней выработки, не являющаяся алкогольной продукцией в установленном Федеральным законом №171-ФЗ от 22.11.1995 понятии (п.7 ст.2 закона).
Перечисленные в протоколе обстоятельства совершения правонарушения без точного описания события правонарушения с учетом диспозиции ст.14.2 КоАП РФ, не позволяют суду в полной мере оценить факт наличия в деянии Чаина В.Д. состава административного правонарушения, предусмотренного ст.14.2 КоАП РФ.
Отсутствие в протоколе об административном правонарушении четкого описания события административного правонарушения со ссылкой на соответствующие нормы права противоречит требованиям ч.2 ст.28.2 КоАП и нарушает право лица, в отношении которого ведется производство по делу, на защиту и лишают судью, рассматривающего дело об административном правонарушении, возможности проверить обоснованность предъявленного обвинения, его доказанность и принять правильное решение по делу.
Исходя из изложенного, протокол об административном правонарушении №427 от 22.06.2020 и другие материалы дела подлежат возвращению должностному лицу, составившему протокол, для устранения недостатков в соответствии с ч.3 ст.28.8 КоАП РФ.
Руководствуясь ст.29.4 КоАП РФ, суд
о п р е д е л и л:
возвратить протокол об административном правонарушении №427 от 22.06.2020 в отношении Чаина В.Д. по ст.14.2 КоАП РФ должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении, для устранения недостатков.
Определение может быть обжаловано в суд Чукотского автономного округа в течение десяти суток со дня вручения или получения копии определения.
Судья А.В. Евланова