ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 1-144/20 от 04.02.2020 Кировского районного суда г. Махачкалы (Республика Дагестан)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

об удовлетворении ходатайства о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) с назначением лицу меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа

г. Махачкала 04 февраля 2020 года

Судья Кировского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан Амиров М.Д., при секретаре ФИО3,

с участием старшего помощника прокурора <адрес>ФИО5, обвиняемого ФИО1, защитника – адвоката ФИО6, представившего удостоверение и ордер от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев постановление старшего следователя СЧ СУ УМВД РФ по <адрес>ФИО4 о возбуждении ходатайства о прекращении уголовного дела с назначением меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа, в отношении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> РД, зарегистрированного по адресу: <адрес>, фактически проживающего по адресу: РД, <адрес>, гражданина РФ, с высшим образованием, неработающего, женатого, несудимого,

обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 286, ч. 1 ст. 286 УК РФ,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 дважды совершил превышение должностных полномочий, то есть совершение должностным лицом действий, явно выходящие за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и охраняемых законом интересов организаций и государства, при следующих обстоятельствах.

Он, являясь заместителем начальника Муниципального казенного учреждения Управления жилищно-коммунального хозяйства <адрес>, и будучи назначенный приказом начальника МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства» администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-П председателем комиссии по определению поставщиков по заключению контрактов для муниципальных нужд, т.е. руководителем контрактной службы, который в соответствии с доверенностью от ДД.ММ.ГГГГ, выданной начальником МКУ УЖКХ «<адрес>» уполномоченный заключать муниципальные контракты от имени МКУ « УЖКХ <адрес>» в соответствии с требованиями ФЗ-44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Закон о контрактной системе), и наделенный в соответствии с указанным трудовым договором организационно-распорядительными и административно- хозяйственными функциями, то есть, являясь должностным лицом, наделенный полномочиями заключать в интересах учреждения договора, в нарушение положений: ст.ст. 24, 59, 93 ФЗ-44 от ДД.ММ.ГГГГ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»; п. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3 «О защите конкуренции», в соответствии с которой органам местного самоуправления запре­щено осуществлять действия, которые приводят к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе в виде необоснованного препятствования осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами; ст. 34 и п. 1 ч. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ, а также ч. 1 ст. 6, ч.ч. 1 и 2 ст. 8, ч. 1 ст. 46 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ- ФЗ о контрактной системе, согласно которым распорядитель бюджетных средств должен руководствоваться в своей деятельности законодательством РФ, пользо­ваться и распоряжаться денежными средствами в установленном законодательст­вом порядке, обеспечивать результативность, адресность и целевой характер ис­пользования бюджетных средств и достигать заданных результатов с использова­нием наименьшего объема средств и наилучшего результата, предоставлять равные условия для обеспечения конкуренции между участниками закупок, которая должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, совершил превышение должностных полномочий, то есть действия, явно выходящие за пределы его полномочий, повлекшие существенное нарушение охраняемых законом прав и законных интересов организаций и государства, при следующих обстоятельствах; ДД.ММ.ГГГГг., ФИО1 действующий на основании выше­указанной доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Муниципального казенного учрежде­ния Управления жилищно-коммунального хозяйства <адрес>, в нарушение норм закона о контрактной системе, умышленно искажая цели и задачи возло­женных на него обязанностей по обеспечению надлежащего контроля за расходо­ванием бюджетных средств и защите конкуренции, явно выходя за пределы долж­ностных полномочий при осуществлении закупки товаров, работ, услуг для муни­ципальных нужд и заведомо нарушая требования, предусмотренные п. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ-ФЭ «О защите конкуренции», ст. 6 № 44-ФЗ, согласно которой контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок; ч.ч. 1 и 2 ст. 8 (обеспечения конкуренции и принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции) Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», ст. 34 и п. 1 ч. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ, находясь в помещении административного здания МКУ «Управления ЖКХ <адрес>», расположенного по адресу: <адрес>, то есть на территории <адрес>, в отсутствие законных оснований, явно выходя за пределы своих полномочий, осознавая незаконный характер своих действий, без размещения заказа и без проведения аукциона в установленном порядке, заключил контракт в форме дополнительного соглашения к муниципальному контракту от ДД.ММ.ГГГГ заключенному с ООО «Абукъ» на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог и улиц, по программе приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги Махачкалинской городской агломерации на 2018 год», и под видом увеличения стоимости первоначального контракта без конкурентных способов (аукциона) в форме дополнительного соглашения заключил контракт на выполнение работ по ремонту следующих автомобильных дорог и улиц, которые в аукционной документации не были включены, и не предусмотрены первоначальным муниципальным контрактом от ДД.ММ.ГГГГ за : <адрес> - стоимостью 1 363 921,88 руб.; <адрес> в пос. Н.Тарки на сумму - 4 848 505,21 руб.; <адрес> в пос. Н.Тарки на сумму - 1 416 086,66 руб.; <адрес> (проезд к школе ) на сумму 2 439 741 руб.; <адрес> (тротуары) 1 811 363,44 руб. (район Центральной больницы <адрес>); <адрес> (от <адрес> до <адрес>) на сумму 3 245 500,0 руб.; <адрес> в пос. Н.Тарки на сумму - 4 322 526,02 руб. Общая стоимость дополнительно выполненных работ без тендера по до­полнительному соглашению, согласно письма из УФК по РД от ДД.ММ.ГГГГ, увеличена на сумму 19 447 644,21 рублей, т.е. на 11,58% от первоначальной суммы муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ. Увеличение стоимости первоначального контракта произошло в связи с включением в контракт на выполнение дополнительных работ по ремонту автомобильных дорог и улиц, предусмотренных в Федеральной программе приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги» Махачкалинской городской агломерации на 2018год», которые не были включены в аукционную документацию при объявлении торгов, победителем которых стал ООО «Абукъ». В результате превышения ФИО1 своих должностных полномочий существенно были нарушены охраняемые законом интересы государства в виде нарушения нормальной деятельности администрации городского округа с внутригородским делением «<адрес>» в сфере формирования и размещения муниципального заказа, ограничения конкуренции и не реализации в полной мере экономии бюджета, вследствие возможного удешевления цены контракта; в подрыве авторитета муниципальных органов власти и существенном нарушении охраняемых законом интересов государства в сфере отношений, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, а также нарушены прав и законные интересы организаций в виде ограничения конкуренции при осуществлении закупки, проводимой в рамках Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ, позволившие обеспечить победу ООО «Абукъ» на право заключения контракта, как единственного поставщика на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог и улиц.

Он же, являясь заместителем начальника Муниципального казенного учреждения Управления жилищно-коммунального хозяйства <адрес>, и будучи назначенный приказом начальника МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства» администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-П председателем комиссии по определению поставщиков по заключению контрактов для муниципальных нужд, т.е. руководителем контрактной службы, который в соответствии с доверенностью от ДД.ММ.ГГГГ, выданной начальником МКУ УЖКХ «<адрес>» уполномоченный заключать муниципальные контракты от имени МКУ « УЖКХ <адрес>» в соответствии с требованиями ФЗ-44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Закон о контрактной системе), и наделенный в соответствии с указанным трудовым договором организационно­распорядительными и административно-хозяйственными функциями, то есть, являясь должностным лицом, наделенный полномочиями заключать в интересах учреждения договора, в нарушение положений: ст.ст. 24, 59, 93 ФЗ-44 от ДД.ММ.ГГГГ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»; п. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3 «О защите конкуренции», в соответствии с которой органам местного самоуправления запре­щено осуществлять действия, которые приводят к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе в виде необоснованного препятствования осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами; ст. 34 и п. 1 ч. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ, а также ч. 1 ст. 6, ч.ч. 1 и 2 ст. 8, ч. 1 ст. 46 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ- ФЗ о контрактной системе, согласно которым распорядитель бюджетных средств должен руководствоваться в своей деятельности законодательством РФ, пользоваться и распоряжаться денежными средствами в установленном законодательством порядке, обеспечивать результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств и достигать заданных результатов с использованием наименьшего объема средств и наилучшего результата, предоставлять равные условия для обеспечения конкуренции между участниками закупок, которая должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, совершил превышение должностных полномочий, то есть действия, явно выходящие за пределы его полномочий, повлекшие существенное нарушение охраняемых законом прав и законных интересов организаций и государства, при следующих обстоятельствах; ДД.ММ.ГГГГг., ФИО1 действующий на основании выше­указанной доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Муниципального казенного учрежде­ния Управления жилищно-коммунального хозяйства <адрес>, в нарушение норм закона о контрактной системе, умышленно искажая цели и задачи возло­женных на него обязанностей по обеспечению надлежащего контроля за расходо­ванием бюджетных средств и защите конкуренции, явно выходя за пределы долж­ностных полномочий при осуществлении закупки товаров, работ, услуг для муни­ципальных нужд и заведомо нарушая требования, предусмотренные п. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ-ФЭ «О защите конкуренции», ст. 6 № 44-ФЗ, согласно которой контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок; ч.ч. 1 и 2 ст. 8 (обеспечения конкуренции и принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции) Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», ст. 34 и п. 1 ч. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ, находясь в помещении административного здания МКУ «Управления ЖКХ <адрес>», расположенного по адресу: <адрес>, то есть на территории <адрес>, в отсутствие законных оснований, явно выходя за пределы своих полномочий, осознавая незаконный характер своих действий, без размещения заказа и без проведения аукциона в установленном порядке, заключил контракт в форме дополнительного соглашения к муниципальному контракту от ДД.ММ.ГГГГ заключенному с ООО «Маг-Строй» на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог и улиц, обустройство их светофорами по программе при­оритетного проекта «Безопасные и качественные дороги Махачкалинской го­родской агломерации на 2018 год», и под видом увеличения стоимости первоначального контракта без конкурентных способов (аукциона) в форме дополнительного соглашения заключен контракт на выполнение ремонтных работ по обустройству светофорами следующих улиц, которые в аукционной документации не были включены работы: установку светофора на перекрестке <адрес> на сумму 723 842,42 руб.; установку светофора на перекрестке <адрес> на сумму 1 118 444,29 руб.; установку светофора на перекрестке <адрес> на сумму 1 277 071,08 руб.; установку светофора на перекрестке <адрес> на сумму 1 275 0249,26 руб.; установку светофора на <адрес> на сумму 60 000 руб.; установку светофора на <адрес> на сумму 84 000 руб.; установку светофора на <адрес> на сумму 1 272 568,6 руб.; установку светофора на <адрес> на сумму 359 589,35 руб.; Общая стоимость дополнительно выполненных работ без тендера по до­полнительному соглашению составило 6 120 765 рублей, согласно письма из УФК по РД от ДД.ММ.ГГГГ, стоимость указанного контракта увеличена на сумму 6 120 765 рублей, т.е. на 11,73% от первоначальной суммы муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ. Увеличение стоимости первоначального контракта произошло в связи с включением в контракт на выполнение дополнительно ремонтных работ, предусмотренных в федеральной программе безопасные и качественные дороги, ремонт и обустройство светофорами указанных улиц, не был предусмотрен в аукционной документации при объявлении торгов победителем которых стал ООО «Маг- Строй». В результате превышения ФИО1 своих должностных полномочий существенно были нарушены охраняемые законом интересы государства в виде нарушения нормальной деятельности администрации городского округа с внутригородским делением «<адрес>» в сфере формирования и размещения муниципального заказа, ограничения конкуренции и не реализаций в полной мере экономии бюджета, вследствие возможного удешевления цены контракта; в подрыве авторитета муниципальных органов власти и существенном нарушении охраняемых законом интересов государства в сфере отношений, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, а также нарушены прав и законные интересы организаций в виде ограничения конкуренции при осуществлении закупки, проводимой в рамках Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ, позволившие обеспечить победу ООО «Маг-Строй» на право заключения контракта, как единственного поставщика на выполнение работ по ремонту и обустройству автомобильных дорог техническими средствами и устройствами безопасного дорожного движения.

Старший следователь СЧ СУ УМВД РФ по <адрес>ФИО4 с согласия руководителя следственного органа обратился в суд с ходатайством о прекращении уголовного дела с назначением ФИО1 меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа, указав, что ФИО1 совершил преступление впервые и средней тяжести, вину признал полностью, чистосердечно раскаялся в содеянном, положительно характеризуется, возместил ущерб в полном объеме.

В судебном заседании прокурор ФИО5 не возражала против удовлетворения ходатайства следователя о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) в отношении ФИО1

Обвиняемый ФИО1 и его защитник ФИО6 в судебном заседании поддержали ходатайство и просили назначить минимально возможный штраф.

Суд находит необходимым удовлетворить ходатайство следователя по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 76.2 УК РФ лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождено судом от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа в случае, если оно возместило ущерб или иным образом загладило причиненный преступлением вред.

Полномочия суда по принятию указанного решения предусмотрены в ст. 25.1. УПК РФ.

Суд считает, что указанные в законе основания для прекращения уголовного дела в представленных материалах имеются.

Преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 286 УК РФ в соответствии со ст. 15 УК РФ относится к категории преступлений средней тяжести.

ФИО1 признал свою вину, раскаялся в содеянном, возместил ущерб, оплатив в полном объеме штраф за нарушение закона о контрактной системы, тем самым загладил вину.

Суд, убедился в том, что выдвинутое в отношении ФИО1 обвинение в совершении преступлений средней тяжести обоснованно, подтверждается доказательствами, собранными по уголовному делу, и в материалах содержатся достаточные сведения, позволяющие суду удовлетворить ходатайство.

Адвокат ФИО6 при рассмотрении ходатайства следователя осуществлял защиту обвиняемого ФИО1 на основании соглашения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 76.2, 104.4 УК РФ, ст.25.1, ст. 212, ст.ст. 446.1 - 446.5 УПК РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Прекратить уголовное дело в отношении ФИО1, обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 286, ч. 1 ст. 286 УК РФ, и назначить ему меру уголовно-правового характера в виде судебного штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей, предоставив ему срок для оплаты 2 (два) месяца, после вступления постановления в законную силу.

Меру пресечения в отношении ФИО1 в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении отменить.

Копию постановления направить (вручить) сторонам и судебному приставу-исполнителю для исполнения в части взыскания судебного штрафа.

Разъяснить ФИО1 необходимость представления сведений об уплате судебного штрафа судебному приставу-исполнителю в течение 10 дней после истечения срока, установленного для уплаты судебного штрафа.

Разъяснить ФИО1, что в случае неуплаты судебного штрафа, назначенного в качестве меры уголовно-правового характера, суд по представлению судебного пристава-исполнителя в порядке установленном ч.ч. 2,3,6 и 7 ст. 399 УПК РФ, отменяет постановление о прекращении уголовного дела или уголовного преследования и назначении меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа и направляет материалы руководителю следственного органа или прокурору для дальнейшего производства по уголовному делу в общем порядке.

Вещественные доказательства по уголовному делу: дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ к муниципальному контракту от 11.04.2018г. на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог и улиц по программе приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги «Махачкалинского городского агломерации на 2018 г.», заключенное между МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства г.Махачкала» и ООО «Абукъ», возвращенный ФИО7, оставить по принадлежности у последнего;

дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГг. к муниципальному контракту от 26.04.2018г. на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог и улиц по программе приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги «Махачкалинского городского агломерации на 2018 г.» ремонтные работы по обустройству автомобильных дорог техническими средствами и устройствами безопасного дорожного движения, заключенное между МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства г.Махачкала» и ООО «Маг-Строй», возвращенный в МКУ «Управления жилищно-коммунального хозяйства г.Махачкала», оставить по принадлежности.

Произвести оплату судебного штрафа по следующим реквизитам: получатель УФК по РД (МВД по РД л/с 04031420570), ИНН-0541018037, КПП-057201001, БИК-048209001, расчетный счет , Банк получателя: Отделение НБ Республики Дагестан России г. Махачкала, ОКТМО (Махачкала) 82701000, КБК 188 116 210 100 16 000140.

Постановление может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РД, в течение 10 дней со дня его вынесения.

Судья М.Д. Амиров