ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 88-25920/2023
УИД 61RS0003-01-2022-007721-83
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
13 июля 2023 года г. Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мотиной И.И.,
судей Руденко Ф.Г., Бетрозовой Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области о признании незаконным в назначении досрочной страховой пенсии, о включении в специальный стаж периодов работы, о назначении досрочной страховой пенсии
по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области на решение Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 06 декабря 2022 года и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 27 апреля 2023 года.
Заслушав доклад судьи Мотиной И.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
истец ФИО1 обратилась в суд с иском к ГУ ОПФ РФ по Ростовской области. С учетом уточненных исковых требований истец просила признать незаконным решение ГУ ОПФР по Ростовской области от 03.09.2021 года об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Также истец просил обязать ответчика включить в специальный стаж периоды работы с 09 июля 1993 года по 16 ноября 1994 года в должности музыкального руководителя в детском комбинате №100 АО «Таганрогский комбайновый завод», с 21 ноября 1994 года по 31 января 1996 года в должности освобожденного классного руководителя в средней школе №, с 01 февраля 1996 года по 18 января 1998 года в должности освобожденного классного воспитателя в средней школе №38 г. Таганрога назначить досрочную пенсию с 23.08.2021 года с выплатой задолженности.
В обоснование заявленных требований истец указал, что при обращении в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной пенсии в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» ей было отказано в связи с недостаточностью педагогического стажа, в тоже время в специальный стаж не были включены спорные периоды работы. Истец считает отказ незаконным, поскольку характер выполняемой работы дает право на назначении досрочной трудовой пенсии по старости и подтвержден соответствующими документами.
Решением Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 06 декабря 2022 года с учетом определения Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 23 января 2023 года об исправлении описки, исковые требования ФИО1 удовлетворены.
Определением Ростовского областного суда от 27 апреля 2023 года, изложенным в протоколе судебного заседания, ответчик ГУ ОПФ РФ по Ростовской области был заменен на правопреемника Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Ростовской области.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 27 апреля 2023 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Ростовской области оспаривает законность и обоснованность судебных актов, просит их отменить, как постановленных в нарушение норм материального закона, регулирующего спорные правоотношения, при неправильной оценке фактических обстоятельств дела.
Относительно доводов кассационной жалобы возражений не представлено.
Представитель истца - ФИО6 в судебном заседании возражал против доводов кассационной жалобы, просил оставить судебные акты без изменения.
Истец ФИО1 и представитель ответчика в судебном заседании участия не принимали, о дате судебного заседания извещены надлежащим образом с учетом положений статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и частью 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации путем направления судебной корреспонденции посредством Почты России.
Так же информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В связи с этим судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, выслушав представителя истца, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в ГУ ОПФ РФ по Ростовской области с заявлением о назначении пенсии в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
По результатам рассмотрения заявления, пенсионным органом ДД.ММ.ГГГГ было принято решение за №, которым ФИО1 отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости ввиду того, что документально подтвержденный стаж педагогической деятельности составил 22 года 01 месяц 10 дней при требуемой продолжительности 25 лет.
Из вышеуказанного решения пенсионного органа следует, что в специальный стаж ФИО1 не включены периоды работы в должности музыкального руководителя в детском комбинате № АО «Таганрогский комбайновый завод» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по тем основаниям, что наименование учреждения не предусмотрено Списком №. Период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности освобожденного классного руководителя в средней школе №, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности освобожденного классного воспитателя в средней школе №<адрес>, так же не были включены в специальный стаж по тем основаниям, что должности освобожденный классный воспитатель и освобожденный классный руководитель не предусмотрены Списком №.
Давая правовую оценку пенсионным правам истца в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», суд первой инстанции исходил из того, что периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - освобожденный классный руководитель в средней школе №, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - освобожденный классный воспитатель в средней школе № г. Таганрога подлежат включению в специальный педагогический стаж, поскольку должности воспитателя, преподавателя поименованы Списком от ДД.ММ.ГГГГ№ и Списком от ДД.ММ.ГГГГ№, ФИО1 одновременно занимала должность освобожденного классного руководителя и учителя ОБЖ, учителя ОПТ.
Также суд посчитал подлежащими удовлетворению требования истца о включении в специальный стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности музыкального руководителя в детском комбинате № АО «Таганрогский комбайновый завод» по тем основаниям, что данная работа осуществлялась в учреждении, дающим право на льготную выслугу лет.
Суд апелляционной инстанции с решением суда и его обоснованием согласился.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального права, подтверждаются доказательствами, представленными в материалы дела, доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ (далее по тексту также Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 350-ФЗ).
Согласно пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 указанного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в организациях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
В силу части 1.1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ, страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
Подпунктом «м» пункта 1 названного Постановления установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного Постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «3О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта 2 указанного Постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно.
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 01 января 1992 года.
Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 (далее по тексту также Правила от 29 октября 2002 г. № 781), определено, что периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке от 29 октября 2002 г. № 781, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных этими правилами.
В соответствии с пунктами 4 и 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Также в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, кроме периодов работы включаются периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При подсчете страхового стажа периоды работы, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
Удовлетворяя требования истца о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», периода работы истца с 09 июля 1993 г. по 16 ноября 1994 г. (01 год 04 мес. 07 дней) в должности музыкального руководителя в детском комбинате № 100 г. Таганрога АО «Таганрогский комбайновый завод», суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из того, что в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 21 мая 1959 г. № 558 «О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста» было проведено объединение детских яслей и детских садов в единые дошкольные учреждения - детские комбинаты. Независимо от ведомственной принадлежности созданные детские комбинаты регистрировались в районном отделе народного образования с присвоением порядкового номера детского дошкольного учреждения и наделялись правами юридического лица.
Пунктом 2 Постановления Совмина РСФСР от 06 сентября 1991 г. № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет» установлено, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций). Разделом «Наименование учреждений» Списка предусмотрены «Детские дошкольные учреждения всех типов (детские сады, сады-ясли, детские ясли)».
Так же, в период работы истца в детском комбинате № 100 с 09 июля 1993 г. по 16 ноября 1994 г., действовал Общесоюзный классификатор Государственного комитета СССР по статистике, Государственного планового комитета СССР и Государственного комитета СССР по стандартам «Отрасли народного хозяйства», введенный в действие с 1 января 1976 г. и утративший силу с 1 января 2003 г.
В разделе Классификатора «Народное образование» в качестве учреждений дошкольного воспитания, входящих в систему дошкольного образования до 1 января 2003 г., указаны детские сады, ясли, ясли-сады (комбинаты), детские площадки (код 92400).
Согласно Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. № 677, дошкольные образовательные учреждения - детские ясли-сад, детский комбинат были переименованы в соответствии с их направленностью - детский сад, детский сад присмотра и оздоровления, детский сад общеразвивающего вида и т.д.
Согласно справке МО г. Таганрог МБДОУ «Детский сад № «Рябинушка» № от ДД.ММ.ГГГГ, на основании постановления главы администрации г. Таганрога Ростовской области № от ДД.ММ.ГГГГ «Детский комбинат №» с ДД.ММ.ГГГГ перешел с баланса ПО «Таганрогский комбайновый завод» в муниципальную собственность и передан в оперативное управление с переводом штатных работников в городской отдел образования.
На основании регистрации Устава учреждения, утвержденного администрацией г. Таганрога ДД.ММ.ГГГГ№, «Детский комбинат №» переименован в «Муниципальное дошкольное учреждение «Детский комбинат № «Рябинушка».
Таким образом, истец в рассматриваемый период осуществляла педагогическую деятельность в дошкольном общеобразовательном учреждении для детей, поименованным Списком, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ№ и Списком утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ№, профиль которого не изменялся. Неоднократно менялось лишь наименование учреждения.
Впервые должность музыкального руководителя (музыкального работника) была предусмотрена Постановлением Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ№ «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» с учетом Разъяснения Государственного Комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы от ДД.ММ.ГГГГ№, где было определено, что по указанному Перечню пенсии следует назначать: в детских садах и объединенных яслях-садах педагогам-воспитателям, педагогам, педагогам-руководителям, руководителям, музыкальным руководителям (музыкальным работникам) - как руководителям-воспитателям и воспитателям (пункт 1 раздела 1).
Затем должность музыкального руководителя (тождественна должности музыкального работника в соответствии с постановлением Минтруда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№) была предусмотрена Списком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ и постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Руководствуясь вышеприведенным пенсионным законодательством, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, с правомерностью которого согласилась апелляционная инстанция, что наименование учреждения "детский комбинат" соответствовало и приравнивалось к наименованию учреждения дошкольного воспитания "детский сад", а потому, периоды работы истца в детском комбинате в должности музыкального руководителя, суд обоснованно включил в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Суды первой и апелляционной инстанций обоснованно не согласились с доводом ответчика относительно включения в специальный стаж истца периода работы в детском саду в период с 09 июля 1993 года по 16 ноября 1994 года при условии выполнения в этот период нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки).
В соответствии с Инструктивным письмом Министерства социального обеспечения РСФСР от 30 июня 1986 года № 1-63-И в детских садах и объединенных яслях-садах пенсии за выслугу лет педагогам-воспитателям, педагогам, педагогам-руководителям, руководителям, музыкальным руководителям (музыкальным работникам) назначались как руководителям-воспитателям и воспитателям (предусмотренных указанным Перечнем). При этом требований о выработке полной нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы, к педагогическим работникам не предъявлялось.
При этом суд учел положения абз. 2 п. 5 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067, в соответствии с которым абзацы первые пунктов 1 и 2 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей вводятся в действие с 1 сентября 2000 года.
Аналогичное положение содержится в п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781. В соответствии с указанным пунктом периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.
Таким образом, в соответствии с указанными нормативными актами для включения в специальный стаж периодов работы до 1 сентября 2000 года соблюдение условия выполнения нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы не требовалось.
Поскольку периоды работы, выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. в должностях в учреждениях, указанных в Списке от 29 октября 2002 г. № 781, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), следовательно, работа ФИО1 в должности музыкального руководителя с 09 июля 1993 года по 16 ноября 1994 года должна быть включена в специальный стаж без условия выполнения нормы педагогической нагрузки.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций о включении в стаж истца, дающий право для назначения досрочной пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности, период работы в качестве музыкального руководителя детского комбината №100 АО «Таганрогский комбайновый завод» с 09 июля 1993года по 16 ноября 1994 года являются правомерными.
Доводы ответчика относительно того, что архивным учреждением не предоставлены сведения о заработной плате истца в период работы в детском комбинате №100, не являются основанием для отмены правильного решения.
Согласно ответу от 13 января 2020 года из МКУ «Муниципальный архив документов по личному составу» документы открытого акционерного общества «Таганрогский комбайновый завод» (д/к №) были переданы на хранение в архив не полностью.
В силу ст. 66 ТК РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Должность истца и наименование общеобразовательного учреждения – музыкальный руководитель детского комбината №, указаны в трудовой книжке ФИО1 и соответствуют вышеназванным требованиям действующего законодательства.
Так же судебная коллегия соглашается с выводами судов о включении в специальный стаж периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности освобожденного классного руководителя в средней школе №<адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности освобожденного классного воспитателя в средней школе №<адрес> с выполнением должности учителя по ОБЖ.
Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденных Постановлением Госстандарта РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, предусмотрены должности воспитатель, младший воспитатель (с 2002 г.) и классный воспитатель.
Министерство образования РФ в сопроводительном письме от ДД.ММ.ГГГГ№ к постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений", в связи с принятием указанного постановления, рекомендовало предусматривать в штатных расписаниях образовательных учреждений вместо должности "классный воспитатель" должность "старший воспитатель". Данная должность имеется в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (утв. постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№) (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ).
С учетом вышеуказанным норм должности истца в трудовой книжке указаны в соответствии с Общероссийским классификатором педагогических работников образовательных учреждений.
Ответчик, отказывая истцу во включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости периода работы в должности освобожденного классного воспитателя и освобожденного классного руководителя, исходил из того, что данные должности не предусмотрены Списком № 781 должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, утвержденным 29 октября 2002 года Постановлением Правительства РФ.
Суды первой и апелляционной инстанций проанализировав лицевые счета и приказы средней школы № о перетарификации, предоставленных суду, установили, истец кроме должности освобожденного классного руководителя, освобожденного классного руководителя, классного воспитателя, выполняла обязанности учителя ОБЖ в 7 «Б» классе. Согласно тарификационному списку учителей и других школьных работников МСОТП №<адрес>, ФИО1, проставлена 1,0 ставка.
Из материалов дела следует, что ФИО1 была протарифицирована как учитель и получала заработную плату из фонда заработной платы учреждения за выполняемую работу учителя по ОБЖ.
Работодатель – Управление образования г. Таганрога в справках, уточняющих характер выполняемой работы, указал, что периоды работы, в том числе, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в указанных должностях и учреждениях дают право на досрочное пенсионное обеспечение по п.19 п.1 ст. 30 «О страховых пенсиях».
Поскольку должность учителя поименована Списком от ДД.ММ.ГГГГ№, Списком от ДД.ММ.ГГГГ№, ФИО1 занимала должность освобожденного классного воспитателя, и учителя ОБЖ, учителя ОПТ, данные спорные периоды также подлежат учету в специальный педагогический стаж.
При этом суды также учли положения абз. 2 п. 5 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, в соответствии с которым абзацы первые пунктов 1 и 2 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей вводятся в действие с ДД.ММ.ГГГГ.
Доводы ответчика о том, что в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица ФИО1 периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ не отмечены кодом особых условий труда, не является основанием для отмены состоявшихся судебных актов.
Вопреки доводам кассационной жалобы, то обстоятельство, что индивидуальные сведения персонифицированного учета истца за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ представлены с общими условиями труда, без указания кода льгот, не влечет за собой отказ в удовлетворении исковых требований, так как работодатель истца на протяжении спорного периода работы относил должности истца к должностям, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Судебная коллегия обращает внимание на то, что отказ пенсионного органа в назначении досрочной пенсии от ДД.ММ.ГГГГ, который обжалует истец, не содержит такого основания для отказа как отсутствие кодов работы в лицевом счете застрахованного лица.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В соответствии со статьей 28 Федерального закона "О страховых пенсиях" работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
По смыслу приведенных нормативных положений индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, либо оспаривания достоверности таких сведений факт выполнения гражданином работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, может быть подтвержден путем представления письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 "Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации поручено устанавливать тождество профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), предусмотренных статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также списками работ, профессий и должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям (структурным подразделениям), имевшим ранее иные наименования.
По смыслу приведенных нормативных положений индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, либо оспаривания достоверности таких сведений факт выполнения гражданином работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, может быть подтвержден путем представления письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Из вышеприведенного следует, что периоды работы, в том числе по льготной профессии после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
До регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждается на основании сведении сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (п.1 ст.14).
При отсутствии в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, их противоречивости, оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и. как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 ГПК РФ об относимости и допустимости доказательств.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ФИО1 зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования ДД.ММ.ГГГГ
Сведения из МКУ «Муниципальный архив документов по личному составу» о заработной плате истца в детском комбинате № ОАО «Таганрогский комбайновый завод» г. Таганрога, получить не представляется возможным, так как документы на хранение были сданы не в полном объеме.
Согласно сведениям, указанным в трудовой книжке истца, учреждение и должность, в период выполнения истца, предусмотрены Списком №.
Льготные периоды работы истца в МОБУ «Средняя общеобразовательная школа» г. Таганрога подтвержден справками работодателя, который определил спорные периоды, как периоды, дающие право на досрочное пенсионного обеспечение по пп.19 п.1 ст.30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Периоды, за которые не производились отчисления взносов в пенсионный фонд, и которые, соответственно, не подлежат включению в специальный стаж, работодатель указал в справках, уточняющих периоды работы для назначения досрочной пенсии.
Суды, исследуя предоставленные в материалы дела доказательства, пришли к выводу, что условия работы истца в спорные периоды соответствовали педагогической деятельности.
При этом работодателем, перечисляющим взносы в пенсионный фонд за работника, периоды которой подлежат включению в педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, какие-либо действия по предоставлению в пенсионный орган сведений об особых условиях труда ФИО1 не проводились.
Вместе с тем, ненадлежащее исполнение работодателем обязанности по предоставлению сведений в пенсионный орган, при подтверждении иными доказательствами выполнения льготной работы в спорный период, не должно нарушать пенсионных прав истца, так как при доказанности факта льготной работы ФИО1 в спорные периоды у истца возникает право на корректировку сведений индивидуального (персонифицированного) учета в отношении спорных периодов, а у работодателя возникает обязанность произвести корректировку.
Доводы ответчика относительно даты возникновения прав на назначение досрочной пенсии, не опровергают выводы судов.
С учетом включения спорных периодов работы в специальный стаж, его продолжительность на день обращения с заявлением в орган пенсионного фонда- ДД.ММ.ГГГГ составлял 26 лет 07 месяцев 16 дней.
Определяя дату назначения страховой пенсии по старости, судебная коллегия соглашается с выводом суда о назначении досрочной пенсии с ДД.ММ.ГГГГ, исходя из следующего.
На основании части 1.1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. Назначение страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на ее получение по достижении соответствующего возраста в соответствии с пунктом 21 части 1 настоящей статьи, осуществляется при достижении ими возраста, указанного в приложении 6 к настоящему Федеральному закону.
Из приложения № следует, что если у лица право на пенсию наступает в 2020 году, то пенсия данному лицу наступает не ранее чем через 18 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.
В соответствии с пунктом 3 статьи 10 Федерального закона от 03 октября 2018 № 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Из вышеприведенных положений следует, что лицу, претендующему на досрочную страховую пенсию по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", у которого право на пенсию наступило в 2020 году, пенсия назначается через один год шесть месяцев со дня возникновения права на такую пенсию.
Таким образом, применительно к ФИО1, специальный стаж – 25 лет наступил 07 января 2020 года, в связи с этим право на назначение досрочной пенсии у ФИО1 возникает с 07 июля 2021 года (07 января 2020 года + 1год 6 месяцев).
Учитывая изложенное, судебная коллегия пришла к выводу о том, что судами первой и апелляционной инстанций обоснованно возложена обязанность на ответчика по назначению досрочной пенсии по старости ФИО1 с 22 августа 2021 года.
Изучение материалов дела показывает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на приведенном выше правовом регулировании спорных правоотношений, установленных судами обстоятельствах, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Доводы кассационной жалобы в целом повторяют позицию кассатора, выраженную в судах первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных актах и отклонены как несостоятельные с подробным изложением мотивов отклонения, по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой и апелляционной инстанции в части оценки доказательств и установленных обстоятельств дела, выводов судов не опровергают и о существенных нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов, не свидетельствуют.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с оценкой судом доказательств и установленными судом обстоятельствами не может служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Поскольку при рассмотрении дела судом первой инстанции и судом апелляционной инстанции не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного судебного акта, оснований для отмены решения и апелляционного определения в соответствии с положениями ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 06 декабря 2022года и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 27 апреля 2023 года ставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Ростовской области - без удовлетворения.
Председательствующий И.И. Мотина
Судьи Ф.Г. Руденко
Н.В. Бетрозова