ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 88-4124/2022 от 04.03.2022 Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88-4124/2022

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Кемерово 4 марта 2022 г.

Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Лавник М.В.

рассмотрел гражданское дело № 2-1337/2021, УИД: 42MS0021-01-2021-001846-21 по иску Государственного казенного учреждения Центр занятости населения города Кемерово к ФИО1 о взыскании незаконно полученных денежных средств,

по кассационной жалобе ФИО1 на апелляционное определение Ленинского районного суда г. Кемерово от 1 декабря 2021 г.

установил:

Государственное казенное учреждение Центр занятости населения города Кемерово (далее по тексту также ГКУ ЦЗН г. Кемерово) обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании денежных средств, мотивировав тем, что ответчиком 23 апреля 2020 г. в электронной форме через единый портал «Работа в России» подано заявление, на основании чего ФИО1 поставлена на учет в ГКУ ЦЗН г. Кемерово в качестве безработной, назначено пособие по безработице.

ФИО1 за период с 23 апреля 2020 г. по 25 июня 2020 г. получила пособие по безработице в сумме 33114,90 рублей. 8 июня 2020 г. ФИО1 отозвала заявление в электронном виде и ее сняли с учета.

ФИО1 повторно подала заявление на постановку на учет 10 апреля 2021 г. в электронном виде через единый портал «Работа в России». На едином портале «Работа в России» указаны условия получения пособия по безработице. 12 апреля 2021 г. ГКУ ЦЗН г. Кемерово составлена служебная записка в связи с подгруженными сведениями с Пенсионного фонда Российской Федерации о трудовой деятельности, что ПАУ «Промсвязьбанк» отчитался в Пенсионный фонд Российской Федерации о приеме ФИО1 на работу с 25 мая 2020 г. Таким образом, ФИО1 не сообщила о своем трудоустройстве в ГКУ ЦЗН г. Кемерово, в связи с чем получила пособие по безработице за период с 25 мая 2020 г. по 8 июня 2020 г. в сумме 7765,78 рублей. Уведомление о выплате незаконно полученных денежных средств в размере 7765,78 рублей ФИО1 было направлено на адрес электронной почты, указанный в заявлении. ФИО1 незаконно полученные денежные средства до настоящего времени не возместила. Просит взыскать с ФИО1 сумму незаконно полученных денежных средств в размере 7765,78 руб.

Решением мирового судьи судебного участка №3 Ленинского судебного района г. Кемерово от 5 августа 2021 г. постановлено:

«В иске ГКУ ЦЗН г. Кемерово к ФИО1 о взыскании незаконно полученных денежных средств отказать».

Апелляционным определением Ленинского районного суда г. Кемерово от 1 декабря 2021 г. постановлено:

«Решение мирового судьи судебного участка №3 Ленинского судебного района г. Кемерово от 5 августа 2021 г. отменить.

Принять по делу новое решение.

Взыскать с ФИО1 в пользу ГКУ Центр занятости населения г. Кемерово 7765,78 рублей, в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 рублей».

В кассационной жалобе ФИО1 просит об отмене апелляционного определения, как незаконного.

Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не представлено.

В соответствии с частью 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассматривается в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.

Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив законность обжалуемого судебного акта в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции приходит к следующему.

В соответствии с правилами части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В соответствии с положениями части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Такие нарушения допущены судом апелляционной инстанции.

Как следует из письменных материалов гражданского дела и установлено судом первой инстанции, 23 апреля 2020 г. ответчиком в электронной форме через единый портал «Работа в России» подано заявление о предоставлении государственной услуги содействия гражданам в поисках подходящей работы.

Приказом ГКУ ЦЗН г. Кемерово от 30 апреля 2020 г. ответчик признана безработной, ей назначено пособие по безработице сроком на 6 месяца с 23 апреля 2020 г. по 30 июня 2020 г. в размере 15769 рублей в месяц, с 1 июля 2020 г. по 22 июля 2020 г. в размере 14577,50 рублей в месяц, с 23 июля 2020 г. по 22 октября 2020 г. в размере 11662 рублей в месяц.

8 июня 2020 г. ФИО1 через единый портал «Работа в России» заявление от 23 апреля 2020 г. было отозвано.

25 июня 2020 г. истцом была произведена перерегистрация ответчика в качестве безработной.

26 июня 2020 г. ФИО1 выплачено пособие по безработице в размере 16701,57 рублей за период с 25 мая 2020 г. по 26 июня 2020 г.

Из служебной записки сотрудника ГКУ ЦЗН г.Кемерово от 12 апреля 2021 г., справки от 9 июня 2021 г. следует, что установлен факт незаконного получения ответчиком пособия по безработице в связи с сокрытием факта занятости ФИО1 за период с 25 мая 2020 г. по 8 июня 2020 г. в размере 7765,78 рублей.

Согласно сведениям трудовой книжки ФИО1, сведений Пенсионного фонда Российской Федерации ФИО1 с 25 мая 2020 г. осуществляла трудовую деятельность в ПАО «Промсвязьбанк».

Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 1102, 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для взыскания с ФИО1 полученной суммы пособия по безработице.

При этом суд исходил из того, что заявление ответчика от 8 июня 2020 г. оставлено истцом без внимания, ответчик с учета в качестве безработной не снята, 25 июня 2020 г. произведена перерегистрация последней в качестве безработной, и 26 июня 2020 г. начислено, а затем выплачено пособие по безработице за период с 25 мая 2020 г. по 25 июня 2020 г. в сумме 16401,57 рублей.

Факт получения пособия по безработице в указанной сумме ответчик не оспаривает.

Отменяя решение суда первой инстанции и принимая новое решение об удовлетворении заявленных исковых требований, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что в действиях ответчика, которая с 25 мая 2020 г. утратила статус безработной, поскольку устроилась на работу, однако свое заявление отозвала только 8 июня 2020 г., имеется недобросовестное поведение.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 кодекса.

Согласно пункту 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.

По общему правилу, лицо, получившее имущество в качестве неосновательного обогащения, обязано вернуть это имущество потерпевшему. Вместе с тем законом (статьей 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации) определен перечень имущества, которое не подлежит возврату в качестве неосновательного обогащения. К такому имуществу помимо прочего относится заработная плата и приравненные к ней платежи, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

Согласно преамбуле Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее по тексту также Закон от 19 апреля 1991 г. № 1032-1) (здесь и далее в редакции, действующей на момент спорных правоотношений) настоящий Закон определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.

В соответствии с правилами пункта 1 статьи 3 Закона от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и среднего месячного заработка за период трудоустройства и (или) единовременной компенсации гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.

Абзацем 8 пункта 3 статьи 3 Закона от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 установлено, что безработными не могут быть признаны граждане, перечисленные в статье 2 настоящего Закона.

Согласно статье 2 Закона от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 занятыми считаются граждане работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы; выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей).

Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации (абзац 2 пункта 1 статьи 3 Закона от 19 апреля 1991 г. № 1032-1).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2020 г. № 460 утверждены Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными.

Регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане, представившие в электронной форме в центр занятости населения заявление о предоставлении им государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации (далее - заявление в электронной форме) (абзац 1 пункта 2 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных).

Заявление в электронной форме заполняется гражданином в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России» (далее - информационно-аналитическая система) либо в личном кабинете федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее - единый портал) по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (абзац 2 пункта 2 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных).

Согласно пункту 3 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных постановка на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы осуществляется путем внесения центром занятости населения в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц сведений, содержащихся в заявлении в электронной форме, а также даты обращения гражданина в центр занятости населения, которая является датой постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы.

Решение о признании зарегистрированного в целях поиска подходящей работы трудоспособного гражданина, который не имеет работы и заработка, безработным принимается центром занятости населения по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня представления заявления в электронной форме (пункт 8 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных).

В силу пункта 10 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных при постановке на регистрационный учет граждане в электронной форме с использованием информационно-аналитической системы либо единого портала уведомляются о том, что они зарегистрированы в качестве безработных в центре занятости населения.

Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Граждане в электронной форме с использованием информационно-аналитической системы либо единого портала уведомляются о размере и сроках выплаты пособия по безработице (пункт 11 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных).

Пособие по безработице начисляется гражданам с 1-го дня признания их безработными (пункт 12 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных).

Согласно пункту 17 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, в редакции, действовавшей с 3 мая 2020 г. до 31 декабря 2020 г., центры занятости населения ежемесячно с использованием информационно-аналитической системы направляют запрос в Пенсионный фонд Российской Федерации в целях выявления факта осуществления гражданином трудовой деятельности. На основе указанной информации осуществляется перерегистрация граждан, признанных в установленном порядке безработными, без личного посещения ими центров занятости населения.

В силу пункта 17(1) Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных пособие по безработице выплачивается ежемесячно при условии прохождения гражданами, признанными в установленном порядке безработными, перерегистрации в установленные органами службы занятости сроки.

Гражданин уведомляется центром занятости населения при личном посещении им центра занятости населения или с использованием личного кабинета информационно-аналитической системы или личного кабинета единого портала либо иным доступным способом о дате, времени и форме его перерегистрации. Дистанционная форма перерегистрации граждан, признанных в установленном порядке безработными, осуществляется на основании информации, указанной в пунктах 4(1) и 17 настоящих Временных правил, без личного посещения ими центров занятости населения (абзац 2 пункта 17(1) Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных).

Пунктом 19 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных установлено, что в случае получения гражданином обманным путем пособия по безработице (стипендии) сумма пособия по безработице (стипендии) подлежит возврату в добровольном или судебном порядке.

В случае получения органами службы занятости сведений о наличии фактов трудовой или иной деятельности, совпадающей с периодом получения гражданином пособия по безработице, осуществляется возврат указанным гражданином полученного пособия по безработице за соответствующий период трудовой или иной деятельности в добровольном или судебном порядке (абзац 2 пункта 19 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных).

Согласно части 6 статьи 31 Закона от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 пособие по безработице выплачивается ежемесячно при условии прохождения безработным перерегистрации в установленные органами службы занятости сроки, но не более двух раз в месяц.

В силу части 2 статьи 35 Закона от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случае признания гражданина занятым по основаниям, предусмотренным в статье 2 настоящего Закона, а также в случае отказа от посредничества органов службы занятости.

В соответствии с частью 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту также ГПК РФ) каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались (часть 2 статьи 56 ГПК РФ).

Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими (части 1 и 4 статьи 67 ГПК РФ).

При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (часть 1 статьи 196 ГПК РФ).

В мотивировочной части решения суда должны быть указаны: фактические и иные обстоятельства дела, установленные судом; выводы суда, вытекающие из установленных им обстоятельств дела, доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения, мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле; законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии решения, и мотивы, по которым суд не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле (часть 4 статьи 198 ГПК РФ).

Исходя из абз. 2 части 1 статьи 327, абз. 1 части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 (производство в суде апелляционной инстанции). Суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Согласно части 2 статьи 329 ГПК РФ в апелляционном определении указываются обстоятельства дела, установленные судом апелляционной инстанции, доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии постановления, мотивы, по которым суд отклонил те или иные доказательства и не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле (пункт 5); мотивы, по которым суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции, если его решение было отменено полностью или в части (пункт 6); выводы суда по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления (пункт 7).

По данному делу юридически значимым с учетом исковых требований ГКУ ЦЗН г. Кемерово, возражений ответчика относительно иска и регулирующих спорные отношения норм материального права являлось установление обстоятельства того, что имела ли место со стороны ФИО1 недобросовестность в получении пособия по безработице.

Придя к выводу о наличии в действиях ответчика недобросовестности в связи с тем, что не имея статуса безработной в период с 25 мая 2020 г. по 8 июня 2020 г. она отозвала свое заявление лишь 8 июня 2020 г., суд апелляционной инстанции в нарушение требований пункта 5 части 2 статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не привел в апелляционном определении доказательства, а также нормы права в соответствии с которыми он пришел к указанным выводам.

Суд апелляционной инстанции не привел в обжалуемом судебном постановлении нормы права, которые обязывали ответчика незамедлительно, 25 мая 2020 г., сообщить истцу об утрате ею статуса безработной, при том, что Законом от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 и Временными правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных не определены порядок действий получателя пособия по безработице, форма, вид и способ уведомления органа службы занятости об осуществлении им трудовой деятельности.

Судом апелляционной инстанции не дана оценка доводам ответчика о том, что 8 июня 2020 г. ею в адрес ответчика направлено заявление об отзыве ранее поданного заявления от 23 апреля 2020 г., которое истцом оставлено без внимания. При этом указанное заявление в силу части 2 статьи 35 Закона от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 является отказом от посредничества органов службы занятости и основанием для прекращения выплаты пособия по безработице с одновременным снятием с учета в качестве безработного.

Судом апелляционной инстанции не дана оценка действиям истца, который получив указанное заявление 8 июня 2020 г. решение о снятии ответчика с учета в качестве безработной своевременно не принял, 26 июня 2020 г. перечислил ответчику пособие по безработице за период с 25 мая 2020 г. по 25 июня 2020 г.

При таких обстоятельствах апелляционное определение Ленинского районного суда г. Кемерово от 1 декабря 2021 г. нельзя признать правомерным. Оно принято с нарушением норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что является основанием для отмены обжалуемого судебного постановления и направления дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального права, установленными по делу обстоятельствами и с соблюдением требований процессуального закона.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции

определил:

апелляционное определение Ленинского районного суда г. Кемерово от 1 декабря 2021 г. отменить. Дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

Судья: