ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 88-11900/2022 от 22.04.2022 Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 88-11900/2022

№ дела суда 1-й инстанции 2-1258/2021

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Краснодар 22 апреля 2022 года

Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Мартынова Н.Н., рассмотрев гражданское дело по иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №6 по Астраханской области к Антоновой Т.В. о взыскании суммы неосновательного обогащения, по кассационной жалобе Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №6 по Астраханской области на решение мирового судьи судебного участка №4 Советского района г. Астрахани Астраханской области от 22 июля 2021 г., апелляционное определение Советского районного суда г. Астрахани Астраханской области от 25 октября 2021 г.,

установила:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №6 по Астраханской области (далее МИФНС России № 6 по Астраханской области) обратилась в суд с иском к Антоновой Т.В. о взыскании неосновательного обогащения, указав, что с 17 июня 2005 г. по 1 сентября 2020 г. Антонова Т.В. являлась индивидуальным предпринимателем. На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2020 г. № 576 «Об утверждении правил предоставления в 2020 году из Федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирисной инфекции» (далее Постановление № 576), утверждены правила предоставления субсидий в целях частичной компенсации затрат получателей субсидий, связанных с осуществлением ими деятельности в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда своих работников в апреле и мае 2020 года. Индивидуальным предпринимателем Антоновой Т.В. в МИФНС России № 6 по Астраханской области подано заявление о предоставлении в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2020 г. № 576 субсидии за апрель 2020 года на сумму 12 130 руб. По результатам рассмотрения заявления, налоговым органом принято решение о соответствии налогоплательщика соответствующим критериям и произведении расчета размера субсидии, в связи с чем был сформирован и направлен в Федеральное казначейство реестр для выплаты субсидии, которая впоследствии поступила на счет Антоновой Т.В. В ходе мониторинга исполнения Федеральной налоговой службой вышеуказанного постановления выявлено, что по состоянию на 1 марта 2020 г. в сведениях о видах экономической деятельности по ОКВЭД основной вид деятельности Антоновой Т.В. указан как 14.19 «Производство прочей одежды и аксессуаров одежды», который не входит в перечень пострадавших отраслей экономики указанного постановления. Полагают, что субсидия перечислена индивидуальному предпринимателю без соответствующих на то оснований. МИФНС России № 6 по Астраханской области в адрес налогоплательщика направлено уведомление от 29 декабря 2020 года № 7876 о выявлении факта неправомерного получения субсидии, с рекомендацией добровольно осуществить возврат неправомерно полученных сумм субсидий с указанием реквизитов для осуществления ее возврата. Вместе с тем, полученная ответчиком необоснованно сумма субсидии в размере 12 130 руб., добровольно возвращена не была. Просили взыскать с Антоновой Т.В. в доход местного бюджета сумму неосновательного обогащения в размере 12 130 руб.

Решением мирового судьи судебного участка № 4 Советского района г. Астрахани Астраханской области от 22 июля 2021 г. в удовлетворении иска отказано.

Апелляционным определением Советского районного суда г. Астрахани Астраханской области от 25 октября 2021 г. решение мирового судьи оставлено без изменения.

В кассационной жалобе МИФНС России № 6 по Астраханской области просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов указывает, что данная субсидия получена ответчиком незаконно, без соответствующих на то оснований. Средства, неосновательно предоставленные Антоновой Т.В. не являются средства к существованию, а относятся к компенсационным выплатам субъектам экономических отношений. Ссылка на добросовестность Антоновой Т.В. в данном случае не имеет значения, поскольку добросовестность гражданина по данной категории дел не презюмируется.

В соответствии с частью 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационные жалоба, представление на вступившие в законную силу судебные приказы, решения мировых судей и апелляционные определения районных судов, определения мировых судей, районных судов, гарнизонных военных судов и вынесенные по результатам их обжалования определения, решения и определения судов первой и апелляционной инстанций, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.

Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.

Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что 17 июня 2005 г. по 1 сентября 2020 г. Антонова Т.В. являлась индивидуальным предпринимателем с ОГРНИП 305301716800072.

По состоянию на 1 марта 2020 г. в сведениях о видах экономической деятельности по ОКВЭД основной вид деятельности Антоновой Т.В. указан как 14.19 «Производство прочей одежды и аксессуаров одежды», что подтверждается выпиской из ЕГРИП.

На основании заявления Антоновой Т.В. о предоставлении в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2020 г. № 576 субсидии за апрель 2020 года, поданного в Межрайонную ИФНС России № 6 по Астраханской области, налоговым органом сделан вывод о соответствии налогоплательщика указанным критериям, произведен расчет размера субсидии, который сформирован и направлен в Федеральное казначейство реестр для выплаты субсидии № 195 от 25 июня 2020 г.

Субсидия в размере 12 130 руб. поступила на счет Антоновой Т.В., указанный в заявлении.

Судом установлено, что в ходе мониторинга исполнения Федеральной налоговой службой Постановления Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2020 г. № 576, вид деятельности Антоновой Т.В. указанный как 14.19 «Производство прочей одежды и аксессуаров одежды», не входит в перечень пострадавших отраслей экономики вышеуказанного постановления.

Согласно уведомлению № 7876 от 29 декабря 2020 г. налоговым органом до ответчика доведена соответствующая информация о том, что в ходе контрольных мероприятий установлен факт неправомерного предоставления субсидии. Также налоговым органом было предложено ответчику добровольно вернуть в бюджет незаконно полученные денежные средства.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, мировой судья, сославшись на положения пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации исходил из презумпции добросовестности действий гражданина, что при обращении с заявлением о предоставлении субсидии Антоновой Т.Ф. была представлена информация в налоговую инспекцию, которая, принимая решение о предоставлении соответствующей выплаты, обязана проверить правильность ее предоставления.

Проверяя обоснованность решения мирового судьи в апелляционном порядке Советский районный суд г. Астрахани Астраханской области согласился с выводами мирового судьи.

Изучив материалы дела, проверив в пределах требований, предусмотренных статьями 379.6, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом норм права при рассмотрении дела и принятии обжалованных судебных актов, а также соответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.

В силу статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

На основании пункта 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

По смыслу названной нормы закона содержанием обязательств вследствие неосновательного обогащения являются право потерпевшего требовать возврата неосновательного обогащения от обогатившегося и обязанность последнего возвратить неосновательно полученное (сбереженное) потерпевшему.

Обязательства вследствие неосновательного обогащения относятся к числу охранительных, внедоговорных правоотношений. Задачей этих обязательств является защита имущественных прав и интересов стороны в виде обеспечения потерпевшему восстановления его имущественной сферы путем возврата имущества неосновательно обогатившимся лицом.

Между тем подпунктом 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

В пункте 11 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2020), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.11.2020, разъяснено, что излишне выплаченные в качестве мер социальной поддержки денежные средства в силу положений пункта 1 статьи 1102 и подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации должны быть возвращены получателем только в случае установления недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.

По смыслу положений подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Закон устанавливает исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки. При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.

Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.

В соответствии с абзацем пятым статьи 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования на предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 24.03.2017 N 9-П, Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит каких-либо специальных правил, регулирующих основания и порядок взыскания денежных средств, неправомерно (ошибочно) выделенных налогоплательщику из бюджета, но и не исключает возможность обратиться в этих целях к общим механизмам, направленным на обеспечение как полноты и своевременности исполнения налогоплательщиками возложенных на них налоговых обязанностей, так и соблюдения налоговыми органами, составляющими централизованную систему, законодательства о налогах и сборах.

В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2020 г. № 576 «Об утверждении правил предоставления в 2020 году из Федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирисной инфекции», утверждены правила предоставления субсидий в целях частичной компенсации затрат получателей субсидий, связанных с осуществлением ими деятельности в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда своих работников в апреле и мае 2020 года.

В целях настоящих Правил получатель субсидии определяется по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре юридических лиц либо Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 марта 2020 г.

Субсидия предоставляется в целях частичной компенсации затрат получателей субсидии, связанных с осуществлением ими деятельности в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда своих работников в апреле и мае 2020 года.

Согласно пункту 3 Правил определены условия для включения получателя субсидии в реестр в целях предоставления субсидии. Условиями для включения в реестр в целях предоставления субсидии являются: а) направление получателем субсидии в налоговый орган по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) заявления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика - юридического лица (личный кабинет налогоплательщика - индивидуального предпринимателя), или в виде почтового отправления по форме согласно приложению № 2; б) включение получателя субсидии в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 1 марта 2020 г. в соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»; в) отнесение отрасли, в которой ведется деятельность получателя субсидии, к отраслям российской экономики, указанным в пункте 1 настоящих Правил; г) получатель субсидии - организация не находится в процессе ликвидации, в отношении получателя субсидии не введена процедура банкротства, не принято решение о предстоящем исключении получателя субсидии из Единого государственного реестра юридических лиц; д) у получателя субсидии по состоянию на 1 марта 2020 года отсутствует недоимка по налогам и страховым взносам, в совокупности (с учетом имеющейся переплаты по налогам и страховым взносам) превышающая 3 000 руб. При расчете суммы недоимки используются сведения о ее погашении, имеющиеся у налогового органа на дату подачи заявления о предоставлении субсидии; е) количество работников получателя субсидии в месяце, за который выплачивается субсидия, составляет не менее 90 процентов количества работников в марте 2020 года или снижено не более чем на 1 человека по отношению к количеству работников в марте 2020 года.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. № 434 установлен перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.

В соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2020 г. № 576 «Об утверждении правил предоставления в 2020 году из Федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирисной инфекции» размер субсидии определяется как произведение величины минимального размера оплаты труда по состоянию на 1 января 2020 г., составляющей 12 130 руб.: на количество работников в марте 2020 года - в отношении организаций; на количество работников в марте 2020 увеличенное на единицу - в отношении индивидуальных предпринимателей.

