УИД - 35RS0016-01-2023-000011-07
ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-16522/2023
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Санкт-Петербург 16 августа 2023 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Стешовиковой И.Г.,
судей Смирновой О.В., Шлопак С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Междуреченского муниципального округа Вологодской области на решение Междуреченского районного суда Вологодской области от 16 марта 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 23 мая 2023 г. по гражданскому делу № 2-21/2023 по иску администрации Междуреченского муниципального округа Вологодской области к ФИО1 о расторжении договора, взыскании социальной выплаты.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Стешовиковой И.Г., судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
администрация Междуреченского муниципального округа (далее администрация округа) обратилась в суд с иском к ФИО1 о расторжении договора об обеспечении жильем граждан с учетом средств социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья от 22 мая 2019 года, взыскании социальной выплаты в размере 2230200 руб.
В обоснование заявленных требований указано, что ответчик является участником мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» и подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий Вологодской области на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» государственной программы «Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Вологодской области на 2013-2020 годы». ФИО1 предоставлена социальная выплата на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, выдано свидетельство от 24 апреля 2019 года № 494 на предоставление социальной выплаты в размере 2 230 200 рублей.
22 мая 2019 г. с ФИО1 заключён договор об обеспечении жильем граждан с учетом средств социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья, в силу подпунктов 2.2.3 и 2.2.4 пункта 2.2 которого ответчик обязан приобрести или построить жилое помещение (жилой дом) и оформить в общую долевую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве, при строительстве жилого дома оформить жилое помещение в собственность в течение трех лет с даты выдачи свидетельства. Установленные договором обязательства ответчик в установленный срок не исполнила. 11 января 2022 г. и 06 октября 2022 г. администрацией района в адрес ФИО1 направлено требование о предоставлении документов о завершении начатого строительства и вводе жилого помещения либо возврате полученной суммы в добровольном порядке. 01 декабря 2022 г. администрацией района в адрес ответчика направлено претензионное письмо, которое получено 16 декабря 2022 г., ответа не поступило.
Решением Междуреченского районного суда Вологодской области от 16 марта 2023 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 23 мая 2023 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба администрации Междуреченского муниципального округа Вологодской области – без удовелтворения.
В кассационной жалобе администрации Междуреченского муниципального округа Вологодской области ставится вопрос об отмене судебных постановлений, как незаконных и необоснованных, постановленных с нарушением норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции не явились, в связи с чем, на основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений (часть 3 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса).
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанции нарушений норм материального и процессуального права допущено не было.
Пунктом 2 части 2 статьи 5 Закона № 264-ФЗ установлено, что обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости сельского населения, повышения уровня его жизни, оплаты труда работников, занятых в сельском хозяйстве, являются основными целями государственной аграрной политики.
Согласно положениям статей 8 и 9 названного федерального закона эти цели принимаются во внимание при разработке государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, при формировании федеральных целевых программ по ее конкретным направлениям и программ субъектов Российской Федерации для реализации положений федеральных нормативных актов по вопросам сельского хозяйства.
Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года №717.
В рамках её реализации Правительство Российской Федерации постановлением от 15 июля 2013 года № 598 утвердило федеральную целевую программу «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года», включая в качестве приложения к ней Типовое положение о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам.
Постановление Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года № 598 признано утратившим силу с 01 января 2018 года в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2017 года № 1544, однако мероприятия утвержденной им федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2017 года № 1243 продолжаются в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
Положения федеральной целевой программы подлежали учету органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при принятии региональных программ, направленных на устойчивое развитие сельских территорий (пункт 3 постановления Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года № 598).
Основными целями федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года», учитывая направленность государственной политики в области развития сельских территорий, являлись замедление процессов их депопуляции и повышение уровня жизни сельского населения, создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности, стимулирование инвестиционной активности в агропромышленном комплексе, содействие созданию высокотехнологичных рабочих мест на селе, активизация участия граждан, проживающих в сельской местности, в реализации общественно значимых проектов, формирование позитивного отношения к селу и сельскому образу жизни (раздел II названной программы).
Одним из основных мероприятий, проводимых в рамках федеральной целевой программы для реализации заявленных "задач, являлось улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в целях удовлетворения потребностей сельского населения в благоустроенном жилье, привлечения и закрепления в сельской местности квалифицированных молодых специалистов (раздел III федеральной целевой программы).
В порядке реализации указанной программы в Вологодской области разработана подпрограмма «Устойчивое развитие сельских территорий Вологодской области на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» государственной программы «Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Вологодской области на 2013-2020 годы».
Постановлением администрации Междуреченского муниципального района от 10 октября 2013 года № 299 утверждена муниципальная программа «Устойчивое развитие сельских территорий Междуреченского муниципального района Вологодской области на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», в соответствии с которой администрация муниципального района несет ответственность за своевременную и качественную подготовку и реализацию мероприятий, обеспечивает целевое и эффективное использование средств, выделенных на реализацию мероприятий программы. Приоритетными направлениями её реализации являются комплексное обустройство сельских поселений и содействие улучшению жилищных условий сельского населения района.
Как отмечал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 14 января 2020 года № 2-П, принципы правовой определенности и поддержания доверия к закону и действиям государства, необходимость создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и условий для реализации права на жилище предопределяет недопустимость произвольного установления оснований для взыскания с граждан денежных средств, полученных ими в качестве социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности. Такая выплата представляет собой безвозмездную меру социальной поддержки, носящую целевой характер. Гражданам, действующим добросовестно и использующим полученную выплату по целевому назначению - для строительства (приобретения) жилья, должна быть обеспечена возможность в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности приобретенных прав и обязанностей (абзац второй пункта 3.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2020 года № 2-П).
При этом правовое регулирование отношений, связанных с реализацией права на жилище, в том числе с использованием средств социальной выплаты, должно обеспечивать каждому гарантированную статьями 45 (часть 1) и 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации государственную, включая судебную, защиту данного конституционного права, которой надлежит быть полной и эффективной.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на необходимость исследования судами фактических обстоятельств конкретного дела по существу и недопустимость установления одних лишь формальных условий применения нормы, - иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту оказалось бы серьезно ущемленным (постановления от 12 июля 2007 года № 10-П, от 13 декабря 2016 года № 28-П, от 10 марта 2017 года № 6-П, от 11 февраля 2019 года № 9-П и др.). Формальный подход тем более не должен допускаться в делах, в которых гражданин в отношениях с органами публичной власти выступает как слабая сторона и в которых применение правовых норм без учета всех обстоятельств дела может привести к тому, что его имущественное положение будет значительно ухудшено - вопреки целям социального государства, призванного создавать условия для достойной жизни и свободного развития граждан (абзац третий пункта 3.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2020 года № 2-П).
Нормы, регулирующие основания взыскания с граждан денежных средств в размере полученной ими социальной выплаты, во всяком случае не должны толковаться судами сугубо формально, без исследования и учета всех обстоятельства дела и оценки действий получателя выплаты (абзац пятый пункта 3.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2020 года № 2-П).
Из приведенных нормативных положений и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации можно сделать вывод, что осуществляемая в рамках федеральной и региональных целевых программ социальная выплата на строительство (приобретение) жилья в сельской местности представляет собой безвозмездную меру социальной поддержки для граждан, проживающих и работающих в сельской местности, в том числе для молодых специалистов, не имеющих жилья в этой местности, а также не имеющих достаточных собственных средств для его приобретения. Данная мера социальной поддержки, предназначенная для
создания комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности, привлечения в сельскую местность молодых специалистов, и направленная на обеспечение достойного существования, надлежащего уровня жизни и необходимого достатка граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых специалистов, предполагает обеспечение названных граждан жилым помещением, пригодным для постоянного проживания.
Судом при рассмотрении дела установлено, что семья ФИО1 в составе шести человек (ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6) обратилась в администрацию на участие в федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» и подпрограмме «Устойчивое развитие сельских территорий Вологодской области на 2014-2017 года и на период до 2020 года» государственной программы «Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Вологодской области на 2013-2020 годы».
ФИО1 на состав семьи 6 человек предоставлена социальная выплата на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, выдано свидетельство от 24 апреля 2019 года № 494 на предоставление социальной выплаты в размере 2 230 200 рублей (далее - свидетельство).
22 мая 2019 года между администрацией района на основании соглашения, заключенного с Департаментом сельского хозяйства и продовольственных ресурсов области от 12 апреля 2019 года № 19632000-1-2019-004, о предоставлении субсидии из областного бюджета (включая субсидию из федерального бюджета) бюджету муниципального образования области в рамках реализации федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» и подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий Вологодской области на 2014-2017 года и на период до 2020 года» государственной программы «Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Вологодской области на 2013-2020 годы», и участником мероприятий ФИО1 заключён договор об обеспечении жильем граждан с учётом средств социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья (далее - договор).
Согласно пункту 1 договора, его предметом является взаимодействие сторон по использованию средств социальной выплаты на строительство (приобретение) жилого помещения в сельской местности в рамках программ.
В соответствии с подпунктом 2.2.3 пункта 2.2 договора участник программы обязуется приобрести или построить жилое помещение (жилой дом), пригодное для постоянного проживания, обеспеченное централизованными или автономными инженерными системами (электроосвещение, водоснабжение, водоотведение, отопление, газоснабжение (в газифицированных районах)), общая площадь которого в расчете на одного члена семьи не должна быть меньше размера, равного учетной норме площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления. Построенное или приобретенное жилое помещение (в том числе с использованием жилищного кредита (займа) должно быть оформлено в общую долевую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве.
Согласно абзацу 2 подпункта 2.2.4 пункта 2.2 договора участник программы при строительстве жилого дома обязуется оформить жилое помещение в собственность в течение трех лет с даты выдачи свидетельства.
В силу пункта 2.1.5 пункта 2.1 договора администрация имеет право истребовать в судебном порядке от участника программы средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае невыполнения участником программы обязательств, предусмотренных в подпункте 2.2.4 пункта 2.2.
15 июля 2019 года администрацией района выдано разрешение № 2 на перечисление средств по свидетельству участнику мероприятий ФИО1 по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий Вологодской области на 2014-2017 года и на период до 2020 года» государственной программы «Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Вологодской области на 2013- 2020
годы», муниципальной программы «Устойчивое развитие сельских территорий Междуреченского муниципального района Вологодской области на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» в размере 2 230 200 рублей.
Таким образом, в силу подпункта 2.2.4 пункта 2.2 договора ФИО1 обязана была оформить жилое помещение в собственность до 24 апреля 2022 года.
06 октября 2022 года администрацией в адрес ФИО1 направлено письмо о предоставлении в срок до 01 декабря 2022 года документов о завершении начатого строительства и о вводе данного жилого помещения в эксплуатацию либо в добровольном порядке произвести возврат полученной социальной выплаты.
Согласно акту осмотра объекта капитального строительства от 29 сентября 2022 года произведён осмотр жилого дома, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 35:27:0302007:8, расположенном по адресу: Междуреченский район, д. Высоково. В ходе осмотра установлено: выполнены работы по установке элементов каркаса из бревен (10 рядов) на бетонном фундаменте; отсутствуют половые и потолочные перекрытия, стропила, обрешетка.
01 декабря 2022 года администрацией района в адрес ФИО1 направлена претензия предоставить в срок до 30 декабря 2022 года документы о вводе жилого помещения в эксплуатацию либо в добровольном порядке произвести возврат полученной социальной выплаты.
16 января 2023 года ФИО1 направила в администрацию округа ходатайство о заключении дополнительного соглашения о продлении сроков строительства в соответствии с пунктом 4.2 договора об обеспечении жильем граждан с учетом средств социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья, заключенного 22 мая 2019 года с администрацией.
Администрацией в заключении дополнительного соглашения к договору ФИО1 отказано со ссылкой на пункт 7.4 соглашения №19632000-1-2019-004, заключенного 12 апреля 2019 года между администрацией и Департаментом сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Вологодской области, согласно которому внесение изменений, предусматривающих ухудшение установленных значений показателей результативности, а также продление сроков реализации предусмотренных мероприятий, не допускается.
Также судом установлено, что денежные средства ФИО1 были потрачены на приобретение строительных материалов и строительство дома, о чем представлены фотографии о наличии недостроенного жилого дома, акты приема-передачи выполненных работ за услуги трактора и экскаватора, расписки о получении денежных средств за деловую древесину, доски, мох, приобретаемых для строительства жилого дома.
Согласно сметной документации, составленной обществом с ограниченной ответственностью «Вологдаархпроект», на строительство индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: Вологодская область, Междуреченский район, д. Высоково, сметная стоимость в текущих ценах на 1 квартал 2019 года составляет 7304257,62 руб.
Согласно заключению специалиста общества с ограниченной ответственностью «Ваш эксперт» № 525 по результатам обследования незавершенного строительства жилого дома, расположенного на земельном участке кадастровый номер 35:27:0302007:8 по адресу: Вологодская область, Междуреченский район, д. Высоково, в период с 11 ноября по 24 ноября 2022 года, процент завершенности строительства - 19%, стоимость выполненных работ составляет 4245200 руб.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь пунктами «ж», «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, статьей 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктом 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (далее - Закон № 264-ФЗ), Типовым положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, предусмотренным приложением № 4 к федеральной программе (далее - Типовое положение), приняв во внимание социально значимый характер полученной ФИО1 в рамках реализации федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» социальной выплаты, а также отсутствие недобросовестного, противоправного поведения со стороны ФИО1 в спорных правоотношениях, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных администрацией округа требований.
Судебная коллегия суда апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласилась.
При этом, указала, что исходя из характера и предназначения предоставленной ФИО1 меры социальной поддержки - социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, эта социальная выплата по своей правовой природе может быть отнесена к денежным суммам, перечисленным в подпункте 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации и не подлежащим возврату в качестве неосновательного обогащения при отсутствии недобросовестности со стороны гражданина или счетной ошибки, на что обоснованно указано судом первой инстанции при разрешении исковых требований администрации.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы, содержащиеся в судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом, нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Приведенные в кассационной жалобе доводы проверены в полном объеме и признаются судебной коллегии по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции необоснованными, так как своего правового и документального обоснования в материалах дела не нашли, выводов судов не опровергли.
Судами учтена правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 14 января 2020 года № 2-П, о недопустимости произвольного установления оснований для взыскания с граждан денежных средств, полученных ими в качестве социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, и формального подхода к делам, в которых гражданин в отношениях с органами публичной власти выступает как слабая сторона, что нарушило бы право ФИО1 на судебную защиту, гарантированную каждому частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации.
Поскольку доказательств, что социальная выплата была потрачена ответчиком на неустановленные цели, а не на улучшение жилищных условий, материалы дела не содержат, напротив, установлено, что указанная выплата использована ФИО1 по целевому назначению для приобретения строительных материалов и выполнения работ по строительству жилого дома, часть действий, по возведению которого выполнена, ответчик планирует завершить строительство жилого дома, продолжает проживать в сельской местности, то судами обоснованно не установлено оснований для удовлетворения заявленных требований.
Несогласие заявителя жалобы с установленными обстоятельствами по делу, не может служить основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Доводы кассационной жалобы направлены на иное толкование закона, оспаривание выводов суда и переоценку собранных по делу доказательств, содержат собственную оценку указанных обстоятельств, в связи с чем, повлечь отмену обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке не могут.
При таких обстоятельствах судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступивших в законную силу судебных актов.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Междуреченского районного суда Вологодской области от 16 марта 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 23 мая 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Междуреченского муниципального округа Вологодской области – без удовлетворения.