ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 9А-18/2017 от 25.01.2017 Московского гарнизонного военного суда (Город Москва)

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судья Московского гарнизонного военного суда ФИО2, изучив административное исковое заявление ФИО1 об оспаривании действий министра обороны Российской Федерации и председателя комитета Государственной Думы Российской Федерации по обороне, связанных с нерассмотрением его доклада,

установил:

ФИО1 обратился в суд с административным иском заявлением, озаглавив его исковым, в котором просил:

«1. Московский гарнизонный военный суд в принудительном порядке обязать МО РФ ФИО3 и Председателя Комитета по Обороне ФИО4 в любом удобном для них месте и время заслушать лично мой доклад в течении 30 минут. Отсутствие обоих ответчиков по доверенности истцом не принимается.

2. Перед началом доклада для сохранения авторства выдать ФИО1 справку, что доклад по теме: «Маятниковые колебания планет и Солнца. Скоростной тоннель для стратегической обороны РФ, исследования космического пространства и планет. Зеркальная Земля – новый «Ноев ковчег» для сохранения популяции человечества при астрономическом, экологическом или ядерном катаклизме.» заслушан на совещании в МО РФ.».

В соответствии с пунктом 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 к административным делам, рассматриваемым по правилам КАС РФ, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.

Как следует из заявления, ФИО1 оспаривает действия должностных лиц по исполнению ими публично - властных полномочий, в связи с чем его заявление, озаглавленное исковым является административным исковым заявлением и подлежит рассмотрению в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.

Вместе с тем, указанный административный иск подлежит возврату по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 7 Федерального конституционного закона от 23 июня 1999 года № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации», военным судам подсудны гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (далее - военнослужащие), граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений.

Согласно статье 18 КАС РФ, в случаях, предусмотренных федеральными законами, административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений, рассматриваются военными судами.

Частями 1, 5 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Из административного иска и приложенных к нему документов следует, что ФИО1 оспаривает действия должностных лиц по вопросам его научной деятельности, то есть им оспариваются действия должностных лиц, не связанных с прохождением им военной службы. Более того, сведений, подтверждающих, что ФИО1 обладает статусом военнослужащего, материалы административного иска не содержат. Кроме того, председатель комитета Государственной Думы Российской Федерации по обороне не является органом военного управления или воинским должностным лицом.

При таких обстоятельствах, в силу приведенных выше положений нормативных актов, административное исковое заявление ФИО1 не подсудно военным судам, и в частности Московскому гарнизонному военному суду.

Вместе с тем, с административным иском ФИО1 вправе обратиться в суд общей юрисдикции по месту своего жительства или месту нахождения административных ответчиков.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 129 КАС РФ,

определил:

возвратить ФИО1 его административное исковое заявление об оспаривании действий министра обороны Российской Федерации и председателя комитета Государственной Думы Российской Федерации по обороне, связанных с нерассмотрением его доклада.

Разъяснить ФИО1 о праве обратиться в суд общей юрисдикции по месту своего жительства или месту нахождения административных ответчиков.

На определение может быть подана частная жалоба в Московский окружной военный суд через Московский гарнизонный военный суд в течение пятнадцати дней со дня его вынесения.

Верно:

Судья Московского гарнизонного

военного суда ФИО2

Помощник судьи О.В. Филатова