127а
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
об оставлении административного искового заявления без движения
07 февраля 2020 года г. Красноярск
Судья Красноярского краевого суда Жуль А.В., рассмотрев административное исковое заявление ФИО1 действующей в интересах ФИО2 о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 действуя в интересах ФИО2, как законный представитель потерпевшего по уголовному делу, обратилась в суд с административным иском о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, просит взыскать в пользу ФИО2 за счет средств федерального бюджета компенсацию за нарушение права на судопроизводство в разумный срок в размере 1 рубля.
Требования административного иска мотивированы тем, что 08.12.2010 года адвокат ФИО5 обратился с сообщением о преступлении, совершенном в отношении ФИО2, 22.03.2018 года было возбуждено уголовное дело № по признакам преступления предусмотренного п. «а» ч.3 ст.286 УК РФ, по факту совершения неустановленными должностными лицами ГУВД по Красноярскому действий, явно выходящих за пределы их полномочий, с применением в отношении ФИО2 насилия, что повлекло существенное нарушение его прав и законных интересов. До настоящего времени производство по делу не окончено, 13.01.2020 года руководителем первого СО второго СУ ГСУ СК РФ по Красноярскому краю постановлением о прекращении уголовного дела отменено в седьмой раз.
ФИО2 без вести пропал и не может самостоятельно обратиться в суд с иском, также ФИО1 обратилась в суд с заявлением о признании ФИО2 умершим.
Административное исковое заявление подлежит оставлению без движения, по следующим основаниям.
Согласно статьи 5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, права, свободы и законные интересы граждан, которые не достигли возраста восемнадцати лет, граждан, которые ограничены в дееспособности и не могут согласно законодательству самостоятельно участвовать в административных делах, возникающих из спорных административных и иных публичных правоотношений, защищают в судебном процессе их законные представители. В случае необходимости суд может привлечь этих граждан к участию в рассмотрении административного дела (часть 3). Права, свободы и законные интересы граждан, признанных недееспособными, защищают в судебном процессе их законные представители (часть 4).
В соответствии с положениями статьи 54 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, права и законные интересы недееспособных граждан защищают в суде их законные представители - родители, усыновители, опекуны или иные лица, которым это право предоставлено федеральным законом. Законные представители могут поручить ведение административного дела в суде избранному ими представителю. В случае, если настоящим Кодексом предусмотрено обязательное участие представителя в судебном процессе, законные представители обязаны поручить ведение административного дела в суде избранному ими представителю (часть 2). Права и законные интересы граждан, ограниченных в дееспособности, граждан, которые не достигли возраста восемнадцати лет, могут защищать в судебном процессе представители или законные представители - родители, усыновители, попечители или иные лица, которым это право предоставлено федеральным законом. Законные представители совершают от имени представляемых ими лиц все процессуальные действия, право совершения которых принадлежит представляемым лицам, с ограничениями, предусмотренными федеральными законами. Законные представители могут поручить ведение административного дела в суде избранному ими представителю. В случае, если настоящим Кодексом предусмотрено обязательное участие представителя в судебном процессе, законные представители обязаны поручить ведение административного дела в суде лицу, избранному ими в качестве представителя (часть 3).
Согласно статьи 29 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. Над ним устанавливается опека (часть 1).
В соответствии со статьей 30 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин, который вследствие пристрастия к азартным играм, злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение, может быть ограничен судом в дееспособности в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. Над ним устанавливается попечительство (часть 1).
Согласно части 1 статьи 31 Гражданского кодекса Российской Федерации, опека и попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан.
В соответствии со статьей 32 Гражданского кодекса Российской Федерации, опека устанавливается над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства (часть 1). Опекуны являются представителями подопечных в силу закона и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки (часть 2).
Согласно части 1 статьи 33 Гражданского кодекса Российской Федерации, попечительство устанавливается над гражданами, ограниченными судом в дееспособности.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Гражданского кодекса Российской Федерации, органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Органами опеки и попечительства являются также органы местного самоуправления в случае, если законом субъекта Российской Федерации они наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами.
Согласно части 1статья 35 Гражданского кодекса Российской Федерации, опекун или попечитель назначается органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в опеке или попечительстве, в течение месяца с момента, когда указанным органам стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над гражданином. При наличии заслуживающих внимания обстоятельств опекун или попечитель может быть назначен органом опеки и попечительства по месту жительства опекуна (попечителя). Если лицу, нуждающемуся в опеке или попечительстве, в течение месяца не назначен опекун или попечитель, исполнение обязанностей опекуна или попечителя временно возлагается на орган опеки и попечительства.
Из указанных норм права следует, что признание гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным производится в порядке предусмотренном гражданским процессуальным законодательством, а назначение опекуном или попечителем производится органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в опеке или попечительстве.
Кроме того, в соответствии с положениями части 1 статьи 125 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное исковое заявление подается в суд в письменной форме в разборчивом виде и подписывается с указанием даты внесения подписей административным истцом и (или) его представителем при наличии у последнего полномочий на подписание такого заявления и предъявление его в суд.
Согласно статьи 55 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, представителями в суде по административным делам могут быть адвокаты и иные лица, обладающие полной дееспособностью, не состоящие под опекой или попечительством и имеющие высшее юридическое образование либо ученую степень по юридической специальности (часть 1). Представители в суде по административным делам должны представить суду документы о своем образовании, а также документы, удостоверяющие их статус и полномочия.В соответствии с положениями части 1 статьи 126 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, к административному исковому заявлению прилагаются: документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере либо право на получение льготы по уплате государственной пошлины, или ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины с приложением документов, свидетельствующих о наличии оснований для этого (пункт 2); доверенность или иные документы, удостоверяющие полномочия представителя административного истца, документ, подтверждающий наличие у представителя высшего юридического образования или ученой степени по юридической специальности, если административное исковое заявление подано представителем (пункт 5).
Согласно статьи 252 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, форма административного искового заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1, 8 и 9 статьи 125 настоящего Кодекса (часть 1).
К административному исковому заявлению о присуждении компенсации прилагаются документы, указанные в пунктах 2 и 5 части 1 статьи 126 настоящего Кодекса (часть 3).
ФИО1 обращаясь в суд с настоящим административным исковым заявлением в интересах ФИО2, как законный представитель к административному исковому заявлению не приложила судебное решение о признании ФИО2 недееспособным или ограниченно дееспособным, акт органа опеки и попечительства о назначении ее опекуном или попечителем ФИО2, либо документы о своем образовании, документы, удостоверяющие свой статус и полномочия представителя, в связи с чем, не подтвердила свое право на обращение в суд с настоящим административным иском в интересах ФИО2 Приложенная к административному иску копия постановления о допуске ФИО1 в качестве представителя потерпевшего от 20.03.2019 года, по уголовному делу № не свидетельствует о наличии у ФИО1 права на предъявление административного иска в интересах ФИО2 о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок.
Кроме того, к административному исковому заявлению не приложен документ подтверждающий уплату государственной пошлины либо документ подтверждающий право на получение льготы по уплате государственной пошлины. В связи с чем, оснований для освобождения от уплаты государственной пошлины не имеется. Ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины с приложением документов, свидетельствующих о наличии оснований для этого, в административном исковом заявлении не заявлено.
В силу части 1 статьи 130 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено данным Кодексом, судья, установив, что административное исковое заявление подано с нарушением требований статей 125 и 126 данного Кодекса, предъявляемых к форме и содержанию административного искового заявления и (или) приложенных к нему документов, выносит определение об оставлении административного искового заявления без движения, в котором указывает основания для этого и устанавливает разумный срок для устранения лицом, подавшим административное исковое заявление, обстоятельств, послуживших основанием для оставления административного искового заявления без движения.
Учитывая, что административное исковое заявление поданное ФИО1 в интересах ФИО2 не соответствует требованиям статей 125, 126, 252 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, так как к административному исковому заявлению не приложены документы подтверждающие статус ФИО1 как законного представителя ФИО2 или документы подтверждающие статус ФИО1 как представителя ФИО2, а также документ об уплате государственной пошлины, то оно подлежит оставлению без движения, с предоставлением разумного срока для исправления указанных в настоящем определении недостатков.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 130 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
ОПРЕДЕЛИЛ:
В удовлетворении ходатайства ФИО1 действующей в интересах ФИО2 об освобождении от уплаты государственной пошлины- отказать.
Административное исковое заявление ФИО1 действующей в интересах ФИО2 о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок- оставить без движения, предоставив срок для устранения указанных в определении недостатков до 04 марта 2020 года.
Разъяснить, что к установленному сроку ФИО1 надлежит исправить указанные в настоящем определении недостатки, приложить к административному исковому заявлению: судебное решение о признании ФИО2 недееспособным или ограниченно дееспособным, акт органа опеки и попечительства о назначении ФИО1 опекуном или попечителем ФИО2, либо доверенность на представление интересов ФИО2 оформленную в соответствии с положениями статьи 56 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, документ подтверждающий наличие у ФИО1 высшего юридического образования; документ подтверждающий уплату государственной пошлины в размере 300 рублей либо документ подтверждающий право на получение льготы по уплате государственной пошлины.
Разъяснить, что если лицо, подавшее административное исковое заявление, в установленный срок исправит недостатки, указанные судьей, административное исковое заявление считается поданным в день первоначального обращения этого лица в суд. В противном случае административное исковое заявление считается неподанным и возвращается подавшему его лицу со всеми приложенными к нему документами в порядке, установленном статьей 129 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Определение может быть обжаловано в течение пятнадцати дней, со дня его вынесения, в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции путем подачи частной жалобы через Красноярский краевой суд.
Судья Красноярского краевого суда А.В. Жуль