ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 88-3064/2022
№ дела суда 1-й инстанции 2-424/2021
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Краснодар 20 января 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Егоровой Е.С.
судей Мартыновой Н.Н., Авериной Е.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к муниципальному казенному учреждению «Департамент труда и социальной защиты населения администрации города Феодосии Республики Крым» о взыскании задолженности и понуждении исполнять Федеральный закон от 12 января 1995 № 5-ФЗ «О ветеранах»
по кассационным жалобам ФИО1 и представителя муниципального казенного учреждения «Департамент труда и социальной защиты населения администрации города Феодосии Республики Крым» на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 24 августа 2021 года.
Заслушав доклад судьи Егоровой Е.С., выслушав ФИО1, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к муниципальному казенному учреждению «Департамент труда и социальной защиты населения администрации города Феодосии Республики Крым» (далее МКУ «Департамент труда и социальной защиты населения администрации города Феодосии Республики Крым»), в котором просил взыскать с ответчика задолженность по компенсации за наем жилья в размере 207 000 рублей, возложить на ответчика обязанность исполнять Федеральный закон от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».
В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство труда и социальной защиты Республики Крым.
Решением Феодосийского городского суда Республики Крым от 22 марта 2021 года отказано в удовлетворении иска.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 24 августа 2021 года решение от 22 марта 2021 года отменено, по делу принято новое решение, которым отказано исковые требования удовлетворены частично.
За ФИО1 признано право на получение мер социальной поддержки, установленных Федеральным Законом «О ветеранах» в виде компенсации расходов платы за наем жилого помещения по адресу: <адрес>.
На муниципальное казенное учреждение «Департамент труда и социальной защиты населения администрации города Феодосии Республики Крым» возложена обязанность произвести ФИО1 компенсацию расходов за оплату жилого помещения за период с января по декабрь 2019 года и с января по ноябрь 2020 года включительно по месту проживания в <адрес> по предоставлению платежных документов, подтверждающих понесенные расходы, в пределах нормативов площади жилого помещения.
В кассационной жалобе истец просит апелляционное определение оставить в силе, изменив формулировку в части выплаты компенсации, а именно: формулировку «в пределах нормативов площади жилого помещения» заменить на: «в соответствии со статьей 14 ФЗ №5 50% общей занимаемой площади, независимо от вида занимаемого жилого фонда».
В обоснование доводов кассационной жалобы указано, что суд апелляционной инстанции изменил формулировку Федерального закона, ссылаясь на Постановление Совета министров Республики Крым № 578 пункт 12 и ввел ограничения 33 кв.м. Данный пункт постановления не содержит конкретного указания на льготную категорию «инвалиды войны» при вынесении ограничений по площади.
Представитель ответчика в кассационной жалобе просит отменить апелляционное определение в связи с нарушением норм материального и процессуального права.
В обоснование доводов кассационной жалобы указано, что выводы суда апелляционной инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Департамент произвел выплату ФИО1 03 июня 2020 года компенсации расходов платы за наем жилого помещения за период с 01 марта 2018 года по 31 декабря 2018 года на сумму 31 901 рублей 10 копеек в рамках исполнения решения Феодосийского городского суда от 25 декабря 2019 года по делу № 2-406/2019. После исполнения указанного решения суда от ФИО1 в Департамент поступали документы (квитанции за оплату услуг по сдаче в наем жилого помещения, копия паспорта, копия удостоверения, копия договора найма жилого помещения от 23 декабря 2019 года, справка о регистрации от 23 декабря 2019 года). Письмами Департамент разъяснял о необходимости обращения в рамках Порядка назначения для реализации права на меры социальной поддержки, поскольку меры социальной поддержки носит заявительный характер. Однако заявление о предоставлении мер социальной поддержки за 2019-2020 годы с комплектом документов, установленных Порядком, от истца в Департамент не поступали. Исходя из изложенного, Департамент не согласен с выводом суда апелляционной инстанции о том, что истец обращался с заявлением по форме согласно приложению 1 к Порядку предоставления мер социальной поддержки и, что подача повторного заявления не предусмотрена вышеуказанным Порядком, ссылаясь на неправильное применение норм материального права. Также указано, что Департамент труда и социальной защиты населения администрации города Феодосии является структурным подразделением администрации города Феодосии и относится к системе органов местного самоуправления, в связи с чем, является ненадлежащим ответчиком по делу.
В судебном заседании истец поддержал доводы своей кассационной жалобы, возражал против удовлетворения кассационной жалобы ответчика.
Другие участвующие в деле лица, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Исследовав письменные материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по доводам кассационных жалоб, изученным материалам дела, отсутствуют.
Судом установлено и следует из материалов дела, ФИО1 является инвалидом № группы и имеет право на предоставление предусмотренных статьей 14 Федерального закона «О ветеранах» №5-ФЗ от 12 января 1995 год мер социальной поддержки, в том числе по оплате 50% за наем жилого помещения и жилищно-коммунальные услуги с учетом совместно проживающих с ним членов семьи.
ФИО1 зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <адрес>, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
С ДД.ММ.ГГГГ истец зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>.
Установлено, что ФИО1 не имеет собственного жилого помещения, не владеет иным жилым помещением на условиях договора социального найма, при этом нуждается в жилье и состоит на квартирном учете в г. Феодосии на основании постановления администрации города Феодосии от 09 декабря 2016 года № 3377 с даты подачи заявления - 15 сентября 2016 года.
Договором аренды жилого помещения от 05 ноября 2018 года заключенного между ФИО1 (арендатор) и ФИО5 (арендодатель) подтверждается то, что истец арендовал жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 93,1 кв.м., на срок с 31 января 2018 года по 15 сентября 2020 года, размер ежемесячной платы за наем составляет 18 000 рублей.
23 декабря 2019 года ФИО1 заключил договор найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 93,1 кв.м., с ФИО5 на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, по условиям которого размер ежемесячной платы за наем составляет 18 000 рублей.
В <адрес> по указанному адресу значатся зарегистрированными истец и собственник данного жилого помещения - ФИО5
В декабре 2018 года ФИО1 обращался в Феодосийский городской суд Республики Крым с иском к МКУ «Департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Феодосии Республики Крым» о выплате компенсации за наем жилья.
Решением Феодосийского городского суда Республики Крым от 25 февраля 2019 года исковые требования удовлетворены частично. За ФИО1 признано право на получение мер социальной поддержки, установленных Федеральным Законом «О ветеранах» в виде компенсации расходов платы за наем жилого помещения, за период с 01 марта 2018 года по 31 декабря 2018 года по месту фактического жительства по адресу: <адрес>. Возложена обязанность на МКУ «Департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Феодосии Республики Крым» произвести ФИО1 компенсацию расходов платы за наем жилого помещения, за период с 01 марта 2018 года по 31 декабря 2018 года по месту фактического жительства по адресу: <адрес>, по предоставлению платежных документов, подтверждающих понесенные расходы в пределах нормативов площади жилого помещения (33 кв.м. на одиноко проживающего гражданина).
Апелляционным определением Верховного Суда Республики Крым от 18 июня 2019 года решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 25 февраля 2019 года оставлено без изменения.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что истцом не представлено доказательств, подтверждающих его обращение в МКУ «Департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Феодосии Республики Крым» с заявлением о назначении мер социальной поддержки по оплате за наем жилого помещения в спорный период с 01 января 2019 года по 30 ноября 2020 года, таким образом, при рассмотрении дела не установлено, что ответчик нарушает имущественные права истца.
Проверяя законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не согласившись с выводом суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований, исходил из следующего.
Социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей также компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг (подпункт 4 пункта 1 статьи 13 Закона о ветеранах).
Для инвалидов войны, а также для членов их семьи федеральный законодатель установил в статье 14 Федерального закона «О ветеранах» №5-ФЗ от 12 января 1995 год предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения исходя из занимаемой соответственно нанимателями либо собственниками общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади); взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади); платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке, которая предоставляется лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда (подпункт 8 пункта 1).
Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона «О ветеранах» №5-ФЗ от 12 января 1995 год меры социальной поддержки, установленные для инвалидов войны, являются расходными обязательствами Российской Федерации, следовательно, органы государственной власти субъекта Российской Федерации не уполномочены на самостоятельное определение круга лиц, имеющих право на получение льгот из средств федерального бюджета.
Как следует из разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащегося в подпункте пункте 45 Постановления от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это возмещение отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, произведенных ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов (статья 160 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Например, ежемесячная компенсация расходов на оплату жилого помещения предоставляется ветеранам, инвалидам войны, ветеранам боевых действий и др. (подпункт 4 пункта 1 статьи 13, подпункт 8 пункта 1 статьи 14, подпункт 5 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах»).
В соответствии с положениями статьи 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В соответствии с пунктом 2 статьи 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 статьи 23.2 Закона мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
В целях реализации мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан Постановлением Совета Министров Республики Крым от 23 декабря 2014г №578 утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, на приобретение твердого топлива и сжиженного газа в Республике Крым.
Пунктом 2 Порядка № 578 установлено, что меры социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов предоставляются гражданам органами труда и социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания в пределах Республики Крым путем возмещения организациям по обслуживанию и ремонту жилищного фонда, специализированным некоммерческим организациям, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, организациям коммунального комплекса (ресурсоснабжающим), многоотраслевым организациям жилищно-коммунального хозяйства, управляющим организациям, жилищным кооперативам, товариществам собственников жилья (недвижимости) (далее - организации) расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки.
В соответствии с пунктом 3 Порядка № 578 меры социальной поддержки предоставляются на основании заявления гражданина в органы труда и социальной защиты населения Республики Крым по месту жительства или месту пребывания (по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку).
К заявлению прилагаются: паспорт гражданина Российской Федерации или иной документ, удостоверяющий личность заявителя и место его жительства или место пребывания; документ, подтверждающий право гражданина на получение мер социальной поддержки; лицевые счета на оплату жилого помещения и коммунальных услуг; согласие заявителя на обработку персональных данных по форме согласно приложению 2 к настоящему Порядку.
В случае наступления обстоятельств, влекущих изменение условий предоставления мер социальной поддержки (изменение места жительства, состава семьи гражданина и т.д.), граждане обязаны сообщить о таких обстоятельствах в течение 14 дней с момента их наступления в органы труда и социальной защиты населения по месту предоставления мер социальной поддержки (пункт 7 Порядка).
Органы труда и социальной защиты населения ведут учет реализации мер социальной поддержки на основании базы данных граждан, имеющих право на такие меры в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Крым (пункт 10 Порядка).
Органы труда и социальной защиты населения на основании заявлений граждан, впервые обратившихся за мерами социальной поддержки, производят проверку документов, свидетельствующих о принадлежности заявителя к числу граждан, имеющих право на такие меры, формируют личное дело, а также вносят изменения в существующую базу данных (пункт 11 Порядка).
Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов предоставляются в пределах следующих нормативов площади жилого помещения (за исключением норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации): 33 квадратных метра - на одиноко проживающих граждан (пункт 12 Порядка).
Из материалов дела следует, что с заявлениями по вопросу предоставления мер социальной поддержки по оплате за наем жилого помещения истец обращался к ответчику и в Министерство труда и социальной защиты Республики Крым 03 марта 2018 года, 08 ноября 2018 года, 11 сентября 2019 года, 12 февраля 2021 года
Министерство труда и социальной защиты Республики Крым письмами от 06 августа 2020 года, от 29 января 2021 года разъяснило истцу, что меры социальной поддержки по оплате за пользование жилым помещением (плата за наем) по договору найма, заключенного с физическим лицом, действующим законодательством не определены.
Департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Феодосии письмами от 27 мая 2020 года, от 03 марта 2021 года разъяснил истцу пункты 2, 3 Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, на приобретение твердого топлива и сжиженного газа в Республике Крым, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Крым от 23 декабря 2014 года №578.
Исходя из изложенного, судебная коллегия суда апелляционной инстанции указала, что материалами дела подтверждается, что истец обращался с заявлением по форме согласно приложению 1 к Порядку предоставления мер социальной поддержки. Подача повторного заявления не предусмотрена вышеуказанным Порядком. Следовательно, вывод суда первой инстанции о том, что истец не обращался с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки нельзя признать обоснованным.
Вместе с тем, судебной коллегией отмечено, что в соответствии с положениями части 1 статьи 28 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 года или Правительством Российской Федерации.
Таким образом, как указано судом апелляционной инстанции, передача Российской Федерацией своих полномочий по выплате названных мер социальной поддержки субъектам Российской Федерации не свидетельствует о правомерности установления иных, чем предусмотрено Федеральным законодательством, условий их предоставления.
Истец просит взыскать в его пользу сумму компенсации расходов на оплату жилого помещения за период с января по декабрь 2019 года и с января по ноябрь 2020 года.
По указанным основаниям суд апелляционной инстанции пришел к выводу о незаконности отказа ответчика в предоставлении истцу мер социальной поддержки, установленных Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» в виде компенсации платы за наем жилого помещения за указанный период, в связи с чем принял новое решение, которым признал за истцом право на получение мер социальной поддержки, установленных Федеральным законом «О ветеранах» и возложил на ответчика обязанность произвести компенсацию расходов платы за наем жилого помещения за период с января по декабрь 2019 года, и с января по ноябрь 2020 года включительно на основании договора найма жилого помещения от 05 ноября 2018 года и от 23 декабря 2019 года в пределах нормативов площади жилого помещения, установленных пунктом 12 Порядка №578 (33 кв.м. на одиноко проживающего гражданина).
Судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований не согласиться с выводами суда апелляционной инстанции, которые постановлены обоснованно и мотивированно, при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, и применении норм материального права, подлежащих применению к спорным правоотношениям.
Доводы кассационных жалоб повторяют позицию заявителей по спору, являлись предметом рассмотрения судом апелляционной инстанции и получили надлежащую правовую оценку, с которой кассационный суд общей юрисдикции соглашается.
Несогласие с оценкой судом доказательств и установленными судом обстоятельствами не может служить основанием для пересмотра судебного постановления суда апелляционной инстанции в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций.
Оснований для его отмены согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховный Суда Республика Крым от 24 августа 2021 года оставить без изменения, кассационные жалобы ФИО1 и представителя муниципального казенного учреждения «Департамент труда и социальной защиты населения администрации города Феодосии Республики Крым» - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Постановление28.03.2022