ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 88-3482/2021 от 20.05.2021 Девятого кассационного суда общей юрисдикции

88-3482/2021

2-227/2020

27RS0016-01-2020-00404-47

ДЕВЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

20 мая 2021 года г. Владивосток

Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Хребтовой Н.Л.,

судей Панфиловой Л.Ю., Виноградовой О.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Вяземского района в защиту интересов Хабаровского края к администрации Вяземского муниципального района Хабаровского края о взыскании использованных не по целевому назначению средств межбюджетной субсидии,

по кассационной жалобе администрации Вяземского муниципального района Хабаровского края на решение Вяземского районного суда Хабаровского края от 18 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 8 декабря 2020 года.

Заслушав доклад судьи Панфиловой Л.Ю., выслушав представителя администрации Вяземского муниципального района Хабаровского края ФИО1, поддержавшей доводы кассационной жалобы, прокурора Управления Генеральной прокуратуры РФ ФИО2, полагавшей постановленные судебные решения законными и обоснованными, судебная коллегия

установила:

Прокурор Вяземского района обратился в суд с иском к администрации Вяземского муниципального района о взыскании использованных не по целевому назначению средств межбюджетной субсидии. В обоснование указав, что прокуратурой Вяземского района совместно с отделением г.Вяземский УФСБ России по Хабаровскому району проведена проверка исполнения законодательства при обеспечении реализации мероприятий по предоставлению выплат молодым семьям, проживающим на территории Вяземского района, на улучшение жилищных условий за счет средств федерального, краевого и местного бюджетов, в результате которой установлено, что администрацией района при отсутствии на то оснований в нарушение Правил и Порядка № 23 к Государственной программе Хабаровского края от 22.06.2012 г. № 205 «Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае» 05.05.2017 г. ФИО3 и членам его семьи было выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, на основании которого в связи с заключением ФИО3 договора купли-продажи жилого помещения от 24.05.2017 г. администрацией Вяземского района 17.07.2017 г. осуществлено предоставление социальной выплаты на общую сумму 987 984 руб., из них 391 473 руб. – средства краевого бюджета, 370 494 руб. – средства федерального бюджета, 226 017 руб. – средства бюджета муниципального района, т.е. денежные средства, являющиеся средствами субсидии из краевого бюджета использованы не по целевому назначению. Учитывая, что ФИО3 не имел права на получение социальной выплаты, а администрация района при отсутствии на то оснований, в нарушение Правил и Порядка № 23 перечислены средства, являющиеся средствами субсидии из краевого бюджета в общем размере 761 967 руб.,(391 473 руб +370 494 руб.) которые направлены не в целях обеспечения жильем молодых семей в соответствии с условиями программы. Истец просил суд взыскать с администрации Вяземского муниципального района в доход бюджета Хабаровского края использованные не по целевому назначению средства межбюджетной субсидии в размере 761 967 руб.

Определением судьи Вяземского районного суда Хабаровского края от 30.06.2020 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, на стороне ответчика привлечена администрация сельского поселения «Село Садовое» Вяземского муниципального района Хабаровского края.

Решением Вяземского районного суда Хабаровского края от 18.08.2020 г., оставленным без изменения судебной коллегией по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 08.12.2020 г. взыскано с администрации Вяземского муниципального района Хабаровского края в доход бюджета Хабаровского края использованные не по целевому назначению средства межбюджетной субсидии в размере 761 967 руб.

В кассационной администрация Вяземского муниципального района Хабаровского края ставит вопрос об отмене судебных постановлений. Полагает, что судом неверно дана оценка обстоятельствам дела и не правильно применены нормы материального права.

В возражениях на кассационную жалобу прокурор считает доводы кассационной жалобы не обоснованными.

Проверив материалы дела, выслушав участников процесса, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения на неё, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.

В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких оснований по настоящему делу не установлено.

Как следует из материалов дела и установлено судом, в 2015 г. ФИО3 обратился в адрес временно исполняющего обязанности полномочия главы муниципального района с заявлением о включении в состав участников муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей Вяземского района на 2012-2015 годы» его семьи с приложением необходимого пакета документов.

