1–92/2020 | ПОСТАНОВЛЕНИЕ | ||
пгт Грибановский | 28 декабря 2020 года | ||
1–92/2020 | ПОСТАНОВЛЕНИЕ | ||
пгт Грибановский | 28 декабря 2020 года | ||
при секретаре Косачевой Ю.П.,
рассмотрев материалы уголовного дела в отношении ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженки <адрес>, зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес>, гражданки Российской Федерации, образование высшее, работающей заместителем главы администрации Большеалабухского сельского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области, разведенной, имеющей на иждивении одного малолетнего ребенка, не военнообязанной, не судимой,
обвиняемой в совершении преступлений, предусмотренных частью 3 статьи 160, частью 3 статьи 160 Уголовного кодекса Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Органами предварительного расследования подсудимая ФИО11 обвиняется в совершении двух эпизодов присвоения, то есть хищения чужого имущества, вверенного виновной, совершенного с использованием своего служебного положения, при следующих обстоятельствах.
В обвинительном заключении указано: Согласно частям 1 и 2 статьи 25 Устава Большеалабухского сельского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области (далее по тексту - Устав), принятого решением Совета народных депутатов Большеалабухского сельского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области (далее по тексту - Совет народных депутатов) № 37 от 18.02.2016, структуру органов местного самоуправления Большеалабухского сельского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области составляют Совет народных депутатов, глава Большеалабухского сельского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области (далее по тексту – глава поселения), администрация Большеалабухского сельского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области (далее по тексту – администрация поселения). Глава поселения избирается Советом народных депутатов из своего состава, исполняет полномочия председателя Совета народных депутатов с правом решающего голоса и возглавляет администрацию Большеалабухского сельского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области.
Согласно частям 1 и 10 статьи 34 Устава, глава поселения является высшим должностным лицом Большеалабухского сельского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области и наделяется Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. В случае досрочного прекращения полномочия главы поселения до момента вновь избранного главы поселения Совет народных депутатов назначает заместителя главы администрации сельского поселения исполняющим обязанности главы сельского поселения.
Согласно решению Совета народных депутатов № 182 от 30.04.2019 ФИО11 назначена исполняющим обязанности главы Большеалабухского сельского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области.
Согласно пунктам 1, 2, 3 части 1 статьи 35 Устава, глава поселения обладает следующими полномочиями: представляет Большеалабухское сельское поселение Грибановского муниципального района Воронежской области в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени Большеалабухского сельского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области; подписывает и обнародует в порядке, установленном настоящим Уставом, нормативные правовые акты, принятые Советом народных депутатов Большеалабухского сельского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области; издает в пределах своих полномочий правовые акты.
Согласно части 1 статьи 36 Устава, администрация поселения – исполнительно-распорядительный орган Большеалабухского сельского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области, возглавляемый главой Большеалабухского сельского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области на принципах единоначалия.
Таким образом, ФИО11 является должностным лицом, то есть лицом, осуществляющим функции представителя власти, выполняющим административно-хозяйственные и организационно-распорядительные функции в органе местного самоуправления.
Согласно статей 48, 50, части 3 статьи 52 Устава, экономическую основу местного самоуправления Большеалабухского сельского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местного бюджета, а также имущественные права Большеалабухского сельского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области. Органы местного самоуправления от имени Большеалабухского сельского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов самоуправления Большеалабухского сельского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области. Администрация Большеалабухского сельского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области обеспечивает исполнение бюджета Большеалабухского сельского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области и составление бюджетной отчетности, представляет годовой отчет об исполнении бюджета Большеалабухского сельского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области на утверждение Совета народных депутатов Большеалабухского сельского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области, обеспечивает управление муниципальным долгом, осуществляет иные полномочия, определенные Бюджетным кодексом Российской Федерации, и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления, регулирующими бюджетные правоотношения.
Таким образом, с момента назначения ФИО11 30.04.2019 исполняющей обязанности главы поселения, в ее ведении находились средства местного бюджета сельского поселения, вверенные ФИО11 в силу занимаемого ею служебного положения.
В период времени с 30.04.2019 по 27.12.2019, в более точно не установленное следствием время и дату, у ФИО11, исполняющей обязанности главы поселения, возник и сформировался прямой преступный корыстный умысел, направленный на присвоение вверенных ей и принадлежащих Большеалабухскому сельскому поселению Грибановского муниципального района Воронежской области средств местного бюджета, путем необоснованной выплаты себе премии.
При этом ФИО11 было достоверно известно, что согласно пункту 3.2. Положения об оплате труда выборного должностного лица местного самоуправления Большеалабухского сельского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области, осуществляющего свои полномочия на постоянной основе, утвержденного решением Совета народных депутатов № 242 от 20.06.2014 (с изменениями от 14.04.2015), лицу, замещающему муниципальную должность, в пределах фонда оплаты труда могут выплачиваться единовременные премии за выполнение особо важных и сложных заданий по решению Совета народных депутатов.
Реализуя свой преступный умысел, ФИО11, используя свое служебное положение, действуя из корыстной заинтересованности, 27.12.2019, в более точно не установленное следствием время и дату, находясь в здании администрации Большеалабухского сельского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области по адресу: <...>, внесла заведомо ложные сведения в решение Совета народных депутатов № 199 от 27.12.2019 «О повестке дня 33 сессии Совета народных депутатов 5 созыва» о внесении в повестку дня рассмотрение вопроса о выплате премии и.о. главы поселения, а также внесла заведомо ложные сведения в решение Совета народных депутатов от 27.12.2019 № 206 о якобы принятии решения Советом народных депутатов о выплате премии и.о. главе поселения ФИО11 в размере 20000 рублей, при этом фактически на заседании сессии Совета народных депутатов вопрос о премировании ФИО11 не рассматривался, положительного решение по данному вопросу не принималось.
Далее на основании указанного решения Совета народных депутатов по расчетно-платежной ведомости № 12 от 30.12.2019 ФИО11 из бюджета сельского поселения были выплачены в качестве премии денежные средства в размере 20000 рублей на банковскую карту банковского счета, открытого на имя ФИО11 в отделении ПАО «Сбербанк России» № 9013/0409 в пгт Грибановский Воронежской области, которые ФИО11 присвоила и в последующем распорядилась ими по своему усмотрению.
Своими преступными действиями ФИО11 причинила бюджету Большеалабухского сельского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области материальный ущерб на сумму 20000 рублей.
Кроме того, решением Территориальной избирательной комиссии Грибановского района Воронежской области № 100/474-3 от 26.08.2013 ФИО11 назначена председателем участковой избирательной комиссии № 15/12 Большеалабухского сельского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области (далее по тексту – УИК № 15/12).
05.06.2018 решением Территориальной избирательной комиссии Грибановского района Воронежской области № 85/410-4 сформированы участковые избирательные комиссии № 15/01-15/39 со сроком полномочий пять лет (2018-2023 гг.)
05.06.2018 решением Территориальной избирательной комиссии Грибановского района Воронежской области № 85/411-4 ФИО11 назначена председателем УИК № 15/12.
В решении УИК № 15/12 от 14.02.2018 № 94 закреплены полномочия и функции ее председателя ФИО11, на основании которых последняя: руководит деятельностью участковой избирательной комиссии, созывает и проводит заседание комиссии, несет ответственность за своевременное представление в Территориальную избирательную комиссию Грибановского района Воронежской области отчета о поступлении и расходовании финансовых средств, выделенных участковой избирательной комиссии, осуществляет обеспечение исполнения сметы расходов участковой избирательной комиссии, в том числе, готовит расчет дополнительной оплаты труда (вознаграждения) и осуществляет выплату членам участковой избирательной комиссии дополнительной оплаты труда (вознаграждения).
Таким образом, ФИО11 является должностным лицом, то есть лицом по специальному полномочию выполняющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, возложенные на нее решением Территориальной избирательной комиссии Грибановского района Воронежской области и выполняющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в государственном органе.
22.06.2018 решением Избирательной комиссии Воронежской области № 72/494-6 утверждено Положение об итогах работы членов избирательных комиссий Воронежской области по повышению правовой культуры избирателей (далее по тексту – Положение).
Согласно пунктов 1, 3, 6 Положения оно разработано с целью подведения итогов работы членов территориальных и участковых избирательных комиссий Воронежской области и поощрения членов территориальных и участковых избирательных комиссий Воронежской области, принявших наиболее активное участие в ходе проведения избирательных кампаний, избирательные комиссии которых достигли наибольшего уровня электоральной активности избирателей. Территориальные избирательные комиссии оценивают деятельность участковых избирательных комиссий и вклад каждого члена участковой избирательной комиссии в отдельности и по результатам проведенного анализа своим решением вносят Избирательной комиссии Воронежской области предложения о поощрении членов участковой избирательной комиссии до 09 июля 2018 года. Выплата денежного поощрения членам территориальных и участковых избирательных комиссий осуществляется за счет средств, выделенных на соответствующие цели территориальным избирательным комиссиям из бюджета Воронежской области.
На сновании решения Территориальной избирательной комиссии Грибановского района Воронежской области от 27.06.2018 № 88/420-4 в Избирательную комиссию Воронежской области внесено предложение о поощрении членов участковых избирательных комиссий, в том числе членов УИК № 15/12 ФИО11, ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8
На основании решения Избирательной комиссии Воронежской области от 13.07.2018 № 76/532-6 утвержден вышеуказанный список членов УИК № 15/12 для денежного поощрения и на основании данного решения каждому члену УИК № 15/12 полагалось денежное поощрение в размере 4100 рублей, которое за вычетом НДФЛ составляло 3567 рублей.
18.07.2018 председателем УИК № 15/12 ФИО11 в Территориальной избирательной комиссии Грибановского района Воронежской области, расположенной по адресу: <...> получены денежные средства в размере 32103 рубля для их выплаты в качестве премии членам УИК № 15/12.
После этого у ФИО11 возник и сформировался прямой преступный корыстный умысел, направленный на присвоение вверенного ей имущества, принадлежащего Избирательной комиссии Воронежской области, а именно, денежных средств, вверенных ей для выплаты премии членам УИК № 15/12.
Реализуя свой прямой преступный умысел, в июле 2018 года в период времени с 18.07.2018 по 31.07.2018, ФИО11, используя свое служебное положение, вопреки интересам службы, действуя из корыстной заинтересованности, получив вверенные ей денежные средства в размере 32103 рубля, находясь в неустановленном следствием месте, внесла заведомо ложные сведения в расчетно-платежную ведомость № 5 от 18.07.2018 якобы о получении членами УИК № 15/12 ФИО1, ФИО3, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 в качестве премии денежных средств в размере 3567 рублей каждый, а всего на сумму 21402 рубля, после чего в период с 18.07.2018 по 31.07.2018, более точно время и дата не установлены следствием, находясь на территории Грибановского района Воронежской области, с использованием своего служебного положения присвоила указанные денежные средства в размере 21402 рубля, после чего распорядилась ими по собственному усмотрению. Далее ФИО11, в указанный период времени, с целью сокрытия факта совершенного ею хищения денежных средств, предоставила в Территориальную избирательную комиссию Грибановского муниципального района Воронежской области расчетно-платежную ведомость № 5 от 18.07.2018, в которой содержались заведомо ложные сведения о выплате премии членам УИК № 15/12 ФИО1, ФИО3, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8
Своими преступными действиями ФИО11 причинила Избирательной комиссии Воронежской области материальный ущерб на сумму 21402 рубля.
В судебном заседании защитник подсудимой ФИО11, адвокат Гуркин А.К. заявил ходатайство о возвращении уголовного дела прокурору на основании пункта 1 части 1 статьи 237 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – УПК РФ) для устранения препятствий его рассмотрения судом, поскольку считает, что органом расследования при составлении обвинительного заключения допущены нарушения, которые затрудняют определение предмета доказывания по делу, препятствуют осуществлению прав обвиняемой на защиту от предъявленного обвинения и делают невозможным рассмотрение дела судом, так как суд самостоятельно не может дополнять предъявленное обвинение или существенно изменять обстоятельства, входящие в предмет доказывания.
Ходатайство мотивирует следующими обстоятельствами.
1. Предъявленное ФИО11 обвинение по эпизоду хищения денежных средств бюджета сельского поселения основано на недействующей редакции Устава Большеалабухского сельского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области.
В обвинительном заключении наличие у ФИО11 организационно-распорядительных и административно-хозяйственных полномочий обосновано решением Совета народных депутатов № 182 от 30.04.2019 о временном возложении на ФИО11 обязанностей главы сельского поселения и положениями пункта 10 статьи 34 Устава, согласно которому в случае досрочного прекращения полномочия главы поселения до момента вновь избранного главы поселения Совет народных депутатов назначает заместителя главы администрации сельского поселения исполняющим обязанности главы сельского поселения.
Решениями Совета народных депутатов Большеалабухского сельского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области от 18.05.2017 № 101 и от 04.04.2018 № 141 в Устав поселения были внесены изменения: из пункта 10 статьи 34 Устава исключены слова о том, что заместитель главы администрации сельского поселения исполняет обязанности главы поселения до момента вступления в должность главы сельского поселения, а также установлен максимальный срок временного исполнения обязанностей главы поселения, который не должен превышать шесть месяцев со дня прекращения полномочий главы поселения.
ФИО11 была назначена на должность и.о. главы Большеалабухского сельского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области 30.04.2019, новый глава поселения должен был быть избран 30.10.2019, следовательно, срок ее полномочий как и.о. главы поселения истек 31.10.2019.
При таких обстоятельствах на декабрь 2019 года ФИО11 не могла на законных основаниях продолжать временно исполнять обязанности главы поселения и обладать организационно-распорядительными и административно-хозяйственными полномочиями, что исключает наличие в ее действиях квалифицирующего признака присвоения чужого имущества с использованием своего служебного положения.
2. В действиях ФИО11 отсутствует обязательный признак присвоения, указанный в примечании 1 к статье 158 Уголовного кодекса Российской Федерации, а именно, действия против воли собственника или иного законного владельца имущества.
Составляя 25.12.2019 распоряжение о своем премировании, передавая его бухгалтеру ФИО9 для исполнения, утверждая своей электронной подписью расходное расписание и платежное поручение, ФИО11 действовала исходя из своего действительного права на получение премии, входящей к состав заработной платы.
Выплата ФИО11 премии была произведена как муниципальному служащему в полном соответствии с системой оплаты труда муниципального служащего в Большеалабухском сельском поселении Грибановского муниципального района Воронежской области. Премия представляла собой составную часть заработной платы, а не поощрение за труд, и была предусмотрена при формировании фонда оплаты труда при утверждении бюджета поселения еще в 2018 году.
Свои должностные обязанности ФИО11 выполняла надлежащим образом, оснований для не выплаты ей премии не имелось.
3. Положение об оплате труда выборного должностного лица местного самоуправления Большеалабухского сельского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области, осуществляющего свои полномочия на постоянной основе, нарушение пункта 3.2 которого вменяется в вину ФИО11, не распространяет своего действия на ФИО11, поскольку она не являлась выборным должностным лицом, а исполняла обязанности главы поселения не на постоянной основе, а в связи с временным возложением обязанностей.
Премия была выплачена из бюджетной статьи расходов кода бюджетной классификации – расходы на оплату труда муниципальных служащих, а не главы сельского поселения.
4. Решение Совета народных депутатов от 27.12.2019 № 206, составление которого вменяется ФИО11 как способ совершения хищения, основанием для начисления и выплаты премии не являлся. Зачисление премии на банковскую карту ФИО11 произведено 25.12.2019, в день издания постановления о премировании и в день подписания электронными подписями и направления в казначейство документов на расход.
Описание преступления в обвинительном заключении не соответствует действительности. Действия ФИО11 27.12.2019 по внесению не соответствующих действительности сведений в повестку дня и в решение Совета народных депутатов ни фактически, ни юридически не являлись основаниями для начисления премии, поскольку она была уже начислена и выплачена 25.12.2019.
Указанная в обвинительном заключении формулировка предъявленного обвинения не соответствует требованиям УПК РФ, является не конкретной и не понятной подсудимой, о чем стороной защиты было заявлено на предварительном слушании.
5. Не установлен точный размер похищенного. В вину ФИО11 вменяется присвоение премии в размере 20000 рублей, тогда как фактически с учетом налоговых удержаний ею было получено 17200 или 17400 рублей.
6. По эпизоду хищения денежных средств Избирательной комиссии Воронежской области утверждение об использовании ФИО11 своего служебного положения не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Полномочия ФИО11 как председателя УИК № 15/12 ограничены периодом избирательной кампании по выборам Президента Российской Федерации в 2018 году, тогда как выплата инкриминируемой ФИО11 премии членам УИК № 15/12 осуществлялась в связи с решением Избирательной комиссии Воронежской области от 22.06.2018 № 72/494-6 «О деятельности избирательных комиссий Воронежской области по повышению правовой культуры избирателей».
В период выплаты премии в июле 2018 года УИК № 15/12 не действовала и руководства ее деятельностью ФИО11 не осуществляла, организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями применительно к выплате вознаграждения по итогам работы по повышению правовой культуры избирателей не обладала, квалифицирующий признак части 3 статьи 160 Уголовного кодекса Российской Федерации «с использованием своего служебного положения» вменен ФИО11 не обоснованно.
Подсудимая ФИО11 полностью поддержала заявленное защитником ходатайство.
Государственный обвинитель Солодов Е.А. показал, что в действиях ФИО11 усматривается состав инкриминируемых ей преступлений. Вместе с тем, в ходе судебного следствия установлены существенные и неустранимые недостатки обвинительного заключения, которые исключают постановление законного и обоснованного приговора по эпизоду хищения денежных средств Большеалабухского сельского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области, выплаченных ФИО11 в качестве премии.
В обвинительном заключении время совершения преступления указано после 27.12.2019, тогда как материалами дела подтверждается дата получения премии 25.12.2019. В обвинительном заключении неверно указан способ совершения преступления: представлены неопровержимые доказательства того, что основанием для выплаты ФИО11 премии послужило не решение Совета народных депутатов № 206 от 27.12.2019, а распоряжение от 25.12.2019.
Представитель потерпевшего, Большеалабухского сельского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области, ФИО10 оставил решение вопроса по ходатайству на усмотрение суда.
Представитель потерпевшего, Избирательной комиссии Воронежской области, ФИО10 в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении уголовного дела в свое отсутствие. В судебном заседании 21.12.2020 показывал, что основания для возвращения уголовного дела прокурору по эпизоду хищения денежных средств Избирательной комиссии Воронежской области отсутствуют. Обратил внимание суда на то, что в соответствии с пунктом 2 статьи 27 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» срок полномочий участковой комиссии, сформированной в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, составляет 5 лет. Участковая избирательная комиссия действует не только в период выборов, осуществляет свои полномочия в период подготовки к выборам, при выдвижении депутатов, при проведении агитационного периода, постоянно проводятся обучающие семинары, ведется работа по повышению правовой культуры граждан.
ФИО11 являлась председателем УИК № 15/12 в период с 16 августа 2016 года по 18 марта 2020 года и осуществляла руководство деятельностью комиссии в указанный период не только непосредственно во время проведения выборов. С ФИО11 15.02.2015 был заключен договор о полной материальной ответственности, согласно которого она обязалась вести учет, составлять товарно-денежные и другие отчеты о движении и остатках вверенного имущества.
Суд, исследовав доказательства по делу, выслушав мнения участников судебного заседания, приходит к выводу о том, что рассматриваемое уголовное дело подлежит направлению прокурору Грибановского района Воронежской области для устранения препятствий его рассмотрения судом по следующим основаниям.
В силу статьи 220 УПК РФ в обвинительном заключении следователь указывает, в том числе, данные о личности обвиняемых; существо обвинения, место и время совершения преступления, его способы, мотивы, цели, последствия и другие обстоятельства, имеющие значение для данного уголовного дела; формулировку предъявленного обвинения с указанием пункта, части, статьи Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающих ответственность за данное преступление.
Согласно пункту 1 статьи 237 УПК РФ судья по ходатайству стороны или по собственной инициативе возвращает уголовное дело прокурору для устранения препятствий его рассмотрения судом в случаях, если обвинительное заключение, обвинительный акт или обвинительное постановление составлены с нарушением требований настоящего Кодекса, что исключает возможность постановления судом приговора или вынесения иного решения на основе данного заключения, акта или постановления.
Согласно пункту 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.12.2009 № 28 при решении вопроса о возвращении уголовного дела прокурору по основаниям, указанным в статье 237 УПК РФ, под допущенными при составлении обвинительного заключения, обвинительного акта или обвинительного постановления нарушениями требований уголовно-процессуального закона следует понимать такие нарушения изложенных в статьях 220, 225, частях 1, 2 статьи 226.7 УПК РФ положений, которые служат препятствием для рассмотрения судом уголовного дела по существу и принятия законного, обоснованного и справедливого решения. В частности, исключается возможность вынесения судебного решения в случаях, когда обвинение, изложенное в обвинительном заключении или обвинительном акте, не соответствует обвинению, изложенному в постановлении о привлечении лица в качестве обвиняемого; обвинительное заключение, обвинительный акт или обвинительное постановление не подписаны следователем (дознавателем), обвинительное заключение не согласовано с руководителем следственного органа либо не утверждено прокурором, обвинительный акт или обвинительное постановление не утверждены начальником органа дознания или прокурором; в обвинительном заключении, обвинительном акте или обвинительном постановлении отсутствуют указание на прошлые неснятые и непогашенные судимости обвиняемого, данные о месте нахождения обвиняемого, данные о потерпевшем, если он был установлен по делу.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 08.12.2003 № 18-П часть 1 статьи 237 УПК РФ признана не противоречащей Конституции Российской Федерации в части наличия правомочий суда по ходатайству стороны или по собственной инициативе возвратить дело прокурору для устранения препятствий его рассмотрения судом во всех случаях, когда в досудебном производстве были допущены существенные нарушения закона, не устранимые в судебном производстве, если возвращение дела не связано с восполнением неполноты проведенного дознания или предварительного следствия.
В соответствии с названным Постановлением, по смыслу пункта 1 части первой статьи 237 во взаимосвязи с пунктами 2-5 части первой той же статьи, а также со статьями 215, 220, 221, 225 и 226 УПК РФ, возвращение дела прокурору в случае нарушения требований данного Кодекса при составлении обвинительного заключения или обвинительного акта может иметь место по ходатайству стороны или инициативе самого суда, если это необходимо для защиты прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства, при подтверждении сделанного в судебном заседании заявления обвиняемого или потерпевшего, а также их представителей о допущенных на досудебных стадиях нарушениях, которые невозможно устранить в ходе судебного разбирательства. При этом основанием для возвращения дела прокурору во всяком случае являются существенные нарушения уголовно-процессуального закона, совершенные дознавателем, следователем или прокурором, в силу которых исключается возможность постановления судом приговора или иного решения.
Подобные нарушения в досудебном производстве требований УПК РФ, которые не могут быть устранены в судебном заседании и исключают принятие по делу судебного решения, отвечающего требованиям справедливости, всегда свидетельствуют в том числе о несоответствии обвинительного заключения или обвинительного акта требованиям данного Кодекса.
Материалами дела установлено, что с 30.04.2019 ФИО11 одновременно исполняла обязанности главы Большеалабухского сельского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области, главы администрации Большеалабухского сельского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области, являлась заместителем главы администрации Большеалабухского сельского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области и председателем Совета народных депутатов Большеалабухского сельского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области, то есть исполняла обязанности как выборного должностного лица, так и обязанности муниципального служащего.
В Большеалабухском сельском поселении Грибановского муниципального района Воронежской области действуют Положение об оплате труда выборного должностного лица местного самоуправления Большеалабухского сельского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области, осуществляющего свои полномочия на постоянной основе, утвержденного решением Совета народных депутатов № 242 от 20.06.2014, а также Положение о денежном содержании муниципальных служащих в Большеалабухском сельском поселении Грибановского муниципального района Воронежской области, утвержденного решением Совета народных депутатов № 288 от 14.04.2015; в бюджете сельского поселения имеются различные статьи расходов на оплату труда главы сельского поселения и оплату труда муниципальных служащих.
Органами предварительного расследования ФИО11 признана виновной в том, что 27.12.2019 в решение Совета народных депутатов № 199 от 27.12.2019 «О повестке дня тридцати третей сессии Совета народных депутатов 5 созыва», а также в решение Совета народных депутатов от 27.12.2019 № 206 внесла заведомо ложные сведения о якобы принятом Советом народных депутатов решении о выплате ей как и.о. главы поселения премии в размере 20000 рублей, хотя фактически на заседании сессии вопрос о премировании не рассматривался и решения по данному вопросу не принималось.
Как указано в обвинительном заключении, на основании решения Совета народных депутатов от 27.12.2019 по расчетно-платежной ведомости № 12 от 30.12.2019 ФИО11 из бюджета сельского поселения на банковскую карту выплачены в качестве премии 20000 рублей, которые ФИО11 присвоила и в последующем распорядилась по своему усмотрению.
В ходе судебного следствия на основании исследованных доказательств стороны обвинения и стороны защиты было неопровержимо установлено, что указанные в обвинении ФИО11 обстоятельства не соответствуют действительности в части указания даты и способа совершения преступления.
Подсудимая ФИО11 в судебном заседании 08.12.2020 показала суду, что действительно примерно в конце января или начале февраля 2020 года в решения Совета народных депутатов № 199 от 27.12.2019 и № 206 от 27.12.2019 она внесла заведомо ложные сведения о якобы принятом решении о выплате ей как и.о. главы поселения премии в размере 20000 рублей, тогда как на самом деле такие решения на сессии Совета народных депутатов не принимались.
Однако сделала она это значительно позже получения премии, пообщавшись с главами других поселений и засомневавшись в правильности оформления документов, послуживших основанием для выплаты премии. На самом деле этого делать было не нужно.
Премию она получила 25.12.2019 как муниципальный служащий в соответствии с Положением «О денежном содержании муниципальных служащих в Большеалабухском сельском поселении Грибановского муниципального района Воронежской области» на основании распоряжения от 25.12.2019 о выплате премии. При этом денежные средства поступили из бюджета поселения из статьи расходов на оплату труда муниципальных служащих. Размер премии за вычетом НДФЛ составил 17200 рублей или 17400 рублей.
Свидетель ФИО9, специалист по бухгалтерскому учету администрации Большеалабухского сельского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области, в судебном заседании 16.10.2020 показывала, что 25.12.2019 ФИО11 была выплачена премия как заместителю главы администрации Большеалабухского сельского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области из статьи расходов на оплату труда муниципальных служащих.
Со слов ФИО9, 25.12.2019 и.о. главы администрации Большеалабухского сельского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области ФИО11 издала распоряжение о выплате ей премии в размере 20000 рублей. Постановление на бумажном носителе с подписью ФИО11 и печатью администрации поселения было передано в бухгалтерию. На основании распоряжения она (ФИО9) составила расходное расписание, которое было подписано двумя электронными подписями - исполняющей обязанности главы администрации ФИО11 и ее как главного бухгалтера. В этот же день на основании расходного расписания она составила платежное поручение, которое также было подписано электронными подписями указанных выше должностных лиц. После этого платежное поручение с указанием точной суммы было направлено в Управление Федерального казначейства в Воронежской области, откуда сведения о выплате поступили в отделение банка. В этот же день была произведена выплата денежных средств на банковскую карту ФИО11 в сумме 17200 рублей или 17400 рублей, что подтверждается сведениями, представленными из Управления Федерального казначейства Воронежской области в адрес администрации.
Решение Совета народных депутатов Большеалабхского сельского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области № 206 от 27.12.2019 основанием для выплаты премии ФИО11 не являлось.
В судебном заседании исследовались представленные стороной защиты доказательства:
- расходное расписание от 25.12.2019 с указанием кода расхода по БК и указанием суммы заработной платы в размере 60396 рублей 30 копеек, т. 5, л.д. 57-58;
- платежное поручение № от 25.12.2019 на выплату ФИО11 заработной паты за вторую половину декабря в сумме 30723 рубля 10 копеек, т. 5, л.д. 59;
- выпиской по счету по банковской карте ФИО11 в ПАО Сбербанк, в соответствии с которой 25.12.2019 ФИО11 зачислена заработная плата в размере 30723 рубля 10 копеек, т. 5, л.д. 29-31.
По ходатайству государственного обвинителя к материалам дела приобщено также распоряжение № 36-р от 25.12.2019 о выплате премии ФИО11, в соответствии с которым и.о. главы Большеалабхского сельского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области ФИО11 приняла решение о выплате и.о. главы администрации Большеалабхского сельского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области ФИО11 премии в размере 20000 рублей за выполнение особо важных и сложных заданий, своевременное и качественное выполнение обязанностей, предусмотренных трудовым договором и должностными регламентами, в пределах средств фонда оплаты труда администрации Большеалабхского сельского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области т. 5, л.д. 136.
Таким образом, исследованными доказательствами установлено, что по эпизоду обвинения ФИО11 в совершении присвоения денежных средств Большеалабхского сельского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области, выплаченных в качестве премии, указанные в обвинительном заключении дата, способ совершения преступления, документ - основание для получения премии, статья расходов бюджета, из которой выплачена премия, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, что свидетельствует о том, что обвинительное заключение по настоящему делу составлено с нарушением требований, предусмотренных статьей 220 УПК РФ.
Указанные нарушения являются существенными, нарушающими право ФИО11 на защиту, препятствующими рассмотрению дела по существу и неустранимыми при судебном разбирательстве. При таких обстоятельствах суд лишен возможности постановить по делу законный, обоснованный и справедливый приговор или вынести иное судебное решение, в связи с чем уголовное дело подлежит возвращению прокурору для устранения препятствий к рассмотрению дела.
По эпизоду обвинения ФИО11 по части 3 статьи 160 Уголовного кодекса Российской Федерации по факту хищения денежных средств Избирательной комиссии Воронежской области, по мнению суда, отсутствуют препятствия для рассмотрения судом, но поскольку два эпизода совершения преступлений вменены одной подсудимой, в целом уголовное дело подлежит возвращению прокурору для устранения препятствий к рассмотрению дела.
Руководствуясь статьями 220, 237, 256 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Возвратить прокурору Грибановского района Воронежской области уголовное дело в отношении ФИО11, обвиняемой в совершении преступлений, предусмотренных частью 3 статьи 160, частью 3 статьи 160 Уголовного кодекса Российской Федерации для устранения препятствий его рассмотрения судом.
Меру пресечения подсудимой ФИО11 не избирать.
Настоящее постановление может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение 10 суток со дня его вынесения.
Председательствующий: п/п ФИО12
Копия верна: Судья:
Секретарь:
1версия для печатиДело № 1-92/2020 (Постановление)