ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 9-150/20 от 21.10.2020 Пермского краевого суда (Пермский край)

Дело № 33-10226/2020 (№ 9-150/2020)

Судья Ануфриева С.В.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судья Пермского краевого суда Братчикова М.П.

при секретаре Борисовой С.И.

рассмотрев в г. Перми 21 октября 2020 года дело по частной жалобе ФКУ «Исправительная колония №12 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю» на определение судьи Губахинского городского суда Пермского края от 11 сентября 2020 года, которым постановлено:

«В принятии заявления ФКУ «Исправительная колония № 12 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю» о признании денежных средств в сумме 4 867 834,82 рублей бесхозяйными и передаче их ФКУ ИК-12 ОУХД ГУФСИН России для дальнейшего обращения в доход государства, отказать»,

изучив материалы дела,

УСТАНОВИЛА:

ФКУ «Исправительная колония №12 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю» (далее - ФКУ ИК-12 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю) в порядке ст. ст. 290 - 293 Гражданского процессуального кодекса РФ обратилось с заявлением о признании денежных средств в сумме 4 867 834,82 рублей бесхозяйными и передаче их в собственность ФКУ ИК-12 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю.

В обоснование требований заявителем указано, что на счете имеются денежные средства осужденных, убывших в иные подразделения и освобожденных, при этом в настоящее время данные денежные средства обезличены, приходные документы не сохранены, что лишает возможности установить собственников денежных средств.

Отказывая в принятии искового заявления ФКУ ИК-12 ОУХД ГУФСИН России о признании денежных средств бесхозяйными и обращении их в собственность Российской Федерации в лице учреждения исполнения наказания, суд первой инстанции исходил из того, что заявитель не наделен полномочиями для обращения в суд с настоящими требованиями.

В частной жалобе заявитель просит определение отменить по тем основаниям, что ФКУ ИК-12 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю на протяжении длительного времени открыто и добросовестно владеет невостребованными денежными средствами. Право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом уголовно-исполнительной системы от имени государства предоставляется федеральному органу уголовно-исполнительной системы. Сведения о принадлежности денежных средств осуждённым и о направлении запросов отсутствуют в связи с уничтожением бухгалтерских документов.

В соответствии с ч. 3 ст. 333 Гражданского процессуального кодекса РФ частная жалоба рассматривается без извещения участвующих в деле лиц.

По результатам изучения доводов частной жалобы и материалов с целью проверки законности принятого определения, прихожу к следующему выводу.

ФКУ ИК-12 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю обратилось в суд в порядке главы 33 Гражданского процессуального кодекса РФ и ст. ст. 290-293 Гражданского процессуального кодекса РФ с требованием о признании денежных средств в сумме 4 867834 рублей 82 копейки бесхозяйными и обращении в собственность государственного учреждения, при этом приведены нормы бюджетного законодательства о праве казенного учреждения на осуществление операций с бюджетными средствами через лицевые счета. Также в обоснование иска указано, что денежные средства могут быть переданы в федеральный бюджет, поскольку установление собственников денежных средств не представляется возможным. Обращено внимание, что денежные средства не являлись изъятыми у осужденных путем проведения обыскных мероприятий, поскольку сданы осужденными добровольно на хранение в кассу учреждения в установленном порядке, за возвратом денежных средств в кассу учреждения длительное время никто не обращался.

В подтверждение доводов представлена инвентаризационная опись от 01.01.2016, согласно которой выявленные 4567 834,82 рублей являются обезличенными, задолженность не подтверждена, проходит по счетам из года в год. 18.11.2019 УФПС Пермского края произведен возврат 300000 рублей на счет ФКУ ИК-12 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю, в назначении платежа указано возврат излишне перечисленных средств (переводы – алименты) за 9 месяцев 2019, письмо №6б/6б/17-1696 от 17.10.2019. По состоянию на 01.01.2020 размер обезличенных денежных средств на счете ФКУ ИК-12 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю составил 4867 834,82 рублей.

Из положений Устава ФКУ ИК-12 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю собственником имущества учреждения является Российская Федерация в лице ФСИН России, полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного учреждению на праве оперативного управления, осуществляет ФСИН России. Учреждение является некоммерческой организацией, является получателем бюджетных средств. Управление учреждением осуществляет ФСИН России, ГУФСИН России по Пермскому краю. Источниками финансирования деятельности учреждения являются: средства федерального бюджета; иные поступления, разрешенные законодательством РФ, при этом исходя из видов разрешенной деятельности иными источниками могут быть доходы, полученные от разрешенной Уставом деятельности.

Принимая во внимание данные обстоятельства, соглашаюсь с выводами о необходимости отказа в принятии искового заявления.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 134 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд отказывает в принятии искового заявления, если заявление предъявлено в защиту прав, свобод или законных интересов другого лица государственным органом, органом местного самоуправления, организацией или гражданином, которым настоящим кодексом или другими федеральными законами не предоставлено такое право.

Согласно пункту 1 статьи 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Согласно статье 290 Гражданского процессуального кодекса РФ заявление о признании движимой вещи бесхозяйной подается в суд лицом, вступившим во владение ею, по месту жительства или месту нахождения заявителя. Заявление о признании движимой вещи, изъятой федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией, бесхозяйной подается в суд финансовым органом по месту нахождения этой вещи.

В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 05 июня 2008 г. N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в том числе функции по управлению федеральным имуществом, реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 6.10 данного Положения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом наделено правом на обращение в суды с исками и в правоохранительные органы с заявлениями от имени Российской Федерации в защиту имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации по вопросам приватизации, управления и распоряжения федеральным имуществом, а также признания движимого имущества бесхозяйным.

Положением о ГУФСИН по Пермскому краю (утв. Приказом ФСИН России от 11.06.2015 года N 518 "Об утверждении положений о территориальных органах Федеральной службы исполнения наказаний") предусмотрено, что ГУФСИН России по Пермскому краю является территориальным органом Федеральной службы исполнения наказаний, осуществляющим в пределах своих полномочий правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, и по контролю за нахождением лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, в местах исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений.

Приказом ФСИН России от 14.02.2020 N 114 "Об осуществлении бюджетных полномочий администраторов доходов федерального бюджета учреждениями уголовно-исполнительной системы Российской Федерации и территориальными органами ФСИН России", утверждены перечень учреждений уголовно-исполнительной системы Российской Федерации и территориальных органов ФСИН России, осуществляющих бюджетные полномочия администраторов доходов федерального бюджета; перечень источников доходов федерального бюджета, закрепленных за территориальными органами ФСИН России, осуществляющими бюджетные полномочия администраторов доходов федерального бюджета, к числу которых отнесены денежные средства и иные ценности, не востребованные гражданами при освобождении, или брошенные вещи, которые обращаются в доход федерального бюджета, в том числе и в случае их признания судебными органами бесхозными; перечень источников доходов федерального бюджета, закрепленных за учреждениями уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, осуществляющими бюджетные полномочия администраторов доходов федерального бюджета.

В силу п. 1 ст. 125 Гражданского кодекса РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Также ч.1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ установлено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Анализ приведенных норм права позволил суду первой инстанции на стадии принятия иска сделать правильный вывод о том, что заявитель не обладает полномочиями по обращению в суд с требованиями о признании движимой вещи бесхозяйной и обращении в доход учреждения, либо федерального бюджета. При этом владение денежными средствами путем их хранения на лицевом счете с учетом полномочий, закрепленных Уставом, не предоставляет право учреждению приобретать имущество в собственность путем признания его бесхозяйным.

Приведенные выше лица, обладающие полномочиями по обращению в суд с требованиями о признании движимой вещи бесхозяйной и обращении в доход федерального бюджета, не отражены в качестве истца по заявленным требованиям.

Обстоятельств, указывающих на наличие оснований, установленных ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, для безусловной отмены судебного акта, не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.334 Гражданского процессуального кодекса РФ,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Определение судьи Губахинского городского суда Пермского края от 11 сентября 2020 года оставить без изменения, частную жалобу ФКУ «Исправительная колония №12 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю» - без удовлетворения

Судья

Пермского краевого суда -