Администрация сельского поселения «Село Садовое» Вяземского муниципального района Хабаровского края, рассмотрев заявление ФИО3 о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении для участия в Программе «Обеспечение жильем молодых семей Вяземского района на 2012-2015 годы» постановлением от 15.05.2015 г. № 26 «О принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении для участия в Программе «Обеспечение жильем молодых семей Вяземского района на 2012-2015 годы» ФИО3 с семьей в составе 3-х человек приняты на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении для участия в Программе «Обеспечение жильем молодых семей Вяземского района на 2012-2015 годы».

Согласно п. 3.2.5 Соглашения Муниципальное образование обязуется осуществлять контроль и обеспечить целевое и эффективное использование средств, выделяемых в рамках Соглашения.

Свидетельством о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома от 05.05.2017 г. удостоверено, что молодой семье в составе супруга – ФИО3 (ДД.ММ.ГГГГ г.р.), супруги – ФИО4 (ДД.ММ.ГГГГ г.р.), ребенка – ФИО5 (ДД.ММ.ГГГГ г.р.), являющейся участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, в соответствии с условиями этой программы предоставляется социальная выплата в размере 987 984 руб. на приобретение (строительство) жилья на территории Хабаровского края.

Согласно платежному поручению от 17.07.2017 г. плательщик – УФК по Хабаровскому краю (администрация Вяземского муниципального района Хабаровского края) перевел получателю – ФИО3 987 984 руб. с назначением платежа «Субсидии гражданам на приобретение жилья», из которых 226 017 руб. – субсидия района, 391 473 руб. – субсидия края, 370 494 руб. – субсидия федерации.

24.05.2017 г. ФИО3, ФИО4, ФИО5 приобретено на основании договора купли-продажи квартира по 1/3 доли каждому в праве общей долевой собственности, общей площадью 43,9 кв.м., этаж 3, с кадастровым номером , расположенная по адресу <адрес>.

В соответствии с обращением Управления Федеральной службы безопасности РФ по Хабаровскому краю от 21.02.2020 г. № 80/33-317 установлено, что начальник отдела по социальным вопросам, физической культуре и спорту, делам молодежи администрации Вяземского района неправомерно включила 28.05.2015 г. в состав участников муниципальной программы семью ФИО3

Отделением получены материалы, свидетельствующие о наличии у ФИО3 в собственности недвижимого имущества, право на которое прекращено 26.03.2014 г.

Согласно выписке из ЕГРН от 05.06.2020 г. до 26.03.2015 г. у ФИО3 в собственности находилось жилое помещение – квартира с кадастровым номером , по адресу: г. <адрес>.

Судом установлено, что на момент признания нуждающейся в жилом помещении 2015 г. молодой семьи Ч-вых в составе 3 человек не истек 5 летний срок с момента продажи <адрес>, а так же норма обеспеченности на каждого члена семьи была выше.

Разрешая заявленные требования и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствуясь положениями ст. ст. 10, 1109 Гражданского кодекса РФ, ст. ст. 50, 53, 54 Жилищного кодекса РФ, ст. 306.4 Бюджетного кодекса РФ, Постановления главы сельского поселения «Село Садовое» Вяземского муниципального района № 09 от 10.07.2006 г., Постановления главы городского поселения «Город Вяземский» Вяземского муниципального района № 24 от 17.03.2006 г., Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использование утв. Приложением №3 программы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, исходил из того, что ФИО3 и члены его семьи не являлись нуждающимися в улучшении жилищных условий, в связи с обеспеченностью учетной нормой, что повлекло неправомерное выделение средств бюджета Вяземского муниципального района, бюджета Хабаровского края и пришел к выводу о взыскании с администрации Вяземского муниципального района Хабаровского края в доход бюджета Хабаровского края использованные не по целевому назначению средства межбюджетной субсидии в размере 761 967 руб.

Суд апелляционной инстанции согласился с решением суда первой инстанции.

Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции считает выводы судов верными.

Исходя из требований положений п. 15 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использование, утв. Приложением подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, для участия в подпрограмме в целях использования социальной выплаты молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства следующие документы: заявление по установленной форме, копии документов, удостоверяющих личность каждого члена семьи; копия свидетельства о браке (на неполную семью не распространяется); документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях; документы, подтверждающие признание молодой семьи как семьи, имеющей доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

В соответствии с пунктами 17, 18 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использование утв. Приложением полпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, орган местного самоуправления организует работу по проверке сведений, содержащихся в указанных документах и в 10-дневный срок с даты представления этих документов принимает решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей подпрограммы. Основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы являются: несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 Правил; непредставление или представление не всех документов, предусмотренных пунктом 15 Правил; недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах.

Пунктами 20, 23, 26, 30 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использование утв. Приложением полпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы предусмотрено, что на основании сформированного органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы, орган исполнительной власти субъекта РФ после утверждения распределения субсидий между бюджетами субъектов РФ на соответствующий финансовый год и доведения этих сведений до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации доводит до органов местного самоуправления лимиты бюджетных обязательств, предусмотренных на предоставление субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетом, и выписки из утвержденного списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году. В свою очередь в течение 2 месяцев после получения уведомления о лимитах бюджетных ассигнований из бюджета субъекта Российской Федерации, предназначенных для предоставления социальных выплат, орган местного самоуправления производит оформление свидетельств и выдачу их молодым семьям, а также обеспечивает перечисление выплаты на основании заявки банка с учетом предоставленного молодой семьей свидетельства на получение выплат.

Как верно отмечено судебными инстанциями администрация Вяземского муниципального района организует работу по проверке сведений, содержащихся в представленных документах, в том числе в документе о признании молодой семьи, нуждающейся в жилом помещении и принимает окончательное решение на основании представленных документов, на которой лежит обязанность по осуществлению контроля и обеспечению целевого и эффективного использования средств, выделяемых в рамках Соглашения о предоставлении и распределении в 2017 г. субсидии из федерального бюджета бюджету Хабаровского края на софинансирование расходных обязательств субъекта РФ на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья в рамках программы «Обеспечение жильем молодых семей», проживающих в сельских поселениях Вяземского муниципального района Хабаровского края на 2016-2020 годы.

Доводов, которые в силу закона могли бы повлечь отмену оспариваемых судебных постановлений, кассационная жалоба не содержит, а изложение кассатором своего представления о фактической стороне дела и толкования законодательства не свидетельствует о судебной ошибке.

Обстоятельства, имеющие значение для дела, судами установлены правильно. Нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела не допущено.

В соответствии с ч.1 ст.196 Гражданского процессуального кодекса РФ при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.

Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (ч.1 ст.67 Гражданского процессуального кодекса РФ).

Исходя из положений ст.ст. 67, 71, 195 - 198, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости (ст.ст. 59, 60 Гражданского процессуального кодекса РФ).

Оценка доказательств и отражение ее результатов в судебном решении являются проявлением дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти.

Эти требования процессуального закона, как усматривается из материалов дела и текстов судебных постановлений, судами двух инстанций при разрешении спора нарушены не были. При рассмотрении дела суды исследовали по существу все фактические обстоятельства с учетом доводов и возражений сторон спора сделали вывод о том, что обязанность по обеспечению проверки достоверности сведений, представленных молодыми семьями для получения выплат, а также проверке наличия у них основания для предоставления (отказа в предоставлении) выплат, возлагается на орган местного самоуправления.

Суды, изложив доводы сторон спора и доказательства, отразили их в судебных актах и указали мотивы, по которым одни доказательства приняты ими в качестве средств обоснования своих выводов, а другие доказательства отвергнуты, и основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.

При таких данных судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы заявителя.

Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Вяземского районного суда Хабаровского края от 18 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 8 декабря 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Вяземского муниципального района Хабаровского края - без удовлетворения.

Приостановление исполнения решения Вяземского районного суда Хабаровского края от 18 августа 2020 года отменить.

Председательствующий

Судьи