ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 1-130/17 от 05.02.2018 Акшинского районного суда (Забайкальский край)

Дело № 1 –2– 2018

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о возвращении уголовного дела прокурору

село Акша 05 февраля 2018 года

Акшинский районный суд Забайкальского края в составе:

председательствующего судьи Страмиловой Н.В.,

при секретаре Корягиной М.А.,

с участием государственного обвинителя – прокурора Акшинского района Виноградовой Ю.А.,

потерпевшей ФИО4,

защитника Соболевой Е.Н., представившего удостоверение , выданное ДД.ММ.ГГГГ, и ордер от ДД.ММ.ГГГГ,

обвиняемого ФИО1, <данные изъяты> ранее не судимого,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда материалы уголовного дела в отношении ФИО1, обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных ч.3 ст.160 и ч. 2 ст. 286 УК РФ,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 органом предварительного следствия обвиняется в том, что в период времени до 29 декабря 2015 года ФИО1, будучи главой сельского поселения «Акшинское», находясь в здании администрации СП «Акшинское» по адресу: <адрес>, дал заместителю начальника финансового отдела СП «Акшинское» ФИО6 указание подготовить распоряжение о премировании работников по итогам работы за 2015 год из сложившейся экономии по фонду оплаты труда, и о выплате материальной помощи из сложившейся экономии по фонду оплаты труда всем работникам администрации СП «Акшинское». ФИО10, в указанное время, находясь на рабочем месте по адресу: <адрес>, действуя по указанию ФИО1, дала указание старшему специалисту по общим вопросам администрации СП «Акшинское» ФИО7 подготовить распоряжение о выплате материальной помощи из сложившейся экономии по фонду оплаты труда всем работникам администрации СП «Акшинское», последняя изготовила распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ «О подведении итогов работы работников аппарата администрации СП «Акшинское», включив в него ФИО1, который распечатала и предоставила для ознакомления и подписания ФИО1.

Далее ФИО1 в период времени с 08 до 16 часов 29.12.2015, находясь на рабочем месте по адресу: <адрес>, используя свое служебное положение вопреки интересам службы, действуя из корыстной заинтересованности с целью материального обогащения и хищения вверенных ему денежных средств, осознавая общественную опасность своих действий, предвидя неизбежность наступления общественно – опасных последствий в виде причинения СП «Акшинское» материального ущерба, и желая их наступления, умышленно, в нарушение ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ, а также Положения от ДД.ММ.ГГГГ «об условиях оплаты труда и предоставления отпуска Главе администрации СП «Акшинское», принятого решением Совета СП «Акшинское», в соответствии с которым оплата труда Главы администрации СП «Акшинское» производится в виде денежного вознаграждения, размер которого устанавливается с учетом должностного оклада, надбавок и иных выплат, увеличение денежного вознаграждения производится только решением Совета СП «Акшинское», с целью создания видимости наличия законных оснований для получения вознаграждения, в отсутствие соответствующего решения Совета СП «Акшинское», подписал обязательное для исполнения подчиненными ему сотрудниками администрации СП «Акшинское» распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ «О подведении итогов работы работников аппарата администрации СП «Акшинское», которым премировал, в том числе самого себя, на сумму 50 524,91 рублей, после чего передал распоряжение на исполнение в бухгалтерию администрации СП «Акшинское».

Далее, в соответствии с распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ «О подведении итогов работы работников аппарата администрации СП «Акшинское» ФИО1 была незаконно начислена денежная сумма в размере 50 524,91 рублей, с учетом установленных действующим законодательством вычетов, платежными поручениями от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ из бюджета СП «Акшинское» ФИО1 на счет его банковской карты, открытый в Читинском отделении Сбербанка России, переведены денежные средства в размере 43 956,67 рублей, которые ФИО1 похитил и распорядился ими по своему усмотрению, причинив материальный ущерб бюджету СП «Акшинское» в размере 50 524,91 рублей.

Кроме того, ФИО1 на основании решения избирательной комиссии сельского поселения «Акшинское» Акшинского района Забайкальского края (далее – СП «Акшинское») от ДД.ММ.ГГГГ избран на должность главы СП «Акшинское» сроком на 4 года, является согласно ст. 26 Устава СП «Акшинское», принятого решением Совета СП «Акшинское» от ДД.ММ.ГГГГ и ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» высшим должностным лицом СП «Акшинское», осуществляющим организационно-распорядительные и административно – хозяйственные полномочия в СП «Акшинское», в том числе, в соответствии со ст. 26 Устава СП «Акшинское» наделяется собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, является главным распорядителем бюджетных средств СП «Акшинское», осуществляет полномочия на принципе единоначалия и несет персональную ответственность за результаты своей деятельности, таким образом, являясь должностным лицом, используя предоставленные ему должностные полномочия вопреки интересам службы в СП «Акшинское», совершил превышение должностных полномочий при следующих обстоятельствах.

ДД.ММ.ГГГГ по результатам открытого конкурса между Администрацией СП «Акшинское» в лице главы СП «Акшинское» ФИО1 (заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью «Теплоэнергоремонт» (далее по тесту ООО «Теплоэнергоремонт») в лице его директора ФИО8 (подрядчик) заключен муниципальный контракт (далее по тексту Контракт) на выполнение работ по установке котлов для муниципальных нужд администрации СП «Акшинское», согласно которому ООО «Теплоэнергоремонт» принимает на себя обязанности выполнить работы по поставке и установке котлов на твердом топливе КВр-1,74 МВт КБ в количестве 2 шт. в центральной котельной, расположенной по адресу: <адрес> котельной ГУЗ «Акшинская ЦРБ», расположенной по адресу: <адрес>. Общая сумма Контракта составляет 1675635 рублей. Согласно условиям п. 4.2 Контракта, цена Контракта определена с учетом всех расходов подрядчика, связанных с исполнением Контракта, в том числе на транспортировку.

В период с 02.12.2014 до 29.12.2014, ФИО1, находясь на рабочем месте в администрации СП «Акшинское» по адресу: <адрес>, являясь должностным лицом органа местного самоуправления, осуществляющим функции муниципального контроля за правильным и рациональным расходованием бюджетных средств, заведомо зная об условиях исполнения Контракта, согласно п. 4.2 которого, цена Контракта определена с учетом всех расходов подрядчика, связанных с исполнением Контракта, в том числе на транспортировку, т.е. подрядчик принял на себя обязательства поставить водогрейные котлы в <адрес> по цене контракта, включающей транспортные расходы на их доставку, с целью своевременного освоения выделенных бюджетных средств, из иной личной заинтересованности, выразившейся в желании показать себя деятельным, исполнительным работником органа местного самоуправления, способным своевременно освоить средства, выделенные из бюджета муниципального района «Акшинский район» и бюджета Забайкальского края, и, в связи с этим избежать последующей негативной оценки своей работы со стороны руководства администрации муниципального района «Акшинский район» и руководства Министерства территориального развития Забайкальского края, осуществляющих финансовый контроль за расходованием бюджетных средств, действуя вопреки интересам службы, принял решение незаконно заключить дополнительное соглашение к Контракту на сумму 101876 рублей на доставку 2 котлов и перечислить на счет ООО «Теплоэнергоремонт» сумму 101876 рублей.

В период времени с 02.12.2014 по 29.12.2014, в рабочее время с 08 до 17 часов, ФИО1, находясь на своем рабочем месте в администрации СП «Акшинское», по адресу: <адрес>, будучи осведомленным и достоверно зная, об условиях исполнения Контракта, согласно п. 4.2 которого, цена Контракта определена с учетом всех расходов подрядчика, связанных с исполнением Контракта, в том числе на транспортировку, т.е. подрядчик принял на себя обязательства поставить водогрейные котлы в <адрес> по цене контракта, включающей транспортные расходы на их доставку, осознавая общественную опасность и противоправность своих действий, выразившихся в незаконном перечислении денежных средств за подрядные работы ООО «<данные изъяты>» по Контракту, явно превышая свои должностные полномочия, предусмотренные ст.ст. 34, 158 Бюджетного Кодекса РФ, п. 1.4, п. 3.2.2 и п. 4.3 Контракта, ч. 2 ст. 34, ч. 1 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд и муниципальных нужд», согласно которым работы, выполненные в рамках Контракта, их наименование и объем определяются описанием объекта закупки, являющегося неотъемлемой частью Контракта, а также локально сметному расчету, цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения Контракта и изменению не подлежит, изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по согласованию сторон если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и Контрактом, обязан руководствоваться в своей деятельности законодательством Российской Федерации, пользоваться и распоряжаться денежными средствами в установленном законодательством порядке, обеспечивать результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств и достигать заданных результатов с использованием наименьшего объема средств и наилучшего результата, с использованием определенного бюджетом объема средств, действуя из иной личной заинтересованности, выразившейся в желании показать себя деятельным, исполнительным работником органа местного самоуправления, способным своевременно освоить средства, выделенные из бюджета муниципального района «Акшинский район» и бюджета Забайкальского края, и, в связи с этим избежать последующей негативной оценки своей работы со стороны руководства администрации муниципального района «Акшинский район» и руководства Министерства территориального развития Забайкальского края, вопреки интересам службы, искажая цели и задачи администрации СП «Акшинское» по обеспечению надлежащего контроля за расходованием бюджетных средств, предвидя наступление общественно-опасных последствий в виде причинения имущественного ущерба бюджету СП «Акшинское», и, желая их наступления, обладая правом подписи, заключил с ООО «<данные изъяты>» дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ к контракту об оплате за счет бюджета сельского поселения «Акшинское» работ ООО <данные изъяты>» по доставке котлов с из <адрес> края в <адрес>, утвердил акт от ДД.ММ.ГГГГ о приемке от ООО «<данные изъяты>» работ по доставке котлов из <адрес> края в <адрес> на сумму 101876 рублей, заявку на кассовый расход от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 101876 рублей, согласно которым денежные средства в сумме 101876 рублей в форме безналичного перевода незаконно перечислены с расчетного счета администрации СП «Акшинское» на расчетный счет ООО <данные изъяты>» , открытый в филиале ОАО «<данные изъяты>» в <адрес>.

В результате умышленных незаконных действий ФИО1 в подписании дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ к муниципальному контракту от ДД.ММ.ГГГГ, акта от ДД.ММ.ГГГГ о приемке от ООО «<данные изъяты>» работ по доставке котлов из <адрес> края в <адрес> на сумму 101876 рублей, заявки на кассовый расход от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 101876 рублей, нарушен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, предусмотренный ст. 34 Бюджетного кодекса РФ, что повлекло существенное нарушение законных интересов граждан или организаций, общества и государства в виде причинения имущественного ущерба бюджету СП «Акшинское» в сумме 101876 рублей.

По данному уголовному делу установлено, что имеются основания для возвращения уголовного дела прокурору по инициативе суда для устранения препятствий его рассмотрения судом на основании п.1 ч.1 ст.237 УПК РФ в связи с тем, что обвинительное заключение по настоящему делу составлено с нарушением требований УПК РФ, что исключает возможность постановления судом приговора или вынесения иного решения на основе данного заключения.

Суд пришел к данному выводу исходя из следующего.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 237 УПК РФ судья по ходатайству стороны или по собственной инициативе возвращает уголовное дело, по которому производилось предварительное следствие, прокурору для устранения препятствий его рассмотрения судом в случае, если обвинительное заключение составлено с нарушением требований УПК РФ, что исключает возможность постановления судом приговора или вынесения иного решения по существу дела на основании данного заключения.

По смыслу закона, разъясненному, в частности, в п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 марта 2004 года N 1, под допущенными при составлении обвинительного заключения нарушениями требований уголовно-процессуального закона следует понимать такие нарушения изложенных в ст. 220 УПК РФ положений, которые исключают возможность принятия судом решения по существу дела на основании данного заключения. В частности, исключается возможность вынесения судебного решения в случаях, когда обвинение, изложенное в обвинительном заключении или обвинительном акте, не соответствует обвинению, изложенному в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого; когда обвинительное заключение или обвинительный акт не подписан следователем, дознавателем либо не утвержден прокурором; когда в обвинительном заключении или обвинительном акте отсутствуют указание на прошлые судимости обвиняемого, данные о месте нахождения обвиняемого, данные о потерпевшем, если он был установлен по делу, и др.

Так, из материалов уголовного дела усматривается, что в обвинительном заключении в отношении ФИО1 по обвинению его в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 160 УК РФ при ссылке на нарушения ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, которая является отсылочной нормой, отсутствует указания на ее конкретный пункт, вменяемый в нарушение ФИО1.

Отсутствие указания конкретных пунктов ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации в формулировке обвинения фактически лишает суд возможности установить наличие или отсутствие состава преступления, данные недостатки не могут быть восполнены судом, который не вправе подменять собой следственные органы.

Неконкретность обвинения, выразившаяся в не указании пунктов ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, которые нарушил ФИО1, свидетельствует о ненадлежащем формулировании органами следствия обвинения.

Вышеуказанные недостатки в обвинительном заключении являются нарушениями требований уголовно-процессуального кодекса РФ, препятствующими рассмотрению дела судом, постановлению судом приговора или вынесению иного решения на основе данного обвинительного заключения, и дающими основания для возвращения дела прокурору на основании п.1 ч.1 ст.237 УПК РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст.237 УПК РФ,

П О С Т А Н О В И Л:

Возвратить прокурору Акшинского района Забайкальского края уголовное дело в отношении ФИО1, обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренноых ч.3 ст.160, ч. 2 ст. 286 УК РФ, для устранения препятствий его рассмотрения судом.

Постановление может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение 10 суток со дня его вынесения.

Судья Н.В. Страмилова