ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 1-12/2021 от 25.01.2022 Бийского городского суда (Алтайский край)

Дело №1-4/2022

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

25 января 2022 года город Бийск

Бийский городской суд Алтайского края, в составе:

председательствующего судьи Ануфриева В.Н.,

при секретаре Пидановой Е.В.,

с участием: государственного обвинителя старшего помощника прокурора г.Бийска Лысенко Т.В..,

подсудимого ФИО1,

защитника-адвоката Щербаковой Е.А.,

потерпевших - А.В., Е.Н., Г.И., О.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело в отношении

ФИО1, <данные изъяты>, несудимого,

обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного п. «в» ч.3 ст. 286 УК РФ,

У С Т А Н О В И Л :

ФИО1 органами предварительного следствия обвиняется в совершении, преступления, предусмотренного п. «в» ч.3 ст. 286 УК РФ, квалифицируемого как превышение должностных полномочий, то есть совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан, охраняемых законом интересов общества и государства, совершенное с причинением тяжких последствий, при указанных обстоятельствах:

В том что, Муниципальное учреждение (с 27.10.2011 - муниципальное казенное учреждение) «Управление капитального строительства Администрации города Бийска» (далее по тексту – Управление, УКС или Заказчик) является структурным подразделением Администрации города Бийска (далее по тексту – Администрация), осуществляющее управление в сфере строительства, капитального ремонта, реконструкции и реставрации объектов муниципальной собственности на территории муниципального образования «город Бийск Алтайского края» (далее по тексту – МО), а также функции муниципального заказчика от имени МО при заключении и исполнении муниципальных контрактов (договоров) на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг.

Распоряжением главы города Бийска от <данные изъяты> ФИО1 с той же даты назначен на главную должность муниципальной службы - начальником Управления.

В соответствии со ст.ст. 16, 34, 42, 51 Федерального закона РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; ст.ст. 4, 12 Федерального закона РФ от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»; главами 2, 6, 8, 10 Устава МО, принятого Решением Думы г. Бийска от 23.06.2005 № 250; разделами 1 - 5 Положения об УКСе, утвержденного Постановлением и.о. главы Администрации от 27.10.2011 № 2306; ст.ст. 5, 6 своего трудового договора от 22.09.2008; разделами 3, 4, 7 должностной инструкции, утвержденной 30.09.2008 начальником Управления, ФИО1 был наделен следующими должностными полномочиями: представлять интересы УКСа без доверенности во всех органах, учреждениях и организациях; на основе принципа единоначалия осуществлять руководство деятельностью Управления и подчиненными последнему сотрудниками, распределять обязанности между его заместителями и иными должностными лицами УКСа, издавать (давать) обязательные для исполнения ими приказы, распоряжения и указания, применять к работникам Управления меры поощрения и налагать на них дисциплинарные взыскания; распоряжаться имуществом УКСа и выделенными Управлению денежными средствами, в ходе чего выступать муниципальным заказчиком при приобретении имущества, услуг и работ, заключать, подписывать (утверждать) и контролировать исполнение договоров (муниципальных контрактов), в том числе поставки, купли-продажи, подряда, на выполнение подрядчиками и застройщиками работ по строительству, реконструкции и ремонту, принимать юридически значимые решения о приемке приобретаемого УКСом в муниципальную собственность имущества, подписывать акты приема - передачи имущества, о приемке выполненных работ унифицированной формы № КС-2, справки о стоимости выполненных работ и затратах унифицированной формы № КС-3, а также производить их оплату вверенными ему (ФИО1) бюджетными денежными средствами.

В период времени с 07.11.2011 по 22.12.2011 включительно, для достижения МО целей и задач краевой адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2011 - 2012 годы, утвержденной Постановлением Администрации Алтайского края от 15.06.2011 № 315 (далее по тексту – Программа), по строительству, приобретению благоустроенных жилых помещений и переселению в них граждан из аварийных (не пригодных для проживания) и подлежащих сносу многоквартирных домов с целью создания им безопасных и благоприятных условий проживания, ФИО1 заключил и лично подписал от имени Управления с ООО «Инжиниринговая Компания «Новолит», <данные изъяты> (далее по тексту – ООО, Застройщик, Общество или Подрядчик), муниципальный контракт от 07.11.2011 № 33, Приложения №№ 1, 2, 3, соответственно, «Перечень жилых помещений», «Техническое задание», содержащее предъявляемые к приобретаемым жилым помещениям требования, «Общая характеристика трех домов» и дополнительные соглашения к нему от 09.11.2011 № 1, от 05.12.2011 № 2, от 15.12.2011 № 3, от 22.12.2011 № 4 (далее по тексту – Контракт).

По условиям Контракта ООО обязалось в срок не позднее 20.12.2011 своими и (или) привлеченными силами построить в г. Бийске три жилых дома по ул. имени Героя Советского ФИО2 ФИО3, 8, 8/1, 8/2 (далее по тексту – Дома), обеспечить государственную регистрацию права собственности Застройщика на расположенные в Домах жилые помещения - 189 квартир общей стоимостью <данные изъяты>. (далее по тексту – Квартиры) и передать их Заказчику, а УКС в лице ФИО1, в свою очередь, принять Квартиры, подписать акт приема-передачи этих жилых помещений, покупку которых оплатить Обществу денежными средствами в обозначенном размере и организовать государственную регистрацию права муниципальной собственности на них, чем создать необходимые условия для дальнейшего предоставления Квартир нуждавшимся в улучшении жилищных условий гражданам в ходе реализации Программы.

При этом, в 2011, 2012 г.г. ФИО1, выступая Заказчиком при исполнении Контракта, достижении целей и задач Программы, в своей деятельности должен был руководствоваться следующими нормативными положениями:

- ст. 33 Федерального закона РФ от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»; ст.ст. 1, 3, 7, 14, 16, 20 Федерального закона РФ от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»; п.п. 1, 2, 6, 7, 8, 11 - 13 Положения об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.12.2000 № 921; п.п. 1 - 3, 7, 11, 14, 17 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 № 1301; разделами 1, 3 Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной Приказом Министерства РФ по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 04.08.1998 № 37, согласно которым технические и кадастровые паспорта на полностью построенные Подрядчиком Дома и Квартиры оформляются по результатам их технического учета и технической инвентаризации (то есть только после осмотра самих объектов и произведенных в ходе него измерений), являются документальной основой для внесения полученных именно в ходе осмотра и измерений качественных и количественных характеристик о Домах и Квартирах в государственный кадастр недвижимости и используются при осуществлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

- ст. 55 Градостроительного кодекса РФ; ст.ст. 4, 16, 17 Федерального закона РФ от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»; разделами I - III Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по выдаче разрешений на строительство и разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, утвержденного Постановлением Администрации от 12.10.2011 № 2182, определяющими, что разрешения на ввод в эксплуатацию Домов относятся к документам, удостоверяющим выполнение (завершение) их строительства в полном объеме и надлежащем виде, которые выдаются Застройщику исключительно после проверки наличия, комплектности и правильности оформления всех необходимых документов, осмотра полностью построенных Домов и Квартир на соответствие требованиям, установленным в разрешении на строительство, градостроительном плане земельного участка, требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также являются основанием для регистрации права собственности Подрядчика на Квартиры;

- параграфами 1, 3, 4 главы 30, параграфами 1, 3 главы 37 Гражданского кодекса РФ, в том числе ст.ст. 454, 457, 458, 469, 474, 506, 508, 509, 513, 525, 526, 702, 715, 720, 740, 748, 753 ГК РФ; разделами I, II Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 (далее по тексту – Положение); разделами 2, 4 - 7 Программы; разделами 1 - 4 Контракта и Приложением № 2 к нему о том, что приемка Управлением Квартир у ООО и подписание в связи с этим акта приема-передачи жилых помещений, который наряду с Контрактом являлся основанием для регистрации перехода права собственности на Квартиры от Застройщика к Заказчику, производятся только после проверки (осмотра) Домов и Квартир на их полное соответствие требованиям Контракта, Приложений №№ 1 - 3 к нему, Положения, иных действующих строительных норм и правил, технических регламентов, проектной документации, градостроительных регламентов и другим обязательным требованиям, а денежный расчет с Обществом - лишь после выдачи разрешений на ввод в эксплуатацию Домов и регистрации права муниципальной собственности на Квартиры (далее по тексту для всех перечисленных в трех последних абзацах нормативно-правовых актов, проектной документации на строительство Домов, Контракта и Приложений №№ 1 - 3 к нему – упомянутые или обозначенные нормативные положения).

Таким образом, являясь в силу занимаемого положения и разрешаемого круга вопросов должностным лицом, постоянно выполняющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в муниципальном учреждении, обладающим полномочиями по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих юридические последствия, а также полномочиями, связанными с руководством подчиненными ему сотрудниками УКСа и распоряжением его денежными средствами, ФИО1 превысил свои должностные полномочия при следующих обстоятельствах.

Не позднее ноября - декабря 2011 г. на территории Алтайского края у ФИО1, понимавшего, что исполнение условий Контракта, ввод в эксплуатацию Домов, регистрация права муниципальной собственности на Квартиры в названные выше сроки и, соответственно, реализация Программы именно в 2011 г. объективно невозможны, из иной личной заинтересованности возник преступный умысел на совершение действий, явно выходящих за пределы его полномочий, которые он ни при каких обстоятельствах не вправе был совершать, а именно: без выполнения строительства Домов в полном объеме и при физическом отсутствии Квартир, в нарушение упомянутых нормативных положений, организовать (обеспечить) ввод в эксплуатацию Домов, приемку Управлением несуществующих в действительности Квартир, регистрацию на них права муниципальной собственности и оплатить их стоимость Обществу путем перечисления бюджетных денег на счет Подрядчика; для чего последовательно осуществить следующие преступные деяния:

- в ходе взаимодействия с представителями ООО организовать их обращение в АКГУП «Алтайский центр земельного кадастра и недвижимости» (далее по тексту – АКГУП) и отдел архитектуры и градостроительства Администрации (далее по тексту – Отдел) с заявлениями о проведении технической инвентаризации, технического учета Домов и Квартир, выдаче на них технических и кадастровых паспортов, а также разрешений на ввод в эксплуатацию Домов;

- используя авторитет и иные возможности занимаемой им должности, путем уговоров и убеждения обеспечить изготовление, подписание и выдачу сотрудниками АКГУП Застройщику технических и кадастровых паспортов на непостроенные Дома и несуществующие Квартиры без проведения их осмотров и измерений, основываясь лишь на сведениях в проектной документации на строительство Домов по Контракту;

- путем обмана, злоупотребления доверием и сообщения сотрудникам Администрации и Отдела заведомо ложных сведений о якобы выполнении (завершении) строительства Домов и Квартир в полном объеме, надлежащем виде и без каких-либо нарушений, организовать оформление и подписание ими, а также выдачу Обществу разрешений на ввод в эксплуатацию непостроенных в действительности Домов для государственной регистрации права собственности на несуществующие Квартиры;

- после регистрации Подрядчиком на свое имя такого права, обеспечить составление и подписание генеральным директором ООО, а также лично подписать акт приема-передачи несуществующих Квартир от Застройщика к Заказчику без фактического проведения их приемки, осмотра и проверки на предмет соответствия обозначенным нормативным положениям, после чего организовать государственную регистрацию права муниципальной собственности на них силами уполномоченных на то сотрудников Администрации;

- путем дачи подчиненным ему сотрудникам указаний обеспечить полный расчет с Обществом (оплату несуществующих Квартир) и перечисление на его счета денежных средств на общую сумму <данные изъяты> руб.

Тем самым своими действиями ФИО1 намеревался продемонстрировать якобы надлежащее выполнение условий Контракта, достижение целей и задач Программы.

Иная личная заинтересованность ФИО1 в совершении задуманного преступления выражалась в обусловленном побуждениями карьеризма желании искусственно улучшить показатели работы УКСа, создать видимость надлежащего и эффективного осуществления должностных обязанностей при исполнении Контракта и реализации Программы, составить положительное мнение о своих деловых качествах и о себе, как о добросовестном и профессиональном руководителе, повысить собственный авторитет, заручиться поддержкой руководства Администрации в решении служебных вопросов, создать для себя лично благоприятные условия работы, то есть в его намерении извлечь выгоду неимущественного характера.

В период времени с 07.11.2011 по 29.12.2011 включительно, находясь в различных местах г. Бийска, в том числе в зданиях Управления, Администрации, Отдела и АКГУП, соответственно, по ул. Владимира Ленина, 236, ул. Владимира Ленина, 250, ул. Ильи Мухачева, 117 и ул. Льва Толстого, 133, ФИО1, реализуя свой преступный умысел, достоверно зная о том, что строительство Домов не выполнено в полном объеме, а Квартиры не построены и физически (в натуре) их не существует, в нарушение упомянутых нормативных положений последовательно совершил ряд нижеприведенных действий, которые он ни при каких обстоятельствах не вправе был совершать, а именно:

1) ФИО1 при неустановленных следствием обстоятельствах посредством в том числе генерального директора ФИО4 и представителя ООО по доверенности Я.В. организовал обращение Общества с соответствующими заявлениями в АКГУП и Администрацию для проведения технической инвентаризации и технического учета Домов и Квартир, выдачи на них технических и кадастровых паспортов, а также разрешений на ввод в эксплуатацию Домов с целью осуществления последующей государственной регистрации права собственности на Квартиры.;

2) ФИО1, используя авторитет и иные возможности занимаемой им должности, действуя путем уговоров, убедил директора ФИО5 в том, что в ближайшее время Застройщик обязательно выполнит в полном объеме (завершит) строительство Домов и Квартир в соответствии с обозначенными нормативными положениями и склонил тем самым последнего к изготовлению, подписанию и выдаче Обществу технических и кадастровых паспортов на непостроенные Дома и несуществующие Квартиры без проведения их осмотров и измерений, основываясь лишь на сведениях в проектной документации на строительство Домов по Контракту.

Не позднее 19.12.2011 в том же здании АКГУП неосведомленный о преступных намерениях ФИО1 Р.В. обеспечил изготовление и подписание подчиненными ему сотрудниками, а также им самим технических паспортов на Дома и Квартиры от 08.12.2011 без номеров, кадастровых паспортов на Квартиры от 19.12.2011 <данные изъяты> которые не позднее 21.12.2011 переданы Подрядчику для внесения сведений о них (непостроенных Домах и несуществующих Квартирах) в государственный кадастр недвижимости.;

3) ФИО1, действуя путем обмана и злоупотребления доверием, сообщил начальнику и сотруднику Отдела, соответственно, П.В. и Н.Г., а также заместителю главы Администрации В.М. и главе Администрации Н.М. заведомо ложные сведения о том, что строительство Домов и Квартир якобы выполнено (завершено) надлежаще и в полном объеме в соответствии с упомянутыми нормативными положениями, а при их осмотре и проверке необходимых (перечисленных выше) документов какие-либо нарушения, замечания и претензии отсутствуют, чем ввел названных лиц в заблуждение и обеспечил оформление Н.Г., подписание (визирование) П.В., В.М., Н.М. и выдачу Застройщику в зданиях Управления, Администрации, Отдела, расположенных по приведенным выше адресам, датированных 19.12.2011 разрешений <данные изъяты> на ввод в эксплуатацию Домов (далее по тексту – Разрешения) для регистрации его права собственности на Квартиры.

Не позднее 23.12.2011 в здании Бийского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю по адресу: <...> представители ООО, взаимодействуя при неустановленных следствием обстоятельствах с ФИО1, на основе технических, кадастровых паспортов и Разрешений обеспечили внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о непостроенных Домах и несуществующих в действительности Квартирах, а также регистрацию права собственности Общества на них.;

4) ФИО1, не производя приемку, осмотр, проверку Домов и Квартир на предмет соответствия обозначенным нормативным положениям, умышленно игнорируя факт их отсутствия как физических объектов, при неустановленных следствием обстоятельствах обеспечил составление, подписание С.М. датированного 23.12.2011 акта приема-передачи жилых помещений - несуществующих Квартир от Застройщика к Заказчику (далее по тексту – Акт) и лично подписал Акт, после чего направил его и Контракт в МКУ «Управление муниципальным имуществом Администрации» для государственной регистрации права муниципальной собственности на несуществующие Квартиры, которая осуществлена в отношении них только на основе Контракта и Акта сотрудниками этого МКУ в период с 24.12.2011 по 29.12.2011 включительно.

В период времени с 07.11.2011 по 20.01.2012 включительно на территории г. Бийска, в том числе в здании УКСа по ул. Владимира Ленина, 236, ФИО1, продолжая реализовывать свой преступный умысел, действуя в нарушение упомянутых нормативных положений, достоверно зная о том, что строительство Домов не выполнено в полном объеме, Квартиры фактически (в натуре) отсутствуют, а, следовательно, Подрядчик не выполнил условия Контракта и не имеет права на оплату стоимости Квартир, путем дачи указаний главному бухгалтеру Управления Г.А. о перечислении на счет ООО вверенных Заказчику бюджетных денег в общей сумме <данные изъяты>. обеспечивал изготовление, заверение электронно-цифровой подписью УКСа и направление в электронном виде последней в Управление федерального казначейства Алтайского края для исполнения заявок на кассовый расход от 10.11.2011 №№ ; от 06.12.2011 №№ ; от 16.12.2011 №№ ; от 21.12.2011 ; от 28.12.2011 ; от 20.01.2012 , в связи с чем далее по платежным поручениям от 10.11.2011 №, ; от 06.12.2011 №, ; от 16.12.2011 №, ; от 21.12.2011 ; от 29.12.2011 ; от 20.01.2012 , на основании Контракта, Разрешений и Акта, со счета , открытого в Головном расчетно-кассовом центре ГУ Центрального банка Российской Федерации по Алтайскому краю по адресу: г. Барнаул, Железнодорожный район, ул. Крупской, 91 «А», на расчетные счета Общества №, , открытые, соответственно, в Новосибирском социальном коммерческом банке «Левобережный» (ОАО) по адресу: <...>, корпус № 1 и филиале АКБ «Абсолют Банк» (ЗАО) в г. Новосибирске по адресу: <...>, незаконно и необоснованно перечислено <данные изъяты>., которые в действительности ни при каких обстоятельствах Застройщику не причитались, поскольку фактически Дома не были построены и Квартиры, как объекты недвижимости, не существовали.

Вышеперечисленные умышленные действия ФИО1 привели к тому, что Подрядчик завершил строительство Домов и Квартир лишь в период с 21.05.2012 по 31.08.2012 включительно, то есть спустя более чем пять месяцев от установленной Контрактом даты, а само строительство произведено бесконтрольно, с явными, существенными, грубыми, значительными и критическими нарушениями противопожарных, санитарных, строительно-технических норм, правил, требований законодательства, предъявляемым к жилым помещениям, и обозначенных нормативных положений, в связи с чем Квартиры являлись непригодными для проживания.

В период времени с 21.05.2012 по 20.08.2014 включительно, по соглашениям о предоставлении взамен жилого помещения, подлежащего изъятию в связи с переселением из аварийного жилищного фонда, и договорам социального найма жилого помещения, в рамках реализации Программы, вопреки своей непригодности для проживания Квартиры переданы в качестве жилья нуждавшимся в улучшении жилищных условий гражданам, переселяемым из аварийных и подлежащих сносу многоквартирных домов, в связи с чем по вине ФИО1 благоприятные и безопасные условия для проживания не были созданы для жильцов Домов и Квартир вплоть по настоящее время.

Совершая из иной личной заинтересованности вышеописанного содержания указанные выше действия, явно выходящие за пределы его должностных полномочий, ФИО1 понимал, что действует против муниципальной власти и вопреки интересам службы в органах местного самоуправления, осознавал их общественную опасность и противоправный характер, предвидел неизбежность наступления приведенных ниже тяжких общественно опасных последствий и желал наступления таких последствий.

В частности, превышение ФИО1 своих должностных полномочий повлекло существенное нарушение конституционных прав и законных интересов граждан, а также охраняемых законом интересов общества и государства с причинением тяжких последствий, которые выразились в следующем:

- в явном и грубом нарушении конституционных прав на жилище и законных интересов нуждавшихся в улучшении жилищных условий граждан (жильцов Домов), переселенных из аварийных (непригодных для проживания) и подлежащих сносу многоквартирных домов в аналогично непригодные для проживания Квартиры, в том числе С.Ф., И.Н., И.К., С.В., Е.В., М.Н., Е.Ю., Т.П., Ф.А., Д.Е., Н.И., Ю.А., Г.А., С.А., Ф.В., Г.И., З.И., Л.М., Н.К., Е.Н., Г.П., К.Г., В.П., Н.С., А.А., А.В., А.А., А.П., Л.А., Н.П., Т.А., Е.В., С.Э., К.С., С.А., М.А., Т.А., О.П., Д.П., А.Б., С.В., А.В., О.Ф., А.А., Н.Л., Н.А., Т.В., В.А., Г.Р., С.М., Ю.В., Н.В., А.А., А.Б., Т.С., С.В., И.С., С.К., Н.М., в результате чего вместо предоставления положенных им по закону благоустроенных жилых помещений с безопасными и благоприятными условиями проживания жильцы Домов получили фактически нежилые помещения в качестве якобы Квартир, где вынуждены были проживать и испытывать на протяжении длительного времени (до 8 лет) тяжелые физические и моральные страдания, то есть в нарушение предусмотренных ст.ст. 2, 7, 17, 40 Конституции РФ, ст.ст. 1, 2, 11, 32, 86 - 89 Жилищного кодекса РФ, ст.ст. 1, 2, 16 Федерального закона РФ от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», разделом 2 Программы законодательных положений о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, их признание, соблюдение и защита - это обязанность государства; Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на безусловное создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, где каждому гарантируется как само право, так и его беспрепятственная, надлежащая реализация на благоустроенное и безопасное жилище, а лицам, нуждающимся в нем, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов;

- в существенном нарушении гарантированных ст.ст. 41, 42 Конституции РФ, ст.ст. 4, 5, 9, 17, 18, 29 Федерального закона РФ от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» конституционных прав на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду жильцов Домов, которые вынужденно проживали и проживают вплоть до настоящего времени в Квартирах, несущих непосредственную угрозу их жизни и здоровью по причине несоответствия построенных Застройщиком объектов недвижимости санитарно-эпидемиологическим требованиям законодательства и гигиеническим нормативам по превышению предельно допустимой концентрации загрязняющих (вредных) веществ в воздухе и, как следствие, испытывали (испытывают) в этой связи тяжелые физические и моральные страдания, а жизнь и здоровье проживающих там лиц по-прежнему подвергается реальной опасности;

- в причинении значительного и существенного имущественного ущерба МО в размере <данные изъяты>., вынужденно израсходованные Администрацией в лице УКСа на устранение допущенных Обществом в ходе бесконтрольного строительства Домов и Квартир нарушений и недостатков для улучшения их эксплуатационных свойств путем проведения уже в августе - ноябре 2013 г. капитального ремонта данных объектов недвижимости, не ставших вместе с тем по его окончанию пригодными для проживания, а также еще в размере не менее <данные изъяты>., которые надлежит потратить МО на переселение указанных выше жителей из непригодных для проживания Домов и Квартир в равнозначные, безопасные, благоустроенные и действительно являющиеся жилыми помещения, хотя при надлежащем исполнении ФИО1 своих должностных обязанностей, осуществлении им правильной и установленной упомянутыми нормативными положениями процедуры приемки и оплаты стоимости Квартир вышеназванных расходов удалось бы избежать;

- в явно неэффективном использовании Управлением бюджетных средств в сумме <данные изъяты>., которые вопреки положениям ст. 34 Бюджетного кодекса РФ были незаконно и необоснованно перечислены на счета ООО именно в результате совершения ФИО1 описанных выше действий, хотя в связи с очевидным и грубым неисполнением Застройщиком своих обязательств по Контракту эти деньги не должны были переводиться Подрядчику, а могли быть использованы на достижение иных общественно-полезных, общественно-значимых и наилучших результатов, целей и задач МО;

- в явном и грубом нарушении установленных и гарантируемых ст.ст. 2, 4, 6, 12, 15, 17 - 19, 45, 130 - 132 Конституции РФ общепринятых норм международного права и конституционных принципов законности, верховенства Конституции РФ и федеральных законов, равенства всех перед законом, защиты прав и свобод человека, гражданина, в том числе и жилищных, когда каждое лицо обладает равными правами (свободами) и несет равные обязанности, предусмотренные действующим законодательством, а при исполнении данных норм и принципов деятельность любого субъекта административных, гражданских, жилищных и иных правоотношений на территории России осуществляется законно, с соблюдением прав и интересов других субъектов, в т.ч. общества, государства и муниципальных образований, в отсутствии их нарушений и необоснованных преференций для кого бы то ни было, с созданием и обеспечением достойной жизни и свободного развития человека, самостоятельности органов местного самоуправления (например, Администрации и УКСа) при решении любых вопросов местного значения, в частности, связанных с их обязанностями по эффективному, справедливому, разумному, экономически целесообразному, выгодному владению, пользованию, управлению и распоряжению муниципальной собственностью и бюджетными деньгами, а также по обеспечению жильем граждан, нуждавшихся в нем;

- в грубом нарушении таких законодательных положений как ч.2 ст. 8 Конституции РФ, ст. 212 Гражданского кодекса РФ, закрепляющие, что в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности; ч.ч. 2 и 3 ст. 35 Конституции РФ, регламентирующие охрану права муниципальной собственности законом, запрет на лишение МО имущества иначе, как по решению суда, и принудительное его отчуждение без равноценного возмещения;

- в явном и грубом нарушении правильной, законной и надлежащей деятельности Администрации и Управления при решении вопросов местного значения, к которым, помимо прочего, в соответствии с ч.1 ст. 16 Федерального закона РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 7 Устава МО, разделами 2 - 4 Положения об УКСе, относятся владение, пользование, распоряжение муниципальной собственностью, обеспечение жильем проживающих в МО и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, а также осуществление муниципального жилищного контроля, в силу чего по вине ФИО1 цели и задачи Программы по строительству, приобретению благоустроенных жилых помещений и переселению в них граждан из аварийных и подлежащих сносу многоквартирных домов для создания безопасных и благоприятных условий проживания жителей Домов в полном объеме не были достигнуты, так как они по сути получили и проживали (проживают) в Квартирах, не являвшихся жилыми и не пригодных для проживания;

- в подрыве авторитета, доверия и уважения, а также дискредитации органов местного самоуправления в целом, Администрации, Управления и их сотрудников в частности, что имело место вследствие прямого нарушения и полного игнорирования ФИО1 обозначенных нормативных положений, ст. 12 Федерального закона РФ от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», которой установлено, что муниципальный служащий обязан соблюдать Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также обеспечивать их исполнение, выполнять служебные обязанности в соответствии с должностной инструкцией, защищать права, свободы, законные интересы человека и гражданина, беречь государственное и муниципальное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения возложенных на него должностных полномочий.

В судебном заседании на обсуждение сторон вынесен вопрос о прекращении уголовного дела в связи с истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности.

Подсудимый ФИО1 согласен на прекращение уголовного дела в связи с истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности, пояснил, что он осознает основания и правовые последствия прекращения уголовного дела по данному не реабилитирующему основанию.

Защитник не возражал против прекращения уголовного дела за истечением срока давности, поскольку срок давности привлечения к уголовной ответственности истек.

Государственный обвинитель не возражал против прекращения уголовного дела за истечением срока давности, поскольку срок давности привлечения к уголовной ответственности ФИО1, обвиняемого в совершении тяжкого преступления истек, и для этого имеются все условия, предусмотренные законом.

Выслушав мнения участников процесса, потерпевших, оставивших вопрос о прекращении дела на усмотрение суда, изучив материалы уголовного дела, суд приходит к выводу о возможности прекращения уголовного дела и уголовного преследования в отношении ФИО1 по п. «в» ч.3 ст. 286 УК РФ в связи с истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности по следующим основаниям:

На основании ч. 4 ст. 15 УК РФ, преступление, предусмотренное п. «в» ч.3 ст. 286 УК РФ признается тяжким преступлением, так как максимальное наказание, за совершение которого, не превышает 10 лет лишения свободы.

Органами предварительного следствия ФИО1 обвиняется в совершении преступления, предусмотренного п. «в» ч.3 ст. 286 УК РФ, которое, в соответствии с ч.4 ст. 15 УК РФ, отнесено к категории тяжких преступлений.

Согласно п. «в» ч. 1 ст. 78 Уголовного кодекса РФ лицо, освобождается от уголовной ответственности, если со дня совершения преступления, относящегося к категории тяжкого, истекло десять лет после совершения преступления.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.24 УПК РФ, уголовное дело подлежит прекращению в связи с истечением сроков давности уголовного преследования.

Согласно ч.3 ст.24 УПК РФ, прекращение уголовного дела, влечет за собой одновременно прекращение уголовного преследования.

Согласно ч.1 ст. 254 УПК РФ, суд прекращает уголовное дело в судебном заседании в случаях, если во время судебного разбирательства будут установлены обстоятельства, указанные в пунктах 3-6 части 1, в части 2 ст. 24 и пунктах 3-6 части 1 ст. 27 УПК РФ.

Согласно предъявленному ФИО1 обвинению, период инкриминируемого ему преступления определен с 07.11.2011 года по 20.01.2012 года, соответственно 20.01.2012 года является моментом окончания преступления, инкриминируемого ФИО1, в связи с чем, с момента совершения преступления прошло более десяти лет, то есть 21 января 2022 года истек срок давности привлечения ФИО1 к уголовной ответственности, в связи с чем, суд считает возможным прекратить уголовное дело и уголовное преследование в отношении ФИО1 по основанию, предусмотренному п.3 ч.1 ст.24 УПК РФ, в связи с истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности.

В ходе судебного заседания прокурором г.Бийска Алтайского края в интересах муниципального образования г.Бийск был заявлен гражданский иск о взыскании с ФИО1 в пользу муниципального образования г.Бийск причиненного преступлением материального ущерба в размере <данные изъяты> рубля.

В ходе предварительного следствия заявлен коллективный гражданский иск о взыскании с ФИО1 в пользу потерпевших А.Б., Г.И., Е.Н., О.Ф., А.В., причиненного преступлением материального ущерба и морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.

В ходе предварительного следствия с учетом уточнения в ходе судебного следствия потерпевшей Е.Н. был заявлен гражданский иск о взыскании с ФИО1 в пользу Е.Н. причиненного преступлением материального ущерба и морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.

В ходе предварительного следствия с учетом уточнения в ходе судебного следствия потерпевшей Г.И. был заявлен гражданский иск о взыскании с ФИО1 в пользу Г.И. причиненного преступлением материального ущерба в размере <данные изъяты> и морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.

Также в ходе предварительного следствия с учетом уточнения в ходе судебного следствия были заявлены гражданские иски о взыскании с ФИО1, Администрации г.Бийска и Администрации Алтайского края: в пользу О.Ф., И.Н. причиненного преступлением материального ущерба и морального вреда в размере <данные изъяты><данные изъяты>; в пользу А.В., А.В. в лице опекуна И.В., причиненного преступлением материального ущерба и морального вреда в размере <данные изъяты>

Поскольку уголовное дело и уголовное преследование в отношении ФИО1 прекращается в связи с истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности, суд считает необходимым гражданский иск прокурора г.Бийска, коллективный гражданский иск потерпевшей А.Б., гражданские иски Е.Н., Г.И., О.Ф., И.Н., А.В., А.В. оставить без рассмотрения.

Вещественные доказательства по уголовному делу: муниципальный контракт от 07.11.2011 № 33, Приложения №№ 1, 2, 3, соответственно, «Перечень жилых помещений», «Техническое задание», содержащее предъявляемые к приобретаемым жилым помещениям требования, «Общая характеристика трех домов» и дополнительные соглашения к нему от 09.11.2011 № 1, от 05.12.2011 № 2, от 15.12.2011 № 3, от 22.12.2011 № 4; акт приема-передачи от 23.12.2011 жилых помещений по вышеуказанному контракту; ходатайство ФИО1 от 29.12.2011 о снятии квартир в домах по адресам: <...>/2 (далее по тексту – Дома) с баланса МКУ «Управление капитального строительства Администрации города Бийска» и акт приема-передачи данных квартир от 30.12.2011 в казну г. Бийска; три разрешения на ввод объектов (Домов) в эксплуатацию; копия заключения эксперта по арбитражному делу № А03-2376/2013, хранящиеся в материалах дела, суд считает необходимым хранить в материалах уголовного дела;

- три инвентарных дела Бийского филиала АКГУП «Алтайский центр земельного кадастра и недвижимости» на Дома, а также инвентарные дела на расположенные в Домах Квартиры, суд считает необходимым вернуть по принадлежности в Бийский филиал АКГУП «Алтайский центр земельного кадастра и недвижимости»;

- 13 папок, содержащих документацию (сведения) о предоставлении Квартир гражданам, переселяемым из аварийного жилого фонда г. Бийска, суд считает необходимым вернуть в МКУ «Управление имущественных отношений Администрации г.Бийска», по принадлежности;

- 189 реестровых (регистрационных) дел на Квартиры Бийского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю, суд считает необходимым вернуть по принадлежности в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю;

- две подшивки с соглашениями о предоставлении взамен жилого помещения, подлежащего изъятию в связи с переселением из аварийного жилищного фонда, другого жилого помещения, суд считает необходимым вернуть по принадлежности в МКУ «Управление имущественных отношений Администрации г.Бийска»;

- договоры социального найма жилого помещения, суд считает необходимым передать в отдел по учету и распределению жилой площади Администрации г.Бийска, по принадлежности;

- один жесткий диск, содержащий фотоснимки Домов, суд считает необходимым вернуть по принадлежности в отдел архитектуры и градостроительства Администрации г.Бийска»;

- два оптических диска, содержащих фотоснимки Домов, суд считает необходимым хранить с материалами уголовного дела, на весь срок хранения материалов уголовного дела;

Наложенный арест на имущество ФИО1: <данные изъяты> - <данные изъяты>, принимая во внимание, что гражданские иски, заявленные прокурором и потерпевшими в рамках уголовного дела, не рассмотрены по существу, поэтому необходимость в применении этой меры не отпала, суд считает необходимым продлить до разрешения гражданских исков прокурора г.Бийска, А.Б., Е.Н., Г.И., О.Ф., И.Н., А.В., А.В. по существу.

Относительно разрешения вопроса о взыскании с подсудимого ФИО1 процессуальных издержек, связанных с расходами по выплате вознаграждения за производство экспертиз на предварительном следствии, оценку имущества и за предоставление материалов космической съемки, выплаченных Ассоциации СРО «Южно-Сибирская Организация профессиональных оценщиков и Экспертов», ООО «ПРАЙМ ГРУПП», ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Алтайском крае», ООО НЭ «ТехЭкперт», а также экспертам Д.В., Е.В. и А.В. в общей сумме <данные изъяты>, то суд отмечает, что невозможность производства экспертиз в государственных экспертных учреждениях, где есть необходимые специалисты, материалами дела не подтверждается.

При этом по смыслу ст.132 УПК РФ и разъяснений постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2013 г. № 42 «О практике применения судами законодательства о процессуальных издержках по уголовным делам» в состав процессуальных издержек не входят суммы, израсходованные на производство судебной экспертизы в государственных судебно-экспертных учреждениях (экспертных подразделениях), поскольку их деятельность финансируется за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации.

В силу ч.8 ст.11 Федерального закона от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» в случае невозможности производства судебной экспертизы в государственном судебно-экспертном учреждении, обслуживающем определенную территорию, в том числе в связи с отсутствием эксперта конкретной специальности, судебная экспертиза может быть произведена государственными судебно-экспертными учреждениями, обслуживающими другие территории.

Материалы дела не содержат сведений, в связи с которыми санитарно-эпидемиологическая экспертиза № 33/2022 от 17.01.2020 г., строительно-технические экспертизы № 15-02-20, № 16-02-20, 17-02-20, № 95-19-04-01 от 16.04.2019г., № 95-19-04-02 от 16.04.2019г., № 95-19-04-03 от 16.04.2019г., товароведческое исследование, проведенное ООО НЭ «ТехЭксперт», исследование материалов космической съемки ООО «Прайм групп» не были проведены в государственных судебно-экспертных учреждениях.

Таким образом, подсудимый ФИО1 подлежит освобождению от взыскания процессуальных издержек по производству экспертиз в сумме <данные изъяты> коп., которые подлежат возмещению за счет средств федерального бюджета.

На основании изложенного и руководствуясь п.3 ч.1 ст. 24, ст. ст.116, 239, 254, 255, 256 УПК РФ, суд

П О С Т А Н О В И Л:

Прекратить уголовное дело и уголовное преследование в отношении ФИО1 обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного п. «в» ч.3 ст. 286 Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании п.3 ч.1 ст.24 УПК РФ в связи с истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности.

Меру пресечения ФИО1 - в виде домашнего ареста, изменить на подписку о невыезде и надлежащем поведении и отменить по вступлению постановления в законную силу.

Вещественные доказательства по уголовному делу: муниципальный контракт от 07.11.2011 № 33, Приложения №№ 1, 2, 3, соответственно, «Перечень жилых помещений», «Техническое задание», содержащее предъявляемые к приобретаемым жилым помещениям требования, «Общая характеристика трех домов» и дополнительные соглашения к нему от 09.11.2011 № 1, от 05.12.2011 № 2, от 15.12.2011 № 3, от 22.12.2011 № 4; акт приема-передачи от 23.12.2011 жилых помещений по вышеуказанному контракту; ходатайство ФИО1 от 29.12.2011 о снятии квартир в домах по адресам: <...>/2 с баланса МКУ «Управление капитального строительства Администрации города Бийска» и акт приема-передачи данных квартир от 30.12.2011 в казну г. Бийска; три разрешения на ввод объектов (Домов) в эксплуатацию; копия заключения эксперта по арбитражному делу № А03-2376/2013, хранящиеся в материалах дела - хранить в материалах уголовного дела;

- три инвентарных дела Бийского филиала АКГУП «Алтайский центр земельного кадастра и недвижимости» на Дома, а также инвентарные дела на расположенные в Домах Квартиры - вернуть по принадлежности в Бийский филиал АКГУП «Алтайский центр земельного кадастра и недвижимости»;

- 13 папок, содержащих документацию (сведения) о предоставлении Квартир гражданам, переселяемым из аварийного жилого фонда г. Бийска - вернуть по принадлежности в МКУ «Управление имущественных отношений Администрации г.Бийска»;

- 189 реестровых (регистрационных) дел на Квартиры Бийского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю - вернуть по принадлежности в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю;

- две подшивки с соглашениями о предоставлении взамен жилого помещения, подлежащего изъятию в связи с переселением из аварийного жилищного фонда, другого жилого помещения - вернуть по принадлежности в МКУ «Управление имущественных отношений Администрации г.Бийска»;

- договоры социального найма жилого помещения, суд считает необходимым передать по принадлежности в отдел по учету и распределению жилой площади Администрации г.Бийска;

- один жесткий диск, содержащий фотоснимки Домов, суд считает необходимым вернуть по принадлежности в отдел архитектуры и градостроительства Администрации г.Бийска»;

- два оптических диска, содержащих фотоснимки Домов - хранить с материалами уголовного дела, на весь срок хранения материалов уголовного дела.

Гражданский иск прокурора г.Бийска, коллективный гражданский иск потерпевшей А.Б., гражданские иски Е.Н., Г.И., О.Ф., И.Н., А.В., А.В. - оставить без рассмотрения.

Наложенный арест на имущество ФИО1: <данные изъяты>, продлить до разрешения гражданских исков прокурора г.Бийска, Е.Н., Г.И., О.Ф., И.Н., А.В., А.В. по существу.

Подсудимого ФИО1 от взыскания процессуальных издержек в сумме <данные изъяты>., освободить, отнести возмещение указанных процессуальных издержек за счет средств федерального бюджета.

Настоящее постановление может быть обжаловано в судебную коллегию по уголовным делам Алтайского краевого суда через Бийский городской суд Алтайского края в течение 10 суток со дня его вынесения.

Председательствующий В.Н. Ануфриев