ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-3395/2019
№ 88-1069/2020
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
кассационного суда общей юрисдикции
30 января 2020 г. г. Самара
Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Ившина Т.В., рассмотрев кассационную жалобу ФИО1 на заочное решение мирового судьи судебного участка № 4 Железнодорожного судебного района г. Самары от 14 июня 2019 г., апелляционное определение Железнодорожного районного суда г. Самары от 24 сентября 2019 г. по гражданскому делу № 2-1255/19 по иску Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области к ФИО1 о взыскании переплаты пособия на детей,
установила:
Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области обратилось в суд с иском ФИО1 о взыскании переплаты пособия на детей.
В обоснование заявленных требований указало, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированная по адресу: <адрес>, с 2009 г. является получателем мер социальной поддержки, предусмотренных Законом Самарской области от 16 июля 2004 г. № 122-ГД «О государственной поддержке граждан, имеющих детей».
При каждом обращении в государственное казенное учреждение Самарской области «Главное управление социальной защиты населения Самарского округа» за предоставлением мер социальной поддержки ответчик представляла сведения о доходах семьи с места работы на себя и своего мужа - ФИО2 При проведении проверки информации о доходах семьи ответчика стало известно, что ответчик и ее муж ФИО2 в период получения государственных пособий являлись индивидуальными предпринимателями. ФИО1 - в период с 20 июля 2015 г. по 02 октября 2017 г., ФИО2 - с 07 августа 2012 г. по 07 июня 2016 г.
Сведения о том, что ФИО9 являлись индивидуальными предпринимателями, был сокрыт, так же, как и сведения о доходах семьи от предпринимательской деятельности, что повлекло за собой незаконную выплату пособия на детей за период с августа 2012 года по май 2016 года.
Ввиду предоставления недостоверных сведений о доходах у ответчика образовалась переплата пособия на детей в общей сумме 29 787 рублей 10 копеек. Ответчик с образовавшейся переплатой ознакомлена. Однако, до настоящего времени задолженность не погашена.
На основании истец вышеизложенного просил взыскать с ФИО1 ежемесячное пособие, выплачиваемое одному из родителей, воспитывающих детей в возрасте от 1,5 до 3 лет, не посещающих дошкольные образовательные организации, за период с 24 января 2014 г. по 30 сентября 2014 г. в размере 12387 рублей 10 копеек, ежемесячное пособие на детей за период с 01 августа 2012 г. по 31 мая 2016 г., с 01 марта 2013 г. по 31 мая 2016 г. в сумме 17000 рублей, ежегодное единовременное пособие к началу учебного года за 2014-2015 гг., 2015-2016 гг. в сумме 400 рублей.
Заочным решением мирового судьи судебного участка №4 Железнодорожного судебного района г. Самары от 14 июня 2019 г., оставленным без изменения апелляционным определением Железнодорожного суда г. Самары, исковые требования Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области к ФИО1 о взыскании переплаты пособия на детей удовлетворены.
С ФИО1 в пользу Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области взыскана сумма переплаты пособия на детей за период с 24 января 2014 г. по 30 сентября 2014 г. в размере 12 387 рублей 10 копеек, за период с 01 августа 2012 г. по 31 мая 2016 г., с 01 марта 2013 г. по 31 мая 2016 г. в размере 17 000 рублей, ежегодное единовременное пособие к началу учебного года за 2014-2015, 2015-2016 в размере 400 рублей, а всего 29 787 рублей 10 копеек.
С ФИО1 взыскана в доход государства государственная пошлина в размере 1093 рубля 61 копейка.
В кассационной жалобе ФИО1, ссылаясь на несоответствие выводов судов, содержащихся в обжалуемых судебных постановлениях, фактическим обстоятельствам дела, установленным судом первой инстанции, неправильное применение норм права, просит данные постановления отменить, принять по делу новый судебный акт.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных постановлений по доводам жалобы, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующему.
Судом первой инстанции установлено, что ФИО1 обратилась в Государственное казенное учреждение Самарской области «Главное управление социальной защиты населения Самарского округа» с заявлениями о назначении на детей: сына ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ежемесячного пособия родителям, воспитывающих детей в возрасте от 1,5 до 3 лет, не посещающих дошкольные образовательные организации на дочь ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ежегодного единовременного пособия на ребенка к началу учебного года на сына ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, предоставив сведения о доходах семьи.
При обращении в Государственное казенное учреждение Самарской области «Главное управление социальной защиты населения Самарского округа» с заявлениями о назначении пособий ФИО1 обязалась сообщить в орган социальной защиты населения об изменении дохода, влияющего на право получения пособия в трехмесячный срок, а также в течение 5 дней известить указанный орган о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера пособия или прекращения его выплаты.
Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, а также сведениям, содержащимся на официальном сайте налогового органа (https://egrul.naiog.ru/index.iilmi) ответчик ФИО1 и ее муж ФИО2 в период получения государственных пособий являлись индивидуальными предпринимателями, а именно ответчик - в период с 20 июля 2015 г. по 02 октября 2017 г., ФИО2 - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Между тем ответчик ФИО1 в установленные сроки не поставила истца, осуществляющего выплату государственных пособий, в известность о своей регистрации и регистрации ее мужа в качестве индивидуальных предпринимателей, сведения о доходах семьи от предпринимательской деятельности не предоставила, что повлекло за собой незаконно выплаченные пособия на детей за период с августа 2012 года по май 2016 года в размере 29 787 рублей 10 копеек.
До настоящего времени ответчиком задолженность не погашена.
Удовлетворяя заявленные требования, мировой судья исходил из наличия вины ФИО1 в образовавшейся переплате пособий и правильности представленного истцом расчёта размера переплаты.
Суд апелляционной инстанции, поддержал выводы, сделанные судом первой инстанции.
Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» законодательство Российской Федерации о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Обязанность получателей государственных пособий извещать об изменении условий, влияющих на их выплату, закреплена в статье 18 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ, из которой следует, что получатели государственных пособий обязаны своевременно извещать органы, назначающие государственные пособия гражданам, имеющим детей, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров государственных пособий гражданам, имеющим детей, или прекращение их выплаты.
Срок, в течение которого получатель пособия на ребенка обязан сообщить об изменении дохода семьи, дающего право на получение указанного пособия, не может превышать три месяца.
Согласно статье 19 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ органы, осуществляющие назначение и выплату государственных пособий гражданам, имеющим детей, имеют право на выборочную проверку правильности сообщенных заявителем сведений о доходах семьи, в процессе которой указанные органы вправе запрашивать и безвозмездно получать необходимую информацию у всех органов и организаций независимо от форм собственности, владеющих такой информацией.
Излишне выплаченные суммы государственных пособий гражданам, имеющим детей, удерживаются с получателя только в случае, если переплата произошла по его вине (предоставление документов с заведомо неверными сведениями, сокрытие данных, влияющих на право назначения государственных пособий гражданам, имеющим детей, исчисление их размеров). Удержания производятся в размере не свыше двадцати процентов либо суммы, причитающейся получателю при каждой последующей выплате государственного пособия гражданам, имеющим детей; либо заработной платы получателя в соответствии с требованиями законодательства о труде Российской Федерации. При прекращении выплаты пособия оставшаяся задолженность взыскивается с получателя в судебном порядке. Суммы, излишне выплаченные получателю по вине органа, назначившего государственное пособие гражданам, имеющим детей, удержанию не подлежат, за исключением случая счетной ошибки. В этом случае ущерб взыскивается с виновных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Закона Самарской области от 16 июля 2004 г. № 122-ГД «О государственной поддержке граждан, имеющих детей» настоящим Законом устанавливаются виды государственной поддержки граждан, имеющих детей, в том числе: ежемесячное пособие на ребенка; ежегодное единовременное -пособие на ребенка к началу учебного года; ежемесячное пособие одному из родителей (законных представителей ребенка), воспитывающих детей в возрасте от 1,5 до 3 лет, не посещающих дошкольные образовательные организации.
Право на предоставление мер социальной поддержки, предусмотренных законом Самарской области от 16 июля 2004 г. № 122-ГД «О государственной поддержке граждан, имеющих детей» зависит от среднедушевого размера дохода семьи.
В силу статьи 22.6 указанного Закона к доходу семьи, учитываемому при исчислении величины среднедушевого дохода, относятся в том числе доходы от занятий предпринимательской деятельностью (включая доходы, полученные в результате деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства), в том числе без образования юридического лица.
В соответствии со статьей 25 указанного закона, получатели государственных пособий обязаны своевременно извещать органы, назначающие государственные пособия гражданам, имеющим детей, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров государственных пособий гражданам, имеющим детей, или прекращение их выплаты.
На основании пункта 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Пунктом 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Из смысла приведённых положений следует, что пособие на детей назначается и выплачивается с учётом среднедушевого размера дохода семьи получателя, лицо получающее пособия обязано известить орган, осуществляющий выплату пособий о наличии обстоятельств, влияющих на размер дохода семьи, и как следствие на право получать пособия на детей. Факт уклонения от предоставления таких сведений получателем пособий следует расценивать как виновное действие, влекущее взыскание выплаченных сумм пособий в качестве неосновательного обогащения.
Разрешая спор суды правильно применили нормы материального права, нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебных постановлений ими допущено не было, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Вопреки доводам кассационной жалобы ФИО1, на лице, получающем пособие лежит бремя доказывания того, что требуемые сведения не были предоставлены по причинам от неё не зависящим, а также отсутствия дохода, при котором выплата пособий не производится.
Кассационная жалоба не содержит доводов, влекущих отмену обжалуемых судебных актов, на основании изложенного, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции
о п р е д е л и л а:
заочное решение мирового судьи судебного участка №4 Железнодорожного судебного района г. Самары от 14 июня 2019 г., апелляционное определение Железнодорожного районного суда г. Самары от 24 сентября 2019 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Судья Шестого кассационного суда
общей юрисдикции Ившина Т.В.