УИД 16RS0046-01-2021-011793-83
ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-20057/2022
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
кассационного суда общей юрисдикции
22 сентября 2022 года г. Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Юровой О.В.
судей Федотовой Е.В., Кириченко А.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан на решение Вахитовского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 10 ноября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 02 июня 2022 г. по гражданскому делу № 2-5744/2021 по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Заслушав доклад судьи Федотовой Е.В., судебная коллегия
установила:
ФИО7 обратился в суд с иском к ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости. В обоснование требований указал на то, что 18 октября 2018 года обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях в Российской Федерации» в связи с наличием страхового стажа более 20 лет, стажа на соответствующих видах работ по Списку №1 и достижением возраста 50 лет. 31 октября 2018 года ответчиком было вынесено решение об отказе. Решением от 31 августа 2020 года указанное решение отменено, а решением от 22 декабря 2020 года в назначении пенсии ему также было отказано ввиду недостаточности требуемого специального и страхового стажа. Полагая такой отказ незаконным, просил суд включить в его страховой стаж период работы с 1 января 2002 года по 3 июля 2013 года, в стаж на соответствующих видах работ по Списку № 1 период работы с 1 декабря 1991 года по 12 марта 1992 года, с 13 марта 1992 года по 18 января 1994 года, с 19 января 1994 года по 2 октября 1996 года, с 17 октября 1996 года по 13 апреля 1998 года, с 16 апреля 1998 года по 15 марта 2001 года в качестве диспетчера ДПП, диспетчера РЦ, старшего диспетчера Самаркандского территориального отделения, назначить ему досрочную страховую пенсию по старости с 18 октября 2018 года.
Решением Вахитовского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 10 ноября 2021 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 02 июня 2022 г. иск ФИО1 удовлетворен. Решение ГУ - Управление Пенсионного фонда России в Авиастроительном районе города Казани от 22 декабря 2020 года № признано незаконным. На ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан возложена обязанность по включению в страховой стаж ФИО1 период работы с 1 января 2002 года по 17 мая 2004 года в должности диспетчера управления воздушным движением районного центра Самаркандского территориального отделения, с 18 мая 2004 года по 28 февраля 2011 в должности диспетчера управления воздушным движением Самаркандского территориального отделения, с 1 марта 2011 года по 4 апреля 2011 года в должности диспетчера пункта контроля руководителя полетов (без права управления воздушным движением) управления воздушным движением Самаркандского территориального отделения, с 5 апреля 2011 года по 3 июля. 2013 года в должности старшего диспетчера управления воздушным движением Самаркандского территориального отделения. На государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан возложена обязанность по включению в специальный стаж ФИО1, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периода работы с 1 декабря 1991 года по 12 марта 1992 года в должности диспетчера управления воздушным движением района аэродрома диспетчерского пункта подхода Самаркандского территориального отделения, с 13 марта 1992 года по 18 января 1994 года в должности диспетчера управления воздушным движением района аэродрома диспетчерского пункта подхода Самаркандского территориального отделения, с 19 января 1994 года по 2 октября 1996 года в должности диспетчера управления воздушным движением районного центра Самаркандского территориального отделения, с 17 октября 1996 года по 13 апреля 1998 года в должности диспетчера управления воздушным движением районного центра Самаркандского территориального отделения, с 16 апреля 1998 года по 15 марта 2001 года в должности старшего диспетчера управления воздушным движением районного центра Самаркандского территориального отделения. Признано право ФИО1 на назначение досрочной страховой пенсии по старости с 18 октября 2018 года.
В кассационной жалобе заявитель просит об отмене судебных актов.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы с учетом требований статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В силу части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы не имеется.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ « О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
Согласно части 2 статьи 30 данного закона, списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 указанной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах применяется Список № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение».
Списком № 1, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года №10 в Разделе XXI «Транспорт» в подразделе 3 «Гражданская авиация» предусмотрены работники (диспетчеры, диспетчеры- инструкторы, старшие диспетчеры, руководители полетов), осуществляющие непосредственное управление воздушным движением в зонах аэропортов, аэроузлов, в аэродромно-диспетчерских, районных, вспомогательных центрах и их секторах, местных диспетчерских пунктах с наибольшей интенсивностью или сложностью движения (позиция 12003000-17541).
Согласно части 2 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в "случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года№ 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400- ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года№ 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных данным Федеральным законом. 3 марта 1992 года между государствами - участниками СНГ Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной, Республикой Молдова подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Соглашения для установления права на пенсию, в том числе пенсии на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения. Поскольку в соответствии с соглашением от 8 декабря 1991 года «О создании Содружества Независимых Государств», ратифицированным Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года № 2014-1, Союз ССР прекратил свое существование 12 декабря 1991 года, то из буквального толкования пункта 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 года следует, что для установления права на пенсию гражданам государств- участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный за весь период существования СССР вплоть до распада 1 декабря 1991 года.
В связи с чем, при назначении пенсии в рамках указанного Соглашения после 1 декабря 1991 года территориальными органами Пенсионного фонда России подтверждение страхового стажа, приобретенного на территории государств-участников Соглашения, осуществляется путем направления запросов в адрес компетентных органов этих государств.
Пунктом 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсии лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, являющихся приложением к Распоряжению Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года, установлено для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
Трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 года № 203-16).
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Периоды работы по найму после 1 января 2002 года (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Таким образом, для включения в общий стаж периода работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года необходимо предоставление соответствующих документов именно компетентным органом данного государства (Узбекистан), подтверждающих период работы.
В соответствии с Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1045, периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.
Периоды работы на территории Российской Федерации до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут устанавливаться на основании свидетельских показаний. Характер работы свидетельскими показаниями не подтверждается (п. 5).
К уплате страховых взносов при применении настоящих Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности (далее - обязательные платежи). Уплата следующих обязательных платежей подтверждается:
а) взносы на государственное социальное страхование за период до 1 января 1991 года - документами финансовых органов или справками архивных учреждений;
б) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период до 1 января 2001 года и с 1 января 2002 года - документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации;
в) единый социальный налог (взнос) за период с 1 января по 31 декабря 2001 года - документами территориальных налоговых органов;
г) единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности - свидетельством и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами (пункт 6).
При этом трудовой стаж, имевший место в государствах – участниках Соглашения от 13 марта 1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 года № 203-16).
Как следует из материалов дела и установлено судом, 18 октября 2018 года ФИО7 обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях в Российской Федерации» в связи с наличием страхового стажа более 20 лет, стажа на соответствующих видах работ по Списку №1 и достижением возраста 50 лет.
Решением пенсионного органа от 31 октября 2018 года № 1277557/2018 в назначении пенсии истцу отказано ввиду отсутствия требуемого льготного стажа 10 лет работы в особых условиях труда, предусмотренных Списком №1, выработано 3 года 7 месяцев 21 день и общего стажа 20 лет, выработано 16 лет 10 месяцев 15 дней.
31 августа 2020 года пенсионным органом вынесено новое решение №, которым предыдущее отменено.
Решением от 22 декабря 2020 года № истцу в назначении пенсии также отказано ввиду отсутствия требуемого льготного стажа 10 лет работы в особых условиях труда, предусмотренных Списком №1, выработано 3 года 7 месяцев 21 день и общего стажа 20 лет, выработано 16 лет 10 месяцев 15 дней.
В страховой стаж ФИО1 не включены периоды работы: с 1 декабря 1991 года по 12 марта 1992 года в должности диспетчера управления воздушным движением района аэродрома диспетчерского пункта подхода Самаркандского территориального отделения; с 13 марта 1992 года по 18 января 1994 года - диспетчера управления воздушным движением района аэродрома диспетчерского пункта подхода Самаркандского территориального отделения; с 19 января 1994 года по 2 октября 1996 года диспетчера управления воздушным движением районного центра Самаркандского территориального отделения; с 17 октября 1996 года по 13 апреля 1998 года - диспетчера управления воздушным движением районного центра Самаркандского территориального отделения; с 16 апреля 1998 года по 15 марта 2001 года - старшего диспетчера управления воздушным движением районного центра Самаркандского территориального отделения; с 1 января 2002 года по 17 мая 2004 года (2 года 4 месяца 17 дней) в должности диспетчера управления воздушным движением районного центра (УВД РЦ) Самаркандского территориального отделения; с 18 мая 2004 года по 28 февраля 2011 года (6 лет 9 месяцев 11 дней) - диспетчера управления воздушным движением Самаркандского территориального отделения; с 1 марта 2011 года по 4 апреля 2011 года (1 месяц 4 дня) - диспетчера пункта контроля руководителя полетов (ПК РП) (без права управления воздушным движением) управления воздушным движением Самаркандского территориального отделения; с 5 апреля 2011 года по 3 июля 2013 года (2 года 2 месяца 29 дней) - старшего диспетчера управления воздушным движением Самаркандского территориального отделения, ввиду отсутствия документов компетентного органа Республики Узбекистан, подтверждающих факт уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в Республике Узбекистан.
Суд первой инстанции и с его выводами согласился суд апелляционной инстанции, удовлетворил заявленные истцом требования в части включения периодов работы с 1 января 2002 года по 17 мая 2004 года в должности диспетчера управления воздушным движением районного центра (УВД РЦ) Самаркандского территориального отделения; с 18 мая 2004 года по 28 февраля 2011 года диспетчером управления воздушным движением Самаркандского территориального отделения; с 1 марта 2011 года по 4 апреля 2011года диспетчером пункта контроля руководителя полетов (ПК РП) (без права управления воздушным движенцем) управления воздушным движением Самаркандского территориального отделения; с 5 апреля 2011 года по 3 июля 2013 года в должности старшего диспетчера управления воздушным движением Самаркандского территориального отделения, не включенных пенсионным органом ввиду отсутствия документов компетентного органа Республики Узбекистан, подтверждающих факт уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в Республике Узбекистан в страховой стаж. При этом суды исходили из следующего.
Согласно имеющимся в пенсионном деле справкам о заработке ФИО1 за период 1991-2013 год государственного предприятия Центр «Узаэронавигация» следует, что работодателем выплачивалась истцу заработная плата и делались соответствующие перечисления страховых взносов на истца за период с 1991 года по 2013 год.
Справкой и актом от 19 апреля 2022 года Внебюджетного Пенсионного фонда Мирабадского района города Ташкента при Министерстве финансов Республики Узбекистан подтверждается факт оплаты заработной платы и страховых взносов государственным предприятием Центром «Узаэронавигация» за период 11 июля 1991 года по 3 июля 2013 года.
При изложенных обстоятельствах суды пришли к выводу, что оснований для отказа в удовлетворении в указанной части требований истца не имеется.
Удовлетворяя требования истца в части включения в специальный стаж, периодов работы ФИО1 с 1 декабря 1991 года по 12 марта 1992 года в должности диспетчера управления воздушным движением района аэродрома диспетчерского пункта подхода Самаркандского территориального отделения, с 13 марта 1992 года по 18 января 1994 года в должности диспетчера управления воздушным движением района аэродрома диспетчерского пункта подхода Самаркандского территориального отделения, с 19 января 1994 года по 2 октября 1996 года в должности диспетчера управления воздушным движением районного центра Самаркандского территориального отделения, с 17 октября 1996 года по 13 апреля 1998 года в должности диспетчера управления воздушным движением районного центра Самаркандского территориального отделения, с 16 апреля 1998 года по 15 марта 2001 года в должности старшего диспетчера управления воздушным движением районного центра Самаркандского территориального отделения, суды также исходили из их доказанности и обоснованности.
При этом учитывали следующее. Законодательного акта, принятого Российской Федерацией, регулирующего вопросы включения в стаж на соответствующих видах работ времени работы в качестве диспетчеров, на территории государств бывшего СССР, не имеется.
Вместе с тем, Постановлением Кабинета Министров СССР от 23 июля 1991 года№ 497 предусмотрено, что Перечень указанных зон, районов и секторов управления воздушным движением утверждается Министерством гражданской авиации СССР по согласованию с Министерством труда и социальных вопросов СССР. На территории СССР применялся «Перечень зон, районов и секторов управления воздушным движением с наибольшей интенсивностью или сложностью движения», утвержденный Министерством гражданской авиации СССР и согласованный с Министерством труда и социальных вопросов СССР 26 сентября 1991 года.
В связи с этим гражданам, проживающим в Российской Федерации, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по Списку № 1 (раздел XXI, подраздел 3) подлежит включению трудовой стаж, приобретенный ими на территории республик бывшего СССР в качестве диспетчеров, старших диспетчеров, руководителей полетов, осуществляющих непосредственное управление воздушным движением в зонах аэропортов, аэроузлов, в аэродромно-диспетчерских, районных, вспомогательных центрах и их секторах, местных диспетчерских пунктах с наибольшей интенсивностью или сложностью движения, предусмотренных Перечнем от 26 сентября 1991 года.
В Перечень зон, районов и секторов управления воздушным движением с наибольшей интенсивностью или сложностью движения, утвержденный Министерством гражданской авиации СССР и согласованный с Министерством труда и социальных вопросов СССР 26 сентября 1991 г. включены районы и секторы управления воздушным движением диспетчерских пунктов горных аэродромов.
Кроме этого, к Перечню зон, районов и секторов с наибольшей интенсивностью или сложностью воздушного движения относятся также зоны взлета и посадки ДПП (диспетчерских пунктов посадки) всех аэродромов гражданской авиации СССР (пункт 15 Перечня от 26 сентября 1991 года).
Согласно справке, уточняющей особый характер работы Министерства транспорта Республики Узбекистан Государственное унитарное предприятие Центр «Узаэронавигация» от 7 марта 2022 года, также имеющейся в пенсионном деле, истец работал в Центре «Узаэронавигация» в режиме полной рабочей недели с полным рабочим днем в период: с 11 июля 1991 года по 19 января 1994 года в должности диспетчера управления воздушным движением района аэродрома Самаркандского территориального отделения; с 19 января 1994 года по 17 мая 2004 года - старшим диспетчером управления воздушным движением Самаркандского территориального отделения.
Согласно сведениям, содержащимся в трудовой книжке, с 1 ноября 1991 года ФИО7 допущен к самостоятельной работе в качестве диспетчера ДПП (приказ от 18 ноября 1991 года №, что так же подтверждается справкой от 14 декабря 2006 года № СП 23.3-1496, согласно которой заявитель осуществлял непосредственное управление воздушным движением на объектах управления воздушным движением района аэродрома и от 27 июня 2019 года № СП 23.12-1562, согласно которой заявитель осуществлял непосредственное управление воздушным движением на объектах УВД диспетчерский пункт подхода (ДПП).
Поскольку соответствующие зоны управления воздушным движением -ДПП и РЦ предусмотрены в Самаркандском РЦ ЭС УВД и в районе аэропорта Самарканд, а также Перечнем учреждений, суды пришли к выводам, что оснований для отказа в удовлетворении данной части исковых требований ФИО1 также не имелось.
Принимая во внимание, что с учетом включенных пенсионным органом периодов работы, составляющих 3 года 7 месяцев 21 день, продолжительность специального стажа истца по Списку №1 составляет 12 лет 11 месяцев 26 дней, а общего более 20 лет, в связи с достижением истцом 18 октября 2018 года возраста 50 лет, суды пришли к выводу о том, что у ФИО1 возникло право на назначение страховой пенсии в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ на момент обращения в пенсионный орган 18 октября 2018 года.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, проверяя в пределах доводов кассационной жалобы законность оспариваемых судебных постановлений, не имеет оснований для их отмены, поскольку выводы судов основаны на нормах действующего законодательства и фактических обстоятельствах дела.
Доводы кассационной жалобы о наличии правовых оснований для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований истца о включении в стаж на соответствующих видах работ периодов с 1 декабря 1991 года по 12 марта 1992 года в должности диспетчера управления воздушным движением района аэродрома диспетчерского пункта подхода Самаркандского территориального отделения, с 13 марта 1992 года по 18 января 1994 года в должности диспетчера управления воздушным движением района аэродрома диспетчерского пункта подхода Самаркандского территориального отделения, с 19 января 1994 года по 2 октября 1996 года в должности диспетчера управления воздушным движением районного центра Самаркандского территориального отделения, с 17 октября 1996 года по 13 апреля 1998 года в должности диспетчера управления воздушным движением районного центра Самаркандского территориального отделения, с 16 апреля 1998 года по 15 марта 2001 года в должности старшего диспетчера управления воздушным движением районного центра Самаркандского территориального отделения основаны на неверном, ошибочном толковании норм материального права, а потому не влекут отмену обжалуемых судебных постановлений. Более того, данные доводы приводились заявителем ранее, являлись предметом исследования судов предыдущих инстанций, были обоснованно отклонены по мотивам, изложенным в судебных постановлениях.
Все юридически значимые обстоятельства были установлены судами первой и апелляционной инстанции верно, при этом суды, оценили представленные доказательства в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы, направлены на оспаривание выводов судов по существу спора, между тем при их разрешении учитывается, что по смыслу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции, в силу своей компетенции, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств, проверяя лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и второй инстанций, тогда как правом переоценки доказательств он не наделен.
Следовательно, не имеется оснований для повторного обсуждения вопроса о допустимости, относимости, достоверности и достаточности доказательств, положенных в основу решения суда, либо отвергнутых судом, включая те из них, на которые заявитель ссылается в кассационной жалобе.
Утверждение подателя кассационной жалобы о том, что судами оставлены без внимания доводы, приводимые им в обоснование своей позиции по делу, суд кассационной инстанции признает несостоятельным, поскольку оно опровергается содержанием обжалуемых судебных актов, отвечающих требованиям части 4 статьи 198, статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, то есть включающих в себя ссылки на нормы права, регулирующие спорное правоотношение, установленные судом обстоятельства и мотивы, по которым суд отдал предпочтение одним доказательствам перед другими.
При этом, как указано выше, несогласие стороны с результатами оценки доказательств, произведенной судом, не подпадает под приведенный в законе исчерпывающий перечень оснований к пересмотру вступившего в законную силу судебного постановления.
Признав, что ни один из доводов кассационной жалобы не свидетельствует о наличии обстоятельств, предусмотренных в статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения и пересмотра обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Вахитовского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 10 ноября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 02 июня 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан – без удовлетворения.
Председательствующий: О.В. Юрова
Судьи: А.Д. Кириченко
Е.В. Федотова
Постановление14.10.2022