Для индивидуальных предпринимателей, не имеющих работников, размер субсидии равен величине минимального размера оплаты труда, указанной в абзаце первом настоящего пункта.

Количество работников получателя субсидии определяется Федеральной налоговой службой на основании полученных от Пенсионного фонда Российской Федерации данных из отчетности по форме «Сведения о застрахованных лицах», утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 1 февраля 2016 г. № 83п, представленной получателем субсидии в соответствии с порядком и сроками, которые установлены законодательством Российской Федерации.

Ответственность за достоверность информации, указанной в абзаце пятом настоящего пункта, несет получатель субсидии.

Согласно пункту 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2020 г. № 576 «Об утверждении правил предоставления в 2020 году из Федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирисной инфекции» для получения субсидий за апрель и май 2020 года получатель субсидии направляет заявление в налоговый орган не позднее 1 июля 2020 г.

Налоговый орган осуществляет проверку информации, необходимой для включения получателя субсидии в реестр, в части соответствия условиям, предусмотренным пунктом 3 настоящих Правил, полноты, правильности и достоверности сведений, содержащихся в заявлении, их соответствия данным, имеющимся в налоговом органе, в том числе соответствия информации о счете организации (индивидуального предпринимателя), указанном в заявлении, сведениям, представленным в налоговые органы банками согласно статье 86 Налогового кодекса Российской Федерации.

Информация о ходе рассмотрения заявления на получение субсидии размещается на официальном сайте Федеральной налоговой службы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В силу пункта 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2020 г. № 576 «Об утверждении правил предоставления в 2020 году из Федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирисной инфекции» Федеральная налоговая служба при отсутствии оснований для отказа в предоставлении субсидии в срок, установленный пунктом 6 настоящих Правил, производит расчет размера субсидии в соответствии с пунктом 4 настоящих Правил, формирует реестр в электронном виде, подписанный уполномоченным лицом Федеральной налоговой службы с применением усиленной электронной квалифицированной подписи, и направляет его в Федеральное казначейство.

Пунктом 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2020 г. № 576 «Об утверждении правил предоставления в 2020 году из Федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства; ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирисной инфекции» предусмотрено, что перечисление субсидии получателю субсидии осуществляется Федеральным казначейством не позднее 3 рабочих дней со дня, следующего за днем получения Федеральным казначейством реестра, в том числе путем передачи реестра в кредитную организацию для последующего перечисления средств получателям субсидии.

В соответствии с пунктом 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 указанной статьи, возврату в соответствующий бюджетной системы Российской Федерации.

По смыслу статьи 57 Конституции Российской Федерации, рассматриваемой во взаимосвязи с положениями ее статей 1 (часть 1), 19 (части 1 и 2) и 55 (часть 3), федеральный законодатель при осуществлении налогового регулирования и установлении общих принципов налогообложения и сборов связан требованиями обеспечения конституционных принципов равенства, справедливости и соразмерности в сфере налоговых отношений и вместе с тем располагает достаточной свободой усмотрения при установлении конкретных налогов: он самостоятельно определяет параметры основных элементов налога, в том числе состав налогоплательщиков и объекты налогообложения, стоимостные и (или) количественные показатели, необходимые для определения налоговой базы, порядок исчисления налога, а также основания и порядок освобождения от налогообложения.

Решение о предоставлении субсидии принимается налоговым органом в рамках регламентируемой нормативными предписаниями процедуры исходя из комплексной оценки права заявителя.

Предъявляя требования о взыскании неосновательного обогащения, МИФНС России №6 по Астраханской области указало, что на основании заявления Антоновой Т.В. и исходя из сведений, имеющихся в информационных ресурсах налогового органа на момент рассмотрения заявления, сделан вывод о соответствии налогоплательщика указанным в Постановлении Правительства критериям.

Между тем, ссылаясь на добросовестность ответчика, суды надлежащим образом не проверили наличие либо отсутствия искажения сведений, представленных в налоговый орган Антоновой Т.В. и их соответствие действительности.

В соответствии с частью 4 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.

В силу части 4 статьи 198 этого же кодекса в мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства.

Вместе с тем в нарушение указанных норм процессуального права в обжалуемых судебных постановлениях не приведено доказательств, на основании которых суд пришел к выводу о том, что ответчик действовала добросовестно.

С учетом изложенного, а также принимая во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) судья находит, что при рассмотрении заявления о возмещении судебных расходов судом апелляционной инстанции допущены нарушения норм процессуального права, которые являются существенными и которые не могут быть устранены без отмены судебного постановления и нового рассмотрения дела.

При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть вышеизложенное и разрешить гражданское дело в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами процессуального права и установленными по делу обстоятельствами.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции

определил:

апелляционное определение Советского районного суда г. Астрахани Астраханской области от 25 октября 2021 г. отменить, дело направить на новое апелляционное рассмотрение в Советский районный суд г. Астрахани.

Судья Н.Н. Мартынова