88-1406/2022
УИД: 25RS0029-01-2021-005348-15
ДЕВЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
7 апреля 2022 года город Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Саломатиной Л.А.
судей Старовойт Р.К., Власенко И.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Краевого государственного казенного учреждения «Центр социальной поддержки населения Приморского края» к ФИО1 о взыскании неправомерно полученной ежемесячной денежной выплаты,
по кассационной жалобе Краевого государственного казенного учреждения «Центр социальной поддержки населения Приморского края»
на решение Уссурийского районного суда от 13 июля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 9 ноября 2021 года
Заслушав доклад судьи Старовойт Р.К., пояснения представителя Краевого государственного казенного учреждения «Центр социальной поддержки населения Приморского края» ФИО2, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Краевое государственное казенное учреждение (далее - КГКУ) «Центр социальной поддержки населения Приморского края» обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании неправомерно полученной ежемесячной денежной выплаты в размере 96709,82 рублей.
В обоснование заявленных требований указано, что 29 ноября 2020 года ФИО3 (Махлай) А.А через портал предоставления государственных и муниципальных услуг Российской Федерации обратилась в отделение по Уссурийскому городскому округу КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет включительно на ребенка ФИО14, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. На основании Указа Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 года № 199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» 10декабря 2020 года ответчику была назначена ежемесячная денежная выплата на ребенка ФИО15 на период с 01 января 2020 года по 11 февраля 2021 года в размере 7 221 рублей в месяц. 16 марта 2021 года ответчик обратилась с заявлением о предоставления справки о получении (не получении) мер социальной поддержки на ребенка ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, поименовав себя в заявлении как ФИО5 Для проверки указанных ответчиком сведений, 19 марта 2021 года истцом произведен запрос через СМЭВ в Управление ЗАГС г. Уссурийска. Из ответа следовало, что ответчик 21 ноября 2020 года заключила брак с ФИО6 При обращении за назначением ежемесячной денежной выплаты по ранее поданному заявлению от 29 ноября 2020 года, структурным подразделением был сделан аналогичный запрос, согласно ответу сведения о заключении брака ФИО7 в органах ЗАГС отсутствовали, содержались сведения о расторжении предыдущего брака ответчика с ФИО8 Поскольку ответчику было известно, что она состоит в браке, однако в заявлении от 29 ноября 2020 года сведения о супруге она не указала, в соответствии с п.5.6. Порядка предоставления ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет включительно, 19 марта 2021 года отделением по УГО принято решение о прекращении ежемесячной денежной выплаты по заявлению от 29 ноября 2020 года. Протоколом переплаты от 19 марта 2021 года № 255 зафиксирована сумма неправомерно полученной выплаты в размере 96709,82 рублей за период с 01 января 2020 года по 11 февраля 2021 года. 25 марта 2021 года ответчику было направлено письмо с уведомлением о переплате и квитанцией для возврата необоснованно полученной выплаты, которое до настоящего времени не исполнено.
Решением Уссурийского районного суда Приморского края от 13 июля 2021 года исковые требования оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 9 ноября 2021 года решение Уссурийского районного суда Приморского края от 13 июля 2021 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» просит об отмене постановления суда первой и апелляционной инстанции, принятых, по мнению, заявителя с нарушением норм материального и процессуального права, не в соответствии с фактическими обстоятельствами. Указывает, что нормативными правовыми актами, регламентирующими предоставление ежемесячной выплаты, ответственность за неполноту и недостоверность сведений, указанных в заявлении, возложена на заявителя. Выражая несогласие с выводами суда, считает, что в судебном заседании доказана недобросовестность ответчика, которая выразилась в том, что ответчиком в целях неправомерного получения выплаты представлены заведомо недостоверные сведения о семейном положении. Считает, что вывод суда о том, что доход супруга не повлиял на материальное положение семьи ответчика, противоречит требованиям законодательства, так как в силу п. 4.1. Порядка и условий назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, утвержденного Постановлением Правительства Приморского края от 24 апреля 2020 года 374-пп, состав семьи определяется на дату приема заявления. Указывает, что в соответствии с п. 1.2. Порядка право на ежемесячную выплату возникает у нуждающихся в социальной поддержке семьи, воспитывающей ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную Правительством Приморского края на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты, однако данные нормы не были применены судом первой и апелляционной инстанции при разрешении требований.
Представитель КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» в судебном заседании поддержал доводы кассационной жалобы.
Ответчик ФИО1 в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции не явилась. В материалах дела имеются уведомления о надлежащем извещении, судебная коллегия в соответствии с ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.
Согласно ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой и апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями части 1 статьи 1102, пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года № 384, Постановлением Правительства Приморского края от 24 апреля 2020 года 374-пп, исходил из отсутствия в деле доказательств, подтверждающих недобросовестность ответчика при получении сумм ежемесячной денежной выплаты.
Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда согласилась с выводами суда первой инстанции, указав, что они основаны на правильном применении норм материального права, и подтверждаются имеющимися в деле доказательствами, которым дана надлежащая оценка.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что основания для отмены судебных постановлений отсутствуют.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 года № 199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей в Российской Федерации» с 1 января 2020 г. установлена ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, предоставляемая нуждающимся в социальной поддержке семьям, имеющим детей, в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации.
Порядок и условия назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно утвержден Постановлением Правительства Приморского края от 24 апреля 2020 года 374-пп (далее – Порядок). Данный Порядок определяет порядок и условия назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, а также требования к имущественной обеспеченности семей для определения их нуждаемости при назначении ежемесячной выплаты (п. 1.1 Порядка).
Право на ежемесячную выплату возникает у нуждающейся в социальной поддержке семьи, воспитывающей ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную Правительством Приморского края на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты (п. 1.2 Порядка).
Судом установлено, что 3 октября 2020 года ФИО7 впервые обратилась за назначением ежемесячной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет включительно через портал предоставления государственных и муниципальных услуг.
Согласно п. 3.7 Порядка при приеме к рассмотрению заявления структурное подразделение КГКУ осуществляет проверку представленных заявителем (его уполномоченным представителем) сведений, их подлинность, полноту и достоверность, в том числе путем направления официальных запросов в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления и организации, в том числе в электронной форме с использованием СМЭВ и подключаемых к ней региональных СМЭВ, а также в ЕГИССО.
КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» обратилось в суд с иском о взыскании с ФИО1 неправомерно полученной ежемесячной денежной выплаты в размере 96709,82 рублей, в связи с предоставлением недостоверных сведений о составе семьи.
В силу п. 5.7 Порядка получателем возмещаются суммы ежемесячной выплаты, необоснованно выплаченные вследствие представления им заведомо недостоверных сведений, сокрытия сведений, влияющих на право получения ежемесячной выплаты, а также предъявления документов, содержащих заведомо недостоверные сведения.
Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счёт другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретённое или сбережённое имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьёй 1109 данного кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причинённого жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счётной ошибки (пункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счёт другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счёт другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.
По смыслу положений пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причинённого жизни или здоровью гражданина, и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счётной ошибки. При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.
В данном случае, к спорным отношениям, связанным с возвратом предоставленной гражданину ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, подлежат применению положения пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации о недопустимости возврата в качестве неосновательного обогащения заработной платы и приравненных к ней платежей, пенсий, пособий, стипендий, возмещения вреда, причинённого жизни или здоровью, алиментов и иных денежных сумм, предоставленных гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счётной ошибки.
В постановлении от 22 июня 2017 г. № 16-П Конституционный Суд Российской Федерации обратил внимание на существенное значение, которое при разрешении споров по искам публично-правовых образований имеет в том числе оценка действий (бездействия) органов, уполномоченных действовать в интересах граждан, в частности ненадлежащего исполнения ими своих обязанностей, совершения ошибок, разумности и осмотрительности в реализации ими своих правомочий.
Таким образом, приведённые нормативные положения в их взаимосвязи с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации о надлежащем исполнении органами государственной власти и органами местного самоуправления своих обязанностей при осуществлении ими своих полномочий и об ответственности этих органов и должностных лиц в случае ненадлежащего исполнения таких обязанностей не предполагают взыскания с физических лиц денежных средств, в данном случае ежемесячной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет включительно, в качестве неосновательного обогащения, если таковое было обусловлено ненадлежащим исполнением уполномоченными государственными органами своих должностных обязанностей и не связано с противоправными действиями самого физического лица.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с выводами судов об отсутствии в деле доказательств, подтверждающих недобросовестность ответчика при получении сумм ежемесячной денежной выплаты. При этом бремя доказывания указанных обстоятельств в данном случае законом возложено на истца.
Правильно применив нормы материального права, проверяя законность судебного решения, суд апелляционной инстанции верно указал на то, что доводы истца об отсутствии возможности проверки предоставленных ответчиком сведений противоречат п. 3.7 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Приморского края от 24.04.2020 № 374-пп.
Вопреки доводам кассационной жалобы применительно к установленным обстоятельствам данного дела выводы судов первой и апелляционной инстанции сомнений в законности не вызывают.
Виды доходов семьи, порядок их учета при установлении среднедушевого дохода семьи, порядок расчета среднедушевого дохода семьи для назначения ежемесячной выплаты определяются в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2020 N 384 "Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении».
В соответствии с п. 22 указанного Порядка (в редакции действовавшей на момент подачи заявления) среднедушевой доход семьи для назначения ежемесячной выплаты рассчитывается исходя из суммы доходов всех членов семьи за последние 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления сведений о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев), предшествующих 6 календарным месяцам перед месяцем подачи заявления о назначении ежемесячной выплаты, путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи.
При таких обстоятельствах, учитывая, что заявление, на основании которого ответчику назначена ежемесячная выплата на ребенка ФИО9, подано 29.11.2020, в брак с ФИО6 ответчик вступила 21.11.2020, судебная коллегия признает верным выводы судов первой и апелляционной инстанции о том, что вступление ответчика 21.11.2020 в зарегистрированный брак с ФИО6 не влияет на ее материальное положение в расчетный период.
При рассмотрении спора судами первой и апелляционной инстанции правильно определены имеющие значение для дела обстоятельства, каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
Несогласие заявителя с выводами судов, основанными на нормах закона, установленных фактических обстоятельствах дела и оценке доказательств, не свидетельствует о неправильном применении судом норм материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах, предусмотренные статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции и апелляционного определения по доводам кассационных жалоб отсутствуют.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Уссурийского районного суда от 13 июля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 9 ноября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи