№88-7177/2021
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Челябинск 27 мая 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Родиной А.К.
Судей Сапрыкиной Н.И., Марченко А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело №2-514/2020 по иску Прокурора Орджоникидзевского района города Перми в интересах неопределенного круга лиц к акционерному обществу «Газпром газораспределение Пермь» о возложении обязанностей,
по кассационной жалобе Администрации города Перми на решение Орджоникидзевского районного суда г. Перми от 21 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 20 января 2021 года.
Заслушав доклад судьи Сапрыкиной Н.И. о принятых по делу судебных актах, доводах кассационной жалобы, пояснения прокурора Ботева В.Ю., указавшего на отсутствие оснований для удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Орджоникидзевского района города Перми в интересах неопределенного круга лиц с учетом уточнений обратился в суд с иском к акционерному обществу «Газпром газораспределение Пермь» (далее АО «Газпром газораспределение Пермь» ) о возложении обязанности принять на обслуживание путем выполнения комплекса мероприятий, включая мониторинг, техническое обслуживание и аварийно-диспетчерское обеспечение, ремонт сетей, проведение технического диагностирования газопровода среднего и низкого давления по от ФИО1, 2-й Черемуховый переулок, ул. Верхоянская ориентировочной протяженностью 1923,0 п.м.
В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о газоснабжении при эксплуатации газопровода среднего и низкого давления, расположенных по пep. 2-й Черемуховый, ул. ФИО1, ул. Верхоянская г. Перми, а именно газопровод среднего и низкого давления по ул. ФИО1, 2-й Черемуховый переулок, ул. Верхоянская ориентировочной протяженностью 1923,0 п.м. и газопровода среднего и низкого давления по ул. ФИО1, 2-й Черемуховый ориентировочной протяженностью 852,82 п.м., в ходе которой установлено, что указанные газопроводы обеспечивают газоснабжением жилые дома в микрорайоне индивидуальной жилой застройки «Домостроительный» в Орджоникидзевском районе города Перми. 01 декабря 2005 года Пермским филиалом ЗАО «Фирма Уралгазсервис» для газоснабжения 55 частных домов, расположенных по адресу: г. Пермь, Орджоникидзевский район, м/н Домостроительный, кв. 2271, 2272 (ул. Домостроительная, ФИО2, ФИО1, Лоцманская) инициативной группе застройщиков микрорайона индивидуальной жилой застройки «Домостроительный» выдавались технические условия на проектирование и строительство газопроводов. 15 сентября 2008 года Пермским филиалом ЗАО «Фирма Уралгазсервис» инициативной группе застройщиков микрорайона индивидуальной жилой застройки «Домостроительный» выданы технические условия присоединения к газораспределительным сетям от 15 сентября 2008 года в целях подключения построенных газопроводов среднего и низкого давления к газопроводу среднего давления, расположенного по ул. ФИО1. До 31 декабря 2014 года газопроводы находились на техническом обслуживании ЗАО «Газпром газораспределение Пермь» в рамках заключенного с застройщиком газопровода ИП ФИО3 договора от 02 декабря 2013 года № 335/22. В настоящее время указанные выше газопроводы специализированной организацией не обслуживаются, владелец (собственник) газопроводов отсутствует. В силу положений технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29 октября 2020 года № 870, дано понятие газораспределения - это единый производственный комплекс, включающий в себя наружные газопроводы, сооружения, технические и технологические устройства, расположенные на наружных газопроводах, и предназначенный для транспортировки природного газа от отключающего устройства, установленного на выходе из газораспределительной станции, до отключающего устройства, расположенного на границе сети газораспределения и сети газопотребления (в том числе сети газопотребления жилых зданий). В силу п. 14 Технического регламента сети газораспределения и газопотребления должны обеспечивать безопасность и энергетическую эффективность транспортирования природного газа с параметрами по давлению и расходу, определенными проектном документацией и условиями эксплуатации. Разделом VI Технического регламента в целях обеспечения безопасности определены требования к сетям газораспределения и газопотребления на этапе эксплуатации (включай техническое обслуживание и текущие ремонты).
На основании пп. «б» п. 2 Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, утверждённых Постановлением Правительства от 17 мая 2002 года № 317, «газораспределительная организация» - специализированная организация и оказывающая услуги, связанные с подачей газа потребителям. Газораспределительной организацией может быть организация - собственник газораспределительной системы, которая получила газораспределительную систему в процессе приватизации либо создала или приобрела ее на других предусмотренных законодательством Российской Федерации основаниях, или организация, заключившая с собственником газораспределительной системы договор на ее эксплуатацию.
Приказом Ростехнадзора от 15 декабря 2013 года № 542 утверждены Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности сетей газораспределения и газопотребления, из которых следует, что эксплуатационной (эксплуатирующей) организацией в сфере газоснабжения является организация, которая непосредственно осуществляет транспортировку газа по газопроводу и (или) техническое обслуживание последнего, т.е. газоснабжающая (газотранспортная, газораспределительная) организация. В силу требований действующего законодательства в сфере газоснабжения газораспределительная организация обязана обеспечить безопасную эксплуатацию газопроводов.
В настоящее время газораспределительной организацией является АО «Газпром газораспределение Пермь». Газораспределительные сети относятся к категории опасных производственных объектов, что обусловлено взрывоопасными и пожароопасными свойствами транспортируемого по ним газа, что делает невозможным поставку газа без соблюдения вышеизложенных правил. Следовательно, АО «Газпром газораспределение Пермь» обязано осуществлять эксплуатацию газораспределительной сети, включающей наружные газопроводы, в соответствии с требованиями законодательства. Спорные газопроводы представляют угрозу безопасности граждан, а также угрозу устойчивых поставок газа населению - жителям Орджоникидзевского района города Перми.
Кроме того установлено, что газопровод среднего и низкого давления по ул. ФИО1, 2-й Черемуховый переулок, ул. Верхоянская ориентировочной протяженностью 1923,0 п.м., а также газопровод среднего и низкого давления по ул. ФИО1, 2-й Черемуховый ориентировочной протяженностью 852,82 п.м., являются единой сетью общей протяженностью 1923,0 п.м.
Решением Орджоникидзевского районного суда г. Перми от 21 октября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 20 января 2021 года, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе Администрация города Перми просит об отмене судебных актов. В обоснование жалобы указывает, что действующим законодательством возможность выдачи технических условий на проектирование и строительство газораспределительной системы непосредственно потребителем –физическим лицам, не предусмотрена, выдавая данные условия ответчик фактически возложил свою обязанность по строительству газопровода на собственников жилых домов, в связи с чем не понес затраты на строительство газопровода, не оформил право собственности на него, в этой связи считает, что истцом выбран надлежащий способ защиты права. В нарушение ст. 13 Закона № 69-ФЗ, которая не применена судом, ответчик уклонился от обязанности строительства газопровода в микрорайоне для потребителей, а также от обязанности содержать уже построенный газопровод. Построенный газопровод является газораспределительной сетью, собственником которой в силу закона может являться эксплуатирующая организация, поскольку спорный газопровод имеет эксплуатирующую организацию, которой является ответчик, подписавший акт приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от 01 октября 2010 года как эксплуатирующей организации, то газопровод не является бесхозяйным, отсутствие государственной регистрации ответчика на газопровод основанием для признания его бесхозяйным не является. Факт владения ответчиком газопровода подтверждается вышеуказанным актом, который также свидетельствует о наличии условий для приобретения права собственности в силу приобретательной давности. Суд не применил ст. 55. 24 Градостроительного кодекса РФ, выводы суда о том, что только право собственности влечет несение затрат на содержание ошибочны, обязанность по техническому обслуживанию газопровода являющегося линейным сооружением должна быть исполнена эксплуатационной организацией, которой является ответчик. Судом не учтено, что техническое и аварийное обслуживание газопровода с 05 февраля 2010 года по договору с ИП ФИО4 осуществлял ответчик, данный факт является основанием для обоснования ответчиком тарифа в уполномоченном органе, ответчик ввел суд в заблуждение указав, что тариф можно обосновать только правом собственности, в перечне документов, которым ответчику можно обосновать тариф присутствует техническое обслуживание, данные доводы судом не исследованы, оценка им не дана. Также отмечает, что полномочия по строительству содержанию бесхозяйного газопровода к вопросам местного значения не относятся, выводы суда в данной части основаны на неверном толковании ст. 8.1 Федерального закона от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ, полномочия по строительству и содержанию газопровода определены за газораспределительной организацией, полномочия по содержанию сооружения определены за эксплуатирующей организацией.
Иные, участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, надлежащим образом и своевременно извещены о месте и времени судебного разбирательства. Кроме того, информация о слушании по настоящему делу размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. Ходатайств об отложении судебного разбирательства от неявившихся участников не поступило, в связи с чем, судебная коллегия, в соответствии с ч. 3 ст. 167, ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, находит возможным рассмотреть дело в отсутствие иных участников процесса.
Согласно ст.379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном ст. 379.5, 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Судами установлено и следует из материалов дела, что строительство спорного газопровода среднего и низкого давления ориентировочной протяженностью 1923,0 п.м. выполнено собственниками зданий, расположенных по ул. ФИО1, 2-й Черемуховый переулок, ул. Верхоянская г. Перми, а также за счет собственных средств ИП ФИО5 Строительство газопровода осуществлялось в период с 05 марта 2010 по 16 июня 2010 года на основании проектной организации, разработанной ООО «Антал», генеральным подрядчиком являлся ООО «СМУ-104». Данные обстоятельства подтверждены материалами дела и не оспариваются истцом и третьими лицами.
Для газоснабжения 55 частных домов, расположенных по адресу: г. Пермь, Орджоникидзевский район, м/н Домостроительный, кв. 2271, 2272 (ул. Домостроительная, ФИО2, ФИО1, Лоцманская) ЗАО «Фирма Уралгазсервис» были выданы технические условия на проектирование и строительство газопровода № <данные изъяты> от 01 декабря 2005 года. По заявлению представителя инициативной группы застройщиков микрорайона «Домостроительный» о продлении технических условий ЗАО «Фирма Уралгазсервис» были выданы технические условия присоединения к газораспределительным сетям № <данные изъяты> от 15.09.2008 года в целях подключения построенных газопроводов среднего и низкого давления к газопроводу среднего давления, расположенного по ул. ФИО1.
05 февраля 2010 года между ИП ФИО5 (Заказчик) и ООО «Строительно-монтажное управление-104» (Подрядчик) заключен договор № <данные изъяты> по выполнению работ по строительству газопровода среднего, ГРПШ, и низкого давления к жилым домам в кварталах № 2271, № 2272 Орджоникидзевского района г. Перми, по условиям которого Подрядчик обязуется выполнить по заданию Заказчика работы согласно проекта 1278П-2009 в соответствии с действующими НТД и СНиП: монтаж газопровода среднего давления, монтаж ГРПШ с ограждением и молниеотводом (без телеметрии), монтаж газопровода низкого давления, провести необходимые испытания и предоставить необходим исполнительную документацию.
30 августа 2010 года года ТСЖ «Домостроительный» поручило ИП ФИО5 строительство газопровода на землях принадлежащих ТСЖ в кварталах 2271 и 2272 Орджоникидзевского района г. Перми, по завершении строительства газопровода в указанных кварталах ТСЖ «Домостроительный» поручило ИП ФИО5 оформить указанный газопровод в собственность, а также дало поручение на оформление соглашений на выдачу технических условий, заключения договоров на врезки, техническое обслуживание и эксплуатацию ШРП, газопровода среднего и низкого давления.
03 сентября 2010 года между ЗАО «Фирма Уралгазсервис» (Исполнитель) и ИП ФИО5 (Заказчик) заключен договор на техническое и аварийное обслуживание газопроводов, сооружений на них и газового оборудования, условиям которого исполнитель оказывает услуги по проведению технического обслуживания газопроводов, сооружений на них (в т.ч. ШРП, ЭХЗ), газового оборудования на объекте по адресу: комплекс индивидуальных жилых домов в кварталах 2271 и 2271 Орджоникидзевском районе, в объемах согласно Приложения № 1-3, которое является неотъемлемой частью договора.
Из акта разграничения балансовой принадлежности эксплуатационной ответственности, на балансе ИП ФИО5 находятся газопровод среднего давления от точки врезки до ГРПШ, ГРПШ, газопровод низкого давления от ГРПШ до кранов на вводах в жилые дома комплекса индивидуальных жилых домов в кварталах №№ 2271, 2272: ул.Домостроительная, <данные изъяты>; ул. ФИО2, <данные изъяты>; пер. 2-й Черемуховый <данные изъяты>. Все внутреннее газовое оборудование, включая арматуру, газопотребляющие агрегаты и газопроводы, также находится на балансе ИП ФИО5 Ответственность за техническое состояние газопроводов и газового оборудования в границах, установленных данным актом, несет ИП ФИО5 Эксплуатационное управление № 5 ЗАО «Фирма Уралгазсервис» осуществляет точки врезки до кранов на вводах в жилые дома комплекса индивидуальных жилых домов в кварталах №№ 2271, 2272: ул. Домостроительная, <данные изъяты>; ул. ФИО2, <данные изъяты>; пер. 2-й Черемуховый <данные изъяты> К акту представлена схема № 1, отображающая границы ответственности между эксплуатационным управлением № 5 Пермского филиала ЗАО «Фирма Уралгазсервис» и ИП ФИО5 На основании соглашения о расторжении договора от 22 декабря 2014 года договор № <данные изъяты> заключенный между ЗАО «Фирма Уралгазсервис» и застройщиком газопровода ИП ФИО5 расторгнут с 01 января 2015 года.
Потребители газа в жилых кварталах 2271 и 2272 в Орджоникидзевском районе проинформированы о необходимости технического обслуживания газопроводов, ГРПШ и др. оборудования, заключения соответствующего договора на техническое обслуживание и несении соответствующих расходов.
05 февраля 2018 года Департаментом жилищно-коммунального хозяйства принято решение о нецелесообразности принятия объектов в муниципальную собственность города Перми газопроводов среднего и низкого давления по ул. ФИО1, 2-й Черемуховый переулок, ул. Верхоянская (ориентировочной протяженностью 1923,0 п.м. д. <данные изъяты>).
Газопроводы среднего и низкого давления по ул. ФИО1, переулку 2-й Черемуховый, ул. Верхоянская в Орджоникидзевском районе г. Перми не числятся в реестрах государственной собственности Пермского края и муниципального имущества города Перми, сведения о них в ЕГРН отсутствуют.
18 декабря 2017 года между АО «Газпром газораспределение Пермь» и ООО «Управляющая компания Аренда Сервис» заключен договор № 570/22 на техническое обслуживание газопроводов и сооружений на них, предметом которого является оказание услуг по проведению технического обслуживания газопроводов, сооружений на них (средства ЭХЗ) на объекте Заказчика по адресу: ул. ФИО2, 78, 78А, 80, 82, 82А, ул. Верхоянская, 13, 15, пер. 2-й Черемуховый, 24, 26, 26А, в объемах согласно Приложению № 1 к настоящему договору, а Заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги. В течение 2018-2019г.г. между АО «Газпром газораспределение Пермь» и жителями домов по адресам: 2-й Черемуховый, <данные изъяты>, ул. Домостроительная, <данные изъяты> ул. Лоцманская, <данные изъяты>, ул. Александра ФИО2, 84а, 90, 92, 94а, 96, также были заключены договоры, о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования (ВДГО) домовладения.
Из акта обследования бесхозяйного объекта инженерной инфраструктуры от 25 апреля 2018 года в составе комиссии представителей администрации Орджоникидзевского района и ПФ АО «Газпром газораспределение Пермь» следует, что комиссия произвела осмотр газопроводов среднего и высокого давления по ул. Ленинский переулок, переулок 2-й Черемуховый. По результатам осмотра определено, что бесхозяйный объект в начальной точке имеет непосредственное присоединение к инженерной сети и (или) объекту, находящемуся во владении ПФ АО «Газпром газораспределение Пермь», точка врезки по ул. Ленинский переулок в конечной точке имеет непосредственное присоединение к инженерной чести и (или) объекту, находящемуся во владении: точка врезки у жилого дома по ул. Верхоянская, 13. Объект имеет технические характеристики: газопровод среднего давления - трубопровод диаметром 110 мм, протяженностью 43,53 м.п, материал - ПЭ, год ввода в эксплуатацию- 2010. Газопровод низкого давления трубопровод диаметром 160, протяженностью 782,74 м.п, материал - ПЭ, год ввода в эксплуатацию - 2010. Газопровод низкого давления трубопровод диаметром 225, протяженностью 21,01 п.м., материал - ПЭ, год ввода в эксплуатацию - 2010. Газопровод низкого давления трубопровод диаметром 219, протяженностью 2,29 п.м., материал - сталь, год воды в эксплуатацию - 2010. Газопровод низкого давления трубопровод диаметром 108, протяженностью 2, 25 м.п., материал - сталь, год ввода в эксплуатацию - 2010. Оборудование и устройства (наименование и количество) установленные на инженерной сети (объекте) - ГРПШ, расположен на перекрестке ул. Ленинский переулок и Домостроительная, в районе дома № 114 по ул. Домостроительная. Техническое состояние хорошее.
Разрешая спор, руководствуясь положениями ст. 130, 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2002 года № 317, Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 года N 549, Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2000 года № 878, Приказа Минэкономразвития России от 10 декабря 2016 года № 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей», суд первой инстанции исходил из того, что ответчик не является собственником спорного газопровода. Спорный газопровод построен по заказу физических лиц на собственные средства, по своему целевому назначению предназначен исключительно для газоснабжения группы жилых домов, ответчик не является ресурсоснабжающей организацией, не осуществляет реализацию газа населению с заключением соответствующих договоров поставки газа. Обязанность газораспределительной организации по содержанию бесхозяйных газовых сетей действующим законодательством не предусмотрена. Организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления, которые должны осуществлять мероприятия по выявлению, постановке на учет как бесхозяйных недвижимых вещей и заключению договоров на обслуживание газовых сетей. Выдача технических условий не влечет для газораспределительной организации возникновение вещных прав на присоединяемый участок газопровода. Ответчик не является единственной специализированной организацией, которая может осуществлять техническое облуживание газопроводов. Порядок регистрации газораспределительной организацией права собственности на объекты газораспределения, являющиеся бесхозяйными, в настоящее время не разработан.
Проверяя законность вынесенного решения, суд апелляционной инстанции с данными выводами согласился.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов основанными на правильном применении норм материального права.
Суд апелляционной инстанции согласился с приведенными выводами суда и их правовым обоснованием.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным обстоятельствам дела, нормам материального и процессуального права, подлежащим применению к спорным правоотношениям.
Доводы кассационной жалобы Администрации г. Перми сводятся к тому, что на истце не лежит обязанность по организации газоснабжения и содержанию спорного газопровода, надлежащим ответчиком по делу является АО "Газпром газораспределение Пермь", поскольку собственником газораспределительной сети может выступать только специализированная организация, что данный газопровод принят ответчиком в эксплуатацию, что газопровод не является бесхозяйным имуществом, находится в непрерывном открытом владении ответчика, осуществлявшего техническое и аварийное обслуживание данного газопровода в период с 2010, не могут служить основанием для отмены в кассационном порядке судебных постановлений.
Как следует из положений п.1 ст.9 и ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и должен привести к восстановлению нарушенного материального права или к реальной защите законного интереса. При этом суд не вправе выходить за пределы исковых требований и решать за истца, какой способ защиты нарушенного права тому следует избрать. Неверный выбор способа защиты права является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
Как усматривается из материалов дела, поводом для обращения в суд с исковыми требованиями явилось отсутствие законного владельца спорного газопровода, а, следовательно, и лица, обязанного осуществлять его содержание, ремонт и техническое обслуживание. По мнению истца, данным лицом является специализированная организация - АО "Газпром газораспределение Пермь".
Согласно п.1 ст.213, ст.129 Гражданского кодекса Российской Федерации в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам. Виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению (объекты, ограниченно оборотоспособные), определяются в порядке, установленном законом.
В соответствии с п.4 ст.16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация в границах городского округа газоснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, относится к вопросам местного значения городского округа.
Пунктами 4 и 5 ч.6 ст. 14 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, должен включать, в том числе мероприятия по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества, организации управления бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов, с момента выявления таких объектов.
Отвечая на аналогичные доводы, суд апелляционной инстанции, анализируя представленные в материалы дела доказательства и соглашаясь с их оценкой, произведенной судом первой инстанции, исходил из того, что спорный газопровод относится к имуществу, предназначенному для решения вопросов местного значения, отсутствие собственника газопровода влечет неисполнение обязанностей по содержанию имущества и создает угрозу жизни и безопасности жителей и риск возникновения аварийной ситуации, предупреждение которых также является одной из функций органов местного самоуправления, при этом постановка спорного газопровода на учет как бесхозяйного имущества, влечет его передачу в муниципальную собственность в установленном порядке. При этом, муниципалитет в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь не обращался, не лишен данного права.
Оценивая довод истца о том, что выдача ответчиком технических условий влечет для газораспределительной организации возникновение прав и обязанностей на него, в том числе вещных прав на присоединяемый участок газопровода, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу, что выдача технических условий является обязанностью газораспределительной организации, но не влечет для него каких-либо вещных прав на газопровод, поскольку является не единственной специализированной организацией, осуществляющей техническое обслуживание газопроводов. Собственник газопровода имеет право заключить договор на техническое обслуживание с любой специализированной организацией. Более того, порядок регистрации газораспределительной организацией права собственности на объекты газораспределения, являющиеся бесхозяйными, в настоящее время не разработан.
Предъявление исковых требований муниципального органа, на которого в силу действующего законодательства возложена обязанность по организации газоснабжения населения, к АО «Газпром газораспределение Пермь» о приведении в технически исправное состояние, содержанию, ремонту и техническому обслуживанию газопровода, фактически является попыткой уйти от исполнения возложенных на муниципалитет Федеральными законами «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «О газоснабжении в Российской Федерации» обязанностей.
При таких обстоятельствах ссылки истца на ст.13 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации», ст.55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации ошибочны, основаны на неверном истолковании норм права, регулирующих спорные правоотношения.
Иные доводы жалобы заявителя сводятся к несогласию с выводами суда первой и апелляционной инстанции, субъективному толкованию закона применительно к имевшей место ситуации, аналогичны неоднократно заявлявшимся доводам при разрешении спора по существу, которым дана оценка судами обеих инстанций.
Обстоятельства по делу установлены правильно, требования разрешены в соответствии с нормами закона и представленными доказательствами. Полномочие вышестоящего суда по пересмотру дела должно осуществляться в целях исправления судебных ошибок, неправильного отправления правосудия, а не пересмотру по существу. Отступления от этого принципа оправданы только, когда являются обязательными в силу обстоятельств существенного и непреодолимого характера.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных постановлений.
Руководствуясь ст.ст. 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Орджоникидзевского районного суда г. Перми от 21 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 20 января 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации города Перми без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи