ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 88-23790/2021 от 14.10.2021 Второго кассационного суда общей юрисдикции

I инстанция - Утешев С.В.

II инстанция - Гербеков Б.И., Курочкина О.А. (докладчик), Вьюгова Ю.В.

Дело №88-23790/2021

2-4484/2020

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

14 октября 2021 г. г. Москва

Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего судьи Шамрай М.С.

судей Кисловой Е.А., Анненковой К.К.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ассоциации «Общероссийская негосударственная некоммерческая организация - общероссийской отраслевое объединение работодателей «Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство» к ликвидатору СРО «МОСПС» Григорьевой Ю.Е. о признании недействительным промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса,

по кассационной жалобе Ассоциации «Национальное объединение строителей» на решение Тверского районного суда г. Москвы от 10 декабря 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 26 мая 2021 г.

Заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Шамрай М.С., выслушав объяснения представителя Ассоциации «Национальное объединение строителей», поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия

установила

Ассоциация «Общероссийская негосударственная некоммерческая организация - общероссийской отраслевое объединение работодателей «Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство» (далее - Ассоциация «Национальное объединение строителей») обратилось в суд с иском к ликвидатору СРО «МОСПС» Григорьевой Ю.Е. о признании недействительным промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса, указав в обоснование заявленных требований, что СРО «МОСПС» в соответствии с положениями ч. 6 ст. 3 Федерального закона от 01 декабря 2007 г. № 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях» с 18 января 2010 г. являлась саморегулируемой организацией, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство.

На основании приказа Ростехнадзора от 13 августа 2019 г. сведения о СРО «МОСПС» исключены из государственного реестра саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, в связи с чем в соответствии с ч. 2 ст. 5520 Градостроительного кодекса РФ СРО «МОСПС» прекратила членство в Нострой.

В соответствии с положениями ч. 8 ст. 5516, ч. 14 ст. 5516 ГрК РФ средства компенсационного фонда саморегулируемой организации, сведения о которой исключены из госреестра, подлежат зачислению на специальный банковский счет Ассоциации «национальное объединение строителей».

СРО «МОСПС» представила в Нострой сведения, в которых содержалась информация о сумме взносов в компенсационный фонд, внесенных всеми членами СРО «МОСПС», в общем размере 142 500 000 руб.

Нострой во исполнение п. 3 Порядка, утвержденного приказом Минстроя России от 08 сентября 2015 г. № 643/пр направило 30 августа 2019 г. в адрес СРО «МОСПС» письмо № 04-02-3596/19, содержащее, в том числе требование о перечислении средств компенсационного фонда в полном объеме на специальный счет Ассоциации, однако на специальный банковский счет Нострой поступила лишь часть средств компенсационных фондов в размере 71 662 012,13 руб.

Таким образом, на момент ликвидации у СРО «МОСПС» имелась задолженность перед Нострой по зачислению на специальный банковский счет средств компенсационного фонда в размере 70 837 987,87 руб.

Между тем, ликвидатор СРО «МОСПС» Григорьева Ю.Е., несмотря на направленное в установленный законом срок требование о включении Нострой в реестр требований кредиторов, указанное требование не исполнила.

Согласно сведениям из ЕГРЮЛ промежуточный ликвидационный баланс СРС «МОСПС» был представлен в УФПС по г. Москве 11 февраля 2020 г.

11 февраля 2020 г. УФНС по г. Москве в ЕГРЮЛ в отношении СРО «МОСПС» внесена запись о ликвидации юридического лица.

Ассоциация полагает, что составление промежуточного ликвидационного баланса СРО «МОСПС» без учета требований Нострой, нарушает права организации и противоречит действующему законодательству.

С учетом изложенного, истец просил суд признать недействительным промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс.

Решением Тверского районного суда г. Москвы от 10 декабря 2020 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 26 мая 2021 г. в удовлетворении исковых требований Ассоциация «Национальное объединение строителей» отказано.

В кассационной жалобе Ассоциация «Национальное объединение строителей» ставит вопрос об отмене судебных постановлений, ссылаясь на неправильное определение судами обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов судов, изложенных в судебных постановлениях, фактическим обстоятельствам дела, нарушение судами норм материального и процессуального права.

Согласно ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. С учетом положений ст. 165.1 ГК РФ, ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, в том числе с учетом того, что информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Второго кассационного суда общей юрисдикции.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам ст. 379.6 ГПК РФ в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, кассационный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы. Оснований, предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ, для отмены либо изменения судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.

В соответствии со ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Такого характера нарушения судами первой и апелляционной инстанций при разрешении настоящего дела не допущено.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Нострой является Национальным объединением саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, и саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 55.20 Градостроительного кодекса РФ.

СРО «МОСПС» в соответствии с положениями ч. 6 ст. 3 Федерального закона от 01 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» с 18 января 2010 г. являлась саморегулируемой организацией, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство.

С 13 августа 2019 г. на основании приказа Ростехнадзора от 13 августа 2019 г. № СП-43 сведения о СРО «МОСПС» исключены из государственного реестра саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно - строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, в связи с чем членство СРО «МОСПС» в Нострой было прекращено.

СРО «МОСПС» представило в Нострой сведения, в которых содержалась информация о сумме взносов в компенсационный фонд, внесенных всеми членами СРО «МОСПС», в общем размере 142 500 000 руб.

Нострой во исполнение п. 3 Порядка, утвержденного приказом Минстроя России от 08 сентября 2015 г. № 643/пр направило 30 августа 2019 г. в адрес СРО «МОСПС» письмо № 04-02-3596/19, содержащее, в том числе, требование о перечислении средств компенсационного фонда в полном объеме на специальный счет Ассоциации. На специальный банковский счет Нострой поступили средства компенсационных фондов в размере 71 662 012,13 руб.

Внеочередным общим собранием членов СРО «МОСПС» принято решение о ликвидации СРО «МОСПС» (протокол № 3 от 01 октября 2019 г.), назначен ликвидатор - Григорьева Ю.Е.

Сообщение о принятом внеочередным общим собранием СРО «МОСПС» решении о ликвидации опубликовано в Вестнике государственной регистрации 06 ноября 2019 г.

17 декабря 2019 г. Нострой обратилась в адрес ликвидатора СРО «МОСПС» с требованием о включении в реестр требований кредиторов суммы задолженности, подлежащей выплате из средств компенсационных фондов, указанное требование осталось не исполненным.

Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, промежуточный ликвидационный баланс СРО «МОСПС» был предоставлен в Управление ФПС по г. Москве 11 февраля 2020 г.

11 февраля 2020 г. Управлением ФНС по г. Москве в ЕГРЮЛ внесены сведения о ликвидации юридического лица СРО «МОСПС».

В соответствии со ст. 55.20 Градостроительного кодекса Российской Федерации Национальные объединения саморегулируемых организаций являются общероссийскими негосударственными некоммерческими организациями, объединяющими саморегулируемые организации на основе обязательного членства, и создаются в форме ассоциации (союза).

Основные функции национальных объединений саморегулируемых организаций перечислены в ч. 8 ст. 55.20 Градостроительного кодекса Российской Федерации, к которым относится размещение средств компенсационного фонда саморегулируемой организации, зачисленных на счет соответствующего Национального объединения саморегулируемых организаций, и осуществление выплат из него в соответствии с настоящим Кодексом.

В соответствии с п. 14 ст. 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций средства компенсационного фонда возмещения вреда и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств саморегулируемой организации в недельный срок с даты исключения таких сведений подлежат зачислению на специальный банковский счет Национального объединения саморегулируемых организаций, членом которого являлась такая саморегулируемая организация, и могут быть использованы только для осуществления выплат в связи с наступлением солидарной или субсидиарной ответственности саморегулируемой организации по обязательствам членов такой организации, возникшим в случаях, предусмотренных соответственно статьями 60 и 60.1 настоящего Кодекса.

Согласно ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 01 декабря 2007 г. N 315-ФЭ "О саморегулируемых организациях", основанием дня исключения сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, указанным в ч. 1 ст. 20 Федерального закона о СРО, является: заявление саморегулируемой организации об исключении сведений о ней из государственного реестра саморегулируемых организаций; ликвидация или реорганизация некоммерческой организации; вступившее в законную силу решение суда об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций на основании ее несоответствия требованиям Федерального закона о СРО, других федеральных законов. Исключение сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций по иным основаниям, кроме указанных в ч. 1 ст. 21 Федерального закона о СРО оснований, не допускается (ч. 2 ст. 21 Федерального закона о СРО).

В соответствии со ст. 61 (п. 2, абз. 2) ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе, в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.

Согласно п. 3 ст. 62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидаций в соответствии с законом.

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического липа (п. 4 ст. 62 ГК РФ).

Согласно п. 1 ст. 63 ГК РФ ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторов. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.

Из п. 2 ст. 63 ГК РФ следует, что после окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

В силу п. 6 ст. 63 ГК РФ ликвидационный баланс составляется ликвидационной комиссией и утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица, лишь после завершения расчетов с кредиторами.

В соответствии абз. 2 п. 1, п. 4 ст. 63 ГК РФ, ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица

Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст. 64 названного Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

Из п. 1 ст. 64.1 ГК РФ следует, что в случае отказа ликвидационной комиссии удовлетворить требование кредитора или уклонения от его рассмотрения кредитор до утверждения ликвидационного баланса юридического лица вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении его требования к ликвидируемому юридическому лицу.

Согласно положениям п. 2 ст. 64.1 ГК РФ члены ликвидационной комиссии (ликвидатор) по требованию учредителей (участников) ликвидированного юридического лица или по требованию его кредиторов обязаны возместить убытки, причиненные ими учредителям (участникам) ликвидированного юридического лица или его кредиторам, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены ст. 53.1 настоящего Кодекса.

В силу п. 5 ст. 20 Закона N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в случае поступления в регистрирующий орган из суда или арбитражного суда судебного акта о принятии к производству искового заявления, содержащего требования, предъявленные к юридическому лицу, находящемуся в процессе ликвидации, государственная регистрация юридического лица в связи с его ликвидацией не осуществляется до момента поступления в регистрирующий орган решения (иного судебного акта, которым завершается производство по делу) по такому исковому заявлению.

По смыслу вышеприведенных требований наличие судебного акта о принятии к производству искового заявления, содержащего требования, предъявленные к юридическому лицу, находящемуся в процессе ликвидации, является ограничением на осуществление государственной регистрации ликвидации юридического лица.

С учетом приведенных норм права установленная ст. ст. 63 - 64.1 ГК РФ процедура ликвидации юридического лица и порядок удовлетворения требований кредиторов ликвидируемого юридического лица предусматривают обращение кредитора в установленный срок с требованием к ликвидационной комиссии (ликвидатору) ликвидируемого юридического лица для включения его в промежуточный ликвидационный баланс, а при уклонении ликвидационной комиссии (ликвидатора) от рассмотрения требований - оспаривание такого уклонения в суд.

Отказывая в удовлетворении исковых требований суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, сослался на то, что ликвидатором СРО «МОСПС» в промежуточном ликвидационном балансе, ликвидационном балансе не учтено требование Нострой о включении в реестр кредиторов. Указанное обстоятельство повлияло на содержание промежуточного ликвидационного баланса, ликвидационного баланса. Как указал суд, представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчетов с кредиторами (недобросовестные действия ликвидатора), следует рассматривать, как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подп. "а" п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

В то же время, суд отметил, что из материалов дела не следует, что Нострой, не получив от ликвидатора сообщение об удовлетворении требования о включении в реестр требований кредиторов, обратилось с иском в суд, в связи с чем пришел к выводу о том, что истец избрал неправильный способ защиты нарушенного права, предъявив иск к ликвидатору СРО «МОСПС» и оспаривая промежуточный и ликвидационные балансы.

В соответствии с подп. 2 п. 5.1 ст. 64 ГК РФ при ликвидации юридического лица требования, не признанные ликвидационной комиссией, если кредиторы по таким требованиям не обращались с исками в суд, считаются погашенными.

Судебные инстанции, с учетом оснований и предмета заявленных требований, обстоятельств, имеющих значение для дела, приняв во внимание вышеперечисленные законоположения, пришли к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.

Доводы кассационной жалобы не опровергают правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций и законность судебных актов, постановленных при правильном применении и толковании норм материального права, фактически направлены на переоценку собранных по делу доказательств, несогласие с установленными по делу обстоятельствами не влекут отмену судебных постановлений, поскольку решение этих вопросов не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.

Руководствуясь ст. ст. 379.6, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Тверского районного суда г. Москвы от 10 декабря 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 26 мая 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Ассоциации «Национальное объединение строителей» - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи