ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 88-7682/2022 от 24.05.2022 Второго кассационного суда общей юрисдикции

I инстанция - Красногирь Т.Н.

II инстанция – Хлебников А.Е. (докладчик)., Болотина А.А., Цветкова О.С.

Дело №88-7682/2022

2-534/2021

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

24 мая 2022 года г. Москва

Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего судьи Лысовой Е.В.

судей: Шамрай М.С., Анненковой К.К.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вяземского межрайонного прокурора Смоленской области, действующего в интересах Российской Федерации, Федерального агентства лесного хозяйства, к ФИО1 о признании недействительным договора дарения земельного участка,

по кассационной жалобе ФИО1 на решение Вяземского районного суда Смоленской области от 09 августа 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 23 ноября 2021 года,

Заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Шамрай М.С., выслушав объяснения представителя ФИО1, поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя Департамента Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания, полагавшего кассационную жалобу необоснованной, прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Лазаревой Е.И., просившей отказать в удовлетворении кассационной жалобы, судебная коллегия

установила

Вяземский межрайонный прокурор Смоленской области, действующий в интересах Российской Федерации, Федерального агентства лесного хозяйства обратились в суд с иском к ФИО1 о признании недействительным договора дарения земельного участка, указав в обоснование заявленных требований, что в ходе проведения проверки установлены нарушения лесного законодательства. В собственности Российской Федерации находится земельный участок площадью 1 086 657 522 кв.м, с кадастровым номером 67:02:0000000343, расположенный по адресу: Смоленская область, Вяземский район, категория земель - земли лесного фонда, запись регистрации от 23 января 2001 года номер 670-1-02-За-2000-0495.

06 февраля 2020 года между ФИО2 и ФИО1 заключен договор дарения земельного участка с кадастровым номером 67:02:0000000:1881 площадью 466 444 кв. м, расположенного по адресу: Смоленская область, Вяземский район, Поляновское сельское поселение, в районе д. Володарец, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использования - для сельскохозяйственного использования.

14 февраля 2020 года произведена государственная регистрация права собственности ФИО1 на данный земельный участок.

Вместе с тем, земельный участок с кадастровым номером 67:02:0000000:1881, принадлежащий ФИО1, сформирован на землях лесного фонда и пересекает границы земельного участка, находящегося в собственности Российской Федерации.

Следовательно, имеет место нарушение права собственности Российской Федерации в отношении земельного участка из состава земель лесного фонда, в связи с чем, передача его в собственность ФИО1 осуществлена с нарушением требований действующего законодательства. При этом федеральным законодательством не предусмотрена возможность нахождения в собственности граждан земельных участков из состава земель лесного фонда.

Протокольными определениями Вяземского районного суда Смоленской области от 26 марта 2021 года, от 24 мая 2021 года, от 16 июня 2021 года к участию в деле привлечены Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз), в качестве третьих лиц - Федеральное агентство лесного хозяйства в лице Департамента лесного хозяйства по Центральному федеральному округу, ФИО2, Администрация муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области, Управление Росреестра по Смоленской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата» Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области.

Истец просил суд признать недействительным договор дарения земельного участка с кадастровым номером 67:02:0000000:1881, площадью 466444 кв.м, расположенного по адресу: Смоленская область, Вяземский район, Поляновское сельское поселение, в районе д. Володарец, заключенного 06 февраля 2020 года между ФИО2 и ФИО1; признать недействительной постановку на государственный кадастровый учет; исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером 67:02:0000000:1881; истребовать земельный участок с кадастровым номером 67:02:0000000:1881, площадью 466444 кв.м, находящийся по указанному адресу из чужого незаконного владения.

Решением Вяземского районного суда Смоленской области от 09 августа 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 23 ноября 2021 года, исковые требования удовлетворены частично. Суд признал недействительным договор дарения земельного участка с кадастровым номером 67:02:0000000:1881, площадью 466 444 кв.м, расположенного по адресу: Смоленская область, Вяземский район, Поляновское сельское поселение, в районе д. Володарец, заключенный 06 февраля 2020 года между ФИО2 и ФИО1; исключена из Единого государственного реестра недвижимости запись о регистрации договора дарения от 06 февраля 2020 года земельного участка с кадастровым номером 67:02:0000000:1881, площадью 466 444 кв.м, расположенного по адресу: Смоленская область, Вяземский район, Поляновское сельское поселение, в районе д. Володарец, заключенного между ФИО2 и ФИО1; истребована из чужого незаконного владения ФИО1 в пользу Российской Федерации в лице Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) часть земельного участка площадью 466 418 кв.м, являющаяся землями лесного фонда, входящая в состав земельного участка площадью 466 444 кв.м, с кадастровым номером 67:02:0000000:1881, расположенного по адресу: Смоленская область, Вяземский район, Поляновское сельское поселение, в районе д. Володарец, в приведенных координатах поворотных точек, определенных в заключении от 16 декабря 2020 года № 1 филиала ФГБУ «Рослесинфорг» «Заплеспроект» Западного филиала ФГБУ «РОСЛЕСИНФОРГ» Федерального агентства лесного хозяйства. Суд снял (исключил) с (из) государственного кадастрового учета недвижимости земельный участок с кадастровым номером 67:02:0000000:1881, площадью 466444 кв.м, расположенный по адресу: Смоленская область, Вяземский район, Поляновское сельское поселение, в районе д. Володарец; исключил из Единого государственного реестра недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером 67:02:0000000:1881, площадью 466444 кв.м, расположенного по адресу: Смоленская область, Вяземский район, Поляновское сельское поселение, в районе д. Володарец.

В кассационной жалобе ФИО1 просит об отмене судебных постановлений. Ссылается на то, что судами не исследованы обстоятельства перевода земельного участка в категорию «земли лесного фонда», отсутствуют доказательств такого перевода. Указывает на то, что спорный земельный участок не относится к землям лесного фонда, ранее входил в состав земель совхоза «Поляновский» с категорией - земли сельскохозяйственного назначения. Кассатор обращает внимание на то, что Акты администрации МО «Вяземский район» и кадастрового органа о формировании, постановке на кадастровый учет и предоставлении спорного земельного участка, в соответствии с законодательством Российской Федерации незаконными не признаны. Принимая во внимание, что первоначальные права на земельный участок были зарегистрированы до 01 января 2016 года, соответственно, границы лесного участка подлежат изменению в соответствии с описанием местоположения границ земельного участка, содержащимся в сведениях Единого государственного реестра недвижимости. Обращает внимание на то, что в случае невозможности определить часть наложения границ земельных участков, суд вправе ее определить по результатам проведения компетентным лицом в установленном порядке кадастровых работ.

Согласно ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились ответчик ФИО1 и третьи лица.

С учетом положений ст. 165.1 ГК РФ, ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, в том числе, принимая во внимание, что информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Второго кассационного суда общей юрисдикции.

Судебное заседание в суде кассационной инстанции по настоящему делу было назначено на 05 апреля 2022 года в 14.25 часов, затем в судебном заседании был объявлен перерыв до 24 мая 2022 года в 14.05 часов; 24 мая 2022 года дело было рассмотрено судом кассационной инстанции.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам ст. 379.6 ГПК РФ в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, кассационный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы. Оснований, предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ, для отмены либо изменения судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.

В соответствии со ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Такого характера нарушения судами первой и апелляционной инстанций при разрешении настоящего дела не допущено.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом, 06 февраля 2020 года между ФИО2 (дарителем) и ФИО1 (одаряемой) заключен договор дарения, согласно которому даритель безвозмездно передает, а одаряемая принимает в собственность земельный участок с кадастровым номером 67:02:0000000:1881, площадью 446 444 кв.м, находящийся по адресу: Смоленская область, Вяземский район, Поляновское сельское поселение, в районе д. Володарец, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использования - для сельскохозяйственного использования. На данном земельном участке никаких строений и сооружений не имеется.

Указанный земельный участок площадью 446 444 кв.м поставлен на кадастровый учет 20 февраля 2019 года; образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером 67:02:0060204:69 (площадью 506 445 кв.м на два земельных участка - 40 001 кв.м и 466 444 кв.м, соответственно), находится с 14 февраля 2020 года в собственности ФИО1, сведения о границах данного земельного участка внесены в ЕГРН на основании заявления о постановке на государственный кадастровый учет и регистрации права и межевого плана, подготовленного в результате выполнения кадастровых работ кадастровым инженером ООО «Компас Гео» ФИО3 от 04 февраля 2019 года на основании договора на выполнение кадастровых работ от 07 декабря 2018 года № 97-КР/8-2018, заказчик кадастровых работ: ФИО3 (л.д. 1-15 т.2), что подтверждается выпиской из ЕГРН от 04 июня 2021 года, сведениями Управления Росреестра по Смоленской области от 15 июня 2021 года, и филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Смоленской области от 13 июля 2021 года.

