ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 9А-102/2016 от 08.04.2016 Иркутского областного суда (Иркутская область)

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

об отказе в принятии административного искового заявления

Судья Иркутского областного суда Астафьева О.Ю., рассмотрев материалы административного искового заявления Дачного некоммерческого товарищества «Таежный источник» к Думе г. Иркутска о признании незаконным решения Думы города Иркутска от 28 июня 2007 года «Об утверждении генерального плана города Иркутска» в части его противоречия Закону Иркутской области «О статусе и границах муниципальных образований Иркутского района Иркутской области» от 16 декабря 2004 года № 94-оз, а также документам государственного фонда и данным, полученным в результате проведения землеустройства, в отношении границы территории Мамонского муниципального образования Иркутского района Иркутской области; обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области внести изменения в государственный кадастр недвижимости в отношении границ территории муниципального образования «город Иркутск»,

установила:

председатель дачного некоммерческого товарищества «Таежный источник» (далее по тексту ДНТ «Таежный источник») Бирлов В.И. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение Думы города Иркутска от 28 июня 2007 года № 004-20-390583/7 «Об утверждении генерального плана города Иркутска» в части его противоречия Закону Иркутской области «О статусе и границах муниципальных образований Иркутского района Иркутской области» от 16 декабря 2004 года № 94-оз, а также документам государственного фонда и данным, полученным в результате проведения землеустройства, в отношении границы территории Мамонского муниципального образования Иркутского района Иркутской области; а также обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области внести изменения в государственный кадастр недвижимости, приведя границы в соответствие с границами Мамонского муниципального образования Иркутского района Иркутской области.

Изучив административное исковое заявление, судья приходит к следующему.

В соответствии со ст. 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) к подсудности областного суда в качестве суда первой инстанции отнесены дела об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований.

Решение Думы города Иркутска «Об утверждении генерального плана города Иркутска» является нормативным правовым актом.

В соответствии со ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно части 1, пункта 3 части 2 статьи 5 КАС РФ способность иметь процессуальные права и нести процессуальные обязанности в административном судопроизводстве (административная правоспособность) признается в равной мере за всеми гражданами, органами государственной власти, иными государственными органами, органами местного самоуправления, их должностными лицами, общественными объединениями, религиозными и иными организациями, в том числе некоммерческими, а также общественными объединениями и религиозными организациями, не являющимися юридическими лицами, если согласно настоящему Кодексу и другим федеральным законам они обладают правом на судебную защиту своих прав, свобод и законных интересов в публичной сфере.

Способность своими действиями осуществлять процессуальные права, в том числе поручать ведение административного дела представителю, и исполнять процессуальные обязанности в административном судопроизводстве (административная процессуальная дееспособность) принадлежит, в том числе и органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления, избирательным комиссиям, комиссиям референдума, общественным объединениям, религиозным и иным организациям, в том числе некоммерческим.

В соответствии с частями 15 и 16 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации оспорить генеральный план в судебном порядке вправе правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, заинтересованные физические и юридические лица вправе обращаться к главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа с предложениями о внесении изменений в генеральные планы.

Таким образом, Градостроительный кодекс Российской Федерации не предусматривает права оспаривать в судебном порядке генеральный план возможным в будущем владельцам земельных участков, а ДНТ, действующим в публичных интересах.

Из представленного административного искового заявления не усматривается, что административный истец является правообладателем объектов капитального строительства и(или) земельного участка, незаконно вошедшего, по мнению административного истца, в состав территории города Иркутска при утверждении генерального плана, и его права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана. Представленная суду выписка из протокола Дата изъята не свидетельствует возникновение права на земельный участок, и прав в отношении объектов недвижимого имущества на земельном участке, <адрес изъят>. Также Градостроительным кодексом Российской Федерации предусмотрен несудебный порядок обращения заинтересованных юридических и физических лиц с предложениями о внесении изменений в генеральный план.

Таким образом, административный истец не обладает процессуальной правоспособностью оспаривать решение Думы города Иркутска об утверждении генерального плана города.

Требование административного искового заявления об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области внести изменения в государственный кадастр недвижимости, приведя границы в соответствие с границами Мамонского муниципального образования Иркутского района Иркутской области как требование об обжаловании действий (бездействия) органа не заявлено самостоятельным. Как самостоятельное требование оно также не подсудно Иркутскому областному суду в соответствии со ст. 20 КАС РФ.

Кроме того, административное исковое заявление подписано председателем ДНТ «Таежный источник», при отсутствии документов, подтверждающих его процессуальную административную дееспособность в соответствии с п. 5 ст. 54, ст. 57, п. 5 ст. 126 КАС РФ, что является основанием для оставления административного искового заявления без движения в соответствии со ст. 130 КАС РФ.

В соответствии с п.п. 2, 3 ч. 1 ст. 128 КАС РФ судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если: административное исковое заявление подано в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица органом государственной власти, иным государственным органом, органом местного самоуправления, организацией, должностным лицом либо гражданином, которым настоящим Кодексом или другими федеральными законами не предоставлено такое право; из административного искового заявления об оспаривании нормативного правового акта, решения или действия (бездействия) не следует, что этими актом, решением или действием (бездействием) нарушаются либо иным образом затрагиваются права, свободы и законные интересы административного истца.

При таких обстоятельствах, судья приходит к выводу, что следует отказать в принятии административного искового заявления ДНТ «Таежный источник» в соответствии с п.п. 2, 3 ч. 1 ст. 128 КАС РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 128, 198, 199 КАС РФ, судья

определила:

Отказать Дачному некоммерческому товариществу «Таежный источник» в принятии административного искового заявления к Думе г. Иркутска о признании незаконным решения Думы города Иркутска от 28 июня 2007 года «Об утверждении генерального плана города Иркутска» в части его противоречия Закону Иркутской области «О статусе и границах муниципальных образований Иркутского района Иркутской области» от 16 декабря 2004 года № 94-оз, а также документам государственного фонда и данным, полученным в результате проведения землеустройства, в отношении границы территории Мамонского муниципального образования Иркутского района Иркутской области; обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области внести изменения в государственный кадастр недвижимости в отношении границ территории муниципального образования «город Иркутск».

На определение может быть подана частная жалоба в апелляционную инстанцию Иркутского областного суда в течение пятнадцати дней со дня его вынесения через Иркутский областной суд.

Судья О.Ю. Астафьева