УИД 73RS0001-01-2021-012725-90
ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-19840/2022
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
кассационного суда общей юрисдикции
29 сентября 2022 года г. Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Юровой О.В.,
судей Улановой Е.С., Федотовой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска Ульяновской области от 17 февраля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 28 июня 2022 г. по гражданскому делу № 2-571/2022 по иску ФИО1 к администрации г. Ульяновска, Управлению по делам молодежи администрации г. Ульяновска об обязании восстановить в списке семей-участников мероприятия по обеспечению жильем ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
Заслушав доклад судьи Федотовой Е.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации г. Ульяновска, Управлению по делам молодежи администрации г. Ульяновска об обязании восстановить в списке семей-участников мероприятия по обеспечению жильем ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ». Исковые требования мотивировала тем, что она вместе с несовершеннолетними детьми состоит в списке семей-участников мероприятия по обеспечению жильем ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» со 02 сентября 2019 г. В конце 2021 года должна была быть включена в список семей-претендентов на получение социальной выплаты на 2022 год. Однако 13 декабря 2021 г. получила уведомление об исключении ее семьи из списка семей-участников мероприятия в соответствии с п. 12 постановления Правительства Ульяновской области от 03 марта 2020 г. № 84-П в связи с обнаружением ранее реализованного права на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета либо средств областного бюджета Ульяновской области и (или) бюджетов муниципальных образований. Под ранее реализованным правом, администрация имеет в виду получение социальной выплаты в размере 1 000 000 руб. на приобретение жилого помещения в связи с рождением четырех и последующих детей, с чем она не согласна. Социальной выплатой она воспользовалась в 2017 году, а на очередь в качестве участника мероприятия встала в 2019 году. При постановке на учет все документы были тщательно изучены комиссией, и никакие несоответствия семьи критериям тогда установлено не было. Не нашлись причины для исключения и в 2020 году при ежегодном пересмотре актуальности нуждаемости семей. Полагает, что постановление Правительства Ульяновской области от 03 марта 2020 г. № 84-П распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 01 января 2020 г. Ее жилищная ситуация не менялась с 02 сентября 2019 г. Они с семьей в шесть человек проживают в однокомнатной квартире в доме, 1959 года постройки с деревянными покрытиями и имеют частный дом, признанный непригодным для проживания. В квартире балкон признан аварийным и подлежит демонтажу. В связи с изложенным просила обязать администрацию г. Ульяновска восстановить семью в списке семей-участников мероприятия по обеспечению жильем ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», под номером, соответствующем первоначальной дате подаче заявления на включение семьи в список семей участников.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области, Министерство семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области.
Решением Ленинского районного суда г. Ульяновска Ульяновской области от 17 февраля 2022 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 28 июня 2022 г., в удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации г. Ульяновска, Управлению по делам молодежи администрации г. Ульяновска об обязании восстановить в списке семей-участников мероприятия по обеспечению жильем ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», отказано.
В кассационной жалобе заявителем ставится вопрос об отмене судебных актов как незаконных.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы с учетом требований статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы не имеется.
Судами установлено и подтверждено материалами дела, что ФИО1 признана участницей Программы решением комиссии по предоставлению молодым семьям социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома на основании протокола от 21 ноября 2019 г. №.
10 декабря 2021 г. протоколом № заседания комиссии администрации г. Ульяновска ФИО1 (6 человек в семье) исключена из списка участников Программы. Основанием исключения из списка участников явилось, что согласно Распоряжению Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области от 23 июня 2016 г. № «О перечислении денежных средств» ФИО1 являлась получателем денежных средств в размере 1 000 000 руб. в соответствии с Законом Ульяновской области от 02 ноября 2011 г. №180-30 «О некоторых мерах но улучшению демографической ситуации в Ульяновской области», постановлением Правительства Ульяновской области от 19 августа 2013 г. №368-11 «О мерах по реализации Закона Ульяновской области «О некоторых мерах по улучшению демографической ситуации в Ульяновской области».
Данные денежные средства были направлены на покупку жилого дома и земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>
Суд первой инстанции, разрешая возникший спор, ссылаясь на положения ст.8.1 Закона Ульяновской области от 2 ноября 2011 года № 180-30 « О некоторых мерах по улучшению демографической ситуации в Ульяновской области», применяя Порядок формирования органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области списка молодых семей- участников мероприятия по предоставлению социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилых помещений, утвержденных Постановлением Правительства Ульяновской области от 3 марта 2020 года № 84-П, пришел к выводу о наличии оснований для исключения молодой семьи из списка в связи с ранее реализованным правом на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты в размере 1000000 рублей.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит указанные выводы нижестоящих судов верными. Нормы материального и процессуального права при рассмотрении дела судами применены правильно, а выводы судебных инстанций, изложенные в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют установленным обстоятельствам дела и представленным доказательствам, получившим надлежащую правовую оценку судов.
Судами первой и апелляционной инстанций верно установлены юридически значимые обстоятельства дела, имеющие значение для разрешения заявленных ФИО1 исковых требований, имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судами доказательствами, в обжалуемых судебных постановлениях содержатся исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 28 марта 2017 г. N 647-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Ч. на нарушение ее конституционных прав пунктами 9 и 22 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования и положением подпрограммы "Оказание мер государственной поддержки в улучшении жилищных условий отдельным категориям граждан" государственной программы Ростовской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Ростовской области", взаимосвязанные положения пунктов 9 и 22 (подпункт "г") Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, предусматривающие предоставление молодой семье права на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты только один раз и устанавливающие в качестве основания для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета, за исключением средств (части средств) материнского (семейного) капитала, имеют целью предоставление государственной поддержки на равных условиях максимальному числу молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, недопущение неоднократного получения ими за счет средств федерального бюджета аналогичных по своей правовой природе социальных выплат и, таким образом, не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявительницы, указанные в жалобе.
Исходя из изложенного, суд пришел к правильному выводу, что действующим законодательством предусмотрено, что меры социальной поддержки на приобретение жилья предоставляются один раз и возможность повторной реализации гарантированного государством права на предоставление социальных выплат на приобретение(строительство) жилья за счет средств бюджетов различных уровней не предусмотрена, а потому не усмотрел правовых оснований для возложения на администрацию г. Ульяновска обязанности восстановить семью в списке семей-участников мероприятия по обеспечению жильем ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», под номером, соответствующем первоначальной дате подаче заявления на включение семьи в список семей участников, в связи с чем в иске ФИО1 отказал.
Доводы кассационной жалобы о том, что полученная ФИО1 выплата была за счет средств областного бюджета, а выплата, на которую она претендует в рамках настоящего иска, предусмотрена за счет средств федерального бюджета, были предметом проверки и оценки суда апелляционной инстанции и признаны не состоятельными, с чем соглашается судебная коллегия.
Приведенные в кассационной жалобе доводы направлены на переоценку установленных обстоятельств и представленных доказательств на основе иного понимания норм права, а потому основанием к отмене судебных постановлений являться не могут, поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Существенных нарушений процессуального закона судами не допущено.
Признав, что доводы кассационной жалобы не свидетельствует о наличии обстоятельств, предусмотренных в статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения и пересмотра обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Ульяновска Ульяновской области от 17 февраля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 28 июня 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий: О.В. Юрова
Судьи: Е.С. Уланова
Е. В. Федотова
Постановление19.10.2022