ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 1-1-1/2022 от 05.08.2022 Западнодвинского районного суда (Тверская область)

Уг. дело № 1-1-1/2022

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

05 августа 2022 года город Андреаполь

Западнодвинский межрайонный суд Тверской области в составе председательствующего судьи Прокофьевой О.С. при секретаре судебного заседания Синевой Е.В. с участием государственного обвинителя - заместителя прокурора Андреапольского района Тверской области Григорьева А.С., подсудимого Коршакова В.А., защитника – адвоката Егиоя В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело по обвинению

Коршакова В.А., родившегося ДД.ММ.ГГГГ в , гражданина Российской Федерации, невоеннообязанного, со средним специальным образованием, женатого, иждивенцев не имеющего, работающего, зарегистрированного и проживающего: , несудимого,

в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 293 Уголовного кодекса РФ,

установил:

Коршаков В.А. обвиняется в халатности, то есть ненадлежащем исполнении должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного и небрежного отношения к службе, повлекшем существенное нарушение прав и законных интересов граждан, организаций, охраняемых законом интересов общества и государства, и причинение крупного ущерба.

Как следует из содержания обвинительного заключения, Приказом от 13 января 2012 года № 4-к Коршаков В.А. назначен на должность лесничего Андреапольского участкового лесничества Андреапольского отдела лесного хозяйства Государственного казенного учреждения Тверской области «Торопецкое лесничество Тверской области», которое является структурным подразделением Министерства лесного хозяйства Тверской области и входит в перечень организаций, находящихся в ведомственном подчинении Министерства лесного хозяйства Тверской области.

В соответствии с Положением о Министерстве лесного хозяйства Тверской области, утвержденного постановлением Правительства Тверской области от 17 октября 2011 года № 72-пп, Министерство лесного хозяйства Тверской области (далее - Министерство) является уполномоченным областным исполнительным органом государственной власти Тверской области в сфере лесных отношений, Министерство осуществляет свою деятельность непосредственно и через подведомственные ему лесничества Тверской области, государственные учреждения, предприятия во взаимодействии с другими органами государственной власти, федеральными органами государственной власти, органами местного самоуправления муниципальных образований Тверской области, общественными объединениями и иными организациями.

Согласно пункту 3 Положения об осуществлении государственного лесного контроля, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2007 года № 394, государственный лесной контроль и надзор осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Государственный лесной контроль и надзор могут осуществлять государственные учреждения, подведомственные органам государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах полномочий указанных органов.

Приказом Министерства лесного хозяйства Тверской области от 15 марта 2012 года № 1-нп (в редакции от 09 февраля 2015 года), утвержден перечень должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) на землях лесного фонда на территории Тверской области, согласно п. 195 указанного перечня, лесничий Андреапольского отдела лесного хозяйства государственного казенного учреждения Тверской области «Торопецкое лесничество Тверской области» - государственный лесной инспектор на территории Торопецкого лесничества Тверской области.

В соответствии с частью 3 статьи 96 Лесного кодекса РФ, должностные лица органов государственного надзора, являющиеся государственными лесными инспекторами или лесничими, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право: предотвращать нарушения лесного законодательства, в том числе совершаемые лицами, не осуществляющими использования лесов; осуществлять патрулирование лесов в соответствии с нормативами, установленными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; проверять у граждан документы, подтверждающие право осуществлять использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение; пресекать нарушения лесного законодательства, в том числе приостанавливать рубки лесных насаждений, осуществляемые лицами, не имеющими предусмотренных настоящим Кодексом документов; осуществлять проверки соблюдения лесного законодательства.

В соответствии с подпунктами «з», «л», «н» пункта 8 Положения об осуществлении Федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22 июня 2007 года № 394, должностные лица органов исполнительной власти и государственных учреждений, являющиеся государственными лесными инспекторами или лесничими, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право: давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок соблюдения лесного законодательства нарушений и осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки; предъявлять гражданам и юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение, требования об устранении выявленных в результате проверок соблюдения лесного законодательства нарушений; осуществлять в пределах своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях.

В соответствии с пунктами 3.3, 3.4, 3.5 раздела 3 Административного регламента предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по приему лесных деклараций и отчетов об использовании лесов от граждан, юридических лиц, осуществляющих использование лесов, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08 декабря 2016 года № 641, прием и регистрация лесной декларации осуществляются следующим образом:

3.3. Основанием для начала административной процедуры является поступление лесной декларации в уполномоченный орган.

Лесная декларация регистрируется должностным лицом уполномоченного органа, ответственным за делопроизводство, в день поступления в уполномоченный орган.

Указанное должностное лицо уполномоченного органа в течение одного рабочего дня со дня регистрации передает лесную декларацию должностному лицу, ответственному за проверку правильности ее оформления.

Результатом исполнения административной процедуры является регистрация лесной декларации в системе делопроизводства и передача ее должностному лицу уполномоченного органа, ответственному за проверку правильности ее оформления.

Проверка правильности оформления лесной декларации осуществляется следующим образом:

3.4. Основанием для начала административной процедуры является получение лесной декларации должностным лицом уполномоченного органа, ответственным за проверку правильности ее оформления.

Должностное лицо уполномоченного органа, ответственное за проверку правильности оформления лесной декларации, в течение пяти рабочих дней со дня регистрации лесной декларации проверяет ее на соответствие требованиям, установленным приказом Минприроды России № 17.

Результатом исполнения административной процедуры является установление ответственным должностным лицом уполномоченного органа соответствия либо несоответствия представленной лесной декларации требованиям приказа Минприроды России № 17.

Направление извещения об отказе в приеме лесной декларации осуществляется следующим образом:

3.5. Основанием для начала административной процедуры является установление должностным лицом уполномоченного органа, ответственным за проверку правильности оформления лесной декларации, несоответствия представленной лесной декларации требованиям приказа Минприроды России № 17.

В случае выявления указанного несоответствия должностное лицо уполномоченного органа, ответственное за проверку правильности оформления лесной декларации, в течение пяти рабочих дней со дня регистрации лесной декларации готовит проект письменного извещения об отказе в приеме лесной декларации с обоснованием причин возврата.

В соответствии с пунктом 6 Порядка заполнения и подачи лесной декларации, требований к формату лесной декларации в электронной форме, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 16.01.2015 г. № 17 «Об утверждении формы лесной декларации, порядка ее заполнения и подачи, требований к формату лесной декларации в электронной форме» уполномоченный орган в случае выявления несоответствия лесной декларации форме и установленным требованиям к ее содержанию, проекту освоения лесов, недостоверности сведений, содержащихся в лесной декларации, в течение 5 рабочих дней со дня ее получения направляет лицу, подавшему лесную декларацию, письменное извещение об отказе в ее приеме, содержащее обоснование отказа.

Согласно пункту 86 Наставлений по отводу и таксации лесосек в лесах Российской Федерации, утвержденных приказом Федеральной службы лесного хозяйства РФ от 15 июня 1993 года № 155, контроль качества работ по отводу и таксации лесосек производится как в процессе их выполнения, так и после окончания. В результате контроля устанавливаются: соответствие отведенного лесосечного фонда расчетной лесосеке и установленным объемам отпуска древесины по хозяйствам, хозсекциям, видам пользования и группам лесов; соблюдение установленных возрастов рубок, правил рубок и наставления по рубкам ухода; правильность выбора метода таксации лесосеки (делянки); наличие акта проверки данных лесоустройства (при отводе лесосек с использованием материалов лесоустройства); качество натурных работ и технического оформления материалов отвода; правильность подбора и применения нормативно-справочных материалов (сортиментных и товарных таблиц, таблиц видовых высот и др.).

Приложением 4 к приказу Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 27 июня 2016 года № 367 «Об утверждении видов лесосечных работ, порядка и последовательности их проведения, Формы технологической карты лесосечных работ, Формы акта осмотра лесосеки и Порядка осмотра лесосеки» утвержден порядок осмотра лесосеки, (далее - Порядок осмотра лесосеки), согласно которого:

1. Настоящий порядок устанавливает порядок осмотра лесосек, на которых осуществлены лесосечные работы.

2. Осмотр лесосек, расположенных на землях, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляется соответственно органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса РФ (далее - лица, осуществляющие осмотр лесосек)

3. Осмотр лесосек проводится в целях проверки соблюдения условий договора аренды лесного участка, права постоянного (бессрочного пользования), договора купли-продажи лесных насаждений, контракта, указанного в части 5 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации, проекта освоения лесов, лесной декларации, технологической карты лесосечных работ, требований лесного законодательства, нормативных правовых актов, регулирующих лесные отношения, после завершения лесосечных работ.

9. Лицо, осуществляющее осмотр лесосек, должно использовать измерительные приборы и инструменты, обеспечивающие проведение измерений с необходимой точностью, таблицы и иные материалы для проведения расчетов.

10. При осмотре лесосек устанавливаются: состояние просеки и прилегающей к лесосеке полосы шириной 50 метров; сохранность граничных, квартальных, лесосечных и других столбов и знаков; объем заготовленной древесины; наличие невывезенной древесины; наличие неокоренной или не защищенной другими способами древесины; сохранность семенников, семенных куртин и полос, а также деревьев, не подлежащих рубке (при наличии); наличие зависших деревьев; качество очистки лесосек; проведение лесовосстановительных работ; сохранность подроста, молодняка и лесных культур (при наличии); нарушение целостности почвы, влекущее возникновение эрозии.

При осмотре лесосек устанавливается объем заготовленной древесины в случае заготовки древесины гражданами для собственных нужд, а также в случае расхождения объема фактически заготовленной древесины и объема, указанного в лесной декларации, договоре купли-продажи лесных насаждений, указанного в части 5 статьи 19 Лесного кодекса РФ контракта, в соответствии с Правилами учета древесины, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 года № 1525.

При исполнении обязанностей лесничего Коршаков В.А. руководствуется должностной инструкцией лесничего участкового лесничества, утвержденной 13 января 2012 года руководителем ГКУ «Торопецкое лесничество Тверской области» Кулаковским Л.В., согласно которой, лесничий должен знать: основы Лесного кодекса РФ; приказы, распоряжения и другие нормативные материалы по вопросам ведения лесного хозяйства, лесопользования, лесовосстановления, охраны и защиты леса и др.

Кроме того, лесничий обязан: осуществлять контроль за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов в районе границ лесничества; обеспечивать внесение текущих изменений в материалы лесоустройства и ведение документации по государственному учету лесов, государственному лесному кадастру и отраслевому учету состояния и использования лесного фонда; осуществлять контроль за соблюдением требований лесного и земельного законодательства в части передачи земель лесного фонда другим лесопользователям и их использование по назначению; проводить приемку полевых лесоустроительных работ от лесоустроительных партий, осуществляет контроль в период их проведения; проводить анализ состояния лесного хозяйства на подведомственной территории; принимать лесные участки после завершения на них работ; проводить отвод лесосечного фонда и составляет план отвода лесосек.

Лесничий несет ответственность: за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в пределах, установленных действующим трудовым законодательством Российской Федерации; за сохранность и использование доверенного имущества; за правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 8 части 5 статьи 28.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица государственных учреждений, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), в том числе об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях (в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством).

Коршаков В.А., являясь должностным лицом – лесничим Андреапольского отдела лесного хозяйства ГКУ «Торопецкое лесничество Тверской области», уполномочен в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации и со своей должностной инструкцией осуществлять организационно-распорядительные функции, а именно: составлять протоколы об административных правонарушениях, в случае нарушение правил использования лесов.

Лесничий Коршаков В.А., являющийся государственным лесным инспектором на территории Торопецкого лесничества Тверской области, в соответствии с частью 3 статьи 96 Лесного кодекса РФ, наделен правом осуществлять проверки соблюдения лесного законодательства.

31 декабря 2008 года Департаментом управления природными ресурсами и охраны окружающей среды Тверской области в лице начальника Казанской Е.В. заключен договор № 103 аренды лесного участка с ООО «Ритм». Лесной участок имеет местоположение: Тверская область, Андреапольский район, Андреапольское участковое лесничество (по материалам лесоустройства Хотилицкое), в числе прочих кварталов, квартал 10.

