ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 9А-31/20 от 07.02.2020 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

127а

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

об оставлении административного искового заявления без движения

07 февраля 2020 года г. Красноярск

Судья Красноярского краевого суда Жуль А.В., рассмотрев административное исковое заявление ФИО1 действующей в интересах ФИО2 о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 действуя в интересах ФИО2, как законный представитель потерпевшего по уголовному делу, обратилась в суд с административным иском о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, просит взыскать в пользу ФИО2 за счет средств федерального бюджета компенсацию за нарушение права на судопроизводство в разумный срок в размере 1 рубля.

Требования административного иска мотивированы тем, что 08.12.2010 года адвокат ФИО5 обратился с сообщением о преступлении, совершенном в отношении ФИО2, 22.03.2018 года было возбуждено уголовное дело по признакам преступления предусмотренного п. «а» ч.3 ст.286 УК РФ, по факту совершения неустановленными должностными лицами ГУВД по Красноярскому действий, явно выходящих за пределы их полномочий, с применением в отношении ФИО2 насилия, что повлекло существенное нарушение его прав и законных интересов. До настоящего времени производство по делу не окончено, 13.01.2020 года руководителем первого СО второго СУ ГСУ СК РФ по Красноярскому краю постановлением о прекращении уголовного дела отменено в седьмой раз.

ФИО2 без вести пропал и не может самостоятельно обратиться в суд с иском, также ФИО1 обратилась в суд с заявлением о признании ФИО2 умершим.

Административное исковое заявление подлежит оставлению без движения, по следующим основаниям.

Согласно статьи 5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, права, свободы и законные интересы граждан, которые не достигли возраста восемнадцати лет, граждан, которые ограничены в дееспособности и не могут согласно законодательству самостоятельно участвовать в административных делах, возникающих из спорных административных и иных публичных правоотношений, защищают в судебном процессе их законные представители. В случае необходимости суд может привлечь этих граждан к участию в рассмотрении административного дела (часть 3). Права, свободы и законные интересы граждан, признанных недееспособными, защищают в судебном процессе их законные представители (часть 4).

В соответствии с положениями статьи 54 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, права и законные интересы недееспособных граждан защищают в суде их законные представители - родители, усыновители, опекуны или иные лица, которым это право предоставлено федеральным законом. Законные представители могут поручить ведение административного дела в суде избранному ими представителю. В случае, если настоящим Кодексом предусмотрено обязательное участие представителя в судебном процессе, законные представители обязаны поручить ведение административного дела в суде избранному ими представителю (часть 2). Права и законные интересы граждан, ограниченных в дееспособности, граждан, которые не достигли возраста восемнадцати лет, могут защищать в судебном процессе представители или законные представители - родители, усыновители, попечители или иные лица, которым это право предоставлено федеральным законом. Законные представители совершают от имени представляемых ими лиц все процессуальные действия, право совершения которых принадлежит представляемым лицам, с ограничениями, предусмотренными федеральными законами. Законные представители могут поручить ведение административного дела в суде избранному ими представителю. В случае, если настоящим Кодексом предусмотрено обязательное участие представителя в судебном процессе, законные представители обязаны поручить ведение административного дела в суде лицу, избранному ими в качестве представителя (часть 3).

Согласно статьи 29 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. Над ним устанавливается опека (часть 1).

В соответствии со статьей 30 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин, который вследствие пристрастия к азартным играм, злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение, может быть ограничен судом в дееспособности в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. Над ним устанавливается попечительство (часть 1).

Согласно части 1 статьи 31 Гражданского кодекса Российской Федерации, опека и попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан.

В соответствии со статьей 32 Гражданского кодекса Российской Федерации, опека устанавливается над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства (часть 1). Опекуны являются представителями подопечных в силу закона и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки (часть 2).

Согласно части 1 статьи 33 Гражданского кодекса Российской Федерации, попечительство устанавливается над гражданами, ограниченными судом в дееспособности.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Гражданского кодекса Российской Федерации, органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Органами опеки и попечительства являются также органы местного самоуправления в случае, если законом субъекта Российской Федерации они наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами.

Согласно части 1статья 35 Гражданского кодекса Российской Федерации, опекун или попечитель назначается органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в опеке или попечительстве, в течение месяца с момента, когда указанным органам стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над гражданином. При наличии заслуживающих внимания обстоятельств опекун или попечитель может быть назначен органом опеки и попечительства по месту жительства опекуна (попечителя). Если лицу, нуждающемуся в опеке или попечительстве, в течение месяца не назначен опекун или попечитель, исполнение обязанностей опекуна или попечителя временно возлагается на орган опеки и попечительства.

Из указанных норм права следует, что признание гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным производится в порядке предусмотренном гражданским процессуальным законодательством, а назначение опекуном или попечителем производится органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в опеке или попечительстве.

Кроме того, в соответствии с положениями части 1 статьи 125 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное исковое заявление подается в суд в письменной форме в разборчивом виде и подписывается с указанием даты внесения подписей административным истцом и (или) его представителем при наличии у последнего полномочий на подписание такого заявления и предъявление его в суд.

Согласно статьи 55 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, представителями в суде по административным делам могут быть адвокаты и иные лица, обладающие полной дееспособностью, не состоящие под опекой или попечительством и имеющие высшее юридическое образование либо ученую степень по юридической специальности (часть 1). Представители в суде по административным делам должны представить суду документы о своем образовании, а также документы, удостоверяющие их статус и полномочия.В соответствии с положениями части 1 статьи 126 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, к административному исковому заявлению прилагаются: документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере либо право на получение льготы по уплате государственной пошлины, или ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины с приложением документов, свидетельствующих о наличии оснований для этого (пункт 2); доверенность или иные документы, удостоверяющие полномочия представителя административного истца, документ, подтверждающий наличие у представителя высшего юридического образования или ученой степени по юридической специальности, если административное исковое заявление подано представителем (пункт 5).

Согласно статьи 252 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, форма административного искового заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1, 8 и 9 статьи 125 настоящего Кодекса (часть 1).

К административному исковому заявлению о присуждении компенсации прилагаются документы, указанные в пунктах 2 и 5 части 1 статьи 126 настоящего Кодекса (часть 3).

ФИО1 обращаясь в суд с настоящим административным исковым заявлением в интересах ФИО2, как законный представитель к административному исковому заявлению не приложила судебное решение о признании ФИО2 недееспособным или ограниченно дееспособным, акт органа опеки и попечительства о назначении ее опекуном или попечителем ФИО2, либо документы о своем образовании, документы, удостоверяющие свой статус и полномочия представителя, в связи с чем, не подтвердила свое право на обращение в суд с настоящим административным иском в интересах ФИО2 Приложенная к административному иску копия постановления о допуске ФИО1 в качестве представителя потерпевшего от 20.03.2019 года, по уголовному делу не свидетельствует о наличии у ФИО1 права на предъявление административного иска в интересах ФИО2 о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок.

Кроме того, к административному исковому заявлению не приложен документ подтверждающий уплату государственной пошлины либо документ подтверждающий право на получение льготы по уплате государственной пошлины. В связи с чем, оснований для освобождения от уплаты государственной пошлины не имеется. Ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины с приложением документов, свидетельствующих о наличии оснований для этого, в административном исковом заявлении не заявлено.

В силу части 1 статьи 130 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено данным Кодексом, судья, установив, что административное исковое заявление подано с нарушением требований статей 125 и 126 данного Кодекса, предъявляемых к форме и содержанию административного искового заявления и (или) приложенных к нему документов, выносит определение об оставлении административного искового заявления без движения, в котором указывает основания для этого и устанавливает разумный срок для устранения лицом, подавшим административное исковое заявление, обстоятельств, послуживших основанием для оставления административного искового заявления без движения.

Учитывая, что административное исковое заявление поданное ФИО1 в интересах ФИО2 не соответствует требованиям статей 125, 126, 252 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, так как к административному исковому заявлению не приложены документы подтверждающие статус ФИО1 как законного представителя ФИО2 или документы подтверждающие статус ФИО1 как представителя ФИО2, а также документ об уплате государственной пошлины, то оно подлежит оставлению без движения, с предоставлением разумного срока для исправления указанных в настоящем определении недостатков.

На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 130 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

ОПРЕДЕЛИЛ:

В удовлетворении ходатайства ФИО1 действующей в интересах ФИО2 об освобождении от уплаты государственной пошлины- отказать.

Административное исковое заявление ФИО1 действующей в интересах ФИО2 о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок- оставить без движения, предоставив срок для устранения указанных в определении недостатков до 04 марта 2020 года.

Разъяснить, что к установленному сроку ФИО1 надлежит исправить указанные в настоящем определении недостатки, приложить к административному исковому заявлению: судебное решение о признании ФИО2 недееспособным или ограниченно дееспособным, акт органа опеки и попечительства о назначении ФИО1 опекуном или попечителем ФИО2, либо доверенность на представление интересов ФИО2 оформленную в соответствии с положениями статьи 56 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, документ подтверждающий наличие у ФИО1 высшего юридического образования; документ подтверждающий уплату государственной пошлины в размере 300 рублей либо документ подтверждающий право на получение льготы по уплате государственной пошлины.

Разъяснить, что если лицо, подавшее административное исковое заявление, в установленный срок исправит недостатки, указанные судьей, административное исковое заявление считается поданным в день первоначального обращения этого лица в суд. В противном случае административное исковое заявление считается неподанным и возвращается подавшему его лицу со всеми приложенными к нему документами в порядке, установленном статьей 129 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Определение может быть обжаловано в течение пятнадцати дней, со дня его вынесения, в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции путем подачи частной жалобы через Красноярский краевой суд.

Судья Красноярского краевого суда А.В. Жуль