88-7280/2023
2-561/2022
25RS0022-01-2022-001569-02
ДЕВЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
31 августа 2023 года город Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кравченко А.И.,
судей Панфиловой Л.Ю., Бузьской Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» к ФИО1 о взыскании неправомерно полученной денежной выплаты,
по кассационной жалобе КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 11 апреля 2023 года.
Заслушав доклад судьи Панфиловой Л.Ю., пояснения представителя истца ФИО2, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» обратилось с иском к ФИО1, указав, что 13.12.2018 ФИО1 обратилась в КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» с заявлением о назначении мер социальной поддержки, с предоставлением следующих документов: паспорт заявителя, справка от 28.11.2018 № КГБУЗ «Октябрьская ЦРБ», свидетельство о государственной регистрации на жилой дом. С 01.12.2018 принято решение о назначении компенсации. При этом компенсация выплачивалась с учетом указания в составе семьи супруга ФИО3 В дальнейшем ответчик обращалась за компенсацией в структурное подразделение учреждения 19.09.2020, 06.09.2021. 16.05.2022 от супруга ответчика поступило заявление о назначении мер социальной поддержки как ветерану боевых действий, из указанного заявления истцу стало известно о том, что в жилом помещении совместно с ФИО1 зарегистрированы ФИО4 и ФИО5 Таким образом, с учетом зарегистрированных в жилом помещении лиц переплата мер социальной поддержки как медицинскому работнику, работающему и проживающему в сельской местности за период с 01.05.2019 по 31.08.2022 составила 50 391,64 руб. 30.08.2022 ответчику направлено уведомление о необходимости возмещения необоснованно полученной суммы в добровольном порядке, которое до настоящего времени не исполнено. С учетом уточнения заявленных требований, просит взыскать с ответчика сумму излишне полученной ежегодной и ежемесячной денежной компенсации за период с 01.05.2019 по 31.08.2022 в размере 50 391,64 руб.
Решением Октябрьского районного суда Приморского края от 3 ноября 2022 года, исковые требования удовлетворены.
С ФИО1 в пользу КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» взыскана сумма излишне уплаченной ежегодной и ежемесячной денежной компенсации за период с 01.05.2019 по 31.028.2022 в размере 50 391,64 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 11 апреля 2023 года решение суда первой инстанции отменено, принято решение об отказе КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» в удовлетворении исковых требований.
В кассационной жалобе КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» просит отменить решение суда апелляционной инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, принятым с нарушениями норм права.
В возражениях на кассационную жалобу ФИО1 указала на отсутствие оснований для отмены апелляционного определения по доводам кассационной жалобы.
Изучив доводы кассационной жалобы, возражения на нее, материалы дела, выслушав пояснения представителя истца ФИО6, судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции, приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при принятии решения судом апелляционной инстанции допущено не было.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО1 работала в КГБУЗ «Октябрьская центральная районная больница» в должности старшей медицинской сестры с 18.12.2017 по 15.05.2022.
13.12.2018 ФИО1 обратилась в КГКУ «Центр социальной поддержки населения» с заявлением о компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
В последующем обращалась с заявлениями от 17.01.2019, 28.02.2019, 25.04.2019, 08.07.2019, 20.08.2019, 19.09.2020, 06.09.2021.
В заявлениях от 08.07.2019, 20.08.2019, 19.09.2020, 06.09.2021 содержатся сведения о членах семьи заявителя – ФИО3
Из материалов дела следует, что супруг ответчика является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 96,7 кв.м., отапливаемое углем.
Совместно с ответчиком в жилом помещении зарегистрированы супруг ФИО3 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения), сын ФИО5 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения), дочь ФИО4 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения).
16.05.2022 от супруга ответчика поступило заявление о назначении мер социальной поддержки как ветерану боевых действий, из указанного заявления истцу стало известно о том, что в жилом помещении совместно с ФИО1 зарегистрированы ФИО4 и ФИО5
23.05.2022 от ответчика поступило заявление о прекращении мер социальной поддержки в связи с увольнением с места работы.