06 декабря 2017 года директором ООО «Ритм» с одной стороны и руководителем ГКУ «Торопецкое лесничество Тверской области» с другой стороны была подписана лесная декларация № 10, в соответствии с которой ООО «Ритм», в лице директора Б.А., заявляет, что с 06 декабря 2017 года по 05 декабря 2018 года использует леса для заготовки древесины на лесном участке, предоставленном в аренду в рамках договора аренды лесного участка от 31 декабря 2008 года № 103, к лесной декларации прилагаются сведения об объеме использования лесов, схемы расположения мест проведения работ, схемы размещения лесосек, в частности схема размещения лесосеки в квартале 10 выделе 19 Андреапольского участкового лесничества.

У Коршакова В.А., находившегося в рабочее время в период с 08 часов 00 минут 06 декабря 2017 года до 17 часов 00 минут 08 декабря 2017 года, более точное время, следствием не установлено, на своем рабочем месте в кабинете лесничего Андреапольского ОЛХ по адресу: Тверская область, город Андреаполь, улица 50 лет Октября, дом 9, вследствие небрежного отношения к службе, ненадлежащим образом исполнявшего свои должностные обязанности, грубо нарушающего требования Лесного кодекса РФ, пункт 6 Порядка заполнения и подачи лесной декларации, требований к формату лесной декларации в электронной форме, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 16 января 2015 года № 17 «Об утверждении формы лесной декларации, порядка ее заполнения и подачи, требований к формату лесной декларации в электронной форме» и пункта 86 Наставлений по отводу и таксации лесосек в лесах Российской Федерации, утвержденных приказом Федеральной службы лесного хозяйства РФ от 15 июня 1993 года № 155, предвидевшего возможность наступления общественно-опасных последствий от своего бездействия по контролю качества работ по отводу лесных насаждений для заготовки леса в виде причинения крупного ущерба, а также существенного нарушения охраняемых законом интересов общества в сфере лесного хозяйства в результате последующей незаконной рубки лесных насаждений, но самонадеянно, без достаточных оснований, возник преступный умысел, направленный на уменьшение объема своей работы и неисполнение в полном объеме своих должностных обязанностей.

После чего, Коршаков В.А., реализуя свой преступный умысел, направленный на уменьшение объема своей работы и неисполнение в полном объеме своих должностных обязанностей, имея реальную возможность осуществить проверку предоставленной ООО «Ритм» лесной декларации от 06 декабря 2017 года № 10 для заготовки древесины на лесном участке, предоставленном в аренду в рамках договора аренды лесного участка от 31 декабря 2008 года № 103, в квартале 10 выделе 19 Андреапольского участкового лесничества (по материалам лесоустройства Хотилицкое) Андреапольского ОЛХ ГКУ ТО «Торопецкое лесничество Тверской области», не выехал в указанный выдел и не выполнил мероприятия для проверки достоверности данных, указанных в лесной декларации от 06 декабря 2017 года № 10, а именно не произвел осмотр лесосеки и не проверил границы ее отвода.

Лесная декларация ООО «Ритм» от 06 декабря 2017 года № 10 была согласована инженером лесопользования Андреапольского отдела лесного хозяйства В.Н. и принята руководителем ГКУ «Торопецкое лесничество Тверской области» Ковыляевым А.Б.

Затем Коршаков В.А. в период времени с 06 декабря 2017 года по 10 июля 2018 года, более точное время, следствием не установлено, действуя в продолжение своего преступного умысла, направленного на уменьшение объема своей работы и неисполнение в полном объеме своих должностных обязанностей, имея реальную возможность осуществить проверку правильности проведения рубки в квартале 10 выделе 19 Андреапольского участкового лесничества (по материалам лесоустройства Хотилицкое) Андреапольского ОЛХ ГКУ ТО «Торопецкое лесничество Тверской области», выезжая в указанный выдел, преднамеренно не осуществлял проверки на соответствие границ делянки, на которой производились работы по вырубке древесины, тем самым проявил халатность, то есть ненадлежащим образом исполнил свои должностные обязанности в части контроля за соблюдением лесопользователями правил рубок и других правил пользования лесом, а именно не установил факт незаконной рубки лесных насаждений в квартале 10 выделе 16 Андреапольского участкового лесничества (по материалам лесоустройства Хотилицкое) Андреапольского ОЛХ ГКУ ТО «Торопецкое лесничество Тверской области», не подлежащих рубке.

В результате халатных действий Коршакова В.А., работники ООО «Ритм», не осознавая незаконности своих действий, совершили незаконную рубку деревьев в выделе 16 квартала 10 Андреапольского участкового лесничества (по материалам лесоустройства Хотилицкое) Андреапольского ОЛХ ГКУ ТО «Торопецкое лесничество Тверской области» объемом 179,95 куб.м.

После чего Коршаков В.А., действуя в продолжение своего преступного умысла, направленного на уменьшение объема своей работы и неисполнение в полном объеме своих должностных обязанностей, в один из дней июля месяца 2018 года, но не ранее 10 июля 2018 года, в рабочее время в период времени с 08 часов до 17 часов, более точное время, следствием не установлено, находясь в кабинете лесничего Андреапольского ОЛХ по адресу: Тверская область, город Андреаполь, улица 50 лет Октября, дом 9, в нарушение пунктов 2-3, 9-10 Порядка осмотра лесосеки, не выезжая на место рубки в квартал 10 выдел 19 Андреапольского участкового лесничества (по материалам лесоустройства Хотилицкое) Андреапольского ОЛХ ГКУ ТО «Торопецкое лесничество Тверской области», составил и подписал акт осмотра лесосеки от 10 июля 2018 года, в котором указал на отсутствие нарушений, допущенных при проведении сплошной рубки в указанном выделе на основании договора аренды от 21 декабря 2008 года № 103.

Незаконная рубка деревьев, совершенная в выделе 16 квартала 10 Андреапольского участкового лесничества (по материалам лесоустройства Хотилицкое) Андреапольского ОЛХ ГКУ ТО «Торопецкое лесничество Тверской области» в результате ненадлежащего исполнения Коршаковым В.А. своих должностных обязанностей была выявлена в ходе выполнения работ по дистанционному мониторингу, произведенному ФГУП «Рослесинфорг» «Центрлеспроект», в период с 22 июля 2017 года по 20 мая 2019 года.

15 марта 2020 года в связи с выявленной рубкой лесных насаждений без правоустанавливающих документов, в ходе осмотра местности проведена натурная проверка, в ходе которой установлено, что из-за некачественного отвода делянка развернулась и сместилась в незадекларированный выдел 16 квартала 10 Андреапольского участкового лесничества (по материалам лесоустройства Хотилицкое) Андреапольского ОЛХ ГКУ ТО «Торопецкое лесничество Тверской области». Нарушение подтвердилось. Таким образом, выявлена незаконная рубка лесных насаждений.

Согласно таксационному описанию квартала 10 выдела 16 Андреапольского участкового лесничества (по материалам лесоустройства Хотилицкое) Андреапольского ОЛХ ГКУ ТО «Торопецкое лесничество Тверской области», в указанных выделах расположены защитные леса, категория защитности - запретные полосы вдоль рек.

В соответствии с пунктом 10 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13 сентября 2016 года № 474, сплошные рубки в защитных лесах осуществляются в случаях, предусмотренных частью 5.1 статьи 21 Лесного кодекса РФ (в защитных лесах выборочные рубки и сплошные рубки деревьев допускаются в случаях, если строительство, реконструкция, эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры для целей осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых; использования водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов; использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, не запрещены или не ограничены в соответствии с законодательством Российской Федерации, и в случаях, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции).

В соответствии с подпунктом «е» пункта 12 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса РФ, утвержденных Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13 сентября 2016 года № 474, при заготовке древесины запрещается рубка и повреждение деревьев, не предназначенных для рубки и подлежащих сохранению в соответствии с настоящими Правилами и лесным законодательством Российской Федерации.

Таким образом, лесничий Коршаков В.А. проявил халатность, то есть ненадлежащим образом исполнил свои должностные обязанности, проявив небрежное отношение к службе, имея реальную возможность осуществить свои должностные обязанности, а именно - не проверил соответствие отведенного лесосечного фонда расчетной лесосеке и установленным объемам отпуска древесины по хозяйствам, хозсекциям, видам пользования и группам лесов; соблюдение установленных возрастов рубок, правил рубок и наставления по рубкам ухода; правильность выбора метода таксации лесосеки (делянки); наличие акта проверки данных лесоустройства (при отводе лесосек с использованием материалов лесоустройства); качество натурных работ и технического оформления материалов отвода; правильность подбора и применения нормативно-справочных материалов (сортиментных и товарных таблиц, таблиц видовых высот и др.), в соответствии с установленными требованиями закона, не предвидел возможности причинения ущерба государственному лесному фонду и существенного нарушения охраняемых законом интересов общества и государства, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия, вследствие чего относясь недобросовестно и небрежно не провел осмотр лесосеки.

В результате ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей, халатных действий лесничего Коршакова В.А. осуществлена незаконная рубка лесных насаждений в квартале 10 выделе 16 Андреапольского участкового лесничества (по материалам лесоустройства Хотилицкое) Андреапольского ОЛХ ГКУ ТО «Торопецкое лесничество Тверской области» лиственных и хвойных пород, защитные леса, а именно по породе Ель 75,35 куб.м, по породе Сосна 78,42 куб.м, по породе Береза 24,14 куб.м, по породе Осина 2,04 куб.м.

Общий объем незаконной рубки - 179,95 куб.м, что повлекло причинение крупного ущерба лесному фонду Российской Федерации на общую сумму 3 801 542 рубля, а также существенное нарушение охраняемых законом интересов общества и государства в сфере лесного хозяйства в виде нарушения порядка пользования лесным фондом РФ и нарушения закрепленного статьи 42 Конституции РФ права каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии.

Действия Коршакова В.А. органом предварительного следствия квалифицированы по ч. 1 ст. 293 Уголовного кодекса РФ.

В ходе судебного разбирательства при разрешении вопроса о возвращении уголовного дела прокурору для устранения препятствий рассмотрения его судом были выслушаны мнения сторон по его существу.

Государственный обвинитель Григорьев А.С. указал на отсутствие нарушений правил составления обвинительного заключения и возможность постановления судом приговора на основе данного заключения.

Подсудимый Коршаков В.А. и его защитник Егиоя В.А. заявили о наличии оснований для возвращения уголовного дела прокурору, а также о признании недопустимыми доказательствами протоколов явки с повинной от 15 ноября 2019 года, допроса в качестве подозреваемого от 28 января и от 20 февраля 2020 года, допроса в качестве обвиняемого от 27 февраля и от 17 марта 2020 года, осмотра местности от 15 марта 2020 года.

Выслушав участников процесса, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 237 Уголовно-процессуального кодекса РФ судья по ходатайству стороны или по собственной инициативе возвращает уголовное дело прокурору для устранения препятствий его рассмотрения судом в случаях, если обвинительное заключение составлено с нарушением требований настоящего Кодекса, что исключает возможность постановления судом приговора или вынесения иного решения на основе данного заключения.

Согласно положениям статьи 220 Уголовно-процессуального кодекса РФ в обвинительном заключении следователь указывает, в том числе существо обвинения, место и время совершения преступления, его способы, мотивы, цели, последствия и другие обстоятельства, имеющие значение для данного уголовного дела.

Одно из основных требований – это конкретизация предъявленного обвинения, что в свою очередь является необходимым условием индивидуализации ответственности обвиняемого, а также обеспечения обвиняемому права на защиту.

Органом предварительного следствия содеянное Коршаковым В.А. квалифицировано по ч. 1 ст. 293 Уголовного кодекса РФ – как халатность, то есть ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного и небрежного отношения к службе, повлекшее существенное нарушение прав и законных интересов граждан, организаций и охраняемых законом интересов общества и государства, и причинение крупного ущерба.