Департаментом Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания при сопоставлении границ земельных участков сельскохозяйственного назначения с границей земель лесного фонда установлено масштабное пересечение границ, что подтвердилось по результатам прокурорской проверки по обращению Департамента на предмет нарушений лесного законодательства, в том числе в отношении спорного земельного участка с кадастровым номером 67:02:0000000:1881.

В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2014 года № 1021-р полномочия по государственной инвентаризации лесов, в том числе дистанционному мониторингу использования лесов; обобщению документированной информации, содержащейся в государственном лесном реестре; определению границ лесных участков в составе лесничеств и лесопарков возложены на ФГБУ «Рослесинфорг».

Как следует из заключения № 2 от 16 декабря 2020 года филиала ФГБУ «Рослесинфорг» «Заплеспроект» (Западный филиал ФГБУ «Рослесинфорг» Федерального Агентства лесного хозяйства) о пересечении границ земель лесного фонда Вяземского лесничества с земельными участками иных категорий, выполненному кадастровым инженером ФИО4, имеется пересечение земель лесного фонда с границами земель иных категорий, а именно: пересечение лесного участка, адрес (местоположение): Смоленская область, Вяземское лесничество, Семлевское сельское участковое лесничество (совхоз «Поляновский»), квартал 4, выдел 4, с земельным участком иной категории - с кадастровым номером 67:02:0000000:1881, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, площадь земельного участка иной категории: 466 444 кв.м, площадь пересечения: 466418 кв.м, приведены (указаны) координаты поворотных точек границы пересекаемой частью земельного участка иной категории, ситуационный план.

Указанное заключение ответчиком не опровергнуто.

Судом также установлено, что в собственности Российской Федерации находится лесной участок, категория земель: земли лесного фонда, разрешенное использование: под лесами, площадь 1 086 657 522 кв.м, адрес объекта: Смоленская область, Вяземский район, кадастровый номер 67:02:0000000:343, существующие ограничения (обременения) права: безвозмездное срочное: пользование земельным участком, аренда, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 23 января 2001 года сделана запись за номером 67-01-02-3а-2000-0495.

Согласно выписке из ЕГРН от 04 июня 2021 года земельный участок с кадастровым номером 67:02:0000000:343, номер кадастрового квартала 67:02:0000000, площадью 1001942794, местоположением: Российская Федерация, Смоленская область, Вяземский район, находится в собственности Российской Федерации (дата государственной регистрации права - 23 января 2001 за номером 67-01-02-3а-2000-0495); ранее присвоенный государственный учетный номер 67:01\02:2000:3а:0495, дата присвоения кадастрового номера – 05 декабря 2007 года; категория земель - земли лесного фонда, виды разрешенного использования - под лесами, статус записи об объекте недвижимости - сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные, ранее учтенные», граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства; ограничение прав и обременение объекта недвижимости: аренда лесного участка, безвозмездное (срочное) пользование земельным/лесным участком; безвозмездное пользование участком лесного фонда, ранее находившихся во владении СПК, аренда лесного участка для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов; приложен план (чертеж, схема) земельного участка.

Согласно выписке из Государственного лесного реестра от 18 декабря 2020 года № 386 Департамента Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания с приложением к ней карты-схемы расположения и границы лесных участков Вяземского района Смоленской области, выкопировки (л.д. 19-20, 110 дела 2- 141/2016), лесной участок с кадастровым номером 67:02:0000000:343, местоположение (адрес): Смоленская область, Вяземский район, Вяземское лесничество, Семлевское сельское участковое лесничество совхоз Поляновский квартал 4 выделы 4-6, имеет вид целевого назначения лесов - леса, расположенные в лесопарковых зонах (леса, расположенные на землях лесного фонда и землях иных категорий, используемые в целях организации отдыха населения, сохранения санитарно-гигиенической, оздоровительной функций и эстетической ценности природных ландшафтов), особые отметки - материалы лесоустройства 1989 года.

Приказом Федерального агентства лесного хозяйства Министерства сельского хозяйства Российской Федерации «Об определении количества лесничеств на территории Смоленской области и установлении их границ» от 16 октября 2008 года № 302 определены территории, количество лесничеств и установлены их границы.

Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 13 апреля 2018 года № 329 установлена граница Вяземского лесничества Смоленской области; спорный участок в части пересечения вошел в границы Вяземского лесничества Смоленской области в соответствии с указанным приказом.

По заявлению Департамента Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания, прокуратурой Смоленской области осуществлена проверка законности возникновения права собственности в отношении земельного участка с кадастровым номером 67:02:0000000:1881, по результатам которой предъявлен настоящий иск в интересах Российской Федерации к ФИО1

Разрешая спор и постановляя решение об удовлетворении заявленных прокурором требований, суд первой инстанции руководствовался положениями ст. ст. 209, 301 ГК РФ, ст. ст. 8, 11.2, 11.9, 17, 101 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. ст. 7, 8, 12, 19 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года, ст. ст. 6, 7, 8.1, 67 - 70.1, 71, 91 Лесного кодекса Российской Федерации, введенного в действие с 01 января 2007 года, Федерального закона от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», приказа Минприроды России от 11 ноября 2013 года № 496, Федерального закона от 04 декабря 2006 года № 201 - ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», учел разъяснения, данные в п. 32 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», установил значимые для дела обстоятельства, исходя из заявленных требований с учетом доводов и возражений сторон, их объяснений, и исходил из того, что право собственности Российской Федерации на земли лесного фонда признано в силу закона и не зависит от наличия государственной регистрации. Отнесение земельного участка к землям лесного фонда осуществляется на основе разработанной в отношении такого участка лесоустроительной проектной документации, которая подтверждает фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства. При этом, федеральным законодательством не предусмотрена возможность нахождения в собственности граждан земельных участков из состава земель лесного фонда.

Суд учел, что на основании свидетельства о государственной регистрации права от 30 октября 2001 года за Российской Федерацией на праве собственности зарегистрирован лесной участок, категория земель: земли лесного фонда, в то время как принадлежащий ФИО1 спорный земельный участок частично находится на территории земель лесного фонда, что подтверждено заключением специализированной государственной организации - филиала ФГБУ «Рослесинфорг» «Заплеспроект» от 16 декабря 2020 года № 2 о пересечении границ земель лесного фонда Вяземского лесничества с земельными участками иных категорий, в частности, с земельным участком с кадастровым номером 67:02:0000000:1881, при этом перевода из категории земли лесного фонда в категорию земель сельскохозяйственного назначения не осуществлялось в установленном законом порядке, в связи с чем, суд пришел к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения заявленных исковых требований, о признании недействительным договора дарения земельного участка, исключении из ЕГРН сведений в отношении земельного участка, истребовании земельного участка из чужого незаконного владения в части площади наложения на участок лесного фонда.

Суд первой инстанции отклонил доводы ответчика о наличии оснований для применения в данном случае срока исковой давности, исходя из того, что право собственности ФИО1 на спорный земельный участок зарегистрировано 14 февраля 2020 года, при этом земельный участок с кадастровым номером 67:02:0000000:1881 поставлен на кадастровый учет 20 февраля 2019 года, в то время, как настоящий иск подан прокурором 20 февраля 2021 года, то есть в пределах трехлетнего срока исковой давности.

С выводами суда первой инстанции и их нормативно-правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции, указав на установленность того обстоятельства, что часть спорного земельного участка представляет собой пространство, занятое многолетними лесными насаждениями, отсутствуют признаки использования его для производства сельскохозяйственной продукции либо иной связанной с сельским хозяйством деятельностью. Исходя из указанных обстоятельств, не опровергнутых допустимыми доказательствами, суд апелляционной инстанции согласился с выводами районного суда о доказанности факта отнесения спорного земельного участка к лесному фонду в соответствии с требованиями законодательства и с учетом фактического использования спорного участка.

Отклоняя доводы ответчика о наличии оснований для применения срока исковой давности, поскольку, как полагал ответчик, о возможном пересечении земель лесного фонда с землями СХГЖ «Красный Юг» прокуратуре было известно в 2010 году, суд апелляционной инстанции, сославшись на положения ст. ст. 196, 199 ГК РФ, правовую позицию, изложенную в п. 57 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», указал, что течение срока исковой давности по искам, направленным на оспаривание зарегистрированного права, начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о соответствующей записи в ЕГРП. При этом сама по себе запись в ЕГРП о праве или обременении недвижимого имущества не означает, что со дня ее внесения в ЕГРП лицо знало или должно было знать о нарушении права. Как указал суд апелляционной инстанции, установленный ст. 196 ГК РФ срок исковой давности предъявления иска на оспаривание зарегистрированного права, не может начаться ранее момента государственной регистрации такого права. Суд установил, что право федеральной собственности на часть спорного земельного участка как относящегося к землям лесного фонда возникло в силу прямого указания закона, было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним и в установленном порядке прекращено не было. Право собственности ФИО1 за этим земельным участком зарегистрировано 14 февраля 2020 года, при этом земельный участок с кадастровым номером 67:02:0000000:1881 поставлен на кадастровый учет 20 февраля 2019 года. С настоящим иском в суд прокурор и материальный истец - Рослесхоз обратились 20 февраля 2021 года, то есть в пределах трехлетнего срока исковой давности.

Доводы ответчика о том, что законодателем установлен приоритет сведений о земельных участках, содержащихся в правоустанавливающих документах и ЕГРН, перед сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, суд признал не имеющими правового значения, с учетом того, что спорный участок не мог использоваться для нужд сельского хозяйства, поскольку изначально относился к землям лесного фонда, лесоустроенный земельный участок подлежит отнесению к землям сельскохозяйственного назначения, если по результатам государственного земельного надзора установлено, что данный участок используется для нужд сельского хозяйства.

Не соглашаясь с доводами ответчика о том, что спорный участок входил в состав земель совхоза «Поляновский» с категорией «земли сельскохозяйственного назначения», что из земель сельскохозяйственного назначения в земли лесного фонда участок не переводился, что судом не исследованы обстоятельства постановки на кадастровый учет спорного земельного участка, а также участков, из которых он образован, и отклоняя данные доводы, суд апелляционной инстанции сославшись на выводы суда первой инстанции указал, что постановлением главы Администрации Вяземского района Смоленской области от 08 июля 1994 года № 266 и постановлением и.о. главы Администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области от 04 июня 2008 года № 448, 906,9 га лесов переданы СП «Красный Юг» в бессрочное пользование, а не на праве собственности.

На основании указанных постановлений СХПК «Красный Юг» (правопреемник ТОО «Красный Юг») 03 декабря 2010 года выдано повторное свидетельство о государственной регистрации права, взамен свидетельства от 14 июля 2008 года, на земельный участок площадью 9 780 749 кв.м (978 га), с кадастровым номером 67:02:0000000:123, местоположением: Смоленская область, Вяземский район, ТОО «Красный Юг», вид права на данный земельный участок - постоянное (бессрочное) пользование, объект права - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного использования. Согласно публичной кадастровой карте Российской Федерации, размещенной в сети Интернет, земельный участок с кадастровым номером 67:02:0000000:123 поставлен на учет в ГКН 21 ноября 2015 года; закрепление границ на местности отсутствуют.

Из межевого плана земельного участка, изготовленного 06 сентября 2013 года ООО «Геокад», и кадастровой выписки о земельном участке от 02 декабря 2015 года следует, что в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 67:02:0000000:123 образован, в том числе земельный участок площадью 506445+/- 6227 кв.м с кадастровым номером 67:02:0060204:69, с разрешенным использованием -для сельскохозяйственного использования, местоположением: Вяземский район, с/п Поляновское, в районе д. Володарец, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, сведения об объекте имеют статус - учтенные, дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости 24 октября 2013 года. Работы по межеванию проводились без выезда на местность, границы установлены по документам.

Постановлением главы Администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области от 17 декабря 2013 года № 1766 переоформлено СХПК «Красный Юг» право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, входящим в категорию земель сельскохозяйственного назначения, расположенным по адресу: Вяземский район, Поляновское сельское поселение, в районе дер. Володарец, площадью 506445 кв.м с кадастровым номером 67:02:0060204:69, передав его в собственность за плату, для сельскохозяйственного использования.

На основании указанного постановления, 17 декабря 2013 года между Администрацией муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области (продавец) и СХПК «Красный Юг» в лице председателя ФИО5 (покупатель) заключен договор купли-продажи № 151, в соответствии с которым продавец продает, а покупатель покупает за 31 321,09 руб. в собственность земельный участок в границах, указанных в кадастровом паспорте участка, прилагаемого к настоящему договору, площадью 506 445 кв.м с кадастровым номером 67:02:0060204:69, по адресу: Смоленская область, Вяземский район, Поляновское сельское поселение, в районе дер. Володарец, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, целевое назначение - для сельскохозяйственного использования.

Свидетельство о праве собственности на земельный участок с кадастровым номером 67:02:0060204:69 площадью 506 445 кв.м выдано СХПК «Красный Юг» 21 февраля 2014 года.

Впоследствии земельный участок с кадастровым номером 67:02:0060204:69 площадью 506445 кв.м приобретает в собственность 16 декабря 2015 года ФИО5, который с 23 июня 2011 года являлся председателем СХПК «Красный Юг».

Решением Вяземского районного суда Смоленской области от 10 февраля 2016 года по делу № 2-141/2016, вступившим в законную силу 16 марта 2016 года, постановлено, в числе прочего: признать недействительными результаты межевания земельного участка с кадастровым номером 67:02:0060204:69, расположенного по адресу: Смоленская область, Вяземский район, Поляновское сельское поселение, в районе д. Володарец, принадлежащего на праве собственности сельскохозяйственному производственного кооперативу «Красный Юг» с исключением сведений о координатах поворотных точек границ земельного участка из государственного кадастра объектов недвижимости, поскольку межевание проведено без согласования с собственниками смежного земельного участка.

04 февраля 2019 года кадастровым инженером ООО «Компас Гео» ФИО3 подготовлен межевой план в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием двух земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером 67:02:0060204:69, расположенного по адресу: Смоленская область, Вяземский район, Поляновское сельское поселение, в районе д. Володарец, при этом акт согласовании местоположения границ земельного участка не составлялся. В дальнейшем образованные участки поставлены на кадастровый учет с кадастровыми номерами 67:02:0000000:1881 (спорный земельный участок) и 67:02:0000000:1882.

С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что, вопреки доводам ответчика, судом первой инстанции подробно исследованы обстоятельства постановки на кадастровый учет спорного земельного участка с кадастровым номером 67:02:0000000:1881 и предшествующих ему земельных участков с номерами 67:02:0060204:69 и 67:02:0000000:123.

Как верно указал суд апелляционной инстанции, исходя из того, что распоряжение землями государственного лесного фонда находится в исключительной компетенции Российской Федерации в лице уполномоченных органов, право на распоряжение земельными участками лесного фонда органам местного самоуправления не предоставлялось, изменения в установленном законом порядке категории земельного участка из состава земель лесного фонда на земли сельскохозяйственного назначения никогда не производилось, спорный земельный участок ошибочно сформирован на землях лесного фонда, которым в силу закона Администрация муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области распоряжаться не могла. Из переданных в 1994 году СП «Красный Юг» 1733,3 га земель (включая 906,9 га лесов) в 2008 году свидетельство о государственной регистрации права на постоянное (бессрочное) пользование землями сельскохозяйственного назначения СП «Красный Юг» выдано лишь на 978 га без закрепления границ на местности.

Отклоняя доводы о том, что суд первой инстанции не применил приоритет сведений из ЕГРН со ссылкой на ч. 3 ст. 14 Закона № 172-ФЗ, суд апелляционной инстанции указал, что в силу п. 3 ч. 6 ст. 14 указанного Федерального закона положения части 3 настоящей статьи не распространяются на земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства Российской Федерации. Исходя из указанных положений закона, лесоустроенный земельный участок не подлежит отнесению к землям сельскохозяйственного назначения, если по результатам государственного земельного надзора установлено, что данный участок не используется для нужд сельского хозяйства. В данном случае, судом установлено и отражено в решении, что спорный земельный участок представляет собой пространство, занятое многолетними лесными насаждениями, границы данного земельного участка на местности не обозначены, отсутствуют признаки его использования для производства сельскохозяйственной продукции либо иной связанной с сельским хозяйством деятельностью, что ответчиком не опровергнуто.

Суд кассационной инстанции соглашается с указанными выводами суда первой и апелляционной инстанции, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, сделаны на основании полного и всестороннего исследования представленных в материалы дела доказательств. Судебными инстанциями правильно применены нормы материального и процессуального права, с которыми судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции соглашается.

Согласно ст. 17 Земельного кодекса РФ в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.

В силу ст. 101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для восстановления, вырубки, гари, редины, прогалины и другие), а также предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

Согласно Лесному кодексу РФ 1997 года все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях населенных пунктов (поселений), а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли), образовывали лесной фонд. Границы лесного фонда определялись путем отграничения земель лесного фонда от иных земель. Включение земель в состав лесного фонда и их изъятие из него осуществлялись в порядке, установленном лесным и земельным законодательством РФ (ст. 7).

Кодексом предусматривалось, что в состав земель лесного фонда входят лесные земли и нелесные земли; к лесным землям относятся земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, погибшие древостой, редины, пустыри, прогалины, площади, занятые питомниками, несомкнувшимися лесными культурами, и иные); к нелесным землям относятся земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства (земли, занятые просеками, дорогами, сельскохозяйственными угодьями, и другие земли), а также иные земли, расположенные в границах лесного фонда (земли, занятые болотами, каменистыми россыпями, и другие неудобные для использования земли) (статья 8).

Оборот лесного фонда не допускается. Нахождение в обороте участков лесного фонда и не входящих в лесной фонд участков лесов, прав пользования ими допускается в той мере, в какой это предусмотрено данным Кодексом. Купля - продажа, залог и совершение других сделок, которые влекут или могут повлечь за собой отчуждение участков лесного фонда, а также участков лесов, не входящих в лесной фонд, не допускается (ст. 12).

Лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности (ст. 19).

С 1 января 2007 года был введен в действие (новый) Лесной кодекс Российской Федерации, который сохранил право федеральной собственности на земли лесного фонда (ст. 8).

Кодексом предусмотрено, что местоположение, границы и площади (проектируемых) лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, частям лесотаксационных выделов, их границам и площади (правовое регулирование проектирования лесных участков устанавливалось ст. 69, которая Федеральным законом от 29 июня 2015 года № 206 - ФЗ признана утратившей силу; новое регулирование установлено ст. 70.1).

Таким образом, право собственности Российской Федерации на земли лесного фонда признано в силу закона и не зависит от наличия государственной регистрации (п. 2 ст. 8.1 ГК РФ).

Частью 2 ст. 8 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; договорах, предметом которых являются земельные участки; государственном кадастре недвижимости; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

При этом в силу ч. 5 ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» земельные участки, расположенные вне границ населенных пунктов, подлежат отнесению к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.

Границы земель лесного фонда лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации (части 1, 3 ст. 6, ст. ст. 7, 67 - 70.1 Лесного кодекса РФ 2007 года).

Таким образом, отнесение земельного участка к землям лесного фонда осуществляется на основе разработанной в отношении такого участка лесоустроительной проектной документации, которая подтверждает фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства.

Документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре (ч. 2 ст. 91 Лесного кодекса РФ).

В соответствии с приказом Минприроды России от 11 ноября 2013 года № 496 основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр являются материалы лесоустройства.

Учитывая изложенное, доказательствами отнесения земельного участка к землям лесного фонда, помимо свидетельства о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, является информация из государственного лесного реестра в виде надлежаще заверенных выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельного участка к лесному фонду.

Особенности учета лесных участков в составе земель лесного фонда установлены ст. ст. 4.1, 4.2, 4.4 Федерального закона от 04 декабря 2006 года № 201 - ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», а также ч. 6 ст. 47 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Согласно частям 1, 2 ст. 16 Федерального закона от 27 июля 2007 года № 221 - ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в п. п. 7, 10 - 21, 25 - 29 ч. 2 ст. 7 данного Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 13 -20, 25 - 29 ч. 2 ст. 7 данного Федерального закона сведений, кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в п. 9 ч. 2 ст. 7 данного Федерального закона, или сведений, указанных в п. 21 ч. 2 ст. 7 данного Федерального закона, осуществляются, если иное не установлено данным Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с данным Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем.

Лесные участки в составе земель лесного фонда со статусом ранее учтенных не имеют площади и границ, определенных в соответствии с кадастровым законодательством, что однако не лишает их правообладателей права требовать защиты нарушенного или оспариваемого права (ст. 11 ГК РФ).

Ранее учтенные лесные участки ставятся на государственный кадастровый учет по мере проведения государственных кадастровых работ. При этом принимаются во внимание материалы лесоустройства и такая их часть, как проектирование лесных участков под будущее или существующее целевое назначение (статьи 67 - 70.1 Лесного кодекса РФ).

В случае двойного учета одного земельного участка подтверждением отнесения такого участка к землям лесного фонда в судебном порядке может служить альбом картографических материалов о пересечении земель лесного фонда с землями иных категорий, сформированный в ходе выполнения работ по землеустройству и землепользованию в рамках государственных контрактов по постановке земель лесного фонда на государственный кадастровый учет, а также заключение о картографическом размещении указанного земельного участка относительно земель лесного фонда.

