ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-7154/2022
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Кемерово 06 мая 2022 г.
Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Сулейманова А.С., рассмотрев без проведения судебного заседания гражданское дело № № 2-76/2021 (75MS0061-01-2021-000142-54) по иску прокурора Газимуро-Заводского района Забайкальского края в интересах муниципального образования – сельского поселения «Батаканское», в лице администрации сельского поселения «Батаканское», к Корневой Ольге Анатольевне о взыскании неосновательного обогащения,
по кассационной жалобе Корневой Ольги Анатольевны на решение мирового судьи судебного участка № 61 Газимуро-Заводского судебного района Забайкальского края от 19 апреля 2021 г., апелляционное определение Газимуро-Заводского районного суда Забайкальского края от 6 октября 2021 г.,
установила
Прокурор Газимуро-Заводского района Забайкальского края в интересах муниципального образования – сельского поселения «Батаканское», в лице администрации сельского поседения «Батаканское», обратился в суд с иском к Корневой Ольге Анатольевне о взыскании неосновательного обогащения в размере 26853,71 руб.
Требования мотивировал тем, что прокуратурой района во исполнение п.12.5 решения коллегии прокуратуры Забайкальского края от 07.02.2020 г. «Об итогах работы органов прокуратуры края в 2019 г. и задачах по укреплению законности и правопорядка в 2020 году» проведена проверка соблюдения законодательства при расходовании бюджетных средств, выделенных на подготовку и проведение выборов главы сельского поселения «Батаканское». Решением Совета сельского поселения «Батаканское» от 31.12.2019 г. № 10 «Об утверждении бюджета сельского поселения «Батаканское» на 2020 год» предусмотрены расходы на подготовку и проведение выборов Главы сельского поселения по подразделу 01 07 «Обеспечение проведения выборов и референдумов» в сумме 100000 руб. Денежные средства перечислены на счет избирательной комиссии сельского поселения «Батаканское» № по платежному поручению от 09.07.2020 г. № 179691 в сумме 100000 руб. По заявлению кандидата на должность главы сельского поселения «Батаканское» Кореневой О.А. выплачена денежная сумма в размере 26853,71 руб. Однако Законом Забайкальского края от 06.07.2020 г. № 385-ЗЗК «О муниципальных выборах» не предусмотрены выплаты кандидатам, участвующим в выборах. Таким образом денежная сумма в размере 26853,71 руб. выплачена кандидату на должность главы сельского поселения «Батаканское» Кореневой О.А., не являющейся членом избирательной комиссии и не состоящей в трудовых или гражданско-правовых отношениях с избирательной комиссией, не направлена на цели, связанные с подготовкой и проведением выборов, в связи с чем получена незаконно.
Решением мирового судьи судебного участка № 61 Газимуро-Заводского судебного района Забайкальского края от 19 апреля 2021 г., оставленным без изменения апелляционным определением Газимуро-Заводского районного суда Забайкальского края от 6 октября 2021 г., исковые требования прокурора Газимуро-Заводского района Забайкальского края удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить решение мирового судьи судебного участка № 61 Газимуро-Заводского судебного района Забайкальского края от 19 апреля 2021 г., апелляционное определение Газимуро-Заводского районного суда Забайкальского края от 6 октября 2021 г., как постановленные с нарушением норм материального и процессуального права.
В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает, что избирательная комиссия сельского поселения «Батаканское» является муниципальным органом и не входит в структуру органов местного самоуправления. Кроме того, денежные средства в размере 26853,71 руб. заявитель получила от избирательной комиссии сельского поселения «Батаканское», поэтому полагает, что администрация сельского поседения «Батаканское» не может предъявлять к ней требования о взыскании неосновательного обогащения. Указывает на то, что выплата произведена на основании бюджетной росписи.
Законность судебных постановлений проверена судьей Восьмого кассационного суда общей юрисдикции единолично без проведения судебного заседания (ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) в порядке, установленном главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
При этом, информация о рассмотрении кассационной жалобы размещена на официальном сайте Восьмого кассационного суда общей юрисдикции (раздел «Судебное делопроизводство») в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В соответствии с частью первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив письменные материалы дела, проверив законность судебных постановлений, правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права, при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных постановлений, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе заявителя, судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Судами установлено, что согласно решению избирательной комиссии сельского поселения «Батаканское» № 24 от 07.08.2020 г. Коренева Ольга Анатольевна зарегистрирована кандидатом на должность главы сельского поселения «Батаканское».
На основании заявления кандидата на должность главы сельского поселения Кореневой О.А. от 21.09.2020 г. о выплате среднего месячного заработка за период регистрации кандидатом по 21 сентября 2020 г., в соответствии со ст. 24 Федерального закона от 26.11.1996 г. № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» Главе сельского поселения «Батаканское» Кореневой О.А. предоставлен предвыборный отпуск с 13 августа 2020 г. до дня официального опубликования результатов выборов.
Согласно решению № 31 от 23.09.2020 г. избирательной комиссии сельского поселения «Батаканское» произведен расчет предвыборного периода регистрации кандидата на должность главы сельского поселения «Батаканское» Кореневой О.А. с 13 августа по 31 августа 2020 г.
Кореневой О.А. оплачен предвыборный отпуск в размере 26853,71 руб., что подтверждается платежной ведомостью за август 2020 г.
Согласно акту проверки законности использования бюджетных средств, выделенных на подготовку и проведение выборов Главы сельского поселения «Батаканское» № 01-09/15-ксп от 14.10.2020 г., избирательной комиссией муниципального образования сельского поселения «Батаканское» в нарушение Закона Забайкальского края от 06.07.2010 г. № 385-ЗЗК «О муниципальных выборах в Забайкальском крае» произведена неправомерная выплата Кореневой О.А. в сумме 26853,71 руб.
Суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, руководствуясь общими нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст. 57 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», пп. 1-2, 4 ст. 67, пп. 1-2 ст. 68 Закона Забайкальского края от 06.07.2020 г. № 385-ЗЗК «О муниципальных выборах в Забайкальском крае», установив, что в утвержденной смете расходов на подготовку и проведение выборов на должность Главы сельского поселения «Батаканское» статья расходов по оплате предвыборного отпуска кандидата не предусмотрена, пришел к выводу, что денежные средства, выделенные избирательным комиссиям на подготовку и проведение выборов, являются целевыми и расходуются только по решению комиссии на цели, связанные с подготовкой и проведением выборов, и не могут быть направлены на оплату труда или вознаграждение гражданам, не являющимся членами избирательной комиссии, либо не состоящими в трудовых или гражданско-правовых отношениях с избирательной комиссией.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность решения мирового судьи, с такими выводами согласился, не найдя оснований для отмены решения суда, при этом указал, что финансовое обеспечение подготовки и проведения муниципальных выборов урегулировано Законом Забайкальского края от 06.07.2020 г. № 385-ЗЗК «О муниципальных выборах в Забайкальском крае», которым не предусмотрена оплата предвыборного отпуска зарегистрированному кандидату на должность главы сельского поселения за счет средств, выделенных на подготовку и проведение выборов.
Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции выводы судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии правового основания для оплаты предвыборного отпуска кандидату находит правильными.
В соответствии с пунктом 2 статьи 24 Федерального закона от 26 ноября 1996 года N 138-ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" по заявлению кандидата администрация (работодатель) обязана предоставить ему неоплачиваемый отпуск со дня регистрации кандидата до дня официального опубликования общих итогов выборов. В течение этого срока средний месячный заработок, исчисляемый за предшествующие дате регистрации кандидата три месяца, но в размере, не превышающем в десять раз минимального размера оплаты труда, ежемесячно выплачивается кандидату зарегистрировавшей его избирательной комиссией за счет средств, выделенных для подготовки и проведения выборов.
В силу ч.2 ст. 1 настоящего Федерального закона, он применяется в целях защиты конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления в части, не урегулированной законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
При этом Законом Забайкальского края от 06.07.2020 г. № 385-ЗЗК «О муниципальных выборах в Забайкальском крае», которым не предусмотрена оплата предвыборного отпуска зарегистрированному кандидату на должность главы сельского поселения за счет средств, выделенных на подготовку и проведение выборов.
Несостоятелен довод кассационной жалобы о том, что администрация сельского поселения «Батаканское» не может быть надлежащим материальным истцом по делу.
Действительно, в соответствии с пунктом 2 статьи 24 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», частью 2 статьи 39 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», избирательная комиссия муниципального образования является муниципальным органом и не входит в структуру органов местного самоуправления.
Между тем, положениями статей 14 и 15 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что каждое муниципальное образование и каждый субъект Российской Федерации имеют собственные бюджеты.
Статьей 30 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип разграничения доходов и расходов между бюджетами разных уровней, который означает закрепление в соответствии с законодательством Российской Федерации доходов и расходов за бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, а также определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) по формированию доходов, установлению и исполнению расходных обязательств.
В силу пункта 1 статьи 57 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов соответствующего уровня в Российской Федерации, эксплуатацией и развитием средств автоматизации и обучением организаторов выборов и избирателей, производятся избирательными комиссиями за счет средств, выделенных на эти цели из соответствующего бюджета (федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета).
В соответствии с пунктом 1 статьи 67 Закона Забайкальского края от 06.07.2020 г. № 385-ЗЗК «О муниципальных выборах в Забайкальском крае» расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов, обеспечением деятельности избирательных комиссий в период проведения выборов, эксплуатацией й развитием средств автоматизации и обучением организаторов выборов и избирателей, производятся избирательными комиссиями за счет средств, выделяемых на эти цели из местного бюджета.
При этом в силу ст. 11 Временного положения о проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления в субъектах Российской Федерации, не обеспечивших реализацию конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления к Федеральному закону от 26.11.1996 N 138-ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" оплата работы членов избирательных комиссий производится в пределах средств, выделенных на проведение выборов в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления".
В силу п. 13 данного положения избирательная комиссия муниципального образования является юридическим лицом, которая распределяет выделенные в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" средства на финансовое обеспечение выборов и контролирует их целевое использование.
Из указанного следует, что избирательная комиссия сельского поселения «Батаканское» является юридическим лицом, которое самостоятельно распределяет полученные в порядке финансирования денежные средства в соответствии с их целевым назначением, в том числе, на оплату работы своих членов, к которым ответчик Коренева О.А. не относилась.
В соответствии с п. 2.1. ст. 266.1 БК РФ муниципальный финансовый контроль за соблюдением целей, порядка и условий предоставления из бюджета муниципального образования межбюджетных субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, бюджетных кредитов, а также за соблюдением условий договоров (соглашений) об их предоставлении и условий контрактов (договоров, соглашений), источником финансового обеспечения (софинансирования) которых являются указанные межбюджетные трансферты, осуществляется органами муниципального финансового контроля муниципального образования, из бюджета которого предоставлены указанные межбюджетные трансферты, в отношении, в числе прочих финансовых органов и главных администраторов (администраторов) средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации, которому предоставлены межбюджетные субсидии, субвенции, иные межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение, бюджетные кредиты, а также юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей (с учетом положений пункта 2 настоящей статьи), которым предоставлены средства из этого бюджета.
В соответствии с частью 7 статьи 306.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации наряду с применением бюджетных мер принуждения применяются меры ответственности в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации неисполнение предписания органа государственного (муниципального) финансового контроля о возмещении причиненного нарушением бюджетного законодательства ущерба является основанием для обращения в суд с исковым заявлением.
Из материалов дела следует, что именно в связи с неисполнением предписания Контрольно-счетной палаты муниципального района «Газимуро-Заводской район» № 1 от 22 октября 2020г. о восстановлении денежных средств в сумме 26853,71руб. в кассу избирательной комиссии, направленного в адрес Избирательной комиссии МО сельского поселения «Батаканское», прокурор Газимуро-Заводского района правомерно обратился в суд с настоящим иском к ответчику, полагая, безосновательной выплату ответчику денежных средств, полученных избирательной комиссией для использования в предусмотренных законом целях.
В то же время, суд кассационной инстанции полагает, что судами при рассмотрении дела не учтено следующее.
В силу ч.1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Правила, предусмотренные названной главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли (п. 2).
Согласно п. 3 ст. 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения: заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Из приведенных выше норм материального права в их совокупности следует, что приобретенное либо сбереженное за счет другого лица без каких-либо на то оснований имущество является неосновательным обогащением и подлежит возврату, в том числе когда такое обогащение является результатом поведения самого потерпевшего.
При этом суду надлежало установить не только сам факт приобретения или сбережения ответчиком денежных средств без установленных законом оснований, но и то, что отсутствуют обстоятельства, исключающие возможность взыскания с нее неосновательного обогащения.
Оспаривая судебные акты, заявитель указывает на то, что на момент выплаты ей денежных средств бюджетная роспись предусматривала статью расходов по оплате отпуска кандидатов. Как установлено судами и следует из материалов дела, денежные средств предоставлены истцу в качестве оплаты предвыборного отпуска по решению избирательной комиссии сельского поселения «Батаканское» на основании ст. 24 Федерального закона от 26 ноября 1996 г. N 138-ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления".
В то же время, принимая решение о взыскании денежных средств с ответчика, суды не устанавливали наличие либо отсутствие обстоятельств, являющихся основанием к отказу в возврате выплаченных денежных средств по основаниям ч. 3 ст. 1109 ГК РФ.
В силу ч. 4 ст. 198 ГПК РФ в мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом, доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства, и законы, которыми руководствовался суд.
Приведенные выше требования распространяются и на суд апелляционной инстанции (ч. 1 ст. 327 ГПК РФ).
Между тем в нарушение указанных норм процессуального права в обжалуемых судебных постановлениях не исследованы обстоятельства, исключающие возможность взыскания с указанного лица неосновательного обогащения.
С учетом изложенного, учитывая положения ст. 6.1 ГПК РФ, судебная коллегия находит подлежащим отмене апелляционное определение Газимуро-Заводского районного суда Забайкальского края от 6 октября 2021 г. и направлению дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила
апелляционное определение Газимуро-Заводского районного суда Забайкальского края от 6 октября 2021 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Судья А.С. Сулейманова