ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 88-12814/2022 от 26.07.2022 Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№88-12814/2022

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Кемерово 26 июля 2022 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Благодатских Г.В.

судей Попова А.А., Шабаловой О.Ф.

с участием прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Рубан А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 22RS0068-01-2021-003437-70 по иску прокурора г. Барнаула в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Барнаула, Правительству Алтайского края о возложении обязанности

по кассационному представлению прокурора Алтайского края Германа А.А. и по кассационной жалобе администрации г. Барнаула на решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 26 июля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 19 апреля 2022 г.

Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Попова А.А., судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,

установила:

Прокурор г. Барнаула обратился в суд с иском к администрации г. Барнаула, Правительству Алтайского края, в котором просил обязать ответчиков администрацию г. Барнаула и Правительство Алтайского края в течение 1 года 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу организовать электроснабжение, водоснабжение и водоотведение, газоснабжение, устройство автомобильной дороги местного значения в пос. Бельмесево городского округа - г. Барнаула в границах участков пер. Опушковый, 6, 7, 10, 11, 12, 13, 14, 16, 17, 18, 19, 20, 22, 24, 25, 26, 27, 29, 30, 32, 33, 34, 35, 36, 38, 42, 44, 46, 48, 50, 54, 56; ул. Камышовая 1-я, 3; ул. Красногорская, 4, 5, 6, 7, 8, 9. 10,11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21,22, 53, 55, 57, 59, 60, 61, 62, 63, 65, 67, 68, 69, 70, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116, 118, 120, 122, 124, ул. Плодородная, 16, 19, 21, 23, 25, 27, 29, 33, 41, 43, 68, 70, 72, 74, 76, 78, 80, 82, 84, 88, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 101, 102, 104, 105, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 116, 118, 122, 124,128, 129,130, 131, 132, 133, 134,135; ул. Весенняя, 33; ул. Высокая, 15, 17, 19, 22, 23, 25, 27, 29, 32, 33 34, 35, 37, 38, 42, 43, 44,45, 46, 47, 48, 49, 50, 52, 54, 55, 56, 57, 59, 60, 61, 62, 64, 65, 67, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 79, 80, 82, 84, 86, 88, 92, 94; ул. Журавлиная, 22, 23, 24, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 35, 36, 37, 38, 41,46,48, 74, 76, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 85, 86, 87, 88, 91, 92, 93, 95, 96, 97, 98, 100, 101,103, 105, 107, 109, 110, 113, 116, 117, 118, 119, 123, 125, 127, 129, 131, 133, 135,137, 138, 139, 140, 141, 142, 143, 144; ул. Лучистая, 60, 66; - ул. Полевая, 64, 66, 68, 72, 74, 76, 78, 84, 86, 90, 94, 96 (ошибочно в иске 98), 98, 100; ул. Сельская, 33, 35, 42, 44, 46, 48, 50, 52, 54, 56, 58, 60, 62, 64, 66, 68, 70, 72, 87, 89, 91,93,95,97, 99, 103, 105, 107, 109, 111, 113, 115, 1 17, 121, 123, 129, 131, 133,135, 137, 139, 141, 143, 145, 147, 149, 151, 153, 155; ул. Солнечная, 86, 121;

обязать администрацию г. Барнаула включить указанные земельные участки в пос. Бельмесево г. Барнаула в перечень для последующего предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, в соответствии с Законом Алтайского края от 9 ноября 2015 г. №98-ЗС «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков» (далее - Закон №98-ЗС).

В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой города проведена проверка полноты и достаточности мер, принимаемых для решения проблемы по обеспечению земельными участками многодетных семей, а также проверка соблюдения законодательства при организации электроснабжения, водоснабжения и водоотведения, газоснабжения, устройства автомобильной дороги местного значения в пос. Бельмесево г. Барнаула.

По состоянию на 1 января 2021 г. в комитете по земельным ресурсам и землеустройству г. Барнаула на учете состоит 5 532 граждан, имеющих трех и более детей, желающих приобрести земельные участки для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства.

В соответствии со ст.8 Закона №98-ЗС постановлением администрации г. Барнаула от 29 января 2021 г. №73 утвержден перечень обеспеченных инженерной инфраструктурой земельных участков для последующего предоставления многодетным гражданам, в который включено 13 земельных участков. По информации администрации г. Барнаула по мере выявления земельных участков, отвечающих требованиям Закона №98-ЗС, в установленный перечень будут вносится изменения.

Имеющийся дисбаланс между количеством состоящих на учете граждан, имеющих грех и более детей, и количеством земельных участков, включаемых в соответствующий перечень, с очевидностью свидетельствует о том, что органами власти не принимается достаточных мер для обеспечения многодетных семей земельными участками.

Распоряжением администрации Алтайского края от 28 ноября 2011 г. №497-р из государственной собственности Алтайского края в муниципальную собственность на безвозмездной основе передан земельный участок в пос. Бельмесево для дальнейшего предоставления участков для индивидуального жилищного строительства льготным категориям граждан, в том числе многодетным семьям.

Постановлением администрации г. Барнаула от 15 октября 2012 г. №2924 утвержден проект планировки данной территории, произведены кадастровые работы по разделу территории на 1059 земельных участков. Часть земельных участков на основании вышеуказанного распоряжения администрации Алтайского края и постановлений администрации г. Барнаула, принятых в 2012-2015 годах, была предоставлена гражданам, относящимся к льготным категориям (в том числе гражданам, имеющим трех и более детей), для индивидуального жилищного строительства по договорам аренды или в собственность.

В настоящее время на территории г. Барнаула в пос. Бельмесево имеется 348 свободных сформированных земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, которые в соответствии с Законом №98-ЗС возможно предоставить многодетным семьям, при условии обеспечения их инженерной инфраструктурой.

Правовое регулирование обеспечения инфраструктурой земельных участков, предоставляемых гражданам, имеющих трех и более детей, из муниципальной собственности, и из земель, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе по вопросам финансирования на указанные цели, отсутствует.

Обязанность по обеспечению земельных участков объектами инженерной инфраструктуры в качестве меры социальной поддержки семьям, имеющим трех и более детей, возложена как на орган местного самоуправления, так и на органы исполнительной власти субъекта РФ.

Проверкой установлено, что в нарушение требований действующего законодательства вышеуказанные 348 свободных сформированных земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, не обеспечены инженерными коммуникациями, в том числе не устроена автомобильная дорога местного значения в пос. Бельмесево.

Непринятие органами местного самоуправления г. Барнаула и органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации достаточных мер по обеспечению инженерными коммуникациями влечет нарушение прав многодетных семей, состоящих на учете в комитете по земельным ресурсам и землеустройству г. Барнаула, а также тех, которые будут приняты на соответствующий учет.

Решением Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 26 июля 2021 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 19 апреля 2022 г., исковые требования удовлетворены в части.

На администрацию г. Барнаула края возложена обязанность в течение 1 года 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу организовать электроснабжение, водоснабжение и водоотведение, газоснабжение, устройство автомобильной дороги местного значения в пос. Бельмесево городского округа - города Барнаула Алтайского края в границах участков: пер. Опушковый, 6, 7, 10, 11, 12, 13, 14, 16, 17, 18, 19, 20, 22, 24, 25, 26, 27, 29, 30, 32, 33, 34, 35, 36, 38, 42, 44, 46, 48, 50, 54, 56; ул. Камышовая 1-я, 3; ул. Красногорская, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21,22, 53, 55, 57, 59, 60, 61, 62, 63, 65, 67, 68, 69, 70, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116, 118, 120, 122, 124, ул. Плодородная, 16, 19, 21, 23, 25, 27, 29, 33, 41, 43, 68, 70, 72, 74, 76, 78, 80, 82, 84, 88, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 101, 102, 104, 105, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 116, 118, 122, 124,128, 129,130, 131, 132, 133, 134,335; ул. Весенняя, 33; ул. Высокая, 15, 17, 19, 22, 23, 25, 27, 29, 32, 33 34, 35, 37, 38, 42, 43, 44,45, 46, 47, 48, 49, 50, 52, 54, 55, 56, 57, 59, 60, 61, 62, 64, 65, 67, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 79, 80, 82, 84, 86, 88, 92, 94; ул. Журавлиная, 22, 23, 24, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 35, 36, 37, 38, 41,46,48, 74, 76, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 85, 86, 87, 88, 91, 92, 93, 95, 96, 97, 98, 100, 100, №403 105, 107, 109, 110, 113, 116, 117, 118, 119, 123, 125, 127, 129, 131, 133, 135,137, 138, 139, 140, 141, 142, 143, 144; ул. Лучистая, 60, 66; ул. Полевая, 64, 66, 68, 72, 74, 76, 78, 84, 86, 90, 94, 98, 98, 100; ул. Сельская, 33, 35, 42, 44, 46, 48, 50, 52, 54, 56, 58, 60, 62, 64, 66, 68, 70, 72, 87, 89, 91, 93, 95, 97, 99, 103, 105, 107, 109, 111, 113, 115, 117, 121, 123, 129, 131, 133,135, 137, 139, 141, 143, 145, 147, 149, 151, 153, 155; ул. Солнечная, 86, 121. В остальной части иска отказано.

Прокурором Алтайского края Германом А.А. подано кассационное представление, в котором ставится вопрос об отмене указанных судебных постановлений, как незаконных и необоснованных, постановленных с нарушением норм материального права. Указывает, что ссылки судов на отсутствие соглашения между Администрацией г. Барнаула Алтайского края и Правительством Алтайского края об участии последнего в создании необходимой инфраструктуры на спорных земельных участках, принятых в муниципальную собственность в целях последующего предоставления гражданам, имеющим трех и более детей; а также на отсутствие в деле доказательств невключения граждан, имеющих трех и более детей, в соответствующий перечень после обеспечения инженерной инфраструктурой, на отсутствие оснований для вмешательства в компетенцию органа местного самоуправления по определению очередности предоставления земельных участков на бесплатной основе, основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, противоречат фактическим обстоятельствам дела.

Решение вопросов социальной поддержки многодетных семей, отнесенное к полномочиям субъекта Российской Федерации, невозможно без обеспечения за счет органов публичной власти необходимой инфраструктурой земельных участков, предоставляемых данной категории граждан.

Отмечает, что несмотря на отсутствие прямых договоренностей между Правительством Алтайского края и Администрацией г. Барнаула об участии регионального органа власти в создании необходимой инфраструктуры на переданных органу местного самоуправления земельных участках, не исключается обязанность органа власти субъекта Российской Федерации по решению входящих в его компетенцию вопросов социальной поддержки многодетных семей путем участия в создании на земельных участках необходимой инфраструктуры.

Требования прокурора о возложении на Администрацию г. Барнаула обязанности включить указанные в иске земельные участки в перечень для последующего предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, действующему законодательству не противоречат, являются следствием реализации обязанности по обеспечению земельных участков необходимой инфраструктурой, соответственно вмешательством в компетенцию органов местного самоуправления не являются.

Выражает несогласие с выводом судов об отсутствии в деле доказательств невключения земельных участков в соответствующий перечень после обеспечения инженерной инфраструктурой, поскольку отсутствует нормативное закрепление льготной категории граждан, которой могут быть предоставлены указанные в иске земельные участки.

Администрацией г. Барнаула подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене указанных судебных постановлений, как незаконных и необоснованных, постановленных с нарушением норм материального права. Не согласны с выводом суда апелляционной инстанции, что обязанность по обеспечению земельных участков инженерной инфраструктурой должна быть возложена только на администрацию города Барнаула как на координирующий орган.

Также судами не учтено, что на момент принятия распоряжения Администрации Алтайского края от 28 ноября 2011 года №497-р, действовал Закон Алтайского края от 16 декабря 2002 г. №88-ЗС (в редакции от 5 сентября 2011 г.) «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков», который не предусматривал требования об обеспечении земельных участков инженерной инфраструктурой. При этом законодательством не возложена обязанность на орган местного самоуправления по организации водоснабжения и водоотведения, газоснабжения, электроснабжения до границ конкретного земельного участка, а также разработка проектов на прокладке водопроводной и канализационной сетей, электрических сетей, организация работ по монтажу водопроводных и канализационных сетей от центрального водопровода, электрических и газовых сетей до границы конкретного земельного участка.

Отмечают, что земельные участки предоставляются многодетным семьям в рамках мер государственной социальной поддержки, иные исполнительные органы государственной власти края не уполномочены на организацию обеспечения земельных участков объектами инфраструктуры, при этом высшим органом исполнительной власти в крае является, в свою очередь, утвердило план мероприятий (дорожную карту) по инфраструктурному обустройству земельных участков, а также соответствующую государственную программу Алтайского края, которые по существу за длительный период времени так и не были реализованы ответственными исполнителями При этом мер, направленных на реальное исполнение данных планов и программ, обеспечение выполнения всех запланированных мероприятий в разумные сроки в отношении определенных им самим ответственных лиц, не принято.

Обращают внимание, что прокурор, обращаясь в суд указал, что в Барнауле на учете состоит 5 532 гражданина, имеющего трех и более детей, 348 земельных участка, расположенных в поселке Бельмесево, явно не хватит для обеспечения указанных, граждан.

На кассационную жалобу Министерством финансов Алтайского края и Правительством Алтайского края поданы возражения.

В судебном заседании прокурор пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Рубан А.В. настаивал на доводах кассационного представления и доводов кассационной жалобы.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явились, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит основания для отмены обжалуемых постановлений.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений (часть 3 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что при рассмотрении настоящего дела таких нарушений судом первой и апелляционной инстанции допущено не было.

Как следует из материалов дела и установлено судами, распоряжением администрацииот ДД.ММ.ГГГГ-р из государственной собственностив муниципальную собственность на безвозмездной основе передай земельный участок в , кадастровый , для дальнейшего предоставления участков для индивидуального жилищного строительства льготным категориям граждан, в том числе многодетным семьям.

Постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ утвержден проект планировки и межевания данной территории, произведены кадастровые работы по разделу территории на 1059 земельных участков. При этом по сведениям прокуратуры 1025 участков - для индивидуального жилищного строительства, 34 участка-для строительства объектов общественно-делового назначения; из 1025 земельных участков льготным категориям граждан предоставлено 464 земельных участка, 209 земельных участков по техническим заключением признаны непригодными для целей индивидуального жилищного строительства, имеется 348 свободных земельных участка, 4 участка включены в проект межевания «Обход с мостом через ».

Из ответа администрации от ДД.ММ.ГГГГ следует, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в комитете по земельным ресурсам и землеустройству на учете состоит 5532 граждан, имеющих трех и более детей, желающих приобрести земельные участки для индивидуального жилого строительства или ведения личного подсобного хозяйства. В 2020 г. многодетным семьям, состоящим на учете, предоставлено 154 земельных участка. В соответствии со сг. от ДД.ММ.ГГГГ-ЗС «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков» в первом квартале 2021 г. будет утвержден перечень обеспеченных инженерной инфраструктурой земельных участков для последующего предоставления многодетным гражданам, в который в настоящее время планируется включить 13 земельных участков. По мере выявления земельных участков, отвечающим требованиям Закона -ЗС, в утвержденный перечень земельных участков будут вноситься изменения.

Постановлением администрации г. Барнаула от 29 января 2021 г. №73 утвержден Перечень земельных участков, подлежащих предоставлению гражданам для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства, в соответствии с частями 1-3 стать 3 Закона Алтайского края от 9 ноября 2015 г. №98-ЗС «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков», в который включено 13 земельных участков.

В ответе от 1 февраля 2021 г. администрация г. Барнаула указала, что имеется 348 свободных земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, которые могут быть предоставлены многодетным гражданам для индивидуального жилищного строительства в случае обеспечения их инженерной инфраструктурой.

Правительство Алтайского края в ответе от 20 января 2021 г. указало, что на территории г. Барнаула в п. Бельмесево имеются 348 сформированных земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, которые в соответствии с Законом №98-ЗС возможно предоставить многодетным семьям, при условии обеспечения их инженерной инфрастуктурой. Организацию электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, а также устройство автомобильной дороги местного значения в п. Бельмесево предлагалось реализовать в рамках инвестиционного проекта «Обеспечение инженерной инфраструктурой земельных участков под малоэтажное жилищное строительство в п. Бельмесево». Высокая стоимость строительства инженерной и транспортной инфраструктуры является проблемой для проведения коммуникаций в п. Бельсемево. Ориентировочная стоимость проектно-изыскательных работ составляет 64,24 млн. руб., строительство инженерной инфрастуктуры объекта составляет 1,699 млр.руб. С целью оказания государственной поддержки на реализацию мероприятий по строительству инженерной инфрастуктуры указанный объект включен в государственную программу Алтайского края «Обеспечение доступным жильем населения Алтайского края», утвержденную постановлением Правительства Алтайского края от 15 июня 2020 г. №266, которая синхронизирована с государственной программой Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. №1710», предусматривающей возможность предоставления субсидий из федерального бюджета бюджету Алтайского края. Министерством строительства и жилищно- коммунального хозяйства Алтайского края на постоянной основе ведется работа с муниципальными образованиями края, в том числе с администрацией г. Барнаула по участию Алтайского края в конкурсных отборах Минстроя России на получение субсидий из федерального бюджета бюджету Алтайского края в рамках программы «Стимул». При условии разработки проектно-сметной документации по объекту, администрацией г. Барнаула может быть подана заявка для участия в конкурсном отборе на получение субсидий из федерального бюджета в рамках программы «Стимул» на строительство инженерной инфраструктуры в п. Бельмесево. С целью привлечения средств на разработку проектно-сметной документации объекта администрацией г. Барнаула для включения объекта в краевую адресную инвестиционную программу, 22 июня 2020 г. была направлена бюджетная заявка в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края и 3 июля 2020 г. Министерство экономического развития Алтайского края с лимитом финансирования 60 млн. руб. в 2021 г., в том числе 48 млн. руб. за счет средств бюджета Алтайского края. В краевую адресную инвестиционную программу на 2021 г. объект не включен.

Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, пришел к выводу о том, что надлежащим ответчиком по данному спору является администрация г. Барнаула, на которую подлежит возложению обязанность по организации электроснабжения, водоснабжения и водоотведения, газоснабжения, устройству автомобильной дороги местного значения в пос. Бельмесево городского округа - г. Барнаула в границах спорных участков.

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда согласилась с выводами суда первой инстанции.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.

В силу пп.6 ст. 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В силу ч.1 ст. 13 Федерального закона от 24 июля 2008 года № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» Российская Федерация на один год, с даты принятия межведомственным коллегиальным органом вышеуказанного решения, передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации ряд полномочий по управлению и распоряжению земельными участками. К таким полномочиям, в частности, относятся право на предоставление земельных участков в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, с учетом ограничений, предусмотренных статьей 14 настоящего Федерального закона, гражданам, имеющим трех и более детей, для индивидуального жилищного строительства, а также иным лицам для обустройства территории в границах этих земельных участков посредством строительства объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур в соответствии с предусмотренными проектами планировки территории в границах этих земельных участков параметрами планируемого строительства систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития данной территории (за исключением земельных участков, указанных в пункте 7.5 настоящей части) (пункт 7.4 части 1 статьи 13).

Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» постановлено Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.

Механизм предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, на территории Алтайского края разработан и утвержден Законом Алтайского края от 9 ноября 2015 г. № 98-ЗС «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков» (далее - Закон №98-ЗС).

В силу ч.3 ст.8 Закона №98-ЗС органом местного самоуправления муниципального района или городского округа не позднее первого квартала календарного года утверждаются перечни обеспеченных инженерной инфраструктурой земельных участков (количество, местоположение, примерный размер), предоставляемых гражданам, указанным в частях 1 - 3 статьи 3 настоящего Закона.

Согласно ч.3 ст. указанного Закона право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства имеют граждане, имеющие трех и более детей, нуждающиеся в жилых помещениях, совместно проживающие с детьми, состоящие на учете в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства и проживающие на территории Алтайского края не менее двух лет до даты подачи заявления о постановке на учет в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков.

Согласно п.п.4, 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Указанные положения последовательно отражены и в специальном законодательстве, а именно в ст.6 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», ст.7 Федерального закона от 31 марта 1999 г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской федерации», п.1 ст.3, ст. 13, п.1 ст.34 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации»,

В соответствии с п.9 ст.55 Устава городского округа - города Барнаула Алтайского края, принятого Решением Барнаульской городской Думы от 28 февраля 2018 года №71 (далее - Устав городского округа - города Барнаула Алтайского края), администрация города осуществляет организацию электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

С учетом приведенных положений законодательства, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что муниципальное образование (уполномоченный орган городского округа - г. Барнаула Алтайского края) добровольно согласившись на принятие в собственность муниципального образования земельного участка для последующей передачи в собственность гражданам бесплатно (что ответчиками в ходе рассмотрения дела не оспаривалось), тем самым приняло на себя определенные обязательства, связанные с обеспечением пригодности данного земельного участка для тех целей, ради которых происходила его передача в собственность муниципального образования.

Следовательно, обязанность по обеспечению объектами инфраструктуры земельных участков в целях предоставления на безвозмездной основе для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей, может быть выполнена соответствующим муниципальным образованием в порядке решения вопросов местного значения.

Помимо этого, выводы судов соответствуют правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 09 ноября 2017 года N 2516-О, согласно которой в системе как прежнего, так и действующего правового регулирования органы местного самоуправления при определении земельных участков для предоставления в установленных субъектом Российской Федерации случаях в собственность гражданам, имеющим трех и более детей (а равно в иных случаях реализации в такой форме государственной поддержки семей, имеющих детей), должны исходить из оснащенности такого земельного участка объектами необходимой инфраструктуры, организация которой возложена, в частности, на органы местного самоуправления городских округов положениями пунктов 4, 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

В системе действующего на уровне Российской Федерации законодательного регулирования не установлен специальный порядок обеспечения объектами инфраструктуры земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, при их предоставлении в собственность гражданам бесплатно в качестве одной из мер государственной поддержки семей, имеющих детей.

Поскольку же земельные участки предоставляются для индивидуального жилищного строительства, подлежит учету нормативное регулирование застройки территорий городских и сельских поселений, которое должно осуществляться в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и основанными на его положениях актами территориального планирования, а также документами градостроительного зонирования - правилами землепользования и застройки, включающими в себя градостроительные регламенты (пункт 3 части 2 статьи 30 данного Кодекса). В таких регламентах, как следует из пункта 4 части 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются в том числе расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур.

Следовательно, при решении вопроса о предоставлении земельного участка в собственность гражданам бесплатно должны приниматься во внимание реальные показатели пригодности конкретного земельного участка для целей ведения индивидуального жилищного строительства с точки зрения его оснащенности объектами необходимой инфраструктуры.

Само по себе отсутствие достаточных средств на осуществление возложенных законом на орган местного самоуправления полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения и отсутствие финансовой помощи не могут являться основаниями для освобождения от исполнения указанных полномочий, поскольку формы финансового покрытия таких расходов в рамках межбюджетных отношений и установление соответствующего механизма определяются в законодательном порядке, а для разрешения возможных разногласий могут быть использованы судебные процедуры.

Доводы кассационного представления и апелляционной жалобы администрации г. Барнаула о том, что Правительство Алтайского края наравне с администрацией г. Барнаула должно исполнять обязанность по обеспечению спорных земельных участков объектами инженерной инфраструктуры подлежат отклонению, поскольку, обязательства по организации вопросов, предусмотренных пунктами 4, 5 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на территории принятых в собственность участков относятся к вопросам местного значения городского округа. В соответствии с частью 5 статьи 126 Гражданского кодекса Российской Федерации субъекты Российской Федерации, муниципальные образования не отвечают по обязательствам друг друга, а также по обязательствам Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 9 ноября 2017 г. № 2516-О предусмотрел лишь возможность, а не обязанность органов государственной власти в целях сбалансированности местных бюджетов осуществлять финансовое покрытие расходных обязательств муниципального образования, являющихся предметом рассматриваемого иска, в порядке, предусмотренном бюджетным законодательством.

Довод кассационного представления о необходимости возложении на администрацию г. Барнаула обязанности включить спорные земельные участки в перечень для последующего предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, в соответствии с Законом №98-ЗС подлежит отклонению, так как на момент рассмотрения дела не имеется сведений о том, что спорные земельные участки после обеспечения их инженерной инфраструктурой не будут включены в указанный перечень. Кроме того, очередность предоставления земельных участков на бесплатной основе, распределение в рамках которой относится к компетенции органов местного самоуправления, а не суда.

Нарушений требований статей 56, 59, 60, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при оценке доказательств судами первой и апелляционной инстанции допущено не было. Выводы судебной коллегии мотивированы и в кассационной жалобе по существу не опровергнуты, каких-либо нарушений норм материального или процессуального права со стороны суда апелляционной инстанции не усматривается.

Доводы кассационного представления и кассационной жалобы повторяют правовую позицию истца ответчика, исследованную судебными инстанциями и нашедшую верное отражение и правильную оценку в судебных постановлениях, и сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.

Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 26 июля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 19 апреля 2022 г. оставить без изменения, кассационное представление прокурора Алтайского края Германа А.А. и кассационную жалобу администрации г. Барнаула - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи