ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 88-16879/2020
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
кассационного суда общей юрисдикции
20 августа 2020 г. г. Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Плеханова А.Н.
судей Бросовой Н.В., Ромасловской И.М.
с участием прокурора Устиновой Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационной жалобе ФИО1 на решение Тоцкого районного суда Оренбургской области от 09 ноября 2018 г. и на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 14 мая 2020 г. по гражданскому делу № 2-714/2018 по иску прокурора Тоцкого района в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области, Российской Федерации к ФИО1, Совету депутатов Зареченского сельского совета Тоцкого района Оренбургской области, администрации МО Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области о признании незаконным решения, недействительными распоряжений, взыскании суммы полученных премиальных выплат, процентов за пользование денежными средствами,
Заслушав доклад судьи Бросовой Н.В., возражения прокурора Устиновой Т.А., проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Прокурор Тоцкого района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования Зареченский сельсовет Тоцкого района, Российской Федерации обратился с иском к ФИО1, Совету депутатов Зареченского сельского совета Тоцкого района Оренбургской области, администрации МО Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области о признании незаконным решения, недействительными распоряжений, взыскании суммы полученных премиальных выплат, процентов за пользование денежными средствами.
Определением суда в качестве соответчиков привлечены Совет депутатов Зареченского сельского совета, администрация МО Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области.
Заявленные требования обосновал тем, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований бюджетного законодательства при выплате премий главе Зареченского сельсовета Тоцкого района за период 2016-2017 годов. Установлено, что главой Зареченского сельсовета Тоцкого района являлся ФИО1
В соответствии со статьей 29 Устава Зареченского сельсовета Тоцкого района, утвержденного решением Совета депутатов от 11.11.2016 № 31, глава сельсовета является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Глава сельсовета возглавляет местную администрацию и исполняет полномочия председателя Совета депутатов.
Кроме того, глава сельсовета заключает договоры и соглашения от имени муниципального образования, организует закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Решением Совета депутатов Зареченского сельсовета от 25.12.2014 года № 40 утверждено Положение о денежном содержании главы муниципального образования Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области.
В соответствии с разд. 4 пп. 1.2 главы II Положения о денежном содержании главы сельсовета, премии главе сельсовета за выполнение особо важных и сложных заданий выплачиваются за фактически отработанное время.
Размер премии за выполнение особо важных и сложных заданий устанавливается главе муниципального образования: за квартал в размере 1 должностного оклада; по результатам работы за год – в размере месячного фонда оплаты труда главы муниципального образования.
Распоряжением главы Зареченского сельсовета от 17.03.2016 года №12-л ФИО1 премирован за 1 квартал 2016 года в размере 1 должностного оклада. С учетом уральского коэффициента размер премии составил 28 750 рублей.
Распоряжением главы Зареченского сельсовета от 01.07.2016 года № 35-л ФИО1 премирован за 2 квартал 2016 года в размере 1 должностного оклада. С учетом уральского коэффициента размер премии составил 28 750 рублей.
Распоряжением главы Зареченского сельсовета от 03.10.2016 года № 49-л ФИО1 премирован за 3 квартал 2016 года в размере 1 должностного оклада. С учетом уральского коэффициента размер премии составил 28 750 рублей.
Распоряжением главы Зареченского сельсовета от 06.12.2016 года № 59-л ФИО1 премирован за 4 квартал 2016 года в размере 1 должностного оклада. С учетом уральского коэффициента размер премии составил 28 750 рублей.
Распоряжением главы Зареченского сельсовета от 12.12.2016 года № 62-л ФИО1 премирован за 2016 год в размере месячного фонда оплаты труда, а именно 79 062 рубля.
Распоряжением главы Зареченского сельсовета от 28.03.2017 года № 7-л ФИО1 премирован за 1 квартал 2017 года в размере 1 должностного оклада. С учетом уральского коэффициента размер премии составил 28 750 рублей.
Распоряжением главы Зареченского сельсовета от 04.07.2017 года № 39-л ФИО1 премирован за 2 квартал 2017 года в размере 1 должностного оклада. С учетом уральского коэффициента размер премии составил 28 750 рублей.
Распоряжением и.о. главы Зареченского сельсовета от 02.10.2017 № 68-л ФИО1 премирован за 3 квартал 2017 года в размере 1 должностного оклада. С учетом уральского коэффициента размер премии составил 28 750 рублей.
Распоряжением главы Зареченского сельсовета от 11.12.2017 № 75-л ФИО1 премирован за 4 квартал 2017 года в размере 1 должностного оклада. С учетом уральского коэффициента размер премии составил 28 750 рублей.
Распоряжением главы Зареченского сельсовета от 20.12.2017 года № 78-л ФИО1 премирован за 2017 год в размере месячного фонда оплаты труда, а именно 79 062 рубля.
Общая сумма начисленных ФИО1 премиальных выплат за выполнение особо важных и сложных заданий за период 2016-2017 годов составила 388 125 рублей, выплачено (за минусом НДФЛ) за указанный период на основании данных распоряжений 337 668 рублей (в 2016 году - 168 834 рубля, в 2017 году - 168 831 рубль).
Считают, что издание соответствующих актов о премировании и получении на основании них денежных средств свидетельствуют о совершении ФИО1 коррупционного правонарушения.
С учетом уточнения и увеличения исковых требований просили признать незаконным решение Совета депутатов Зареченского сельсовета от 27.04.2018 года №16 «О законности выплаченных премий главе муниципального образования Зареченский сельсовет ФИО1 за выполнение особо важных и сложных заданий за 2016 и 2017 годы», недействительными распоряжения главы Зареченского сельсовета (и.о. главы) от 17.03.2016 №12-л, от 01.07.2016 №35-л, от 03.10.2016 №49-л, от 06.12.2016 №59-л, от 12.12.2016 №62-л, от 28.03.2017 №7-л, от 20.12.2017 №78-л, от 02.10.2017 №68-л, от 11.12.2017 №75-л, от 04.07.2017 №39-л о премировании главы Зареченского сельсовета ФИО1, взыскать с ФИО1 в пользу Зареченского сельсовета Тоцкого района сумму незаконно полученных премиальных выплат в размере 337 668 рублей, проценты за пользование денежными средствами в размере 46 692, 84 рубля
Решением Тоцкого районного суда Оренбургской области от 09 ноября 2018 г. исковые требования прокурора Тоцкого района в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области, Российской Федерации к ФИО1, Совету депутатов Зареченского сельского совета Тоцкого района Оренбургской области, администрации МО Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области о признании незаконным решения, недействительными распоряжений, взыскании суммы полученных премиальных выплат, процентов за пользование денежными средствами, удовлетворены частично.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 6 марта 2019 г. решение Тоцкого районного суда Оренбургской области от 09 ноября 2018 г. отменено в части.
Постановлением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 3 февраля 2020 г. апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 6 марта 2019 г. отменено и направлено на новое апелляционное рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 14 мая 2020 г. решение Тоцкого районного суда Оренбургской области от 09 ноября 2018 г. отменено в части и в отмененной части вынесено новое решение.
В кассационной жалобе, поданной заявителем 26 июня 2020 г., ставится вопрос об отмене судебных постановлений и вынесении нового решения об отказе в иске.
Прокурора Устинова Т.А. возражала против доводов кассационной жалобы.
Иные стороны в заседание судебной коллегии не явились, извещались надлежащим образом и своевременно.
Руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о дне слушания дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав возражения прокурора Устиновой Т.А., судебная коллегия находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судами, решением Совета депутатов муниципального образования Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области от 3 ноября 2015 г. № 40 ФИО1 был избран главой Зареченского сельсовета Тоцкого района Оренбургской области.
В 2016-2017 годы главой муниципального образования Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области ФИО1 изданы распоряжения о премировании главы муниципального образования Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области ФИО1 за выполнение особо важных и сложных заданий в размере одного должностного оклада за фактически отработанное время: от 17 марта 2016 г. № 12-л - по итогам первого квартала 2016 г., от 1 июля 2016 г. № 35-л - по итогам второго квартала 2016 г., от 3 октября 2016 г. № 49-л - по итогам третьего квартала 2016 г., от 6 декабря 2016 г. № 59-л - по итогам четвёртого квартала 2016 г., от 28 марта 2017 г. № 7-л - по итогам первого квартала 2017г., от 4 июля 2017 г. № 39-л - по итогам второго квартала 2017 г., от 11 декабря 2017 г. № 75-л - по итогам четвёртого квартала 2017 г. Распоряжение о премировании главы муниципального образования Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области ФИО1 за третий квартал 2017 г. от 2 октября 2017 г. № 68-л за выполнение особо важных и сложных заданий в размере одного должностного оклада было издано исполняющим обязанности главы муниципального образования Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области ФИО2
По результатам работы за 2016 и 2017 годы главой муниципального образования Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области ФИО1 были изданы распоряжения о премировании главы муниципального образования Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области ФИО1 в размере месячного фонда оплаты труда соответственно от 12 декабря 2016 г. № 62-л и от 20 декабря 2017 г. № 78-л.
Согласно справкам администрации муниципального образования Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области от 6 ноября 2018 г. ФИО1 на основании указанных распоряжений в марте, июле, октябре, декабре 2016 г., в марте, июле, октябре и декабре 2017 г. были выплачены квартальные премии в размере 28 750 руб. каждая, а также в декабре 2016 г. и в декабре 2017 г. - годовые премии в размере 79 062 руб. 50 коп. каждая, всего - 388 125 руб.
В период с 5 февраля по 19 марта 2018 г. руководителем отдела внутреннего муниципального финансового контроля администрации Тоцкого района Оренбургской области была проведена выездная плановая проверка по вопросу соблюдения в 2016-2017 годы администрацией муниципального образования Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения при составлении и исполнении бюджета поселения, законодательства Российской Федерации в сфере закупок.
В акте выездной плановой проверки от 29 марта 2018 г. указано, что глава муниципального образования Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области ФИО1 единолично вынес распоряжения о выплате себе премий за выполнение особо важных и сложных заданий по итогам работы за 1-4 кварталы 2016 и 2017 годов в размере одного должностного оклада за каждый квартал и премий по итогам работы за год в размере месячного фонда оплаты труда за 2016 и 2017 годы. Решений представительным органом местного самоуправления Зареченского сельского поселения о выплате главе муниципального образования данных премий не принималось, в связи с чем получение ФИО1 денежных средств из бюджета муниципального образования в сумме 337 668 руб. 74 коп. противоречит требованиям законодательства.
Материалы выездной проверки 13 апреля 2018 г. администрацией Тоцкого района Оренбургской области были направлены прокурору Тоцкого района Оренбургской области.
Прокурором также проведена проверка соблюдения требований бюджетного законодательства при выплате премий главе Зареченского сельсовета Тоцкого района Оренбургской области в 2016-2017 годы, по результатам которой прокурор обратился в суд с данным иском.
Судом также установлено, что решением Совета депутатов муниципального образования Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области от 27 апреля 2018 г. № 16 «О законности выплаченных премий главе муниципального образования Зареченский сельсовет ФИО1 за выполнение особо важных и сложных заданий за 2016 и 2017 гг.» признаны обоснованными и законными выплаченные главе муниципального образования Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области ФИО1 премии за выполнение особо важных и сложных заданий за 2016 и 2017 годы.
На указанное решение Совета депутатов муниципального образования Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области исполняющим обязанности прокурора Тоцкого района Оренбургской области в адрес данного органа местного самоуправления был принесён протест.
Решением Совета депутатов муниципального образования Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области от 15 августа 2018 г. № 27 протест исполняющего обязанности прокурора Тоцкого района Оренбургской области был удовлетворён, решение Совета депутатов Зареченского сельсовета Тоцкого района Оренбургской области от 27 апреля 2018 г. № 16 «О законности выплаченных премий главе муниципального образования Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области ФИО1 за выполнение особо важных и сложных заданий за 2016 и 2017 гг.» отменено.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования прокурора Тоцкого района Оренбургской области о признании недействительными распоряжений главы Зареченского сельсовета Тоцкого района Оренбургской области о премировании главы Зареченского сельсовета Тоцкого района Оренбургской области за 2016-2017 годы, суд первой инстанции сослался на статьи 36, 70 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправлении в Российской Федерации», статью 16 Закона Оренбургской области от 21 февраля 1996 г. «Об организации местного самоуправления в Оренбургской области», статьи 29, 30 Устава муниципального образования Зареченский Тоцкого района Оренбургской области, Положение о денежном содержании главы муниципального образования сельсовет Тоцкого района Оренбургской области, утвержденное решением Совета депутатов муниципального образования Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области от 25 декабря 2014 г. № 40, и исходил из того, что поскольку глава муниципального образования избирается Советом депутатов, подконтролен населению и представительному органу муниципального образования (Совету депутатов), то именно данный орган - Совет депутатов - полномочен принимать решения о премировании главы муниципального образования ФИО1 по результатам его работы за фактически отработанное время. Поскольку уполномоченным органом - Советом депутатов муниципального образования Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области - решения о премировании главы муниципального образования за 2016-2017 годы не издавались, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что распоряжения главы муниципального образования Зареченского сельсовета Тоцкого района Оренбургской области о премировании главы муниципального образования Зареченского сельсовета Тоцкого района Оренбургской области изданы неуполномоченным лицом (главой муниципального образования), в связи с чем являются недействительными.
По мнению суда первой инстанции, в действиях ФИО1 при получении им премий имеет место недобросовестность, поскольку он, будучи одновременно председателем Совета депутатов муниципального образования Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области, в полномочия которого входит в том числе созыв заседаний Совета депутатов, вопросы о своём премировании на разрешение Совета не выносил, единолично издавал соответствующие распоряжения за рамками полномочий, регламентированных законом и Уставом муниципального образования Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области.
Установив, что за 2016-2017 годы ФИО1 незаконно в качестве премий были получены денежные средства в размере 337 668 руб., суд первой инстанции взыскал эту сумму с ФИО1 в пользу бюджета Зареченского, сельсовета Тоцкого района Оренбургской области в качестве неосновательного обогащения, применив положения статьи 1102ГК РФ.
Отказывая в удовлетворении исковых требований прокурора Тоцкого района Оренбургской области о признании незаконным решения Совета депутатов муниципального образования Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области от 27 апреля 2018 г. № 16 «О законности выплаченных премий главе муниципального образования Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области ФИО1 за выполнение особо важных и сложных заданий за 2016 и 2017 гг.», суд первой инстанции сослался на то, что поскольку данное решение по результатам рассмотрения протеста исполняющего обязанности прокурора Тоцкого района Оренбургской области уже отменено решением Совета депутатов муниципального образования Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области от 15 августа 2018 г. № 27, то правовые основания для удовлетворения исковых требований прокурора Тоцкого района Оренбургской области в этой части отсутствуют.
Разрешая вопрос о возврате в бюджет полученных ФИО1 денежных средств как неосновательного обогащения в порядке положений статьи 1102 ГК РФ, суд установил, что со стороны ФИО1 имела место недобросовестность, поскольку будучи председателем Совета депутатов, в полномочия которого входит созыв Совета депутатов, формирование повестки дня, вопросы о своем премировании на разрешение Совета депутатов не выносил, единолично издавая соответствующие распоряжения за рамками полномочий, регламентированных законом, Уставом назначал самому себе премии.
С этими выводами согласился суд апелляционной инстанции, указав, что в действиях ФИО1 при принятии решений о выплате самому себе премий имеет место неурегулированный конфликт интересов, мер как установлено в суде апелляционной инстанции, по урегулированию конфликта интересов им не принималось. В связи с чем, суд обоснованно взыскал с ФИО1 в качестве неосновательного обогащения 337 668 руб.
Суд первой инстанции также взыскал с ФИО1 (с суммы полученных им премий) проценты за пользование чужими денежными средствами в порядке статьи 395 ГК РФ в размере 46 692 руб.84 коп.
Судебная коллегия с указанными выводами суда первой инстанции не согласилась, указав что положения статьи 395 ГК РФ предусматривают ответственность за нарушение денежного обязательства гражданско-правового характера и определяют последствия неисполнения или просрочки исполнения денежного обязательства, в силу которого на должника возлагается обязанность уплатить деньги, вернуть долг.
Между тем в данном случае правоотношения связаны с оплатой труда, то есть не носят гражданско-правового характера и не относятся к денежным обязательствам по смыслу, придаваемому этим обязательствам нормами статьи 395 ГК РФ, поэтому взыскание судом с ФИО1 процентов за пользование чужими денежными средствами с суммы выплаченных необоснованно премий на основании статьи 395 ГК РФ противоречит нормативным положениям, подлежащим применению к спорным отношениям. Следовательно, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение суда в указанной части подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований о взыскании с ФИО1 процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 46 692руб.84 коп.
Так же разрешая спор, суд пришел к выводу, что прокурором не пропущен трех годичный срок на обращение в суд с иском, предусмотренный статьей 196 ГК РФ, с чем также согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены вынесенных судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Суды правомерно руководствовались статьями 1102, 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 14, 15, 16 Закона Оренбургской области 21 февраля 1996 года «О муниципальной службе в Оренбургской области», статьей 1, 4, 34, 35, 36, 70, 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местной самоуправления в Российской Федерации», статьи 22, 25, 29, 30 Устава муниципального образования Зареченский сельский Совет Тоцкого района Оренбургской области.
Доводы кассационной жалобы, что денежные средства на премии были заложены в бюджет муниципального образования Зареченский сельсовет за 2016 и 2017г.г., выплата премии за выполнение особо важных и сложных заданий главе муниципального образования Зареченский сельсовет зависит от оценки результатов его деятельности Советом депутатов муниципального образования Зареченский сельсовет, глава муниципального образования Зареченский сельсовет ежегодно отчитывался перед Советом депутатов муниципального образования Зареченский сельсовет о результатах своей деятельности: в 2017 году по итогам 2016 года; в 2018 года по итогам 2017 года, и оба раза деятельность главы муниципального образования Зареченский сельсовет была оценена Советом депутатов удовлетворительно, Совет депутатов муниципального образования Зареченский сельсовет своими решения ежегодно по окончанию очередного финансового года утверждал отчет об исполнении местного бюджета, в котором отражались все выплаты главе муниципального образования Зареченский сельсовет, произведенные в течение финансового года, были предметом рассмотрения судами и им дана надлежащая правовая оценка, с которой судебная коллегия соглашается.
Доводы о неправомерном выводе суда о уполномоченным органом по изданию акта о премировании главы муниципального образования является Совет депутатов муниципального образования Зареченский сельсовет, основаны на неверном толковании норм права.
Полномочия главы муниципального образования Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области закреплены в части 1 статьи 30 Устава.
Глава сельсовета в том числе представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования; издает в пределах своих полномочий правовые акты; представляет на утверждение Совету депутатов сельсовета планы и программы развития муниципального образования, отчеты об их исполнении; принимает меры поощрения и дисциплинарной ответственности к назначенным им должностным лицам; заключает договоры и соглашения от имени муниципального образования; организует работу по подготовке проекта местного бюджета; представляет на утверждение Совету депутатов сельсовета проект бюджета муниципального образования и отчет о его исполнении (пункты 1, 3, 7, 12, 13, 17, 18 части 1 статьи 30 Устава).
Решением Совета депутатов муниципального образования Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области от 25 декабря 2014 г. N 40 утверждено Положение о денежном содержании главы муниципального образования Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области (далее - Положение), которым определены условия оплаты труда главы муниципального образования Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области.
Состав денежного содержания главы муниципального образования Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области установлен разделом II Положения.
Денежное содержание главы муниципального образования состоит из должностного оклада, а также ежемесячных и иных дополнительных выплат, к которым отнесены: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия работы; ежемесячное денежное поощрение; премии за выполнение особо важных и сложных заданий; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска; материальная помощь (пункт 1 раздела II Положения).
Глава муниципального образования Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области премируется за общие результаты по итогам работы органов местного самоуправления за квартал и за год в целях обеспечения материальной заинтересованности в своевременном и качественном выполнении своих должностных обязанностей и повышения ответственности. Премии за выполнение особо важных и сложных заданий выплачиваются за фактически отработанное время. При этом время нахождения главы муниципального образования в ежегодном оплачиваемом отпуске принимается в расчет для начисления премии. Размер премии за выполнение особо важных и сложных заданий устанавливается главе муниципального образования Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области за квартал - в размере одного должностного оклада, по результатам работы за год - в размере месячного фонда оплаты труда главы муниципального образования (подпункт 4 пункта 1.2 раздела II Положения).
Расходы на денежное содержание главы муниципального образования выделяются отдельными строками бюджетной классификации, входят в состав защищенных статей, входят в фонд оплаты труда и утверждаются решением Совета депутатов о бюджете поселения на соответствующий год (пункт 2 раздела III Положения).
Из приведенных нормативных положений в их взаимосвязи следует, что вопросы, связанные с распоряжением муниципальной собственностью, принятием бюджета муниципального образования, контролем за его исполнением, материально-техническим обеспечением деятельности органов муниципального образования, в том числе определением размера расходов на денежное содержание главы муниципального образования, отнесены к компетенции представительного органа муниципального образования, в настоящем случае - к компетенции Совета депутатов муниципального образования Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области, которому подконтролен и подотчетен глава муниципального образования Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области.
Премия за выполнение особо важных и сложных заданий главе муниципального образования Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области, предусмотренная Положением о денежном содержании главы муниципального образования Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области, включена в число иных дополнительных выплат и по своей правовой природе является поощрительной выплатой, осуществление которой зависит от оценки результатов деятельности главы муниципального образования Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области представительным органом муниципального образования - Советом депутатов муниципального образования Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области.
Соответственно, принятие решения о поощрении главы муниципального образования, в данном случае - о премировании главы муниципального образования Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области за выполнение особо важных и сложных заданий, относится к компетенции Совета депутатов муниципального образования Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области.
Для установления наличия или отсутствия правовых оснований для выплаты главе Зареченского сельсовета Тоцкого района Оренбургской области премии за выполнение особо важных и сложных заданий необходима объективная оценка его деятельности и результатов его работы, которая в силу части 11.1 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ, части 5.1 статьи 16 Закона Оренбургской области "Об организации местного самоуправления в Оренбургской области", части 11 статьи 29 Устава входит в компетенцию Совета депутатов муниципального образования Зареченского сельсовета Тоцкого района Оренбургской области.
Ссылки в жалобе на то, что у ФИО1 имеется право на получение премий за выполнение особо важных и сложных заданий, так как он в спорный период (2016 - 2017 годы) ежегодно представлял отчет о результатах деятельности главы муниципального образования и местной администрации, в том числе по вопросам местного бюджета, поставленным Советом депутатов муниципального образования, за 2016 и 2017 годы, и его работа как главы муниципального образования Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области была оценена положительно, суды принять не могут в отсутствие соответствующего решения представительного органа муниципального образования - Совета депутатов муниципального образования Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области, поскольку бы оценил деятельность ФИО1 как главы муниципального образования Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области, тем самым допустил бы нарушение права органа местного самоуправления (Совета депутатов муниципального образования Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области) на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных законом полномочий.
При таких обстоятельствах доводы о том, что ФИО1 как глава муниципального образования Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области в отсутствие соответствующих решений представительного органа данного муниципального образования - Совета депутатов муниципального образования Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области - имел право на принятие решений по выплате самому себе премий за выполнение особо важных и сложных заданий, основаны на неверном толковании норм права.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, фактически уже были предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку, с которой суд кассационной инстанции соглашается.
Доводы жалобы по существу сводятся к изложению обстоятельств, явившихся предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанции, и к выражению несогласия с произведенной оценкой представленных по делу доказательств и суждений судов, в целом направлены на переоценку состоявшегося судебного постановления при отсутствии к тому правовых оснований, а также переоценку доказательств.
Между тем, в силу части 3 статьи 390 ГПК при рассмотрении кассационной жалобы суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, а также исследовать новые доказательства.
На недопустимость для суда кассационной инстанции переоценки доказательств также указано в пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 29 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции".
При таких данных судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы заявителя.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Тоцкого районного суда Оренбургской области от 09 ноября 2018 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 14 мая 2020 г. оставить без изменений, кассационной жалобе ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий А.Н. Плеханов
Судьи Н.В. Бросова
И.М. Ромасловская