ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 88-17991/2022 от 25.10.2022 Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88-17991/2022

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Кемерово 25 октября 2022 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Дударёк Н.Г.,

судей Варнавской Л.С. и Попова А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №75RS0001-02-2022-000652-44 по иску заместителя военного прокурора Читинского гарнизона в защиту интересов Российской Федерации, к Федеральному государственному казенному учреждению «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации, Читинскому лесничеству Министерства обороны Российской Федерации – филиалу Федерального государственного казенного учреждения «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации о возложении обязанности организовать проведение работ по очистке земельного участка

по кассационной жалобе Читинского лесничества Министерства обороны Российской Федерации – филиала федерального государственного казенного учреждения «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации на решение Центрального районного суда Забайкальского края от 25 марта 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 5 июля 2022 г.

Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Дударёк Н.Г., выслушав объяснения прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (дислокацией в г. Кемерово, г. Новосибирске, г. Челябинске) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО1, полагавшей об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Военный прокурор обратился в суд с иском к федеральному государственному казенному учреждению «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Минобороны РФ), Читинскому лесничеству Минобороны РФ – филиалу ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Минобороны РФ, в котором просил обязать их в срок до 1 июня 2022 г. организовать проведение работ по очистке от порубочных остатков земельного участка с кадастровым номером №*** в границах лесотаксационных выделов <адрес> Читинского лесничества Минобороны РФ.

В обоснование требований указано, что по итогам прокурорской проверки на земельном участке с кадастровым номером №*** в границах лесотаксационных выделов <адрес> выявлены неубранные порубочные остатки, объемом около 20 м3 на площади 40 га, образовавшиеся в результате незаконных рубок лесных насаждений, зафиксированных в период с 2014 года по 2019 год. Наличие в лесном массиве порубочных остатков влечет захламление лесов, распространение вредных организмов, возникновение пожаров, чем нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также гарантированные государством права неопределенного круга лиц. Кроме того, нарушение правил пожарной безопасности в лесах путем оставления порубочных остатков создает реальную опасность повреждения и уничтожения имущества, находящегося в федеральной собственности.

Решением Центрального районного суда Забайкальского края от 25 марта 2022 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 5 июля 2022 г., исковые требования удовлетворены, на ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны РФ, Читинское лесничество Минобороны РФ - филиал ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Минобороны РФ возложена обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, организовать проведение работ по очистке земельного участка с кадастровым номером №*** в границах лесотаксационных выделов <адрес> Читинского лесничества Минобороны РФ – филиала ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Минобороны РФ, от порубочных остатков

В кассационной жалобе Читинским лесничеством Минобороны РФ – филиала ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Минобороны РФ ставится вопрос об отмене обжалуемых судебных постановлений, как незаконных.

Военным прокурором Читинского гарнизона поданы возражения.

Иные лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), в судебное заседание не явились, об уважительности причин неявки суду не сообщили, в связи с чем, руководствуясь статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Изучив материалы дела, проверив обжалуемые судебные постановления в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для ее удовлетворения.

В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

По настоящему делу таких нарушений судами не допущено.

Судом установлено и следует из материалов дела, военной прокуратурой Читинского гарнизона в целях предупреждения лесных пожаров в пожароопасный период 2021 года проведена проверка исполнения федерального законодательства в сфере лесопользования. Актом обследования от 30 сентября 2021 г., утвержденным начальником Читинского лесничества Минобороны РФ, со схемами и фототаблицами, протоколами о лесонарушении от 21, 22 марта 2018 г., 19 апреля 2019 г. на земельном участке с кадастровым номером №*** в границах лесотаксационных выделов <адрес> Читинского лесничества Минобороны РФ, обнаружена захламленность на площади 40 га, объемом около 20 м3, образовавшаяся вследствие незаконной порубки деревьев хвойных и лиственных пород, начиная с 2018 г.

Разрешая спор и удовлетворяя требования, суд первой инстанции руководствуясь статьями 42 и 58 Конституции Российской Федерации, статьями 50.7, 51, 53, 53.1, пунктами 13, 14 статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации, статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 35 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2020 г. № 2047, пунктами 3, 4, 26 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2020 г. № 1614, исходил из того, что в лесном массиве на землях Министерства обороны Российской Федерации вследствие незаконной рубки лесных насаждений имеют место порубочные остатки, наличие которых влечет захламление, загрязнение и иное негативное воздействие на леса, увеличивает риск возникновения пожаров в пожароопасный период; установленный действующим законодательством порядок использования и охраны лесного фонда включает в себя обязанность субъектов, осуществляющих использование лесов, проводить мероприятия по защите соответствующих земель от загрязнения отходами производства и потребления и иного негативного воздействия. В соответствии с Уставом ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Минобороны РФ осуществляет свою деятельность в целях управления и контроля в области ведения лесного хозяйства в лесах, расположенных на землях, предоставленных для нужд Министерства обороны Российской Федерации; для достижения указанных целей учреждение осуществляет планирование, организацию, управление, анализ и контроль мероприятий по охране и защите лесов, организацию оперативной работы по охране лесов от незаконных рубок иных нарушений лесного законодательства, проведение рейдов, патрулирование лесов в целях оперативного выявления и пресечения правонарушений, в том числе и по фактам незаконных рубок; необходимость очистки лесного массива от порубочных остатков возникла в результате ненадлежащей организации оперативной работы по охране лесов со стороны ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Минобороны РФ, своевременно не принявшего мер по устранению порубочных остатков после совершения лесонарушений в лесах военного лесничества, в связи с чем пришел к выводу о том, что проведение очистки указанной территорий от захламления возлагается на ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Минобороны РФ, которое обязано провести работы по очистке мест незаконных рубок лесных насаждений от порубочных остатков на указанном земельном участке в срок шесть месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Суд апелляционной инстанции с вышеуказанными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что выводы судов отвечают требованиям законодательства, соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Право каждого на благоприятную окружающую среду предусмотрено статьей 42 Конституции Российской Федерации.

Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

В целях охраны земель подпунктом 2 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность проводить мероприятия по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ № 26-П от 13 октября 2015 г., установленный действующим законодательством порядок использования и охраны лесного фонда включает в себя обязанность субъектов, осуществляющих использование лесов, проводить мероприятия по защите соответствующих земель от загрязнения отходами производства и потребления и иного негативного воздействия (статьи 13 и 42 Земельного кодекса Российской Федерации, статья 51 Лесного кодекса Российской Федерации). Мероприятия санитарно-оздоровительного характера на лесных участках, связанные с исполнением публично-правовых обязанностей лесопользователя, по смыслу взаимосвязанных положений статьи 55 Лесного кодекса Российской Федерации и утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 г. № 414 во исполнение части 3 данной статьи Правил санитарной безопасности в лесах, должны осуществляться и в том случае, если невозможно установить лицо, виновное в их захламлении, загрязнении и ином негативном воздействии на них. Органы же государственной власти и органы местного самоуправления, согласно части 2 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации, осуществляют охрану и защиту лесов в пределах полномочий, определенных в соответствии с его статьями 81 - 84, если иное не предусмотрено данным Кодексом, другими федеральными законами.

Согласно статье 11 Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» Вооруженные Силы Российской Федерации состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций.

На основании части 12 статьи 1 указанного Федерального закона имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

В силу действия положений статьи 71 Конституции РФ, статей 1, 10, 11, 13, 25 Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне», Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ 16 августа 2004 г. № 1082 в их взаимосвязи с положениями статьи 210, пункта 4 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, Вооруженные Силы РФ – государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации, которые стоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей. Имущество Вооруженных Сил РФ, в том числе воинских частей относится к федеральной собственности, и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления. Обязанность по содержанию собственности может быть возложена не только на собственника, но и на других лиц, в ведении которых федеральная собственность находится на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

Созданное в соответствии с приказом Минобороны России ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Минобороны России имеет филиал в виде Читинского лесничества Минобороны России на территории г. Читы и которое осуществляет свою деятельность в целях управления контроля в области ведения лесного хозяйства (использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) в лесах, расположенных на землях, предоставленных для нужд Минобороны России.

Установив указанные обстоятельства, учитывая приведенные нормы права, суды пришли к верному выводу о возложении обязанности на ответчиков, являющихся пользователями земель лесного фонда, по проведению работ по очистке земельного участка.

Доводы жалобы о том, что Учреждение ограничено Уставом в своей правоспособности и доведенными лимитами целевых бюджетных средств, отсутствуют штатные единицы для ликвидации захламлений, об отсутствии лицензии на сбор отходов, на законность принятых постановлений не влияют, поскольку не свидетельствуют об отсутствии обязанности проводить мероприятия по защите соответствующих земель от загрязнения, которые не ограничиваются Уставом, недостаточное финансирование и отсутствие специальных штатных единиц, не освобождает от обязанности, предусмотренной действующим законодательством по охране лесного фонда, в том числе проведения мероприятий от загрязнения лесов.

Обстоятельства, на которые ссылаются заявитель кассационной жалобы, были предметом рассмотрения в судах нижестоящих инстанций, получили надлежащую правовую оценку, при этом выводов судов первой и апелляционной инстанции не опровергают, а сводятся лишь к несогласию с правовой оценкой установленных обстоятельств.

Доводы кассационной жалобы повторяют позицию по делу подателя жалобы и не могут служить основанием для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции. Материальный закон при рассмотрении настоящего дела применен верно, указаний на нарушения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием к отмене обжалуемых судебных актов, кассационная жалоба не содержат. Правом дать иную оценку собранным по делу доказательствам, а также обстоятельствам, на которые заявитель ссылается в кассационной жалобах в обоснование позиции, суд кассационной инстанции не наделен в силу императивного запрета, содержащегося в части 3 статьи 390 Гражданского процессуального права Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального права Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального права Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Центрального районного суда Забайкальского края от 25 марта 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 5 июля 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Читинского лесничества Министерства обороны Российской Федерации – филиала федерального государственного казенного учреждения «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации на – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи