АД №а-628/2022 г.
46RS0№-67
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
23 сентября 2022 года <адрес>
Октябрьский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Баламутовой С.А.,
при секретаре Филипцевой В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Звягинцева И.В к Комитету по управлению имуществом <адрес> об оспаривании решения органа государственной власти,
УСТАНОВИЛ:
Звягинцев И.В. обратился в Октябрьский районный суд <адрес> с указанным административным исковым заявлением, в котором указал, что согласно п.1 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
В силу подпункта 19 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства.
В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗКО «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных районов <адрес> и органами государственной власти <адрес> по предоставлению земельных участков, право государственной собственности на которые не разграничено», Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-пг «Об уполномоченном органе исполнительной власти <адрес> по предоставлению земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, право государственной собственности на которые не разграничено, Комитет по управлению имуществом <адрес> (далее - комитет) определён уполномоченным органом исполнительной власти <адрес> на предоставление земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, право государственной собственности на которые не разграничено, расположенных на территориях сельских поселений, входящих в состав муниципальных районов, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципальных районов.
Пунктом 2 Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-пг «Об уполномоченном органе исполнительной власти <адрес> по предоставлению земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, право государственной собственности на которые не разграничено» на областное бюджетное учреждение «Центр государственной кадастровой оценки <адрес>» (далее - ОБУ «ЦГКО») возложен прием, регистрация и рассмотрение заявлений о предоставлении земельных участков.
В настоящее время детальный административный порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов регламентирован статьей 39.14 ЗК РФ и включает в себя ряд последовательных этапов:
- подготовки схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
- подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости». В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
- принятое решении о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости";
- обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
- осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
- подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
- заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Поскольку земельный участок площадью 94250 кв.м в кадастровом квартале 46:17:031101 государственная собственность на которые не разграничена не был поставлен на кадастровый учёт, процедура предоставления в аренду земельного участка для сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных начинается с этапа предусмотренного п. 2 ст. 39.14 ЗК РФ, а именно с подачи в уполномоченный орган заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Звягинцев И.В. обратился в ОБУ «ЦГКО» с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. К указанному заявлению были приложены все необходимые документы, включая схему расположения земельного участка на кадастровой карте территории.
ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со ст. 39.15 ЗК РФ комитетом было принято решение № о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>. Данным решением утверждена схема расположения земельного участка площадью 94250 кв.м на кадастровом плане территории.
Далее Звягинцев И.В. обеспечил выполнение кадастровых работ в целях образования земельного участка и подал в управление Росреестра по <адрес> заявление об осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка. Управление Росреестра по <адрес> осуществило государственный кадастровый учет земельного участка с присвоением ему следующих характеристик: кадастровый №, площадь 94250 кв.м, адрес: <адрес>, разрешённое использование: сенокошение, выпас сельскохозяйственных животных (далее земельный участок).
Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.17 настоящего Кодекса. (п. 16 ст. 39.15 3К РФ).
В соответствии с п. 6 и 7 ч. 1 ст. 39.14 ЗК РФ и ст. 39.17 ЗК РФ Звягинцев И.В подал в ОБУ «ЦГКО» заявление о предоставлении земельного участка в аренду сроком на три года. На указанное заявление комитет в адрес Звягинцева И.В направил письмо от ДД.ММ.ГГГГ. № в котором он отказывается заключать со ним договор аренды без проведения торгов по причине того, что площадь земельного участка больше 2 га, что по мнению комитета превышает потребности в сенокошении и выпасе сельскохозяйственных животных. При этом решением комитета от ДД.ММ.ГГГГ№ в решение комитета от ДД.ММ.ГГГГ. в № внесены изменения которым исключены сведения о предварительном предоставлении земельного участка без торгов Звягинцеву И.В
Исходя из п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка комитет рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
- осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
- принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
- принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Статьёй 39.16 3К РФ предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов. Однако комитет в письме от ДД.ММ.ГГГГ. №01.№ отказывает в предоставлении земельного участка по основаниям, не предусмотренным статьёй 39.16 ЗК РФ. Ссылка комитета на нормы отвода земель для личного подсобного хозяйства не имеют отношения к рассматриваемому случаю, так как земельный участок предоставляется для сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных.
В силу ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием. (п. 6 совместного постановления пленумов Верховного суда РФ и Высшего арбитражного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ№).
Отказ в оформлении прав на землю по основаниям, не предусмотренным Земельного кодекса РФ является грубым нарушением закона, так как не даёт использовать своё конституционное право на приобретение земельного участка. Нарушая права мои права комитет одновременно нарушает нормы закона зафиксированные в статье 9 и 36 Конституции РФ и статьях 39.6, 39.16 и 39.17 ЭК РФ.
В вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему в порядке подчиненности лику жалоба по рассматриваемому предмету, указанному в настоящем административном исковом заявлении, не подавалась. В связи с тем, что отсутствует данный вышестоящий орган, и досудебный порядок разрешения указанного спора не предусмотрен. В резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться: указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы п законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия). В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений драв, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом (п. 1 ч. 3 ст. 227 (КАС РФ).
Согласно пункту 1 части 5 статьи 39.17 ЗК УФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ.
ДД.ММ.ГГГГ на официальном сайте комитета по управлению имуществом <адрес> вышло объявление о проведении аукциона на право заключения договоров аренды земельных участков. Аукцион назначается на 11 часов 00 минут ДД.ММ.ГГГГ в комитете по управлению имуществом <адрес> по адресу: <адрес>, кабинет №. Контактный телефон: 70-87-69. Организатор аукциона комитет по управлению имуществом <адрес>.
При этом по лоту № Предметом аукциона является право на заключение договора аренды земельного участка с кадастровым номером 46:17:031101:148, площадью 94250 кв.м., из категории земель сельскохозяйственного назначения, государственная собственность на который не разграничена, расположенного по адресу: <адрес>, Большедолженковский сельсовет, с видом разрешенного использования земельного участка - "Сенокошение. Выпас сельскохозяйственных животных".
В соответствии с и. l ст. 85 КАС РФ по заявлению о применении мер предварительной защиты административного истца или лица, обратившегося в суд в защиту прав других лиц или неопределенного круга лиц. суд может принять меры предварительной защиты по административному иску. в том числе в случае приостановления производства по административному делу в целях урегулирования спора, если: до принятия судом решения по административному делу или примирения сторон существует явная опасность нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или неопределенного круга лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано административное исковое заявление; защита прав, свобод и законных интересов административного истца будет невозможна или затруднительна без принятия таких мер.
Суд может приостановить полностью или в части действие оспариваемого решения, запретить совершать определенные действия, примять иные меры предварительной защиты по административному иску в случаях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, если настоящим Кодексом не предусмотрен запрет на принятие мер предварительной защиты по определенным категориям административных дел. (п. 2 ст. 85 КА РФ).
Пунктом 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» установлен следующий правовой подход: согласно части 2 статьи 85 КАС РФ суд может приостановить полностью или в части действие оспариваемого решения, запретите, совершать определенные действия, принять иные меры предварительной защиты по административному иску в случаях, предусмотренных частью 1 указанной статьи, если КАС РФ не предусмотрен запрет на принятие мер предварительной защиты по определенным категориям административных дел. Судам следует учитывать, что к иным мерам предварительной защиты, которые могут быть приняты судом; в частности, относятся: наложение ареста на имущество, принадлежащее административному ответчику и находящееся у него или других лиц; возложение на административного ответчика, других лиц, в том числе не являющихся участниками судебного процесса, обязанности совершить определенные действия или воздержаться от совершения определенных действий; приостановление взыскания по исполнительному документу, оспариваемому в судебном порядке.
В необходимых случаях не исключается возможность принятия судом нескольких мер предварительной защиты по одному административному иску. До предъявления административного искового заявления в суд и принятия его к производству судьей меры предварительной зашиты по административному иску не принимаются.
Проведение комитетом аукциона на передачу в аренду земельного участка, на который претендует административный истец без проведения торгов приведёт к нарушению прав, свобод и законных интересов административного истца. В случае удовлетворения административного иска проведение аукциона может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, так как по результатам аукциона появятся лица также имеющие правопритязания на земельный участок. Также причинить административному истцу значительный материальный ущерб. повлечь необходимость обращения в суд с новыми исками для восстановления своего нарушенного права. Кроме того, принятие мер предварительной защиты необходимо для соблюдения баланса интересов лиц, участвующих в деле; направлено на сохранение существующего состояния отношений между сторонами.
Также, не приостановление аукциона в части лота № может повлечь за собой неблагоприятные последствия для потенциальных участников торгов и их победителя в случае удовлетворения судом административного иска.
Просит суд:
- признать незаконным решение комитета по управлению имуществом <адрес> изложенное в письме от ДД.ММ.ГГГГ. №;
- признать незаконным решение комитета по управлению имуществом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. №.01-33/92/1;
- обязать комитет по управлению имуществом <адрес> в течение тридцати дней после принятия решения направить в адрес Звягинцева И.В подписанный проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером №, площадь 94250 кв.м, адрес: <адрес>;
- запретить комитету по управлению имуществом <адрес> проводить в 11 часов 00 минут ДД.ММ.ГГГГ открытый аукцион в отношении Лота №: на заключение договора аренды земельного участка с кадастровым номером №, площадью 94250 кв.м., из категории земель сельскохозяйственного назначения, государственная собственность на который не разграничена, расположенного по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования земельного участка - "Сенокошение. Выпас сельскохозяйственных животных".
В судебное заседание административный истец Звягинцев И.В. не явился, о дне, времени, месте слушания дела был извещен своевременно надлежащим образом. Направил в суд заявление об отказе от административных исковых требований.
Представитель административного ответчика Комитета по управлению имуществом <адрес> в судебное заседание не явился, о дне, месте, времени слушания извещен надлежащим образом, сведений об уважительности неявки суду не представил, о рассмотрении дела без его участия не просил.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
В соответствии со ст.194 ч.1 п.3 Кодекса административного производства Российской Федерации суд прекращает производство по административному делу, если административный истец отказался от административного иска и отказ принят судом.
Ходатайство административного истца об отказе от заявленных административных исковых требований приобщено к материалам гражданского дела.
При таких обстоятельствах, суд полагает необходимым производство по административному делу по административному исковому заявлению Звягинцева И.В к Комитету по управлению имуществом <адрес> об оспаривании решения органа государственной власти, прекратить, разъяснив сторонам последствия прекращения производства по административному делу, предусмотренные ст.195 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194, 195, 198 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Принять отказ административного истца Звягинцева И.В от иска к Комитету по управлению имуществом <адрес> об оспаривании решения органа государственной власти.
Производство по административному делу по административному исковому заявлению Звягинцева И.В к Комитету по управлению имуществом <адрес> об оспаривании решения органа государственной власти, прекратить.
Повторное обращение в суд по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
На определение может быть подана частная жалоба в Курский областной суд через Октябрьский районный суд <адрес> в течение 15 дней со дня вынесения.
Судья Баламутова С.А.