С 23.05.2022 ответчику прекращено предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения.
В соответствии с протоколом переплаты № от 24.06.2022 выявлены необоснованно выплаченные суммы ежегодной денежной компенсации на оплату жилья и коммунальных услуг за период с 01.05.2019 по 31.08.2022 размере 50 391,64 руб.
В соответствии с п. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.
Пунктом 3 ст. 1109 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения, в частности: заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсий, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
По смыслу положений п. 3 ст. 1109 Гражданского кодекса РФ не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение; Закон устанавливает исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетном ошибки.
Законом Приморского края от 29.12.2004 № 206-КЗ «О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края» предусмотрено право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг работающим в сельских населенных пунктах и поселках медицинским работникам медицинских организаций Приморского края.
Меры социальной поддержки по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги предоставляются лицам, указанным в пункте 4 части 1 настоящей статьи, в виде:
компенсации расходов в размере 100 процентов на оплату электрической энергии, потребленной лицами, указанными в пункте 1 части 1 настоящей статьи, имеющим высшее или среднее профессиональное образование, и лицами, указанными в пункте 3 части 1 настоящей статьи, и совместно проживающими с ними членами семьи, рассчитанную исходя из объема потребляемой коммунальной услуги, определенного по показаниям приборов учета, в пределах нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за электрическую энергию рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и не распространяется на установленные Правительством Российской Федерации случаи применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг( п. 3 ч. 2 ст. 14 Законом Приморского края от 29 декабря 2004 года № 206-КЗ «О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края»);
а) компенсации 100 процентов расходов на оплату освещения жилого помещения; б) одной из компенсаций лицам, проживающим в жилых помещениях без центрального отопления в жилом фонде независимо от формы собственности и использующим в целях отопления твердое либо альтернативное топливо, по их выбору в виде: ежегодной единовременной компенсации расходов на приобретение твердого либо альтернативного топлива при наличии печного либо альтернативного отопления (кроме электричества) в размере 284,44 рубля на один квадратный метр общей площади занимаемого жилого помещения и его доставку в размере 3570,41 рубля (далее - компенсация расходов сельских педагогических работников на приобретение топлива и его доставку); ежемесячной компенсации расходов на оплату электрической энергии, используемой для отопления жилых помещений, по показаниям прибора учета электрической энергии ( п. 4 ч. 2 ст. 14 Законом Приморского края от 29 декабря 2004 года № 206-КЗ «О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края»).
В соответствии с п. 1.4 Постановления Губернатора Приморского края от 07.02.2019 № 7-пг «Об утверждении Порядка и условий предоставления мер социальной поддержки по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги специалистам бюджетной сферы, определенным пунктами 1, 3, 4, 5 части 1 статьи 14, частями 1(1), 2, 3 статьи 14(1) Закона Приморского края «О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края» (далее Постановление Губернатора Приморского края от 07.02.2019 № 7-пг) сельским медицинским и медицинским работникам предоставляется мера социальной поддержки по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги в виде компенсации 100 процентов расходов на оплату за электрическую энергию.
Согласно п. 1.7 Постановления Губернатора Приморского края от 07.02.2019 № 7-пг лицам, указанным в пункте 1.2 настоящего Порядка, проживающим в жилых помещениях без центрального отопления в жилом фонде независимо от формы собственности и использующим в целях отопления твердое либо альтернативное топливо (кроме электричества), предоставляется мера социальной поддержки по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги в виде ежегодной единовременной компенсации расходов на приобретение твердого или альтернативного топлива и доставку твердого либо альтернативного топлива (далее - расходы на топливо и его доставку) в размерах, установленных пунктами 3, 4 части 2 статьей 14 Закона Приморского края от 29.12.2004 года № 206-КЗ «О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края», в форме ежегодной единовременной денежной выплаты (далее - ежегодная единовременная денежная выплата).
Назначение ежемесячной денежной компенсации заявителям производится на основании представленных заявителем или уполномоченным представителем заявителя (далее - уполномоченный представитель) следующих документов: а) заявления на получение ежемесячной денежной компенсации (далее - заявление), в котором указываются паспортные данные гражданина Российской Федерации (серия, номер, дата выдачи, наименование подразделение, выдавшего документ, адрес места жительства), в случае отсутствия паспорта - данные о временном удостоверении личности гражданина Российской Федерации (дата выдачи, наименование подразделения, выдавшего документ, адрес места жительства (места пребывания), дата, до которой действует документ, сведения о способе доставки ежемесячной денежной компенсации, номер контактного телефона, согласие на получение мер социальной поддержки, предоставляемых в соответствии с пунктами 1.3 - 1.5, 1.7 настоящего Порядка, и отказ от получения аналогичных мер социальной поддержки, предоставляемым по иным основаниям (при наличии таких оснований), согласие заявителя на обработку своих персональных данных в соответствии с действующим законодательством; б) паспорта гражданина Российской Федерации, а в случае его отсутствия - временного удостоверения личности гражданина Российской Федерации; в) паспорта уполномоченного представителя, в случае его отсутствия - временного удостоверения личности уполномоченного представителя (в случае обращения через уполномоченного представителя); г) документа, подтверждающего полномочия действовать от имени заявителя (в случае обращения через уполномоченного представителя); д) трудовой книжки и (или) сведений о трудовой деятельности (для заявителей, вышедших на пенсию); е) справки с места работы с указанием даты поступления на работу, занимаемой должности, места нахождения организации (для работающих заявителей); ж) документа, подтверждающего наличие прибора учета электрической энергии, используемой для отопления жилого помещения (далее - прибор учета) (для заявителей, проживающих в жилых помещениях, отапливаемых электрической энергией); з) документа, выданного кредитной организацией, содержащего информацию о банковском счете (для получающих денежные выплаты через кредитные организации); и) документа о размере общей площади занимаемого жилого помещения (для заявителей, проживающих в жилых помещениях с печным или альтернативным отоплением); к) документа, подтверждающего право собственности на жилое помещение (для заявителей, являющихся собственниками жилых помещений в многоквартирном доме); л) справки структурного подразделения КГКУ по прежнему месту жительства или месту пребывания о дате прекращения предоставления мер социальной поддержки по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги (для заявителей, ранее получавших эти меры социальной поддержки по иному месту жительства или месту пребывания); м) документа о наличии высшего или среднего медицинского образования (для сельских медицинских работников); н) документа о наличии высшего или среднего профессионального образования (для сельских бюджетных специалистов и бюджетных специалистов); о) согласия на обработку персональных данных лиц, совместно проживающих с заявителем; п) документ, подтверждающий работу в сельской местности, в случае если данные сведения отсутствуют в документах (сведениях), указанных в подпункте "д" настоящего пункта (трудовой договор, справка с места работы, выписка из приказов) (для заявителей, вышедших на пенсию).
При этом в силу п. 2.5 Постановления Губернатора Приморского края от 07.02.2019 № 7-пг территориальный отдел осуществляет проверку подлинности представленных заявителем (уполномоченным представителем) заявления и прилагаемых к нему документов, полноту и (или) достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления официальных запросов в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления и организации, в том числе в электронной форме с использованием единой СМЭВ и подключаемых к ней региональных СМЭВ.
Пунктом 2.8. Постановления Губернатора Приморского края от 07.02.2019 № 7-пг предусмотрены случаи при которых заявители, получающие ежемесячную денежную компенсацию (далее - получатели компенсации), обязаны подать в порядке, установленном пунктом 2.3 настоящего Порядка, заявление об обстоятельствах, влияющих на изменение размера ежемесячной денежной компенсации, или об обстоятельствах, влекущих прекращение предоставления ежемесячной денежной компенсации (прекращение права (изменение доли в праве) собственности на жилое помещение, изменение регистрации по месту жительства или по месту пребывания, увольнение из организации (учреждения), работа в которой предоставляет право на меры социальной поддержки, указанные в пунктах 1.3 - 1.5, 1.7 настоящего Порядка) в течение 10 дней со дня их наступления, с приложением документов, подтверждающих наступление этих обстоятельства.
Согласно п. 3.2. Постановления Губернатора Приморского края от 07.02.2019 № 7-пг при расчете суммы ежемесячной денежной компенсации учитываются: общая площадь жилого помещения; действующие тарифы на оплату жилых помещений, отопления, электрической энергии, установленные в соответствии с действующим законодательством (далее - тарифы); меры социальной поддержки по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, предусмотренные действующим законодательством; минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный постановлением Администрацией Приморского края; фактический объем потребляемых и оплаченных коммунальных услуг (отопление, электрическая энергия), определенный по показаниям приборов учета, подтверждающих фактические объемы потребленных коммунальных услуг, и оплата за жилое помещение; сведения о фактической уплате взноса на капитальный ремонт.
В силу п. 4.1 Постановления Губернатора Приморского края от 07.02.2019 № 7-пг ежегодная единовременная денежная выплата назначается заявителям на приобретение в целях отопления твердого либо альтернативного топлива при наличии печного либо альтернативного отопления (кроме электричества) исходя из количества лиц, получающих меры социальной поддержки по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, зарегистрированных совместно с заявителем в жилом помещении по месту жительства или месту пребывания, общей площади занимаемого жилого помещения.
Согласно п. 4.9 Постановления Губернатора Приморского края от 07.02.2019 № 7-пг излишне выплаченные получателю суммы ежегодной единовременной денежной выплаты в случае утраты права на получение ежегодной единовременной денежной выплаты, а также предъявления документов, содержащих заведомо недостоверные сведения, влияющие на размер ежегодной единовременной денежной выплаты, подлежат удержанию из ежегодных единовременных денежных выплат и (или) ежемесячных денежных компенсаций, причитающихся в последующих расчетных периодах, но не более чем за три года.
Из приведенных выше нормативных положений в их взаимосвязи следует, что меры социальной поддержки граждан, являются одним из элементов гарантированного Конституцией Российской Федерации права на социальное обеспечение и направлены на поддержку и защиту медицинских работников, работающих в сельских населенных пунктах и поселках, как конституционно значимых ценностей в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и обеспечить им приемлемый уровень материального благосостояния. Одной из форм такой государственной поддержки является меры социальной поддержки по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги. При этом данная выплата входит в гарантированную государством систему мер социальной поддержки медицинских работников, работающих в сельских населенных пунктах и поселках, являясь мерой социальной поддержки, относится к средствам существования гражданина.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции указал, что из анализа данных положений следует, что добросовестность гражданина презюмируется, бремя доказывания недобросовестности ФИО1 при получении ею сумм денежной выплаты за электороэнергию и топливо лежит на стороне, требующей их возврата, то есть на истце. Принимая во внимание, что данных о представлении ответчиком заведомо недостоверных сведений, либо сокрытие каких-либо сведений при обращении за получением выплаты, не представлено, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для взыскания с ФИО1 излишне выплаченную ей денежную выплату.
Выводы суда апелляционной инстанции не противоречат установленным обстоятельствам и требованиям действующего законодательства и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Доводы кассационной жалобы истца, в той части, что ФИО1 были предоставлены недостоверные сведения, не может служить основанием для отмены судебного постановления, поскольку как верно установлено судом, в действиях ответчика недобросовестности с её стороны не было.
Иные доводы кассационной жалобы, аналогичны позиции заявителя в судах первой и апелляционной инстанций, не подтверждают нарушений норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и фактически основаны на несогласии с оценкой обстоятельств дела и ошибочном толковании норм права, поэтому они не могут служить основанием для кассационного пересмотра состоявшегося по делу судебных постановления.
При таких обстоятельствах, выводы суда апелляционной инстанции соответствуют установленным обстоятельствам, нарушений норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела не допущено. Доводы кассационной жалобы истца оснований для отмены или изменения судебного акта по делу не содержат.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 11 апреля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи