ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 88-23486/2021 от 04.10.2021 Первого кассационного суда общей юрисдикции

ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 88-23486/2021

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Саратов 4 октября 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего судьи Макаровой Н.А.,

судей Шеховцовой Ю.В., Филатовой В.Ю.,

с участием прокурора Пирожниковой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 4 октября 2021 года гражданское дело № 2-2817/2020 по иску Серпуховского городского прокурора в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к Грачеву ФИО53, Жаровой ФИО54, Ширшикову ФИО55, Кудряшовой ФИО56, Прохорову ФИО57, Гущину ФИО58, Волкову ФИО59, Потетенькину ФИО60, Кузину ФИО61, Клюеву ФИО62, Чекунову ФИО63, Пушкину ФИО64, Киблицки ФИО65, Загоруйко ФИО66, Константинову ФИО67, Шаранову ФИО68, Ермакову ФИО69, Носову ФИО70, Головиной ФИО71, Степанову ФИО72, Ковшарь ФИО73, Бордачеву ФИО74, Кузнецову ФИО75, Виноградову ФИО76, Цапову ФИО77, Шульга ФИО78, Тимохович ФИО79, Акимовой ФИО80, Ереминой ФИО81, Громовой ФИО82, Орехову ФИО83, Задорожнюк ФИО84, Юдину ФИО85, Харькову ФИО86, Михайлину ФИО87, Антошиной ФИО88, Евсеевой ФИО89, Симаровой ФИО90, Русецкой ФИО91 о взыскании неосновательного обогащения

по кассационному представлению и.о.прокурора Московской области Ганцева А.В.

на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 15 марта 2021 года,

заслушав доклад судьи Шеховцовой Ю.В., выслушав пояснения прокурора Пирожниковой Н.А., поддержавшей кассационное представление, представителя ответчиков Деминова С.А., представителей администрации г.о. Серпухов Московской области Лебеденко Е.В., Мкртумян Р.М., представителя Совета депутатов городского округа Серпухов Московской области Жариковой В.В., возражавших против удовлетворения кассационного представления,

установила:

Серпуховский городской прокурор в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Грачеву А.М., Жаровой И.Э., Ширшикову В.И., Кудряшовой Е.А., Прохорову А.Н., Гущину П.В., Волкову А.В., Потетенькину И.А., Кузину В.А., Клюеву Е.В., Чекунову С.И., Пушкину Н.Н., Киблицки Я.Й., Загоруйко В.В., Константинову М.В., Шаранову А.А., Ермакову И.Н., Носову В.А., Головиной Е.Н., Степанову М.В., Ковшарь О.С., Бордачеву Ю.П., Кузнецову Д.Н., Виноградову С.Н., Цапову И.Н., Шульга М.А., Тимохович Е.В., Акимовой Е.В., Ереминой Н.В., Громовой Ю.А., Орехову В.С., Задорожнюк С.В., Юдину Р.А., Харькову И.В., Михайлину Н.В., Антошиной Н.И., Евсеевой И.А., Симаровой С.М., Русецкой Ю.С. о взыскании неосновательного обогащения.

