ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 88-33001/2021
№ дела суда 1-й инстанции 2-2119/2020
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Краснодар 25 ноября 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Авериной Е.Г.,
судей Руденко Ф.Г. и Бетрозовой Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Олейникова В.И. к Управлению труда и социальной защиты населения по Ленинскому району г. Севастополя о признании незаконным бездействия Управления социальной защиты населения по Ленинскому району г. Севастополя,
по кассационной жалобе Олейникова В.И. на решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 25 ноября 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 12 августа 2021 года.
Заслушав доклад судьи Авериной Е.Г., судебная коллегия
установила:
Олейников В.И. обратился в суд с иском, в котором просил признать незаконными действия (бездействие) Управления социальной защиты населения по Ленинскому району города Севастополя в части отказа ему в праве на получение пенсий и пособий на основании паспорта гражданина Украины, взыскать компенсацию морального вреда.
Решением Ленинского районного суда г. Севастополя от 25 ноября 2020 года в удовлетворении исковых требований Олейникову В.И. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 12 августа 2021 года решение районного суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Олейников В.И. просит отменить указанные судебные акты, в связи с существенными нарушениями норм материального и процессуального права. В обоснование доводов жалобы указывает, что судом первой инстанции безосновательно административный иск рассмотрен в гражданском судопроизводстве, чем были превышены процессуальные полномочия суда. Полагает, что отказ в выплате пенсии, ежемесячных денежных пособий, компенсаций является незаконным. Основанием для получения данных выплат считает наличие паспорта гражданина Украины.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились и не сообщили о причине неявки.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для пересмотра судебного постановления в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным материалам дела, отсутствуют.
Судами установлено, и из материалов дела следует, что Олейников В.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ ФМС России (код подразделения №) документирован паспортом серии №№ гражданина Российской Федерации, являющимся документом удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.
При этом, истец является получателем пособий (ЕДВ) в Управлении труда и социальной защиты населения Ленинского района города Севастополя с 01.01.2015 года, установленных ему в соответствии с законом «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории города Севастополя», а также получателем пенсии в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Сообщением Управления труда и социальной защиты населения Ленинского района города Севастополя от 13.07.2020 года Олейников В.И. поставлен в известность, что выплата ЕДВ ему приостановлена по причине длительного неполучения денежных средств.
Как установлено материалами дела, на имя Олейникова В.И. по адресу его жительства, указанному в заявлении о предоставлении ему мер социальной поддержки: <адрес>, ответчиком начислены выплаты, предусмотренные законом «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории города Севастополя», и сформированы доставочные документы на получение пособия за период с августа 2019 года по июль 2020 года, что подтверждается платежными поручениями, и не оспаривалось самим истцом.
Однако выплата указанных начислений Олейникову В.И. не произведена, в связи с тем, что при их получении получателем (Олейниковым В.И.) в виде документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, предъявлялся паспорт гражданина Украины или пенсионное удостоверение украинского образца, выданное ему в соответствии с законодательством Украины о пенсионном обеспечении.
Согласно сведениям, представленным по запросу суда из ФГУП «Почта Крыма» на имя Олейникова В.И. по месту его жительства <адрес>, Департаментом труда и социальной защиты населения города Севастополя были сформированы доставочные документы на получение пособий в период с августа 2019 года по июль 2020 года, в информационном письме перечислен ряд платежных поручений, однако данные денежные средства истцу выдавались, поскольку при их получении Олейниковым В.И. предъявлялся паспорт гражданина Украины либо пенсионное удостоверение украинского образца.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, оценив представленные сторонами доказательства, установив, что Олейников В.И. обращаясь за получением денежных средств в отделение ФГУП «Почта Крыма» не представил предусмотренные законом документы, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Олейникова В.И. и возложении на ответчика обязанности принимать в качестве документа удостоверяющего личность гражданина Олейникова В.И. паспорт гражданина Украины, либо пенсионное удостоверение.
В судебных постановлениях приведено толкование норм материального права, в частности, положений Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», пунктов 2, 3 Указа Президента Российской Федерации от 13 марта 1997 года N 232 «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации», подлежащих применению к спорным отношениям, результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия соглашается с выводами, изложенными в оспариваемых судебных постановлениях, поскольку указанные выводы основаны на законе, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судебными инстанциями и представленным доказательствам.
Согласно ст. 10 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, содержащий указание на гражданство лица. Виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, определяются федеральным законом.
Конституция Российской Федерации возлагает на Президента Российской Федерации как главу государства решение вопросов гражданства Российской Федерации (п. «а» ст. 89) и устанавливает, что Президент Российской Федерации осуществляет свои полномочия посредством издания указов и распоряжений (ч. 1 ст. 90).
Таким образом, Президенту Российской Федерации делегированы в соответствии с Конституцией Российской Федерации полномочия по изданию указов, восполняющих пробелы в правовом регулировании по вопросам, требующим законодательного разрешения, при условии, что такие указы не противоречат Конституции Российской Федерации и федеральным законам, а их действие во времени ограничивается периодом до принятия соответствующих законодательных актов.
В целях создания необходимых условий для обеспечения конституционных прав и свобод граждан Указом Президента Российской Федерации от 13 марта 1997 г. N 232 «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации» был введен в действие паспорт гражданина Российской Федерации, являющийся основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации.
Пунктом 2 данного Указа Президента Российской Федерации Правительству Российской Федерации поручено утвердить образец бланка и описание паспорта гражданина Российской Федерации, а также положение о паспорте гражданина Российской Федерации.
В соответствии со ст. 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 г. N 828 утверждено Положение о паспорте гражданина Российской Федерации, согласно п. 1 которого паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации. Паспорт обязаны иметь все граждане Российской Федерации, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории Российской Федерации.
Следовательно, документом, удостоверяющим личность и гражданство лица, является паспорт гражданина Российской Федерации.
Судом установлено, что паспорт гражданина Российской Федерации серии №№ выдан Олейникову В.И. ДД.ММ.ГГГГ ФМС России №
Согласно части 13 статьи 21 Закона N 400-ФЗ доставка страховой пенсии производится по желанию пенсионера через кредитную организацию путем зачисления сумм страховой пенсии на счет пенсионера в этой кредитной организации либо через организации почтовой связи и иные организации, занимающиеся доставкой страховых пенсий, путем вручения сумм страховой пенсии на д
В соответствии с пунктом 29 Приказа Минтруда России от 17.11.2014 N 885н «Об утверждении Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии» доставочный документ оформляется на лицо, которому начислена пенсия согласно лицевому счету, или на законного представителя (родителя, усыновителя, опекуна, попечителя) ребенка, не достигшего возраста 18 лет, либо лица, достигшего 18 лет и признанного недееспособным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, при наличии соответствующего заявления представителя.
Пунктом 36 Правил установлено, что доставка пенсии производится при предъявлении документа, удостоверяющего личность.
В соответствии с пунктом 42 Правил по желанию пенсионера доставка пенсии может производиться по доверенности, выдаваемой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 4.10 Инструкции по выплате пенсий и пособий предприятиями Министерства связи СССР, утвержденной Минфином СССР 03.12.1986, Минсвязи СССР 28.11.1986, 23.12.1986 N 235, выплата пенсии, пособия производится при предъявлении паспорта. Получатель указывает в поручении сумму полученной пенсии, пособия, дату получения и расписывается на строке соответствующего месяца. Почтальон (оператор) сличает номер и серию предъявленного паспорта с данными, указанными в поручении, выдает деньги и расписывается в выдаче денег на той же строке.
В настоящее время федеральным законом не определен единый перечень основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации.
Вместе с тем, рядом федеральных законов и иных нормативно-правовых актов определены виды документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, к которым относятся: временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации по форме N 2П (на срок оформления паспорта); удостоверения личности или военные билеты, выдаваемые командованием воинских частей и военных учреждений; общегражданский заграничный паспорт (для прибывших на временное жительство в Российскую Федерацию граждан России, постоянно проживающих за границей); паспорт моряка; свидетельство беженца и др.
Однако паспорт гражданина иностранного государства, либо пенсионное удостоверение, выданное в соответствии с законом Украины о пенсионном обеспечении, в указанный перечень документов не входит, в связи с чем, требования Олейникова В.И. о выдаче ему назначенных: пенсии и пособий при предоставлении документа удостоверяющего личность гражданина Украины, либо при предъявлении пенсионного удостоверения Украины не отвечают требованиям законности.
Доводы кассационной жалобы Олейникова В.И. о незаконном рассмотрении его иска в порядке гражданского судопроизводства, противоречат нормам права, поскольку в силу ст. 16.1 КАС РФ при обращении в суд с заявлением, содержащим несколько связанных между собой требований, из которых одни подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, другие - в порядке административного судопроизводства, если разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства.
Правильное определение вида судопроизводства, в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд.
Вид применимого судопроизводства (административное или гражданское) определяет суд.
По вышеуказанным правилам дело было рассмотрено с соблюдением требований о подсудности в порядке гражданского судопроизводства.
Более того, доводы заявителя жалобы о нарушении судом вида судопроизводства с учетом предмета и оснований предъявленного истцом заявления не являются основанием для отмены постановленных по делу судебных актов в силу положений ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в данном случае, рассмотрение иска в порядке гражданского производства не привело к ограничению прав истца на судебную защиту
Обстоятельства, на которые ссылается заявитель в кассационной жалобе, в любом случае, не могут выступать основанием для пересмотра оспариваемых судебных актов.
Иные доводы кассационной жалобы, направленные на переоценку доказательств, исследованных судом, не могут быть приняты во внимание, поскольку кассационная инстанция не обладает полномочиями по установлению либо проверке фактических обстоятельств дела.
Судебными инстанциями при рассмотрении дела нарушений норм материального права и требований процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных постановлений не допущено, а доводы кассационной жалобы не могут повлечь за собой отмену по существу правильного судебного постановления.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 25 ноября 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 12 августа 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Олейникова В.И. - без удовлетворения.
Председательствующий Е.Г. Аверина
Судьи Ф.Г. Руденко
Н.В. Бетрозова
Постановление22.12.2021