Размер ущерба в сумме 3801542 рубля, причиненного лесным насаждениям вследствие нарушения лесного законодательства в квартале 10 выделе 16 Андреапольского участкового лесничества (по материалам лесоустройства - Хотилицкое) ГКУ «Торопецкое лесничество Тверской области», установлен на основании заключения ГКУ «Западнодвинское лесничество Тверской области».

Вместе с тем, в ходе судебного разбирательства по ходатайству сторон назначена судебная лесотехническая экспертиза.

По результатам проведения ФГБУ «Рослесинфорг» судебной лесотехнической экспертизы от 11 мая 2022 года в квартале 10 выделе 16 Андреапольского участкового лесничества (по материалам лесоустройства - Хотилицкое) ГКУ «Торопецкое лесничество Тверской области» ООО «Ритм» была заготовлена дровяная древесина, данный вывод сделан экспертом исходя из того, что в Акте ЛПО № 611, утвержденным Министерством лесного хозяйства Тверской области 22 сентября 2017 года, указано о повреждение лесных насаждений в результате стихийного бедствия на 97 %, которые отнесены к категории состояния «погибшие» (с утраченной устойчивостью), ущерб составил 407953 рубля.

В данном случае, при наличии материального ущерба, исчисленного в сумме, не превышающей одного миллиона пятьсот тысяч рублей, выяснению подлежит, нарушены ли права и законные интересы граждан, организаций, охраняемые законом интересы общества и государства ненадлежащим исполнением Коршаковым В.А. своих обязанностей вследствие недобросовестного и небрежного отношения к службе.

Описание существа обвинения в части наступления последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов в обвинительном заключении отсутствует.

Так, при описании преступного деяния, инкриминируемого Коршакову В.А., не указано нарушение каких прав и законных интересов граждан и организаций допущено, в чем выразилась существенность такого нарушения.

В силу статьи 252 Уголовно-процессуального кодекса РФ судебное разбирательство проводится только в отношении обвиняемого и лишь по предъявленному ему обвинению. Изменение обвинения в судебном разбирательстве допускается, если этим не ухудшается положение подсудимого и не нарушается его право на защиту.

Неконкретность обвинения нарушает право на защиту Коршакова В.А., поскольку лишает возможности определить объем обвинения, от которого он вправе защищаться, и препятствует постановлению законного и обоснованного приговора или вынесения иного решения на основании данного обвинительного заключения, поскольку судебное разбирательство проводится судом лишь в рамках того обвинения, которое сформировано органами следствия, и которое должно являться понятным, однозначным, основанным на имеющихся доказательствах, суд в соответствии со ст. 15 Уголовно-процессуального кодекса РФ не вправе подменять принцип состязательности сторон - принимая меры по корректированию и формированию обвинения.

Допущенные на досудебной стадии нарушения являются существенными, ограничивающими права и законные интересы участников уголовного судопроизводства, они не могут быть устранены в ходе судебного разбирательства, в связи с чем, уголовное дело подлежит возвращению прокурору для устранения препятствий рассмотрения его судом.

Оснований для удовлетворения ходатайства стороны защиты о признании недопустимыми доказательствами протоколов следственных действий, а именно: явки с повинной от 15 ноября 2019 года, допроса в качестве подозреваемого от 28 января и от 20 февраля 2020 года, допроса в качестве обвиняемого от 27 февраля и от 17 марта 2020 года, осмотра местности от 15 марта 2020 года, суд не усматривает, поскольку на данном этапе судебного разбирательства они в оценке не нуждаются.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 237, 256 Уголовно-процессуального кодекса РФ, суд

постановил:

уголовное дело по обвинению Коршакова В.А. в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 293 Уголовного кодекса РФ, возвратить прокурору Андреапольского района Тверской области для устранения препятствий его рассмотрения судом.

Постановление может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Западнодвинский межрайонный суд Тверской области в течение десяти суток со дня его вынесения.

Судья О.С. Прокофьева

Уг. дело № 1-1-1/2022