О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
о возвращении административного искового заявления
24 мая 2018 года г. Иркутск
Судья Иркутского областного суда Папуша А.С., ознакомившись с административным исковым заявлением Аппарата Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области к Контрольно-счетной палате Иркутской области о признании недействующим приказа председателя Контрольно-счетной палаты Иркутской области от 31 мая 2012 года № 14-пгс «О Регламенте Контрольно-счетной палаты Иркутской области»,
У С Т А Н О В И Л:
Аппарат Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области обратился с административным исковым заявлением к Контрольно-счетной палате Иркутской области, в котором просит признать не действующим в полном объеме приказ председателя Контрольно-счетной палаты Иркутской области от 31 мая 2012 года № 14-пгс «О Регламенте Контрольно-счетной палаты Иркутской области» (в редакции приказов от 28.06.2013 № 15-пгс, от 24.01.2014 № 4-пгс, от 28.01.2014 № 5-пгс, от 28.03.2014 № 13-пгс, от 08.04.2014 № 14-пгс, от 30.04.2014 № 19-пгс, от 30.05.2014 № 22-пгс, от 20.06.2014 № 26-пгс, от 27.06.2014 № 29-пгс, от 16.09.2014 № 38-пгс, от 30.09.2014 № 42-пгс, от 02.03.2015 № 2-рп, от 02.03.2015 № 3-рп, от 15.05.2015 № 7-рп, от 19.06.2015 № 10-рп, от 30.09.2015 № 13-рп, от 31.05.2016 № 6-рп, от 22.06.2016 № 8-рп, от 31.03.2017 № 3-рп, от 28.04.2017 № 5-рп, от 29.06.2017 № 8-рп, от 29.12.2017 № 11-рп, от 02.04.2018 № 1-рп) (далее - Регламент) со дня его принятия.
Административный истец полагает, что оспариваемый им Регламент является нормативным правовым актом, который принят с нарушением правил введения нормативных актов в действие, содержит неопределенные правовые нормы, не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, именно, части 3 статьи 15, части 2 ст. 24, ч.2 ст. 45, ст. 46 Конституции Российской Федерации, статьям 53 и 54 Закона Иркутской области от 12.01.2010 № 1-оз «О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркутской области», статьям 2, 16,17 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации», Закону Иркутской области от 07.07.2011 № 55-оз «О Контрольно-счетной палате Иркутской области».
Изучив административное исковое заявление, а также представленные с ним материалы, нахожу данное административное исковое заявление поданным с нарушением правил подсудности, установленных статьей 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).
В соответствии с чч. 1 и 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения органов государственной власти и органов местного самоуправления могут быть обжалованы в суд.
Как предусмотрено п. 1 ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суды рассматривают и разрешают административные дела об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа рассматривают в качестве суда первой инстанции административные дела об оспаривании нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований.
Согласно ч. 1 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Обращаясь в Иркутский областной суд с данным административным исковым заявлением, административный истец полагает, что оспариваемый ими приказ председателя Контрольно-счетной палаты Иркутской области от 11 мая 2012 года № 14-пгс «О Регламенте Контрольно-счетной палаты Иркутской области» обладает признаками нормативного акта, так как принят в форме, установленной для нормативных актов, содержит правила проведения контрольных мероприятий и их оформления, а также распространяется на государственные органы власти Иркутской области, государственные учреждения, органы местного самоуправления, а также иные организации, использующие средства областного бюджета и областного имущества, в том числе, административного истца, являющихся объектами проверок контроля, проводимых Контрольно-счетной палатой Иркутской области в части расходования бюджетных средств и использования имущества, так как в соответствии с этим Регламентом устанавливаются требования к проведению и оформлению результатов контрольных мероприятий - направлению представлений, предписаний объектам аудита (контроля) уведомлений о применении мер принуждения, информационных писем, составлению отчетов, актов в случае создания препятствий для проведения контрольного мероприятия и иные требования, действия, применяется к объектам аудита (контроля), в том числе, к административному истцу при планировании, проведении контрольных мероприятий (запрос документов, проведение проверок, составление актов, отчетов), при применении в отношении истца мер воздействия (представлений, предписаний, составления протоколов об административных нарушениях).
В соответствии с частями 1, 3 и 4 ст. 3 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» контрольно-счетный орган субъекта Российской Федерации является постоянно действующим органом внешнего государственного финансового контроля и образуется законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Контрольно-счетный орган субъекта Российской Федерации и контрольно-счетный орган муниципального образования подотчетны соответственно законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта Российской Федерации или представительному органу муниципального образования (далее также - законодательные (представительные) органы).
Контрольно-счетные органы обладают организационной и функциональной независимостью и осуществляют свою деятельность самостоятельно.
Согласно статье 2 Закона Иркутской области от 07.07.2011 № 55-ОЗ «О Контрольно-счетной палате Иркутской области» Контрольно-счетная палата Иркутской области является постоянно действующим органом внешнего государственного финансового контроля, образуемым Законодательным Собранием Иркутской области, является государственным органом Иркутской области, обладает правами юридического лица.
Статьей 12 указанного выше Закона Иркутской области установлено, что содержание направлений деятельности Контрольно-счетной палаты, порядок ведения дел, подготовки и проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий и иные вопросы внутренней деятельности Контрольно-счетной палаты определяются Регламентом Контрольно-счетной палаты Иркутской области.
Согласно статье 2 Закона Иркутской области от 12.01.2010 № 1-оз «О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркутской области» под правовым актом области понимается официальный письменный документ, обязательный на территории области и направленный на установление, изменение или отмену общеобязательных норм (нормативный правовой акт), или официальный письменный документ индивидуального правового регулирования (ненормативный правовой акт), принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом области в пределах полномочий либо принятый на референдуме Иркутской области.
Как разъяснено в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 № 48 (в ред. от 09.02.2012) «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Учитывая изложенное выше, судья приходит к выводу о том, что оспариваемый административным истцом приказ председателя Контрольно-счетной палаты Иркутской области от 31 мая 2012 года № 14-пгс «О Регламенте Контрольно-счетной палаты Иркутской области» не отвечает признакам нормативного правового акта, поскольку регулирует вопросы внутренней деятельности Контрольно-счетной палаты, касающиеся определения направлений деятельности Контрольно-счетной палаты, порядка ведения дел, подготовки и проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, которые проводятся в отношении установленных законодательством лиц и не содержат нормативных предписаний, адресованных неопределенному кругу лиц.
Исходя из чего, дело по оспариванию этого приказа в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не подсудно Иркутскому областному суду.
Как предусмотрено п. 2 ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Как предусмотрено п. 2 ч. 1 ст. 129 КАС РФ, судья возвращает административное исковое заявление административному истцу в случае, если дело неподсудно данному суду.
При указанных выше обстоятельствах административное исковое заявление Аппарата Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области к Контрольно-счетной палате Иркутской области о признании недействующим приказа председателя Контрольно-счетной палаты Иркутской области от 31 мая 2012 года № 14-пгс «О Регламенте Контрольно-счетной палаты Иркутской области» подлежит возвращению со всеми приложенными к нему документами.
На основании изложенного и руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 20, п. 2 ч. 1 ст. 129, ч. 1 ст. 218, ст. 198, 199 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья
О П Р Е Д Е Л И Л:
административное исковое заявление Аппарата Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области к Контрольно-счетной палате Иркутской области о признании недействующим приказа председателя Контрольно-счетной палаты Иркутской области от 31 мая 2012 года № 14-пгс «О Регламенте Контрольно-счетной палаты Иркутской области» - возвратить заявителю со всеми приложенными к нему документами.
Определение может быть обжаловано в течение 15 дней со дня его вынесения путем подачи частной жалобы в апелляционную инстанцию Судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда.
Судья А.С. Папуша