На основании ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В соответствии с п. 7 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.

В соответствии со ст. 71 Лесного кодекса РФ в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам, в аренду, безвозмездное срочное пользование - гражданам (часть 1).

Таким образом, федеральным законодательством не предусмотрена возможность нахождения в собственности граждан земельных участков из состава земель лесного фонда.

Пунктом 1 ст. 4.2 Федерального закона от 04 декабря 2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия уполномоченных органов по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими ч. 1 ст. 69 Лесного кодекса Российской Федерации. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра (пункт 3 статьи 4.1). Лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.

В силу ч. 6 ст. 39 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» согласование границ лесных земельных участков производится без установления их на местности.

Частью 6 ст. 47 названного Закона определено, что участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признаются юридически действительными. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.

На основании п. 2 ст. 4.2 Федерального закона от 04 декабря 2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» план лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 01 января 2015 года, признается юридически действительным.

Таким образом, при отсутствии государственного кадастрового учета земель государственного лесного фонда земельный участок признается государственным лесным фондом по материалам лесоустройства.

В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Согласно статье 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.

Из разъяснений пункта 32 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» следует, что применяя ст. 301 ГК РФ, судам следует иметь в виду, что собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении.

В соответствии с п. 2 ст. 5 Федерального закона от 29 июля 2017 года № 280 - ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» внесены изменения в п. 3 ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

Согласно ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных ч. 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01 января 2016 года.

В силу п. 3 ч. 6 ст. 14 названного Федерального закона положения части 3 настоящей статьи не распространяются на земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользование таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства Российской Федерации.

Исходя из указанных положений закона, лесоустроенный земельный участок не подлежит отнесению к землям сельскохозяйственного назначения, если по результатам государственного земельного надзора установлено, что данный участок не используется для нужд сельского хозяйства.

Согласно п. 1 Положения о колхозных лесах, утвержденного установлением Совмина СССР от 04 марта 1968 года № 144 (действующего до 20 февраля 2020 года), колхозные леса являются частью государственного лесного фонда СССР. Колхозными лесами признаются леса, находящиеся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование, и зарегистрированные в установленном порядке в земельно-учетных документах. Колхозные леса находятся в бессрочном пользовании колхозов. Площадь колхозных лесов определяется при проведении внутрихозяйственного землеустройства колхозов и лесоустройства колхозных лесов.

В силу ст. 2 Основ лесного законодательства Российской Федерации от 06 марта 1993 года № 4613-1, действовавших до принятия Лесного кодекса Российской Федерации от 29 января 1997 года № 22-ФЗ, все леса и предоставленные для ведения лесного хозяйства земли образуют лесной фонд Российской Федерации.

Согласно ст. 4 Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик, утвержденных Законом СССР от 17 мая 1977 года, статьям 2, 10, 53 Основ лесного законодательства Российской Федерации, утвержденных постановлением Верховного Совета 06 марта 1993 года N 4616-1, частям 1 и 2 статьи 130 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года леса могли передаваться в пользование сельскохозяйственным организациям с целью обеспечения их потребностей в древесине и другой продукции леса, при этом оставаясь в силу закона участками лесного фонда ранее государственной, а в дальнейшем федеральной собственности (ст. 19 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года и ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации 2006 года).

Судами первой и апелляционной инстанций правильно применены вышеприведенные нормы материального права и разъяснения по их применению, юридически значимые обстоятельства по делу установлены в полном объеме, оценка представленным сторонами доказательствам дана по правилам ст. 67 ГПК РФ.

Приведенные кассатором в жалобе доводы по существу сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене судебных актов являться не могут, так как в соответствии с ч. 3 ст. 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.

Все доводы являлись предметом тщательной проверки как суда первой инстанции, так и суда апелляционной инстанции, получили надлежащую правовую оценку, не согласиться с которой у судебной коллегии оснований не имеется.

В целом, доводы кассационной жалобы ответчика повторяют его позицию по делу и не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного решения по существу, в связи с чем, признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, направленными на переоценку уже имеющихся по делу доказательств.

Нарушений норм материального права, а также требований процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебных актов, допущено не было.

При таких обстоятельствах судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных актов.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 379.6, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Вяземского районного суда Смоленской области от 09 августа 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 23 ноября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи