ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 88-14642/2021 от 08.07.2021 Шестого кассационного суда общей юрисдикции

ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело№88-14642/2021

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

кассационного суда общей юрисдикции

8 июля 2021 года г. Самара

Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Непопалова Г.Г.

судей Бросовой Н.В., Балакиревой Е.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Крупнова Михаила Геннадьевича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 9 марта 2021 года по гражданскому делу № 2-4132/2020 по иску Крупнова Михаила Геннадьевича к Федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа», соответчику Командующему Центральным военным округом Лапину Александру Павловичу, с участим третьего лица не заявляющего самостоятельных требований относительно спора Государственной инспекции труда в Самарской области о взыскании выплат стимулирующего характера,

Заслушав доклад судьи Бросовой Н.В., возражения представителя ответчика по доверенности Колеговой А.С., проверив материалы дела, судебная коллегия

установила:

Истец - Крупнов М.Г. обратился в суд с иском о взыскании выплат стимулирующего характера к ответчику - ФКУ «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа» в обоснование своих требований указав, что истец работал в Федеральном государственном бюджетном учреждении «Санаторно-курортный комплекс «Приволжский» Министерства обороны Российской Федерации в должности начальника комплекса. В соответствии с дополнением к трудовому договору от 19 июля 2015 года работодателем Крупнова М.Г. является командующий войсками Центрального военного округа. Согласно п.5.1 трудового договора (в редакции дополнительного соглашения от 23 декабря 2014 года) условия оплаты труда руководителя производится в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 23 апреля 2014 года №255 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 года №583». Указанный документ утратил силу в связи с изданием приказа Министра обороны РФ от 18 сентября 2019 года №545 «О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации». Согласно п. 5.2 трудового договора, заработная плата руководителя состоит из должностного оклада и выплат компенсационного и стимулирующего характера, устанавливаемых в соответствии с настоящим трудовым договором. Пунктами 5.5, 5.6 трудового договора истцу предусмотрены выплаты стимулирующего характера, в том числе, устанавливаемые федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации. Такими нормативными правовыми актами будут являться, в частности, Приказ Минздравсоцразвития от 29 декабря 2007 года №818, Приказ Министра обороны РФ от 18 сентября 2019 года №545 «О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации», согласно которым за своевременное и добросовестное исполнение должностных обязанностей и результаты работы работнику производится выплата премии по результатам работы за месяц (квартал, год). Крупнов М.Г. неоднократно обращался к работодателю за положенными ему по закону и условиям трудового договора выплатами, однако его рапорта оставались без ответа. Кроме того, с 2017 года ФГБУ «СКК «Приволжский» МО РФ осуществляет деятельность в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования. Работникам учреждения, оказывающим услуги в рамках ОМС и принимающему участие в оказании медицинской помощи в рамках ОМС предусмотрены выплаты стимулирующего характера. Настоящие выплаты согласовывались Крупнову М.Г. работодателем в период январь-апрель 2019 года, после чего в их согласовании было отказано без указания причин, рапорта работника оставались без ответа. Истец считает отказ работодателя в производстве выплат стимулирующего характера безосновательным и противоречащим нормам трудового законодательства.

В ходе производства по делу, в порядке предусмотренном ст. 40 ГПК РФ, по ходатайству стороны истца к участию в деле в качестве соответчика привлечен - командующий Центральным военным округом - Лапин Александр Павлович.

На основании изложенного, с учетом последующих уточнений и дополнений, истец просил суд: 1) обязать Федеральное казенное учреждение «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа», командующего войсками Центрального военного округа Лапина Александра Павловича выплатить в пользу Крупнова Михаила Геннадьевича заработную плату в виде премиальных выплат за своевременное и добросовестное исполнение должностных обязанностей и результаты работы по итогам 2019 года, за счёт средств, предусматриваемых на эти цели фондом оплаты труда от приносящей доход деятельности в размере 809 938 рублей 33 копейки; 2) обязать Федеральное казенное учреждение «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа», командующего войсками Центрального военного округа Лапина Александра Павловича выплатить в пользу Крупнова Михаила Геннадьевича заработную плату в виде премиальных выплат за своевременное и добросовестное исполнение должностных обязанностей и результаты работы в системе ОМС по итогам 2019 года, за счет средств, предусматриваемых на эти цели фондом оплаты труда в размере 344 588 рублей 93 копейки; 3) обязать Федеральное казенное учреждение «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа», командующего войсками Центрального военного округа Лапина Александра Павловича выплатить в пользу Крупнова Михаила Геннадьевича заработную плату в виде премии за своевременное и добросовестное исполнение должностных обязанностей и результаты работы в системе ОМС по итогам 6 месяцев 2020 года в размере 94 398 рублей 27 копеек.

Решением Промышленного районного суда города Самары от 1 декабря 2020 года исковые требования Крупнова Михаила Геннадьевича к Федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа», соответчику Командующему Центральным военным округом Лапину Александру Павловичу, с участим третьего лица не заявляющего самостоятельных требований относительно спора Государственной инспекции труда в Самарской области о взыскании выплат стимулирующего характера удовлетворены частично.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 9 марта 2021 года решение Промышленного районного суда города Самары от 1 декабря 2020 года отменено и принято новое решение.

В кассационной жалобе, поданной Крупновым М.Г., ставится вопрос об отмене апелляционного определения и направлении дела на новое рассмотрение.

Представитель ответчика по доверенности Колегова А.С. в судебном заседании возражала против доводов кассационной жалобы, просила отказать.

Иные стороны в заседание судебной коллегии не явились, извещались надлежащим образом и своевременно.

Руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о дне слушания дела.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав возражения представителя ответчика по доверенности Колеговой А.С., судебная коллегия находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.

Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Как установлено судом, согласно трудового договора от 24 сентября 2010 года №47/7, и дополнительных соглашений к нему от 23 декабря 2014 года, 19 июня 2015 года и 27 декабря 2017 года истец в 2019 и первой половине 2020 года являлся начальником ФГБУ «Санаторно-курортный комплекс «Приволжский».

Условия оплаты труда Крупнова М.Г. регулируются разделом 5 названного трудового договора (в редакции дополнительного соглашения от 23 декабря 2014 года), которым установлено что заработная плата истца состоит из должностного оклада и выплат компенсационного и стимулирующего характера, устанавливаемых в соответствии с настоящим трудовым договором. Согласно п. 5.5 названного трудового договора, в качестве поощрения, при достижении определённых условий, руководителю устанавливаются в том числе: - надбавка за сложность, напряженность и специальный режим (при условии выполнения установленных показателей); - премия по результатам работы за квартал (при условии достижения значений показателей, предусмотренных пунктом 2.6. настоящего трудового договора). Кроме того, п. 5.6 установлено, что руководителю могут производиться иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации.

В соответствии с приказами командующего войсками Центрального военного округа от 29 января 2020 года № 34, от 29 января 2020 года № 35, от 29 января 2020 года № 36, от 1 июня 2020 года № 311 предусмотренные трудовым договором выплаты произведены истцу соответственно за 1 квартал 2019 года, 2 квартал 2019 года, 3 квартал 2020 года и по итогам 2019 года в полном объеме.

Суд первой инстанции, разрешая требования пришел к выводу, что стимулирующие выплаты Крупнова М.Г. предусмотрены его трудовым договором, локальными актами ФГБУ «СКК «Приволжский» МО РФ и действующим законодательством, входят в систему оплаты труда и являются обязательной выплатой, носящей постоянный характер. Оснований для отказа в производстве указанных выплат суду не представлено.

Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции, пришел к выводу об отмене решения суда как постановленное с нарушением норм материального права.

Судебная коллегия суда кассационной инстанции находит выводы суда апелляционной инстанций обоснованными и не усматривает оснований для отмены апелляционного определения по доводам кассационной жалобы, поскольку приведенные выше выводы суда апелляционной инстанции соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения (статьям 22, 136, 132, 135, 57, 143, 146-149, 191 Трудового кодекса Российской Федерации, Положениям Постановления Правительства от 5 августа 2008 года № 583, Приказу № 545 от 18 сентября 2019 года Министерства обороны РФ, Приказа Министерства здравоохранения № 818 от 29 декабря 2007 года), и обстоятельствам данного гражданского дела.

Приведенные в кассационной жалобе доводы проверены в полном объеме и признаются судебной коллегией суда кассационной инстанции необоснованными, так как своего правового и документального обоснования в материалах дела не нашли, выводов судов первой и апелляционной инстанций не опровергли.

Как правомерно указано судом апелляционной инстанции система оплаты труда применительно к ст. 135 Трудового кодекса РФ включает: фиксированный размер оплаты труда (оклад, тарифные ставки) с учетом квалификации, сложности, количества и качества выполненной работы (ст. 143 Трудового кодекса РФ); доплаты, надбавки компенсационного характера (ст.ст. 146 - 149 Трудового кодекса РФ); доплаты и надбавки стимулирующего характера (ст. 191 Трудового кодекса РФ). Стимулирующие выплаты, в отличие от компенсационных, зависят от усмотрения работодателя.

Размеры и порядок осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера руководителям воинских частей и организаций регламентируются специальными нормами права - п. 1 Приложения №2 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 года №545, которые должны быть конкретизированы в соответствующих трудовых договорах.

Согласно трудового договора от 24 сентября 2010 года №47/7, и дополнительных соглашений к нему от 23 декабря 2014 года, 19 июня 2015 года и 27 декабря 2017 года истец в 2019 и первой половине 2020 года являлся начальником ФГБУ «Санаторно-курортный комплекс «Приволжский». Условия оплаты труда Крупнова М.Г. регулируются разделом 5 названного трудового договора (в редакции дополнительного соглашения от 23 декабря 2014 года), которым установлено что заработная плата истца состоит из должностного оклада и выплат компенсационного и стимулирующего характера, устанавливаемых в соответствии с настоящим трудовым договором.

Согласно п. 5.5 названного трудового договора, в качестве поощрения, при достижении определённых условий, руководителю устанавливаются в том числе: - надбавка за сложность, напряженность и специальный режим (при условии выполнения установленных показателей); - премия по результатам работы за квартал (при условии достижения значений показателей, предусмотренных пунктом 2.6. настоящего трудового договора). Кроме того, п. 5.6 установлено, что руководителю могут производиться иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации.

В соответствии с приказами командующего войсками Центрального военного округа от 29 января 2020 года № 34, от 29 января 2020 года № 35, от 29 января 2020 года № 36, от 1 июня 2020 года № 311 предусмотренные трудовым договором выплаты произведены истцу соответственно за 1 квартал 2019 года, 2 квартал 2019 года, 3 квартал 2020 года и по итогам 2019 года в полном объеме.

В соответствии с Положением о распределении средств, полученных от оказания медицинских услуг в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, утвержденным приказом начальника ФГБУ «СКК Приволжский» от 1 апреля 2019 года №34 предусмотрена стимулирующая выплата за услуги в конкретных размерах (процентах) от суммы оказанных услуг по линии обязательного медицинского страхования, которая не имеет отношения к стимулирующим выплатам за счет экономии фонда оплаты труда. Согласно разъяснениям ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Центральному военному округу» от 12 ноября 2020 года исх. № 11313/2, в соответствии с письмом Департамента социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации от 8 февраля 2013 года №182/5/798дсп решение Министра обороны Российской Федерации от 24 января 2019 года об установлении ограничений в максимальных размерах выплат премий и стимулирующих выплат работникам, устанавливаемых за счет экономии фонда оплаты труда и средств, от приносящей доход деятельности, распространяется на работников воинских частей, учреждений, подведомственных Министерству обороны Российской Федерации, за исключением гражданского персонала, замещающего должности руководителя, заместителя руководителя и главного бухгалтера, которым при установлении размеров премий и стимулирующих выплат необходимо руководствоваться приказом Министра обороны Российской Федерации от 20 августа 2018 года №465дсп. Порядок формирования и использования фонда оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации утвержден приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 года №545 (приложение №3), которым определены виды выплаты стимулирующего характера (в расчете на год) по всем должностям (профессиям), включенным в расчет фонда оплаты труда. Премии и стимулирующие выплаты работникам, устанавливаемые за счет экономии фонда оплаты труда и средств, от приносящей доход деятельности, при формировании фонда оплаты труда не учитываются. В соответствии с пунктом 2 приложения №2 к Приказу №545 размеры выплат надбавки за сложность, напряженность и специальный режим работы и премии по результатам работы руководителям воинских частей и организаций определяются приказами должностных лиц, наделенных в отношении руководителей воинских частей и организаций полномочиями работодателя. Учитывая источники формирования средств от приносящей доход деятельности, выплата премий и стимулирующих выплат не является гарантированной для работника. Размеры, период, за который они назначаются, определяется работодателем. При этом не выплата данных денежных средств не может рассматриваться как лишение части заработной платы, определенной трудовым договором (указанное сообщение представлено в материалы гражданского дела).

Финансовые средства, полученные на обеспечение государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи за счет средств ОМС поступают в ФГБУ «СКК Приволжский» путем безналичных расчетов на его лицевой счет в органах Федерального казначейства (раздел 2 Положения). Средства, полученные от оказания медицинских услуг по ОМС, расходуются ежемесячно согласно утвержденного Плана финансово-хозяйственной деятельности ФГБУ «СКК Приволжский» на очередной финансовый год пропорциональной объему оказанных услуг. Поступления, полученные за счет средств ОМС направляются на следующие расходы: на формирование фонда оплаты труда персонала, включая начисления на оплату труда - до 60 % от полученных средств; на оплату услуг по организации питания - до 12 % от полученных средств; на оплату коммунальных услуг, работ - до 3 % от полученных средств; на прочие текущие расходы - до 25 % от полученных средств. Распределение и расчет выплат стимулирующего характера в рамках производятся на основании индивидуальной оценки качества, сложности и напряженности труда каждого работника. Стимулирующие выплаты за объем и качество оказанных услуг по итогам работы за отчетный период распределяются и выплачиваются в периоде, следующем за отчетным. Стимулирующие выплаты по итогам работы осуществляются в случае достижения работником показателей при безупречном выполнении им трудовых обязанностей в рамках программы системы ОМС.

Приложением № 2 к приказу начальника ФГБУ «СКК Приволжский» от 1 апреля 2019 года №34 утвержден Регламент по формированию и распределению фонда оплаты выплаты стимулирующего характера за оказание медицинских услуг в рамках территориальной программы ОМС по Самарской области филиала «Клинический санаторий «Волга» ФГБУ «СКК Приволжский» (далее - Регламент), в соответствии с которым выплаты стимулирующего характера подразделяются на: выплаты стимулирующего характера за качество выполненных работ по долечиванию в условиях санатория; выплаты стимулирующего характера за качество выполненных работ по медицинской реабилитации; выплаты стимулирующего характера за интенсивность работы при оказании (предоставлении) услуг в порядке амбулаторно-поликлинической помощи (п. 1 Регламента). В соответствии с п. 2 Регламента стимулирующие выплаты персоналу за качество выполненных работ по долечиванию в условиях санатория и медицинской реабилитации (включая начисления на оплату труда) осуществляется за счет и в пределах суммы денежного фонда, направляемого на стимулирующие выплаты в размере не более 60 % от полученных доходов, из них начальнику ФГБУ «СКК Приволжский» указанные стимулирующие выплаты установлены в размере 2 %. В соответствии с п. 3 Регламента стимулирующие выплаты персоналу за интенсивность работы при оказании услуг в порядке амбулаторно-поликлинической помощи в рамках системы ОМС (включая начисления на оплату труда) осуществляется за счет и в пределах суммы денежного фонда, направляемого на стимулирующие выплаты в размере не более 60 % от полученных доходов, из них начальнику ФГБУ «СКК Приволжский» указанные стимулирующие выплаты установлены в размере 1 %. При этом п. 4 Регламента особо оговорено, что распределение денежного фонда стимулирующих выплат работников, не принимающих непосредственного участия в оказании медицинской помощи (услуги), осуществляется на основании показателей оценки эффективности деятельности по бальной системе согласно Приложений 6, 7 Регламента в соответствии с Методикой оценки эффективности деятельности работников и определения размеров выплат стимулирующего характера, установленной п. 5 Регламента. В свою очередь, согласно и. 5 Регламента оценка эффективности деятельности управленческого, административно-хозяйственного, обслуживающего и прочего персонала проводится согласно Приложению 7 Регламента, которым установлены соответствующие показатели оценки эффективности деятельности (для руководителя учреждения максимальное значение показателя установлено в 60 баллов). Для проведения контроля за оценкой эффективности деятельности в учреждении/филиале создается Комиссия по выплатам стимулирующего характера (далее - Комиссия). Размер выплат определяется Комиссией ежемесячно (ежеквартально) по результатам проводимой оценки эффективной деятельности работников по соответствующей установленной формуле. Стимулирующие выплаты работникам Управления СКК (согласно п.п. 2, 3 Регламента к категории Управления СКК относятся: начальник комплекса, начальник ФЭС - главный бухгалтер, ведущий экономист, ведущий бухгалтер, экономист) производятся на основании приказа начальника учреждения согласно рапорта председателя Комиссии по выплатам стимулирующего характера.

В силу положений п. 1 Приложения №2 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 года №545, а также положений трудового договора, для истца установлен несколько иной порядок выплаты указанных стимулирующих выплат в части определения должностного лица, уполномоченного издавать соответствующий приказ об их выплате. Так, в данном случае приказ о производстве начальнику ФГБУ «СКК «Приволжский» выплат стимулирующего характера за оказание медицинских услуг в рамках территориальной программы ОМС издается командующим войсками Центрального военного округа. Данный приказ является распорядительным актом для производства указанных выплат, при этом сама выплата производится финансово-экономической службой ФГБУ «СКК Приволжский» из средств, полученных данным учреждением от оказания медицинских услуг в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования.

Судом апелляционной инстанции установлено, что истцом в адрес командующего войсками Центрального военного округа не направлялись необходимые для принятия решения об издании приказа о выплате, сведения об оценке эффективной деятельности Крупнова М.Г. как начальника ФГБУ «СКК «Приволжский» при определении размера выплат стимулирующего характера, а также соответствующие рапорта председателя Комиссии по выплатам стимулирующего характера (в нарушение порядка, установленного Положением о распределении средств, полученных от оказания медицинских услуг в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, утвержденного приказом начальника ФГБУ «СКК Приволжский» от 1 апреля 2019 года №34), а направлялись только рапорта с итоговыми суммами выплат стимулирующего характера. Однако учитывая правовую природу и порядок формирования фонда денежных средств, за счет которых работникам ФГБУ «СКК Приволжский» производятся выплаты стимулирующего характера командующий войсками Центрального военного округа в данном случае не располагал бы объективными сведениями об объеме фактически полученных ФГБУ «СКК Приволжский» в тот или иной период денежных средств от приносящей доход деятельности в системе ОМС, в связи с чем фактически был бы лишен возможности проверки корректности произведенных расчетов и сумм выплат стимулирующего характера, и, как следствие был бы лишен возможности принятия обоснованного решения о размере этих выплат.

Согласно имеющейся в материалах дела справке - доклад, подписанной начальником ФГБУ «СКК «Приволжский» Сухининым А.В. и главным бухгалтером Ивановой Е.В., по итогам 2019 года запланированные учреждением денежные средства на оплату труда за счет средств от приносящей доход деятельности освоены в полном объеме. Также из материалов дела усматривается, что между ФКУ «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа» и ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Центральному военному округу» заключен договор №275 от 2017 года на соответствующее финансовое обслуживание. По условиям указанного договора управление финансового обеспечения осуществляет финансово-экономическое обеспечение ФКУ «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа»: ведение лицевых счетов, планирование и истребование бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, ведение расчетов с бюджетами бюджетной системы Российской Федерации.

Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что нарушения были допущены судом первой инстанции при вынесении обжалуемого решения и заключаются они в следующем. Неправильные выводы суда первой инстанции о том, что спорные стимулирующие выплаты являются обязательной частью заработной платы истца, поскольку данные выводы противоречат вышеприведенным нормам трудового права, суд первой инстанции применил нормы права не подлежащие применению к спорным правоотношениям, поскольку условия, размер и порядок осуществления выплат стимулирующего характера истцу регламентируются специальными нормами права - п. 1 Приложения №2 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 года №545, конкретизированными в вышеуказанном трудовом договоре, в связи, с чем ссылка суда первой инстанции на п. 38 вышеуказанного приказа Министра обороны Российской Федерации в рамках рассматриваемого гражданского дела судом апелляционной инстанции признана необоснованной.

Также суд апелляционной инстанции не согласился с тем, что судом первой инстанции принят расчет, представленный истцом, относительно общего дохода, полученного ФГБУ «Санаторно-курортный комплекс «Приволжский» Министерства обороны Российской Федерации от приносящей доход деятельности. В тоже время, порядок определения данного критерия определен ведомственным актом Министерства обороны Российской Федерации - приказом Министра обороны Российской Федерации от 22 сентября 2018 года №520 «Об утверждении Порядка составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности федеральных государственных бюджетных и автономных учреждений, функции и полномочия учредителя которых осуществляет Министерство обороны Российской Федерации», изданным в развитие приказа Министра финансов Российской Федерации от 31 августа 2018 года №186н.

В соответствии с данными распорядительными актами предусмотрено, что размер поступивших денежных средств, полученных бюджетным учреждением в результате осуществления приносящей доход деятельности отражается в Плане финансово-хозяйственной деятельности учреждения. При этом особо оговорено, что в случае превышения фактических кассовых показателей по поступлениям денежных средств над плановыми, утвержденными в Плане бюджетного учреждения, в течение 5 рабочих дней со дня их превышения вносятся изменения в План. Указанный финансовый документ подлежит учреждению Департаментом финансового планирования Министерства обороны Российской Федерации. Таким образом, документом, который достоверно может подтвердить обоснованность производимых истцом расчетов является утвержденный установленным порядком Департаментом финансового планирования Министерства обороны Российской Федерации План финансово-хозяйственной деятельности ФГБУ «Санаторно-курортный комплекс «Приволжский» Министерства обороны Российской Федерации. Между тем указанный финансовый документ судом первой инстанции не был исследован. Не представлен указанный План и в адрес командующего войсками Центрального военного округа. Указанный порядок проверки обоснованности заявленной цены исковых требований нарушен судом первой инстанции и в части касающейся определения выплат, полученных в системе обязательного медицинского страхования. В данном случае, доводы истца о том, что бюджетным учреждением от оказания услуг в системе обязательного медицинского страхования получено 28 911 551 рублей 21 копейка ни чем не подтверждены.

Так же суд апелляционной инстанции отметил, что не привлечены судом первой инстанции к участию в деле все лица заинтересованные в исходе дела, поскольку стороной истца не оспаривается, что спорные стимулирующие выплаты должны производится за счет фондов оплаты ФГБУ «Санаторно-курортный комплекс «Приволжский», так как истец не состоит в штате ФКУ «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа», однако ни ФГБУ «Санаторно-курортный комплекс «Приволжский», ни ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Центральному военному округу» к участию в процессе не привлечены. Суд первой инстанции обязал ответчика - ФКУ «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа» выплатить спорные стимулирующие выплаты, то есть фактически взыскал названные выплаты с ненадлежащего ответчика, так как истцом избран к данному ответчику ненадлежащий способ защиты предполагаемых нарушений его прав, что является самостоятельным и достаточным основанием к отказу в удовлетворении рассматриваемого иска в полном объеме.

Также отмечено, что ФКУ «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа» по смыслу ст. 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» не относится к числу медицинских организаций, осуществляющих деятельность в системе обязательного медицинского страхования, что также свидетельствует о предъявлении иска к ненадлежащему ответчику.

В связи с чем суд апелляционной инстанции пришел к выводу о несостоятельности выводов суда первой инстанции о необходимости частичного удовлетворения иска в ответчику - ФКУ «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа», судом первой инстанции допущено неправильное применение норм материального права, выразившееся в не применении закона подлежащего применению, применении закона не подлежащего применению, неправильном истолковании закона, что в соответствии с п. 4 ч. 1 и п. 1, 2 и 3 ч. 2 ст. 330 ГПК РФ является основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке, поэтому в соответствии с п. 2 ст. 328 ГПК РФ судебная коллегия посчитала необходимым отменить решение суда первой инстанции и принять новое решение, которым отказать в удовлетворении иска в полном объеме.

Суд кассационной инстанции находит выводы суда апелляционной инстанции правильными, нарушений норм материального права, не установлено, доводы кассационной жалобы об обратном, основаны на неверном толковании норм права, а доводы о неправильном установлении обстоятельств к оценке доказательств и установлении иных обстоятельств. Судом кассационной инстанции не производится переоценка имеющихся в деле доказательств и установление обстоятельств, которые не были установлены судами первой и второй инстанции или были ими опровергнуты. Нарушений норм процессуального права при исследовании и оценке доказательств, приведших к судебной ошибке существенного и непреодолимого характера судом апелляционной инстанции не допущено.

Кассационная инстанция при проверке законности судебных постановлений нижестоящих судов не вправе входить в обсуждение фактической стороны дела. Исследование и оценка представленных лицами, участвующими в деле, доказательств в подтверждение своих доводов и возражений, установление обстоятельств, на которых основаны изложенные в судебных постановлениях выводы, отнесены законом к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанций.

Кассационная жалоба не содержит указаний на обстоятельства, которые не были учтены судами и не получили правовую оценку.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что при рассмотрении настоящего гражданского дела судом апелляционной инстанций не было допущено нарушений или неправильного применение норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений.

Каких-либо доказательств, опровергающих выводы суда и свидетельствующих о неправильном применении норм законодательства, не содержат, в связи с чем они не могут явиться основанием для отмены решения суда и апелляционного определения.

При таких данных судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы заявителя.

Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 9 марта 2021 года оставить без изменений, кассационную жалобу Крупнова Михаила Геннадьевича без удовлетворения.

Председательствующий Г.Г. Непопалов

Судьи Н.В. Бросова

Е.М. Балакирева

Постановление15.07.2021