№ М-16/2018
Севастопольский городской суд
__________________________________________________________________
ул. Суворова, 20, г. Севастополь, 299011, тел.: (8692) 55-30-89, (8692) 55-42-28,
факс: (8692) 55-00-28; gs.sev@sudrf.ru, http://gs.sev.sudrf.ru/
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судья Севастопольского городского суда Кондрак Н.И., рассмотрев административное исковое заявление Лазовой Валентины Викторовны к квалификационной коллегии судей г. Севастополя, Севастопольскому городскому суду, заместителю председателя Севастопольского городского суда Решетняку В.И. об оспаривании действий, -
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратилась в Севастопольский городской суд с указанным выше административным иском, ссылаясь на нарушение своих прав квалификационной коллегией судей города Севастополя, Севастопольским городским судом, заместителем председателя Севастопольского городского суда Решетняком В.И. в связи с рассмотрением ее обращения, в котором она сообщала о неэтичном поведении и совершении действий, содержащих признаки преступления судьями Нахимовского районного суда Дядя Т.В. и Севастопольского городского суда Никитиным Г.В.
Изучив материалы указанного административного искового заявления, прихожу к следующим выводам.
Пунктом 1 части 1 статьи 128 КАС РФ предусмотрено, что в принятии административного искового заявления надлежит отказать, если оно не подлежит рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства, поскольку это заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке, в том числе судом в порядке гражданского или уголовного судопроизводства либо арбитражным судом в порядке, предусмотренном арбитражным процессуальным законодательством.
При ответе на вопрос о том, подведомственны ли судам, а в случае, если подведомственны, то какому суду подсудны жалобы по заявлениям граждан об оспаривании действий (бездействия) квалификационной коллегии судей (ККС) в связи с их обращением в этот орган, в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ от 04.05.2005, 11.05.2005, 18.05.2005 "Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2005 года", Верховный Суд РФ изложил следующую правовую позицию которая, поскольку она высказана по делам, возникающим из публичных правоотношений, в полной мере относится к делам, подлежащим рассмотрению в порядке главы 22 КАС РФ.
Решение данного вопроса зависит от конкретных обстоятельств, на основании которых гражданин обращается в суд.
В случае если жалоба (заявление) гражданина, направленная в квалификационную коллегию судей, длительное время не рассматривается, и гражданин не получает ответа на его первоначальное обращение, то в соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и нормами, предусмотренными главой 25 ГПК РФ, гражданин вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании бездействия квалификационной коллегии судей. Указанная категория дел в соответствии с главой 3 ГПК РФ подлежит рассмотрению районными судами, так как статьями 23, 25, 26, 27 ГПК РФ иная подсудность таких дел не установлена. Если гражданин оспаривает по существу решение, принятое квалификационной коллегией судей на основании его обращения в этот орган, то в принятии такого заявления должно быть отказано по следующим основаниям. Статья 26 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" предусматривает порядок обжалования и устанавливает круг субъектов, которыми могут быть обжалованы решения, принятые квалификационной коллегией судей, а именно в соответствии с частью первой данной статьи решение, принятое квалификационной коллегией судей, может быть обжаловано в судебном порядке лицом, в отношении которого оно принято, поскольку гражданин не является субъектом, который имеет право на обжалование указанных выше решений, то в принятии указанных заявлений судьей должно быть отказано на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 134 ГПК РФ, так как заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства.
В случае, если гражданин обращается в суд с заявлением об оспаривании действий ККС в связи с тем, что его обращение в ККС не являлось предметом коллегиального рассмотрения этого органа, а ответ дан за подписью председателя ККС или председателя соответствующего суда, то в принятии таких заявлений судьей также должно быть отказано на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 134 ГПК РФ, исходя из следующего.
По смыслу части 1 статьи 22 Федерального закона рассмотрение ККС вопроса о дисциплинарной ответственности судьи возможно только в связи с представлением председателя соответствующего или вышестоящего суда либо обращением органа судейского сообщества исходя из обстоятельств и степени проступка судьи. Согласно части 2 этой же статьи жалобы и сообщения граждан в ККС о совершении судьей дисциплинарного проступка проверяются ККС самостоятельно либо направляются для проверки председателю соответствующего суда. Следовательно, принятия коллегиального решения ККС в данном случае не требуется и ответ дается за подписью лица, проводившего проверку.
Поскольку иного, чем предусмотрено статьей 22 Федерального закона, порядка рассмотрения жалоб и заявлений граждан к ККС законодательством не установлено, а из изложенного выше следует, что отсутствие коллегиального решения ККС при наличии ответа председателя этого органа либо соответствующего суда основано на действующем законодательстве и не нарушает прав заявителей в части порядка рассмотрения их сообщений, то отказ в принятии таких заявлений соответствует требованиям подпункта 1 пункта 1 статьи 134 ГПК РФ и заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства.
Вопросы о возвращении заявления или оставлении его без движения (статьи 135, 136 ГПК РФ) должны рассматриваться судьями районных судов, к подсудности которых они относятся. Рассмотрение этих вопросов судами другого уровня, за исключением вопроса о подсудности, в силу части 2 статьи 136 ГПК РФ будет указывать на право заявителя при устранении отмеченных недостатков обратиться в суд, вынесший определение, и в случаях несоблюдения правил о подсудности.
Пунктом 2 ст. 22 Федерального закона от 14 марта 2002 г. N 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" определено, что жалобы и сообщения, содержащие сведения о совершении судьей дисциплинарного проступка, поступившие в квалификационную коллегию судей от органов и должностных лиц, не указанных в пункте 1 настоящей статьи, а также от граждан, проверяются квалификационной коллегией судей самостоятельно либо направляются для проверки председателю соответствующего суда.
Названным нормативным актом с учетом судебной практики их применения обязанность давать ответ гражданину по такому роду обращениям на квалификационную коллегию судей не возложена, а правом обжалования действий (бездействия) по спорному вопросу граждане не наделены.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, из положений Конституции Российской Федерации и федерального законодательства, гарантирующих каждому судебную защиту его прав и законных интересов, а также возмещение вреда, причиненного незаконными действиями и решениями государственных органов и должностных лиц, не следует право гражданина самостоятельно определять вид и меру ответственности судей; конституционно-правовые основы статуса судьи обусловливают обязанность федерального законодателя урегулировать порядок привлечения судьи к ответственности таким образом, чтобы исключить нарушение принципов независимости, несменяемости и неприкосновенности судьи (Постановление от 7 марта 1996 года N 6-П; Определения от 18 декабря 2007 года N 919-О-О, от 7 июня 2011 года N 766-О-О, от 17 июля 2012 года N 1344-О, от 24 октября 2013 года N 1630-О и др.).
Действующее правовое регулирование, предоставляющее гражданам право направлять в квалификационную коллегию судей жалобы и сообщения, содержащие сведения о совершении судьей дисциплинарного и иного проступка и его право получить ответ квалификационной коллегии судей либо председателя соответствующего суда, который при этом не является ее решением (статьи 22 и 26 Федерального закона от 14 марта 2002 года N 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации"; статьи 27 и 28 Положения о порядке работы квалификационных коллегий судей, утвержденного Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации 22 марта 2007 года), не наделяет их правом требовать в судебном порядке обязать квалификационную коллегию привлечь судью к ответственности, что в силу приведенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации не может рассматриваться как нарушение каких-либо конституционных прав граждан, в том числе права на судебную защиту.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу названной нормы, а также из содержания статей 118, 120, 122 Конституции РФ следует, что никакие действия (бездействия) судей, судебных органов и органов судебного сообщества, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом, не могут быть предметом самостоятельного обжалования, в том числе в порядке административного судопроизводства в соответствии с КАС РФ, что выступает конституционной гарантией их особого публично-правового статуса, значимой ролью, которую они выполняют от имени государства.
В соответствии с подпунктом 10 ч. 3 ст. 29 Федерального закона "О судах общей юрисдикции в РФ" и ст. 12.1 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" жалобы на действия председателей судов и судей, не выраженные в судебном акте, подлежат рассмотрению председателем вышестоящего суда либо квалификационной коллегией судей.
С учетом изложенного и конкретных обстоятельств дела, в соответствии с которыми истец в своих требованиях ставит вопрос о том, что ее заявление является основанием для возбуждения уголовного дела, прихожу к выводу об отказе в принятии административного искового заявления по п. 1 ч. 1 ст. 128 КАС РФ.
На основании вышеизложенного и руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 128 КАС РФ, судья
ОПРЕДЕЛИЛ:
отказать в принятии административного искового заявления Лазовой Валентины Викторовны к квалификационной коллегии судей г. Севастополя, Севастопольскому городскому суду, заместителю председателя Севастопольского городского суда Решетняку В.И. об оспаривании действий.
Судья Севастопольского
городского суда Н.И. Кондрак