Материал №м-142/2020
УИД: 26RS0№-47
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 марта 2020 года <адрес>
Судья Красногвардейского районного суда <адрес> Гетманская Л.В., изучив административное исковое заявление прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации Красногвардейского муниципального района <адрес> о возложении обязанности разработать и утвердить правовой акт, регламентирующий осуществление муниципального контроля в сфере недропользования,
установил:
<адрес> обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации Красногвардейского муниципального района <адрес> о возложении обязанности разработать и утвердить правовой акт, регламентирующий осуществление муниципального контроля в сфере недропользования, указав, что прокуратурой района по заданию прокуратуры <адрес> произведена проверка исполнения органами местного самоуправления законодательства об охране и использования недр, в ходе которой в деятельности администрации Красногвардейского муниципального района выявлены нарушения Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах».
Просит суд: обязать администрацию Красногвардейского муниципального района <адрес> в течение 2 месяцев после вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить правовой акт, регламентирующий осуществление муниципального контроля в сфере недропользования.
Изучив поступившее заявление, суд приходит к следующему.
Частью 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 2 статьи 222 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судья возвращает административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, по основаниям, указанным в части 1 статьи 129 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 129 222 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судья возвращает административное исковое заявление административному истцу в случае, если: дело неподсудно данному суду.
Разрешая вопрос о принятии административного искового заявления, судья пришел к выводу о неподведомственности заявленного требования суду общей юрисдикции, поскольку анализ административного искового заявления показывает, что бездействие администрации Красногвардейского муниципального района <адрес>, выразившиеся в непринятии правового акта, регламентирующего осуществление муниципального контроля, предусмотренного Законом Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», нарушает права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей – принцип открытости и доступности информации об организации и осуществлении муниципального контроля, о правах и обязанностях органов контроля, их должностных лиц.
Согласно ст. 17.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
К отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных, предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон № 294-ФЗ)
В силу п. 4 ст. 2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» под муниципальным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований установленных муниципальными правовыми актами, а также требований установленных - федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения, а также на организацию и проведение мероприятий по профилактике нарушений указанных требований. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности уславливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.
В рассматриваемом случаи на территории района имеются участки недр Красногвардейское МППВ, Коммунаровский участок эксплуатационные скважины, Покровский участок скважины, Штурмовский участок водозабор из скважин, Привольненский участок ППА, Заподнопривольненский - 2 участок технических подземных вод. Так же приказом министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> от 23.06.2015 № 212 в Перечень недр местного значения, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, на территории <адрес>, включено Красногвардейское месторождение кирпичных суглинков, находящихся на территории Красногвардейского муниципального района.
Спор возник по поводу возложении обязанности на администрацию Красногвардейского муниципального района <адрес> о возложении обязанности разработать и утвердить правовой акт, регламентирующий осуществление муниципального контроля в сфере недропользования, поскольку по результатам проверки выявлены нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования и непосредственно затрагивает права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Согласно части 4 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не подлежат рассмотрению в порядке, установленном этим Кодексом, дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, арбитражных судов или подлежащие рассмотрению в ином судебном (процессуальном) порядке в Верховном Суде Российской Федерации, судах общей юрисдикции.
В пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» указано, что не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном данным Кодексом, экономические споры и другие дела, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и отнесены законом к компетенции арбитражных судов (§ 1 главы 4 АПК РФ).
Согласно части 1 и части 2 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных данным Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (далее - организации и граждане).
Частью 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства, возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.
Согласно частью 1 статьи 197 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями (далее - органы, осуществляющие публичные полномочия), должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе.
В соответствии с ч. 2 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор, а также органы, осуществляющие публичные полномочия, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из положений вышеприведенных норм следует, что арбитражному суду подведомственны дела об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интерес заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Об экономическом характере спора может свидетельствовать связь его предмета с осуществлением деятельности в сфере хозяйственного оборота и участием его субъекта в имущественно-стоимостных отношениях, которые регулируются нормами гражданского права. Соответственно, спор, возникающий из публичных правоотношений, может считаться экономическим, если юридические факты, по поводу которых возник спор, порождают правовые последствия как в сфере публичных правоотношений, так и в сфере отношений, регулируемых нормами гражданского законодательства и связанных с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности.
Федеральным законом рассмотрение таких дел отнесено к компетенции арбитражного суда.
В силу требований части 6 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, административные исковые заявления о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в случаях, если проверка законности таких решений, действий (бездействия) осуществляется в ином судебном порядке.
Отсутствие правового акта, регламентирующего осуществление муниципального контроля в сфере недропользования влечет неопределенность требований к организациям и предпринимателям, возможность нарушения порядка осуществления муниципального контроля, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга субъектов предпринимательской деятельности. При таких обстоятельствах, данный спор неподведомственен суду общей юрисдикции.
На основании изложенного, судья возвращает административное исковое заявление прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации Красногвардейского муниципального района <адрес> о возложении обязанности разработать и утвердить правовой акт, регламентирующий осуществление муниципального контроля в сфере недропользования.
Руководствуясь ст.ст. 129, 218, 222, 198-199, 201-202 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
определил:
Административное исковое заявление прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации Красногвардейского муниципального района <адрес> о возложении обязанности разработать и утвердить правовой акт, регламентирующий осуществление муниципального контроля в сфере недропользования, возвратить административному истцу на основании ст. 129 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
На определение суда может быть подана частная жалоба в судебную коллегию по административным делам <адрес>вого суда через Красногвардейский районный суд <адрес> в течение 15 дней.
Судья Л.В. Гетманская