ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № ГА-010745-02/17 от 10.10.2017 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело№ И а-13505/2017

Судья: Куценко Т.Н.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

10 октября 2017 года

город Челябинск

Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего судей

при секретаре

Аганиной Т.А.,

ФИО1, ФИО2, ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по апелляционной жалобе ФИО4 на решение Сосновского районного суда Челябинской области от 01 августа 2017 года по административному исковому заявлению ФИО4 к Администрации Сосновского муниципального района Челябинской области о признании незаконными отказов в выдаче разрешений на строительство, об обязании выдать разрешения на строительство объектов индивидуального жилищного строительства,

заслушав доклад судьи Аганиной Т.А. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, выслушав мнение представителя административного истца,

УСТАНОВИЛ:

ФИО4 обратился в суд с административным иском к Администрации Сосновского муниципального района, в котором просил признать незаконным отказ Администрации Сосновского муниципального района Челябинской области от 17 января 2017 года № 108 в выдаче ФИО4 разрешения на строительство и обязать Администрацию Сосновского муниципального района Челябинской области выдать разрешение на строительство объекта индивидуального жилищного строительства на основании Заявления от 08 декабря 2016 года № 9221

(л.д.5-12).

ФИО4 обратился в суд с административным иском к Администрации Сосновского муниципального района, в котором просил признать незаконным отказ Администрации Сосновского муниципального района Челябинской области от 17 января 2017 года № 115 в выдаче ФИО4 разрешения на строительство и обязать Администрацию Сосновского муниципального района Челябинской области выдать разрешение на строительство объекта индивидуального жилищного


2

строительства на основании Заявления от 08 декабря 2016 года № 9220 (л.д.27-34).

ФИО4 обратился в суд с административным иском к Администрации Сосновского муниципального района, в котором просил признать незаконным отказ Администрации Сосновского муниципального района Челябинской области от 17 января 2017 года № 125 в выдаче ФИО4 разрешения на строительство и обязать Администрацию Сосновского муниципального района Челябинской области выдать разрешение на строительство объекта индивидуального жилищного строительства на основании Заявления от 08 декабря 2016 года № 9211 (л.д. 43-50).

ФИО4 обратился в суд с административным иском к Администрации Сосновского муниципального района, в котором просил признать незаконным отказ Администрации Сосновского муниципального района Челябинской области от 13 января 2017 года № 84 в выдаче ФИО4 разрешения на строительство и обязать Администрацию Сосновского муниципального района Челябинской области выдать разрешение на строительство объекта индивидуального жилищного строительства на основании Заявления от 08 декабря 2016 года № 9223 (л.д. 65-72).

Данные административные дела были объединены для рассмотрения в одно производство с присвоением номера № 2а-1035/2017.

В обоснование требований указал, что является собственником:

- земельного участка площадью 1500 кв.м., расположенного по адресу: Челябинская область, ***, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенный вид использования: для ведения личного подсобного хозяйства, кадастровый номер ***, право собственности зарегистрировано 17 декабря 2012 года. Участок приобрел на основании договора купли-продажи от 05 сентября 2012 года у ФИО5, которому данный участок принадлежал на основании Постановления Администрации Сосновского муниципального района от 07 августа 2012 года № 5947, Договора № 1346\2012-зем продажи земельного участка от 07 августа 2012 года. Сведения о земельном участке внесены в государственный кадастр недвижимости 23 июля 2012 года;

- земельного участка площадью 1000 кв.м., расположенного по адресу: Челябинская область, ***, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечении я космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенный вид использования: для ведения личного


подсобного хозяйства, кадастровый номер ***, право собственности зарегистрировано 14 сентября 2012 года. Участок приобрел на основании договора купли-продажи от 05 сентября 2012 года у ФИО6, которому данный участок принадлежал на основании Постановления Администрации Сосновского муниципального района от 20 августа 2012 года № 6236. Сведения о земельном участке внесены в государственный кадастр недвижимости 14 августа 2012 года;

- земельного участка площадью 945 кв.м., расположенного по адресу: Челябинская область, ***, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенный вид использования: для ведения личного подсобного хозяйства, кадастровый номер ***, право собственности зарегистрировано 26 июня 2012 года Участок приобрел на основании договора купли-продажи от 05 сентября 2012 года у ФИО7, указанный земельный участок образован из земельного участка с кадастровым номером ***, который был предоставлен первоначальному собственнику ФИО8 на основании Постановления главы администрации Сосновского муниципального района от 01 октября 2010 года № 9417, договора № 1482\2010-зем продажи земельного участка от 01 октября 2016 года;

- земельного участка площадью 1500 кв.м., расположенного по адресу: Челябинская область, ***, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенный вид использования: для ведения личного подсобного хозяйства, кадастровый номер ***, право собственности зарегистрировано 17 сентября 2012 года. Участок приобрел на основании договора купли-продажи от 05 сентября 2012 года у ФИО9, которой данный участок принадлежал на основании Постановления Администрации Сосновского муниципального района от 01 августа 2012 года № 5883, Договора № 1312\2012-зем продажи земельного участка от 01 августа 2012 года. Сведения о земельном участке внесены в государственный кадастр недвижимости 17 июня 2012 года.

08 декабря 2016 года он обратился в Администрацию Сосновского муниципального района с заявлениями № 9221, № 9220, № 9211, № 9223 о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на указанных земельных участках. Письмами Администрации Сосновского муниципального района от 17 января 2017 года № 108, от 17 января 2017 года № 115, от 13 января 2017 года № 84, от 17 января 2017 года № 125 ему отказано в выдаче разрешения на строительство, в связи с расположением земельных участков в зоне А 3 - зеленые насаждения общего пользования (парки, скверы, бульвары), предназначенной для организации мест массового разностороннего отдыха населения. Считает данный отказ в


выдаче разрешения на строительство незаконным, поскольку он нарушает права и законные интересы ФИО4 Указывает на то, что собственник земельного участка имеет право на использование земельного участка. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Приусадебный земельный участок может использоваться для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов. При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, планируемых изменений границ земель различных категорий. При принятии или изменении правил землепользования и застройки, которыми изменено территориальное зонирование, и, соответственно, вид разрешенного использования, у пользователя земельного участка сохраняется возможность продолжать использование земельного участка, имевшее место до такого изменения. Согласно сведениям, размещенным на официальном сайте Сосновского муниципального района, решением Совета депутатов Кременкульского сельского поселения Сосновского муниципального района от 23 декабря 2016 года № 219 были утверждены изменения в Правила землепользования и застройки Кременкульского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области. Согласно действующим правилам землепользования и застройки Кременкульского сельского поселения, зона A3 предназначена для организации мест массового, разностороннего отдыха населения. Установленный в отношении земельных участков разрешенный вид использования «для ведения личного подсобного хозяйства» не предусмотрен зоной A3. Земельные участки были сформированы и предоставлены Администрацией Сосновского муниципального района Челябинской области с разрешенным видом использования «для ведения личного подсобного хозяйства». На момент предоставления в собственность земельных участков, разрешенное использование земельных участков соответствовало всем необходимым требованиям, предусмотренным действующим законодательством. Кроме того, адрес земельных участков был установлен администрацией как «жилая застройка». Поэтому собственник земельных участков ФИО4 имеет право на возведение на принадлежащих ему земельных участках жилых домов.

Административный истец ФИО4 в судебное заседание не явился, был извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель административного истца ФИО10


поддержала исковые требования по указанным в иске основаниям, пояснила, что строительство каких-либо объектов ни на одном из участков с кадастровыми номерами ***, ***, ***и ***, не велось и не ведется. Ранее Администрация Сосновского муниципального района выдавала разрешения на вырубку деревьев, мешающих строительству на указанных земельных участках, истец понес расходы на отсыпку дороги к указанным земельным участкам.

Представитель административного ответчика ФИО11 с иском не согласилась, указала на то, что спорные земельные участки с момента их формирования располагались в зоне A3 - зеленые насаждения общего пользования, что подтверждается выпиской из правил землепользования и застройки Кременкульского сельского поселения, утвержденных решением Совета депутатов Кременкульского сельского поселения № 169 от 22 декабря 2011 года. В подтверждение представила для обозрения схему территориального зонирования. Указала на то, что сведения о наличии территориальных зон были представлены в Росреестр, это открытая информация, при выдаче разрешений на строительство глава Сосновского района руководствуется Правилами землепользования и застройки, утвержденными решением Совета депутатов Кременкульского сельского поселения Сосновского муниципального района.

Заинтересованное лицо Главное управление лесами Челябинской области извещено, представитель не явился, ранее в материалы дела представлены выкопировки из материалов лесоустройства, таксационные описания, согласно которым спорные земельные участки на земли лесного фонда не налагаются.

Сосновским районным судом 01 августа 2017 года постановлено решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований ФИО4

Не согласившись с решением суда, ФИО4 подана апелляционная жалоба, в которой он просит решение Сосновского районного суда Челябинской области отменить, как незаконное и необоснованное.

В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что ФИО4 как собственник земельных участков, в отношении которых Администрацией Сосновского муниципального района установлен разрешенный вид использования - «для ведения личного подсобного хозяйства» имеет право на возведение на принадлежащих ему земельных участках жилых домов. Письменными отказами Администрация создала препятствия ФИО4 к осуществлению своих прав, а именно к использованию земельных участков в соответствии с разрешенным видом


6

использования. Правила землепользования и застройки, на которые ссылается административный ответчик, и суд в своем решении, утверждены на все Кременкульское сельское поселение и размещены на официальном сайте Администрации Сосновского муниципального района в таком масштабе и формате, что определить местоположение земельных участков относительно градостроительных зон не представляется возможным. Кроме того, сведения о наличии территориальных зон была предоставлена в Росреестр, при этом Росреестр осуществил государственную регистрацию права собственности на земельные участки административного истца с разрешенным видом использования - для ведения личного подсобного хозяйства. Административным ответчиком не представлено сведений о том, когда и где были опубликованы Правила землепользования и застройки, утвержденные в 2011 и 2016 годах. С 2011 года спорные земельные участки не используются по назначению в соответствии с разрешенным видом использования, при этом Администрация не изъяла земельные участки у собственника для организации мест массового, разностороннего отдыха населения. Кроме того, на соседних земельных участках возведены жилые дома на основании разрешений на строительство. Таким образом, фактическое использование земельных участков, расположенных в зоне А 3 не соответствует Правилам землепользования и застройки. Решением суда установлено, что все земельные участки изначально при формировании располагались в зоне А 3, где не предусмотрен такой вид разрешенного использования, как ведение личного подсобного хозяйства. При этом, земельный участок с КН ***был сформирован 15 мая 2012 года из земельного участка с кадастровым номером ***, который в свою очередь был образован из земельного участка с КН ***, предоставленного ФИО8, сведения о котором были внесены в ГКН 01 сентября 2010 года, то есть до утверждения Правил землепользования и застройки.

Представитель административного истца ФИО10 настаивала на доводах апелляционной жалобы.

Административный истец ФИО4 в судебное заседание не явился, был извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель административного ответчика Администрации Сосновского муниципального района, заинтересованное лицо Главное управление лесами Челябинской области в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, были извещены.

Судебная коллегия на основании части 2 статьи 306, статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных выше лиц, извещенных надлежащим образом и не явившихся в


7

судебное заседание.

Выслушав мнение представителя административного истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела в полном объеме, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.

В силу положений части 1 статьи 308 КАС РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу положений части 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного Дела об оспаривании решения органа местного самоуправления суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа на принятие оспариваемого решения; порядок и основания для принятия оспариваемого решения; соответствует ли содержание оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу части 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд


8

выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно части 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Исходя из положений части 2 статьи 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО4 является собственником земельных участков:

с кадастровым номером ***, право собственности зарегистрировано 17 сентября 2012 года на основании договора купли-продажи от 05 сентября 2012 года (л.д. 14);

с кадастровым номером ***, право собственности зарегистрировано 14 сентября 2012 года на основании договора купли-


9

продажи от 05 сентября 2012 года (л.д. 36);

с кадастровым номером ***, право собственности зарегистрировано 27 июня 2012 года на основании договора купли-продажи от 19 июня 2012 года (л.д. 52);

с кадастровым номером ***, право собственности зарегистрировано 17 сентября 2012 года на основании договора купли-продажи от 05 сентября 2012 года (л.д. 74).

Согласно сведениям ЕГРН:

- земельный участок с КН ***, площадью 1500 кв.м., расположен по адресу: Челябинская область, ***, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенный вид использования: для ведения личного подсобного хозяйства, кадастровый номер присвоен 23.07.2012г. (л.д. 102 т. 1);

- земельный участок с КН ***, площадью 1000 кв.м., расположен по адресу: Челябинская область, ***, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечении я космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенный вид использования: для ведения личного подсобного хозяйства, кадастровый номер присвоен 14 августа 2012 года (л.д. 102 т. 1);

- земельный участок с ***, площадью 945 кв.м., расположен по адресу: Челябинская область, ***, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенный вид использования: для ведения личного подсобного хозяйства, кадастровый номер присвоен 15 мая 2012 года (л.д. 109 т. 1);

- земельный участок с КН ***, площадью 1500 кв.м., расположен по адресу: Челябинская область, ***, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенный вид использования: для ведения личного подсобного хозяйства, кадастровый номер присвоен 17.06.2012г. (л.д. 123 т. 1).

08 декабря 2016 года ФИО4 обратился в Администрацию Сосновского муниципального района с заявлениями о выдаче разрешений на строительство индивидуальных жилых домов на указанных земельных участках.

Администрацией Сосновского муниципального района Челябинской


10

области, в выдаче разрешений на строительство дома на земельных участках с кадастровыми номерами ***, ***, ***и *** ФИО4 отказано, со ссылкой на то, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки Кременкульского сельского поселения, утвержденных решением Совета депутатов Кременкульского сельского поселения № 169 от 22 декабря 2011 года, вышеуказанные земельные участки расположены в зоне A3 - зеленые насаждения общего пользования (парки, скверы, бульвары), предназначенные для организации мест массового, разностороннего отдыха населения, строительство индивидуальных жилых домов в данной зоне не предусмотрено.

Отказы оформлены письмами от 17 января 2017 года № 108, от 17 января 2017 года № 115, от 13 января 2017 года № 84, от 17 января 2017 года № 125 (л.д. 13, 35, 51, 73 т. 1). Указанные отказы послужили основанием для обращения ФИО4 в суд с административными исками.

Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что поскольку виды разрешенного использования земельных участков, которые устанавливаются градостроительным регламентом в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, не предполагают возведение в пределах зоны A3 индивидуальных жилых домов.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда, поскольку основаны на верном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, а также соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения). Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

В силу пункта 8 статьи 1 ЗК РФ одним из основных принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из принадлежности к определенной категории и


11

разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Согласно пункта 5 статьи 1 ЗК РФ и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории (пункт 1 статьи 7 ЗК РФ).

Согласно пункта 2 статьи 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования (пункт 2 статьи 7 ЗК РФ).

В соответствии с частями 1-5 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Собственники, землепользователи, землевладельцы и арендаторы вправе использовать земельные участки в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны (пункт 3 статья 85 ЗК РФ).

В соответствии с пунктом 9 статьи 1 ГрК РФ виды разрешенного использования устанавливаются градостроительными регламентами в пределах границ соответствующей территориальной зоны, которые являются составной и неотъемлемой частью правил землепользования и


12

застройки и применяются только вместе с данным актом градостроительного зонирования (пункт 3 часть 2 статья 30 ГрК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 41 ГрК РФ в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов, осуществляется подготовка документации по планировке территории.

Согласно части 10 статьи 45 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативов градостроительного проектирования, градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий, а также с учетом программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселения, городского округа, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселения, городского округа.

Часть 11 статьи 48 ГрК РФ определяет, что градостроительный план земельного участка является одним из оснований подготовки проектной документации. Градостроительный план земельного участка необходим для получения разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (часть 7 статьи 51, часть 3 статьи 55 ГрК РФ).

Пунктом 2 статьи 85 ЗК РФ установлено, что границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.

Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный


13

регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков.

Исходя из содержания части 6 статьи 30 ГрК РФ, виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства устанавливаются градостроительным регламентом в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны.

В соответствии с частью 2 статьи 30 ГрК РФ территориальные зоны и градостроительные регламенты к ним устанавливаются в составе правил землепользования и застройки, являющихся документом градостроительного зонирования.

Статьями 31, 32, 33 ГрК РФ предусмотрен порядок подготовки и утверждения правил землепользования и застройки, а также внесение изменений в них.

Градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования (статья 36 ГрК РФ).

Основанием для выдачи Администрацией Сосновского муниципального района Челябинской области отказов, оформленных письмами от 17 января 2017 года № 108, от 17 января 2017 года № 115, от 13 января 2017 года № 84, от 17 января 2017 года № 125 в выдаче ФИО4 разрешений на строительство, послужило то обстоятельство, что земельные участки с кадастровыми номерами ***, ***, ***и ***, расположены в территориальной схеме A3 - зеленые насаждения общего пользования.

Правилами землепользования и застройки территории (действующая редакция) в составе карты градостроительного зонирования и градостроительных регламентов, утвержденных Решением Совета депутатов Кременкульского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области № 219 от 23 декабря 2016 года, зона II A3 предназначена для организации мест массового разностороннего отдыха населения.

В составе данной зоны предусмотрены:


14

1.7 объекты инженерной инфраструктуры, обслуживающие данную территорию (сети, инженерно-технического снабжения, ГРП, ТП, КНС и

ДР-)-

2.2 объекты инженерной инфраструктуры, предназначенные для инженерно-технического снабжения объектов, расположенных за границами данной территории (транзитные и магистральные сети инженерно-технического снабжения, ГРП, ТП, КНС и др.);

2.3 административно-хозяйственные здания и сооружения, связанные с функционированием данной территории.

3.8 места парковки легковых автомобилей (из расчета 15м - место на 100 единовременных посетителей);

Из представленной схемы взаимного расположения земельных участков с кадастровыми номерами ***, ***, ***и *** относительно функциональных зон, предусмотренных генеральным планом Кременкульского сельского поселения, усматривается, что все указанные земельные участки расположены в зоне П.А 3, предназначенной для организации мест массового разностороннего отдыха населения (л.д.22-23 т. 2).

Установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами ***, ***, ***и *** расположены в зоне П.A3, предназначенной для организации мест массового разностороннего отдыха населения согласно Правилам землепользования и застройки, утвержденным Решением Совета депутатов Кременкульского сельского поселения Сосновского


15

муниципального района Челябинской области № 219 от 23 декабря 2016 года.

По сообщению начальника Управления Архитектуры и строительства Администрации Сосновского муниципального района Челябинской области, согласно выписки из Правил землепользования и застройки Кременкульского сельского поселения, утвержденных Решением Совета депутатов Кременкульского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области № 169 от 22 декабря 2011 года относительно земельных участков с кадастровыми номерами ***, ***, ***и *** данные участки расположены в территориальной схеме А 3 -зеленые насаждения общего пользования.

Из выписки из вышеуказанных Правил землепользования и застройки Кременкульского сельского поселения:

Зона И. A3 предназначена для организации мест массового разностороннего отдыха населения.

1.7 объекты инженерной инфраструктуры, обслуживающие данную территорию (сети, инженерно-технического снабжения, ГРП, ТП, КНС и ДР-)-

2.2 объекты инженерной инфраструктуры, предназначенные для инженерно-технического снабжения объектов, расположенных за границами данной территории (транзитные и магистральные сети инженерно-технического снабжения, ГРП, ТП, КНС и др.);

2.3 административно-хозяйственные здания и сооружения, связанные с функционированием данной территории.

3.8 места парковки легковых автомобилей (из расчета 15 м- место на 100 единовременных посетителей);


16

Таким образом, земельные участки с кадастровыми номерами ***, ***, ***и *** изначально располагались в зоне A3, предназначенной для организации мест массового разностороннего отдыха населения, где не предусмотрен такой вид разрешенного использования, как ведение личного подсобного хозяйства.

При указанных обстоятельствах оспариваемые решения об отказе ФИО4 в выдаче разрешения на строительство соответствует требованиям правовых актов, регламентирующих спорные правоотношения.

Исходя из смысла статей 226, 227 КАС РФ, для удовлетворения административного искового заявления об оспаривании решения органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суду необходимо установить совокупность условий, а именно нарушение данным решением прав, свобод и законных интересов административного истца, своевременность его обращения в суд, несоответствие решения нормативным правовым актам.

Между тем по настоящему делу необходимой совокупности указанных выше условий не установлено, следовательно, суд первой инстанции правильно принял решение об отказе в удовлетворении административного иска.

Доводы апелляционной жалобы о том, что Правила землепользования и застройки утверждены на все Кременкульское сельское поселение и размещены на официальном сайте Администрации Сосновского муниципального района в таком масштабе и формате, что определить местоположение земельных участков относительно градостроительных зон не представляется возможным; что сведения о наличии территориальных зон были предоставлены в Росреестр, при этом Росреестр осуществил государственную регистрацию права собственности на земельные участки административного истца с разрешенным видом использования - для ведения личного подсобного хозяйства; что административным ответчиком не представлено сведений о том, когда и где были опубликованы Правила землепользования и застройки, утвержденные в 2011 и 2016 годах; что с 2011 года спорные земельные участки не используются по назначению в соответствии с разрешенным видом использования, при этом Администрация не изъяла земельные участки у собственника для организации мест массового, разностороннего отдыха населения; что на соседних земельных участках возведены жилые дома на основании разрешений на строительство; что земельный участок с КН


17

***был сформирован до утверждения Правил землепользования и застройки, не имеют правового значения и не являются основаниями к отмене решения суда первой инстанции.

Изложенные в апелляционной жалобе доводы повторяют позицию административного истца, выраженную в административном исковом заявлении, и поддержанную представителем административного истца в суде первой инстанции, сводятся к несогласию административного истца с изложенными выводами суда, оценкой фактических обстоятельств дела, основаны на неверном толковании норм материального права, содержат изложение обстоятельств дела и позиции административного истца относительно возникшего спора, его субъективное мнение о правильности разрешения спора.

Аргументы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения в суде первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения, и не являются основанием для отмены решения в соответствии со статьей 310 КАС РФ.

На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что суд первой инстанции, всесторонне исследовав материалы и обстоятельства дела, принял правильное решение, оснований для его отмены не имеется. Нормы земельного и градостроительного законодательства, подлежащие применению, подробно изложены в решении суда.

Судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела по существу правильно определены и установлены обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, им дана надлежащая правовая оценка с учетом норм права, регулирующих возникшие правоотношения, в результате чего постановлено законное и обоснованное решение, не подлежащее отмене по доводам апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Сосновского районного суда Челябинской области от 01 августа 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО4 - без удовлетворения.

Председательствующий Судьи