Решением Серпуховсого городского суда Московской области от 25 ноября 2020 года исковые требования Серпуховского городского прокурора удовлетворены. Постановлено взыскать в доход бюджета городского округа Серпухов Московской области с Грачева А.М. 393 468 рублей 00 копеек и в соответствующий бюджет государственную пошлину в размере 7 134 рубля 68 копеек; с Жаровой И.Э. 393 468 рублей 00 копеек и в соответствующий бюджет государственную пошлину в размере 7 134 рубля 68 копеек; с Ширшикова В.И. 69 600 рублей и в соответствующий бюджет государственную пошлину в размере 2 288 рублей 00 копеек; с Кудряшовой Е.А. 251 383 рубля 50 копеек и в соответствующий бюджет государственную пошлину в размере 5 713 рублей 83 копейки; с Прохорова А.Н. 277 102 рубля 00 копеек и в соответствующий бюджет государственную пошлину в размере 5 971 рубль 02 копейки; с Гущина П.В. 393 468 рублей 00 копеек и в соответствующий бюджет государственную пошлину в размере 7 134 рубля 68 копеек; с Волкова А.В. 393 468 рублей 00 копеек и в соответствующий бюджет государственную пошлину в размере 7 134 рубля 68 копеек; с Потетенькина И.А. 288 412 рублей и в соответствующий бюджет государственную пошлину в размере 6 084 рубля 12 копеек; с Кузина В.А. 288 412 рублей и в соответствующий бюджет государственную пошлину в размере 6084 рубля 12 копеек; с Клюева Е.В. 393 468 рублей 00 копеек и в соответствующий бюджет государственную пошлину в размере 7 134 рубля 68 копеек; с Чекунова С.И. 393 468 рублей 00 копеек и в соответствующий бюджет государственную пошлину в размере 7 134 рубля 68 копеек; с Пушкина Н.Н. 393 468 рублей 00 копеек и в соответствующий бюджет государственную пошлину в размере 7 134 рубля 68 копеек; с Киблицки Я.Й. 393 468 рублей 00 копеек и в соответствующий бюджет государственную пошлину в размере 7 134 рубля 68 копеек; с Загоруйко В.В. 393 468 рублей 00 копеек и в соответствующий бюджет государственную пошлину в размере 7 134 рубля 68 копеек; с Константинова М.В. 288 412 рублей и в соответствующий бюджет государственную пошлину в размере 6 084 рубля 12 копеек; с Шаранова А.А. 393 468 рублей 00 копеек и в соответствующий бюджет государственную пошлину в размере 7 134 рубля 68 копеек; с Ермакова И.Н. 122 456 рублей 00 копеек и в соответствующий бюджет государственную пошлину в размере 3 649 рублей 12 копеек; с Носова В.А. 73 080 рублей 00 копеек и в соответствующий бюджет государственную пошлину в размере 2 392 рубля 40 копеек; с Головиной Е.Н. 251 383 рубля 50 копеек и в соответствующий бюджет государственную пошлину в размере 5 713 рублей 83 копейки; с Степанова М.В. 226 925 рублей 57 копеек и в соответствующий бюджет государственную пошлину в размере 5 469 рублей 25 копеек; с Ковшарь О.С. 288 412 рублей и в соответствующий бюджет государственную пошлину в размере 6 084 рубля 12 копеек; с Бордачева Ю.П. 393 468 рублей 00 копеек и в соответствующий бюджет государственную пошлину в размере 7 134 рубля 68 копеек; с Кузнецова Д.Н. 393 468 рублей 00 копеек и в соответствующий бюджет государственную пошлину в размере 7 134 рубля 68 копеек; с Виноградова С.Н. 393 468 рублей 00 копеек и в соответствующий бюджет государственную пошлину в размере 7 134 рубля 68 копеек; с Цапова И.Н. 288 412 рублей и в соответствующий бюджет государственную пошлину в размере 6 084 рубля 12 копеек, с Шульга М.А. 393 468 рублей 00 копеек и в соответствующий бюджет государственную пошлину в размере 7 134 рубля 68 копеек; с Тимохович Е.В. 393 468 рублей 00 копеек и в соответствующий бюджет государственную пошлину в размере 7 134 рубля 68 копеек; с Акимовой Е.В. 105 056 рублей 00 копеек и в соответствующий бюджет государственную пошлину в размере 3 301 рубль 12 копеек; с Ереминой Н.В. 105 056 рублей 00 копеек и в соответствующий бюджет государственную пошлину в размере 3 301 рубль 12 копеек, с Громовой Ю.А. 105 056 рублей 00 копеек и в соответствующий бюджет государственную пошлину в размере 3 301 рубль 12 копеек, с Орехова В.С. 105 056 рублей 00 копеек и в соответствующий бюджет государственную пошлину в размере 3 301 рубль 12 копеек, с Задорожнюк С.В. 105 056 рублей 00 копеек и в соответствующий бюджет государственную пошлину в размере 3 301 рубль 12 копеек, с Юдина Р.А. 105 056 рублей 00 копеек и в соответствующий бюджет государственную пошлину в размере 3 301 рубль 12 копеек, с Харькова И.В. 105 056 рублей 00 копеек и в соответствующий бюджет государственную пошлину в размере 3 301 рубль 12 копеек, с Михайлина Н.В. 105 056 рублей 00 копеек и в соответствующий бюджет государственную пошлину в размере 3 301 рубль 12 копеек; с Антошиной Н.И. 105 056 рублей 00 копеек и в соответствующий бюджет государственную пошлину в размере 3 301 рубль 12 копеек; с Евсеевой И.А. 105 056 рублей 00 копеек и в соответствующий бюджет государственную пошлину в размере 3 301 рубль 12 копеек; с Симаровой С.М. 105 056 рублей 00 копеек и в соответствующий бюджет государственную пошлину в размере 3 301 рубль 12 копеек; с Русецкой Ю.С. 105 056 рублей 00 копеек и в соответствующий бюджет государственную пошлину в размере 3 301 рубль 12 копеек.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 15 марта 2021 года решение Серпуховсого городского суда Московской области от 25 ноября 2020 года отменено. Принято по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Серпуховского городского прокурора в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц отказано.

В поданном кассационном представлении и.о.прокурора Московской области просит отменить апелляционное определение, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, указывая на наличие оснований для взыскания неосновательного обогащения с ответчиков, поскольку законодательством не предусмотрена возможность установления регулярных выплат депутатам, осуществляющим свои полномочия на непостоянной основе.

Выслушав участников процесса, проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив указанные доводы, судебная коллегия не находит оснований для отмены апелляционного определения по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких нарушений судом апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела по доводам жалобы и материалам дела не допущено.

Как следует из материалов дела и установлено судом, решением Совета депутатов города Серпухова от 21 июня 2006 года № 136/17 «Об установлении ежемесячных компенсационных выплат депутатам Совета депутатов города Серпухова» установлена с 1 января 2007 года депутатам Совета депутатов города Серпухова ежемесячная денежная компенсация расходов, связанных с осуществлением ими депутатских полномочий, в размере 50% от средней заработной платы по городу Серпухову за 9 месяцев предшествующего финансового года.

Депутат Совета депутатов города Серпухова на основании письменного заявления имеет право отказаться от ежемесячной денежной компенсации расходов. Заявление подается на имя председателя Совета депутатов города Серпухова с указанием периода, на который депутат отказывается от выплаты компенсации.

Депутат Совета депутатов города Серпухова имеет право за счет средств, полученных в соответствии с пунктом 1 решения, компенсировать расходы, связанные с осуществлением полномочий его помощниками. Порядок компенсации расходов помощникам депутатов определяется депутатом самостоятельно. Решение опубликовано в «Информационном вестнике Администрации и Совета депутатов г. Серпухов», июнь 2006 год.

18 февраля 2020 года в Совет депутатов городского округа Серпухов Серпуховским городским прокурором направлен протест с требованием отменить вышеуказанное решение Совета депутатов г. Серпухов от 21 июня 2006 года № 136/17 как противоречащее требованиям федерального и регионального законодательства.

Решением Совета депутатов городского округа Серпухов Московской области от 18 марта 2020 года № 125/16 протест Серпуховской городской прокуратуры рассмотрен и удовлетворен частично, решение № 136/17 отменено с 18 марта 2020 года.

Согласно информации администрации городского округа Серпухов в 2017 году на компенсационные выплаты депутатам Совета депутатов городского округа Серпухов из бюджета муниципального образования израсходовано 8 322 714, 35 руб., в 2018 году – 8 319 111, 29 руб., в 2019 году – 12 196 615,73 руб.

Решением Совета депутатов городского округа Серпухов Московской области от 18 марта 2020 года № 126/16 принято решение об утверждении депутатской деятельности, депутатам Совета депутатов городского округа Серпухов Московской области, осуществляющим полномочия на непостоянной основе.

Указанным Положением предусмотрено, что возмещению подлежат фактически произведенные расходы депутата, связанные с осуществлением депутатской деятельностью, перечень которых предусмотрен Положением.

Обязательным приложением к отчету являются соответствующие отчетные документы, подтверждающие наличие права на возмещение расходов, исчерпывающий перечень по каждому виду которых установлен приложением № 3 к Положению.

Возмещение расходов, связанных с осуществлением депутатской деятельности, осуществляется на основании заявления депутата и финансового отчета в форме выплаты денежных средств в размере, установленном настоящим Положением.

Основанием для отказа в возмещении расходов являются не представление депутатом финансового отчета, не представление (или представление не в полном объеме) отчетных документов, указанных в приложении № 3 к Положению.

Из сообщения Председателя Совета депутатов городского округа Серпухов Ермакова И.Н., в адрес Серпуховской городской прокуратуры от 13 февраля 2020 года следует, что размер ежемесячной денежной компенсации расходов, связанных с осуществлением депутатских полномочий, получаемых депутатами Совета депутатов городского округа Серпухов в период с 1 января 2017 года по 30 апреля 2018 года - 10 000 рублей; в период с 1 мая 2018 года по настоящее время 17 250 рублей. За период с 2017 года по настоящее время в Совете депутатов городского округа Серпухов никто из депутатов не осуществлял деятельность на постоянной основе. Депутаты Совета депутатов городского округа Серпухов не представляют документы о произведенных затратах (расходах) в связи с осуществлением ими депутатской деятельности, так как это не предусмотрено законом и правовым актом.

Главой городского округа Серпухов Московской области в адрес Серпуховского городского прокурора представлена информация, из которой следует, что расходы на обеспечение деятельности Совета депутатов городского округа предусматриваются в бюджете городского округа Серпухов отдельной строкой в соответствии с классификацией расходов бюджетов Российской Федерации. Указаны средства, предусмотренные на содержание аппарата Совета депутатов городского округа Серпухов за период с 2017 по состоянию на 13 февраля 2020 года.

В материалы дела представлены решения ТИК города Серпухов Московской области о результатах выборов депутатов Совета депутатов муниципального образования «Город Серпухов Московской области» за 2015, 2017, 2018, 2019 года.

Представлены расчетные ведомости по компенсационным выплатам депутатам за период 2017-2020 года, с указанием фамилии, имя, отчества, суммы, удержаний НДФЛ, итоговой суммы к выплате.

Из представленных справок о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера депутатов Совета депутатов городского округа Серпухов, следует, что в сведениях о доходах указаны компенсации депутату.

Уставом муниципального образования «Город Серпухов Московской области» в редакции решения Совета депутатов города Серпухов Московской области от 26 января 2006 года № 91/11 предусмотрено, что к вопросам местного значения городского округа и полномочиям органов местного самоуправления относятся в том числе: формирование, утверждение, исполнение бюджета города Серпухов и контроль за исполнением данного бюджета. Структуру органов местного самоуправления города составляют Совет депутатов города, Глава города, Администрация города, Контрольно-счетная палата города, наделенные настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения городского округа (ст. 25). Совет депутатов города является представительным органом местного самоуправления город Серпухов (ст. 26). Совет депутатов города обладает правами юридического лица (ст. 27). Полномочия Совета депутатов города, председателя Совета депутатов предусмотрены ст. 28 Устава.

В исключительной компетенции Совета депутатов города находится: 1) принятие Устава города и внесение в него изменений и дополнений; 2) утверждение бюджета города и отчета о его исполнении; 3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах; 4) принятие планов и программ развития города Серпухова, утверждение отчетов об их исполнении; 5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности; 6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, выполнение работ, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами; 7) определение порядка участия города Серпухова в организациях межмуниципального сотрудничества; 8) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления города; 9) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения городского округа; 10) принятие решения об удалении Главы города в отставку. Иные полномочия Совета депутатов города определяются федеральными законами, Уставом Московской области, законами Московской области, настоящим Уставом.

Разграничение компетенции Совета депутатов города и Администрации города в бюджетном процессе определены ст. 56 Устава. Согласно ст. 58 Устава расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Администрация города ведет реестр расходных обязательств муниципального образования в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации в порядке, установленном Администрацией города. Совет депутатов города определяет размеры и условия оплаты труда депутатов, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, Главы города, устанавливает муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов бюджета города на решение вопросов местного значения. Администрация города определяет размеры и условия оплаты труда муниципальных служащих и работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с действующим законодательством.

Разрешая спор, и удовлетворяя исковые требования прокурора о взыскании с ответчиков неосновательного обогащения в виде незаконных выплат, произведенных в период с августа 2017 года по январь 2020 года за счет средств бюджета, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст.1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходил из того, что выплата из бюджета муниципального образования денежных средств депутатам, осуществляющим свою деятельность на непостоянной основе, которая не может быть отнесена к компенсационным выплатам, не предусмотрена законом, нарушает публичные интересы неопределенного круга лиц муниципального образования.

С данными выводами суда первой инстанции не согласился суд апелляционной инстанции.

Отменяя решение суда первой инстанции, и отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований прокурора, суд апелляционной инстанции исходил из того, что решение Совета депутатов города Серпухова Московской области от 21 июня 2006 года № 136/17 было отменено только с 18 марта 2020 года, в связи с чем выплаты компенсаций осуществлялись депутатам на законных основаниях, в соответствии с действующим нормативным правовым актом, опубликованным в установленном законом порядке и не оспоренным и не признанным недействительным.

При этом, суд апелляционной инстанции обратил внимание на то, что установление компенсации расходов депутатов в размере 50% от средней заработной платы не имеет признаков нарушения баланса социально значимых интересов, целей и задач предоставления социальных гарантий за счет бюджета, поскольку, решениями Совета депутатов городского округа Серпухов ежегодно утверждался бюджет города, которым были предусмотрены расходы на обеспечение деятельности Совета депутатов, в том числе компенсационные выплаты депутатам, отдельной строкой в соответствии с классификацией расходов бюджетов РФ.

В апелляционном определении приведено правильное толкование норм материального права (статей 1102, 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 31, 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 40, 53 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»), подлежащих применению к спорным отношениям, результаты оценки доказательств, по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Судебная коллегия полностью соглашается с приведенными выводами суда апелляционной инстанции и считает, что они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, сделаны в строгом соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения и при правильном распределении между сторонами бремени доказывания и установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Вопреки доводам кассационной жалобы, представленным сторонами доказательствам судом апелляционной инстанции дана верная правовая оценка. Результаты оценки доказательств отражены в постановленном судебном акте. Нарушений требований процессуального законодательства, которые могли бы привести к неправильному разрешению спора, не допущено.

Приведенные прокурором Московской области в кассационном представлении доводы о наличии оснований для взыскания неосновательного обогащения с ответчиков, поскольку законодательством не предусмотрена возможность установления регулярных выплат депутатам, осуществляющим свои полномочия на непостоянной основе, по существу сводятся к несогласию с выводами суда апелляционной инстанции, изложенными в обжалуемом судебном постановлении и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене судебного акта являться не могут, так как в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.

Оценка представленных доказательств относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (статьи 198 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшегося по делу судебного акта, по делу не допущено.

На основании изложенного, и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам

определила:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 15 марта 2021 года оставить без изменения, кассационное представление прокуратуры Московской области – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: