ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 12-33/2021 от 28.05.2021 Коркинского городского суда (Челябинская область)

Дело №12-33/2021 <данные изъяты>

Постановление государственного инспектора труда Бурмакиной Е.А. НОМЕР от 28.05.2021

РЕШЕНИЕ

Коркинский городской суд Челябинской области <...>, в составе судьи Рыбаковой О.В.,

при секретаре Шрейбер Н.А.,

с участием защитника юридического лица Зыскиной В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника юридического лица ООО «Фабрика ЮжУралКартон» Зыскиной В.В. на постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Челябинской области ФИО1 НОМЕР от 28 мая 2021 года о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридического лица Общество с ограниченной ответственностью «Фабрика ЮжУралКартон» юридический адрес: АДРЕС, ранее не привлекавшегося к административной ответственности за однородные правонарушения,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Челябинской области ФИО1 НОМЕР от 28 мая 2021 года юридическое лицо ООО «Фабрика ЮжУралКартон» привлечено к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч. 4 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 145 000 рублей.

Материалы административного дела направлены в суд государственным инспектором труда Государственной инспекции труда Челябинской областиФИО1

Не согласившись с указанным постановлением, защитник юридического лица ООО «Фабрика ЮжУралКартон» В.В. Зыскина обратилась в суд с жалобой, в которой указывает, что постановление, вынесенное в отношении юридического лица по ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ не соответствующим материалам дела, незаконно и необоснованно, в силу следующего. ООО «Фабрика ЮжУралКартон» в соответствии с отчетом о проведении специальной оценки условий труда присвоен второй класс опасности, который является допустимым уровнем воздействия негативных факторов. Нормы обеспечения бесплатной выдачи работникам спецодежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты устанавливаются с целью защиты работников от опасных и вредных производственных факторов, которые присутствуют на рабочих местах. На основании проведенной специальной оценки условий труда у всех работников, указанных в постановлении установлен допустимый класс условий труда - 2 класс (сводная ведомость в приложении). Наличия пыли в воздухе рабочей зоны при нормальных условиях работы и эксплуатации оборудования нет. СИЗ органов дыхания выдается при определенных условиях: во время проведения планово- предупредительного ремонта оборудования, запись в карточку не вносится, а записывается в ведомость выдачи СИЗ перед проведением ремонта (копии ведомостей в приложении). Однако данные документы не были запрошены и исследованы в ходе проверки. Во-вторых, согласно оценке профессиональных рисков на рабочих местах в местах, где возможно наличие шума, не превышающих ПДУ, в местах общего пользования, вывешены диспенсеры с противошумными вкладышами. Порядок использования противошумных вкладышей всеми работниками фабрики (в т.ч. и посетителями) прописан в п. 1.33 Инструкции по ОТ СУОТ № 01 (1- 8)-2021. В местах, где по условиям работы необходимо использовать защитные очки (работа с воздухом) установлены стационарные шкафы (в общем доступе) с наличием дежурных очков. Все СИЗ со сроком носки «до износа» - перчатки с полимерным покрытием, средства индивидуальной защиты органов дыхания (респираторы), защитные очки выдаются работникам ежемесячно согласно установленных норм, что подтверждается росписью сотрудников в ведомости учета и выдачи СИЗ, что не противоречит требованиям п. 13 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 01.06.2009 г. № 290и «Об утверждении межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты). При этом в акте проверки не нашли отражение случаи по отсутствию выдачи СИЗ в отношении работников: слесаря по контрольно-измерительным приборам и автоматике Н.С.П., электрогазосварщика Б.Ю.Н., водителя погрузчика Ш.В.Е., укладчика-упаковщика И.А.А., коме того, выявленные в ходе проверки нарушения были устранены незамедлительно до вынесения постановления. В личные карточки учета СИЗ внесены сведения о выдаче работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты. Однако, государственной инспекцией труда в Челябинской области при применении к юридическому лицу штрафа в размере 145 000 руб., не в полной меры учтены обстоятельства смягчающих административную ответственность, поскольку у организации отсутствовал умысел на совершение административного правонарушения, по факту все работники обеспечены СИЗ, не учтен заявленный обществом аргумент о малозначительности совершенного правонарушения. Также полагает, что были допущены нарушения при проведении проверки должностным лицом, поскольку по общему правилу акт проверки должен быть составлен и вручен законному представителю юридического лица или его представителю непосредственно после завершения проверки, т.е. не позднее даты проверки - 27.04.2021. Однако, акт проверки был вручен представителю по доверенности ООО «Фабрика ЮжУралКартон» Зыскиной В.В. - 12.05.2021. Уведомление о вручении акта проверки и предписания было направлено по адресу электронной почты должностному лицу инженеру по ОТ и ПБ Ф.О.И. - 06.05.2021. Согласно п. 6 ч. 2 ст. 20 Закона № 294-ФЗ нарушение требований, предусмотренных ч. 4 ст. 16 Закона (в части непредставления акта проверки), относится к грубым нарушениям установленных требований к организации и проведению проверок, что влечет за собой недействительность результатов проверки. На основании вышеизложенного просит постановлениеГосударственной инспекции труда в Челябинской областиНОМЕР 28.05.2021 - отменить, а производство по делу прекратить. Одновременно с жалобой подано ходатайство о восстановлении пропущенного срока обжалования постановления должностного лица.

Согласно ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. Постановление получено представителем юридического лица ООО «Фабрика ЮжУралКартон» 28.05.2021. Жалоба подана в суд 08.06.2021. В случае пропуска срока обжалования, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.9 КоАП РФ подача последующих жалоб на постановление по делу об административном правонарушении и (или) решения по жалобе на это постановление, их рассмотрение и разрешение осуществляются в порядке и в сроки, установленные ст. ст. 30.2 - 30.8 КоАП РФ.

Обсудив заявленное ходатайство, суд находит возможным его удовлетворить и восстановить «Фабрика ЮжУралКартон» срок на обжалование постановление государственным инспектором труда Государственной инспекции труда Челябинской области ФИО1 от 28.05.2021, учитывая, что представитель явно заблуждался, в части исчисления процессуальных сроков, незначительный срок пропуска для подачи жалобы, а также отсутствие признаков злоупотребления правом со стороны юридического лица, в отношении которого осуществляется административное производство.

В судебное заседание законный представитель юридического лица генеральный директор ООО «Фабрика ЮжУралКартон» ФИО2, государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в Челябинской области ФИО1, не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы были извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении слушания дела не заявляли. В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья полагает возможным рассмотреть дело по жалобе в отсутствии неявившихся лиц.

Защитник Зыскина В.В., в судебном заседании доводы жалобы поддержала в полном объеме, просила отменить постановлениеГосударственной инспекции труда в Челябинской области НОМЕР от 28.05.2021, а производство по делу прекратить.

Разрешая вопрос по существу настоящей жалобы, проверив материалы дела в полном объеме, исследовав доводы жалобы, заслушав мнение защитника Зыскиной В.В., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии с частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях необеспечение работников средствами индивидуальной защиты, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии со ст. 37 Конституции России, каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

В силу ст. 1 Трудового кодекса РФ, целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

Согласно ст. 22 ТК РФ, работодатель обязан, в частности: соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда; обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей.

В соответствии со ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

Согласно ч. 1 ст. 219 Трудового кодекса РФ, каждый работник имеет право на обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты в соответствии с требованиями охраны труда за счет средств работодателя.

Пунктом 13 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обовью и другими средствами индивидуальной защиты, утв. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 1 июня 2009 г. № 290н «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты», установлено, что работодатель обязан организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам СИЗ в установленные сроки.

Пунктом 6 указанных Правил, установлено, что работодатель имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников и своего финансово-экономического положения устанавливать нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения.

Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 878 "О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» указанные СИЗ отнесены ко второму классу защиты в зависимости от степени риска причинения вреда работнику.

Сроки пользования СИЗ исчисляются со дня фактической выдачи их работникам.

Выдача работникам и сдача ими СИЗ фиксируются записью в личной карточке учета выдачи СИЗ, форма которой приведена в приложении к настоящим Правилам.

Указанные нормы утверждаются локальными нормативными актами работодателя на основании результатов проведения специальной оценки условий труда и с учетом мнения соответствующего профсоюзного или иного уполномоченного работниками органа и могут быть включены в коллективный и (или) трудовой договор с указанием типовых норм, по сравнению с которыми улучшается обеспечение работников средствами индивидуальной защиты.

В ООО «Фабрика ЮжУралКартон» Техническим директором И.А.В. утверждены «Нормы выдачи спецодежды, спецобуви и средств индивидуальной защиты для работников ООО «Фабрика ЮжУралКартон».

Работникам ООО «Фабрика ЮжУралКартон» выдача средств индивидуальной защиты предусмотрена Постановлением Минтруда России от 29.12.1997 № 68 «Об утверждении Типовых отраслевых норм бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты» приложением НОМЕР - «Типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам целлюлозно-бумажного, гидролизного и лесохимического производств».

В период с 31.03.2021 по 27.04.2021 государственной инспекцией труда в Челябинской области в ходе проверки трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, была проведена плановая выездная проверка юридического лица общества с ограниченной ответственностью «Фабрика ЮжУралКартон» по результатам которой были выявлены нарушения обязательных требований трудового законодательства РФ и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права и составлен акт проверки. Данные обстоятельства послужили основанием для составления должностным лицом административного органа протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ, в отношении юридического лица. Постановлением НОМЕР от 28 мая 2021 года ООО «Фабрика ЮжУралКартон» было признано виновным по ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ и назначено наказание в виде штрафа в размере 145 000 руб.

Как следует из материалов дела, в ходе указанной плановой выездной проверки в ООО «Фабрика ЮжУралКартон», было установлено, что юридическим лицом, были допущены нарушения вышеуказанных обязательных требований трудового законодательства РФ и иных нормативно правовых актов, содержащих нормы трудового права, а именно:

- на основании данных норм, слесарю-ремонтнику А.А.В. полагается к выдаче: костюм или халат для защиты от общих, производственных загрязнений и механических воздействий - 1шт.; ботинки кожаные - 1 пара; перчатки с полимерным покрытием -12 пар; перчатки резиновые или из полимерных материалов - 12 пар; средство индивидуальной защиты органов дыхания - до износа; футболка нательная - 4 шт.; куртка на утепляющей прокладке - 1 шт.; брюки на утепляющей прокладке - 1 шт.; очки защитные - до износа; сапоги кожаные утепленные - 1 пара.

Средство индивидуальной защиты органов дыхания относится ко 2 классу защиты в зависимости от степени риска причинения вреда работнику, о чем свидетельствует решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 878 «О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты», однако выдача данного средства индивидуальной защиты работодателем не осуществляется, что подтверждается представленной в ходе проверки личной карточкой СИЗ слесаря-ремонтника А.А.В.;

- на основании вышеуказанных норм, и в силу п. 151 Приказа Минтруда России от 09.12.2014 № 997н «Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением», слесарю по контрольно-измерительным приборам и автоматике Н.С.П. предусмотрена выдача: костюма для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий - 1 шт., или халат для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий или - 1 шт.; сапог резиновых с защитным подноском - 1 пара; перчаток с полимерным покрытием - 6 пар; ботов или галош диэлектрических - дежурных; перчаток диэлектрических - дежурных; очков защитных - до износа; средств индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующее - до износа.

Средство индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующее, боты или галоши диэлектрические, перчатки диэлектрические относятся ко 2 классу защиты в зависимости от степени риска причинения вреда работнику, о чем свидетельствует решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 878 «О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты», однако выдача данных средств индивидуальной защиты работодателем не осуществляется, что подтверждается сведениями, содержащимися в личной карточке СИЗ слесаря по контрольно-измерительным приборам и автоматике Н.С.П., представленная в ходе проверки;

- на основании вышеуказанных норм, и в силу Приказа Минтруда России от 17.11.2016 № 665н «Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам целлюлозно-бумажного, гидролизного, лесохимического и деревообрабатывающего производств, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением» машинисту печатно-высекательного агрегата А.Ю.С. предусмотрена выдача: костюма для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий или - 1 шт.; перчаток резиновых или из полимерных материалов - до износа; перчаток с полимерным покрытием - 12 пар; очков защитных - до износа. И полагается к выдаче: футболка нательная - 4шт.; наушники противошумные или вкладыши противошумные - до износа; костюм или халат для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий или - 1шт.; перчатки с полимерным покрытием - 60 пар; очки защитные - до износа; средство индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующее - до износа; ботинки кожаные с защитным подноском - 1 пара.

Средство индивидуальной защиты органов дыхания, наушники противошумные или вкладыши противошумные относятся ко 2 классу защиты в зависимости от степени риска причинения вреда работнику, о чем свидетельствует решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 878 «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты», однако выдача данного средства индивидуальной защиты работодателем не осуществляется, о чем свидетельствует личная карточка выдачи СИЗ машиниста печатно-высекательного агрегата А.Ю.С., представленная в ходе проверки;

- на основании вышеуказанных норм, и в силу п. 17 Приказа Минтруда России от 09.12.2014 № 997н «Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средствиндивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением» электрогазосварщику Б.Ю.Н. предусмотрена выдача: костюма для защиты от искр и брызг расплавленного металла - 1 шт.; ботинок кожаных с защитным подноском для защиты от повышенных температур, искр, брызг расплавленного металла - 2 пары, или сапог кожаных с защитным подноском для защиты от повышенных температур, искр, брызг расплавленного металла - 2 пары; перчаток с полимерным покрытием - 6 пар, или перчаток с точечным покрытием - до износа; перчаток для защиты от повышенных температур, искр и брызг расплавленного металла - 12 пар; ботов или галош диэлектрических - дежурных, или коврика диэлектрического - дежурного; перчаток диэлектрических - дежурных; щитка защитного термостойкого со светофильтром - до износа, или очков защитных - до износа; средств индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующих или изолирующих - до износа.

Средство индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующее или изолирующее, щиток защитный термостойкий очки защитные относятся ко 2 классу защиты в зависимости от степени риска причинения вреда работнику, о чем свидетельствует решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 878 «О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты», однако выдача данных средств индивидуальной защиты работодателем не осуществляется, о чем свидетельствуют сведения, содержащиеся в личной карточке СИЗ электрогазосварщика Б.Ю.Н., представленной в ходе проверки;

- на основании вышеуказанных норм, укладчику-упаковщику И.А.А. предусмотрена выдача: костюма хлопчатобумажного - 1 шт.; фартука прорезиненного - 1 шт.; нарукавников прорезиненных - 1 пара; перчатток резиновых кислотощелочестойких - до износа; перчаток хлопчатобумажных - до износа; на наружных работах зимой дополнительно: куртки на утепляющей прокладке - по поясам. Также полагается к выдаче: футболка нательная - 4 шт.; наушники противошумные или вкладыши противошумные - до износа; костюм или халат для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий - 1 шт.; перчатки с полимерным покрытием - 60 пар; очки защитные - до износа; средство индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующее - до износа; ботинки кожаные с защитным подноском - 1 пара.

Средство индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующее, перчатки резиновые кислотощелочестойкие, наушники противошумные или вкладыши противошумные относятся ко 2 классу защиты в зависимости от степени риска причинения вреда работнику, однако выдача данных средств индивидуальной защиты работодателем не осуществляется, о чем свидетельствуют сведения, содержащиеся в личной карточке СИЗ укладчика-упаковщика И.А.А., представленной в ходе проверки;

- на основании вышеуказанных норм, водителю погрузчика Ш.В.Е. предусмотрена выдача: костюма хлопчатобумажного - 1 шт.; рукавиц комбинированных - 4 пары; при работе на кранах и машинах с открытыми кабинами дополнительно: плащ непромокаемый с капюшоном - 1 шт. на 3 года; на наружных работах при работе на кранах и машинах с неотапливаемыми кабинами зимой дополнительно: куртка на утепляющей прокладке - по поясам, брюки на утепляющей прокладке - по поясам, валенки в особом, IV и III поясах - по поясам. А также полагается выдача: футболки нательной - 4 шт.; костюма для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий - 1 шт.; перчаток с полимерным покрытием - 60 пар; средств индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующих - до износа; ботинок кожаных с защитным подноском - 1 пара; жилета сигнального 2 класса - до износа; каскетки - 1 шт.

Средство индивидуальной защиты органов дыхания относится ко 2 классу защиты в зависимости от степени риска причинения вреда работнику, о чем свидетельствует решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 878 «О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты», однако выдача данного средства индивидуальной защиты работодателем не осуществляется, о чем свидетельствуют сведения в личной карточке СИЗ водителя погрузчика Ш.В.Е., представленной в ходе проверки;

Нарушения, допущенные ООО «Фабрика ЮжУралКартон»квалифицированы по ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Факт нарушения и вина юридического лица доказана совокупностью собранных по делу доказательств, в том числепротокола об административном правонарушении НОМЕР от 25 мая 2021 года; актом НОМЕР от 27.04.2021 о результатах проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права от 27 апреля 2021 года, распоряжением органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении плановой выездной проверки юридического лица ООО «Фабрика ЮжУралКартон», предписанием НОМЕР от 27 апреля 2021 года; сведениями о юридическом лице ООО «Фабрика ЮжУралКартон», и иными материалами дела, получившими надлежащую правовую оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности, по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Привлекая юридическое лицо ООО «Фабрика ЮжУралКартон» к административной ответственности по ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ государственный инспектор труда в Челябинской области пришел к правильному выводу о нарушении юридическим лицомзаконодательства о труде, поскольку выявленные нарушения напрямую влияют на обеспечение государственных гарантий трудовых прав работников.Государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в Челябинской области ФИО1 при рассмотрении дела полно, объективно и всесторонне исследовал все представленные доказательства. Обстоятельства, подлежащие в силу ст. 26.1 КоАП РФ выяснению по делу об административном правонарушении, выяснены. Состав административного правонарушения описан в соответствии с диспозицией ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ, указано, в чем выразилось нарушение государственных нормативных требований охраны труда.

Ссылка стороны защиты о том, что средства индивидуальной защиты были выданы работникам, указанным в протоколе и постановлении должностного лица, но в личные карточки работников не вносились, а были внесены в ведомости выдачи СИЗ, которые не были запрошены в ходе проверки, не могут быть приняты во внимание судом, поскольку в соответствии с нормами закона сроки пользования СИЗ исчисляются со дня фактической выдачи их работникам. Выдача работникам и сдача ими СИЗ фиксируются записью в личной карточке учета выдачи СИЗ, форма которой приведена в приложении к Межотраслевым правилам обеспечения работников специальной одеждой, специальной обовью и другими средствами индивидуальной защиты, утв. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 1 июня 2009 года № 290н «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты».

Однако в ходе проведения проверки, в представленных личных карточках выдачи СИЗ работников А.А.В., Н.С.П., А.Ю.С., Б.Ю.Н., И.А.А., Ш.В.Е., указанные сведения о выдачесредств индивидуальной защиты органов дыхания, средств индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующее, бот или галош диэлектрических, перчаток диэлектрических, наушников противошумных или вкладышей противошумных, перчаток резиновых кислотощелочестойких, в карточках работников отсутствуют, и документы, подтверждающие выдачу указанных средств индивидуальной защиты в полном объеме, представлено не было. Хотя у юридического лица имелась такая возможность, поскольку о проведении указанной проверки административным органом юридическое лицо было предупреждено заранее.

Более того, ни при составлении протокола об административном правонарушении, ни при рассмотрении дела должностным лицом, какие либо сведения о том, что указанным выше работникам действительно были выданы средства индивидуальной защиты, отсутствие выдачи которых было установлено в ходе проведения проверки, представлены не были, а лишь содержалась информация об устранении выявленных нарушений. Таким образом, оснований полагать, что юридическим лицом были выполнены требования закона по выдаче работникам СИЗ в полном объеме, не имеется, соответственно в действиях юридического лица содержится состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Выездная проверка юридического лица была проведена в строгом соответствии с законом, и никаких существенных нарушений прав юридического лица допущено не было.

Ссылка стороны защиты в жалобе о нарушении Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» не может быть принята во внимание, поскольку то обстоятельство, что акт проверки был представлен не немедленно про завершению проверки, а направлен на адрес юридического лица электронной почтой 06.05.2021, и вручен представителю по доверенности 12.05.2021, не является грубым нарушением требований Закона, поскольку к грубому нарушению по смыслу п. 6 ч. 2 ст. 20 Закона относится непредставление акта проверки вовсе, а не представление такого акта с нарушением сроков, предусмотренных ч. 4 ст. 16 Закона.

Привлекая юридическое лицоООО «Фабрика ЮжУралКартон» к административной ответственности по ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ государственный инспектор труда в Челябинской области пришел к правильному выводу о нарушении юридическим лицомзаконодательства о труде, поскольку выявленные нарушения напрямую влияют на обеспечение государственных гарантий трудовых прав работников.

В соответствии с частями 1, 4 статьи 1.5 КоАП лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В силу ч. 2 ст. 2.1 Кодекса лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Совокупность имеющихся доказательств является достаточной для вывода о виновности юридического лица в совершении правонарушения, поскольку у него имелась возможность для соблюдения действующего трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. При этом доказательств наличия объективных причин, препятствующих фактической реализации предоставленных ООО «Фабрика ЮжУралКартон» прав и выполнению возложенных на него обязанностей, материалы дела не содержат.

Нарушений гарантированных Конституцией РФ и ст. 25.1 КоАП РФ прав, в том числе права на защиту, не усматривается. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в ст. ст. 1.5, 1.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела не допущено.

Процессуальные документы, исследованные судом в качестве доказательств по делу, были составлены в соответствии с требованиями Кодекса РФ об административных правонарушениях, уполномоченными на то лицами, государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Челябинской области, наделенным полномочиями по составлению процессуальных документов, фиксирующими определённые обстоятельства, имеющие значение по делу, являются достаточными и допустимыми для рассмотрения дела по существу.

Вопреки доводам жалобы, каких-либо неустранимых сомнений, которые должны быть истолкованы в пользу юридического лица ООО «Фабрика ЮжУралКартон», не усматривается. Выявленные в ходе проверки нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права в действиях юридического лица, имели место быть.

Должностное лицо государственный инспектор труда государственной инспекцией труда в Челябинской области ФИО1 пришла к правильным выводам о том, что юридическим лицом - ООО «Фабрика ЮжУралКартон» не было принято достаточных мер по соблюдению трудового законодательства, что, в свою очередь, в силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ влечет для юридического лица наступление административной ответственности.

Обстоятельств, свидетельствующих о невозможности своевременного выполнения требований трудового законодательства, в материалах дела не имеется.

Постановление должностного лица вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Оснований для признания совершенных юридическим лицом ООО «Фабрика ЮжУралКартон» правонарушения малозначительным и освобождения его от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ не имеется, поскольку с учетом характера выявленных нарушений, существенно нарушают охраняемые общественные отношения.

Вместе с тем, постановление должностного лица о назначении административного наказания не отвечает требованиям п. 6 ч. 1 ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которому в постановлении должно содержаться мотивированное решение по делу, в том числе и в части назначаемого наказания.

Обсуждая вопрос об административном наказании, судья апелляционной инстанции отмечает следующее.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

По общим правилам назначения административного наказания, изложенным в частях 1, 2 статьи 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность (часть 3 ст. 4.1 КоАП РФ).

Законодатель, установив названные положения в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.

При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.

В силу положений ст. ст. 4.2, 4.3 КоАП РФ перечень законодательно установленных обстоятельств, отягчающих административную ответственность, в отличие от перечня обстоятельств, смягчающих административную ответственность, ограничен и расширительному толкованию не подлежит.

В тексте оспариваемого постановления отсутствуют сведения об отягчающих обстоятельствах.При этом наказание назначено юридическому лицу выше, минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Ссогласно ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела 2 настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. В соответствии ч.3.3. ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с ч. 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела 2 настоящего Кодекса.

Учитывая, что должностным лицом не были установлены отягчающие обстоятельства по делу, не учтено имущественное и финансовое положение юридического лица, не учтено, что выявленные нарушения устранены в кратчайшие сроки, что ранее юридическое лицо к административной ответственности не привлекалось, решение должностного лица в части назначения штрафа в указанном размере не мотивировано, прихожу к выводу о возможности снижения назначенного ООО «Фабрика ЮжУралКартон» наказания в размере менее минимального размера административного штрафа, с применением положений ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, снизив размер ранее назначенного штрафа до 65 000 руб.

По мнению суда, установление административной ответственности в таком размере сопоставимо с характером административного правонарушения, степенью вины нарушителя, и будет способствовать предупреждению совершения новых правонарушений, соответствует тяжести правонарушения, принципам и соразмерности наказания.

Руководствуясь статьями 3.4, 4.1.1, 30.1-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья

РЕШИЛ:

Восстановить юридическому лицу ООО «Фабрика ЮжУралКартон» срок на обжалование постановления государственного инспектора труда государственной инспекции труда в Челябинской области ФИО1 НОМЕР от 28 мая 2021 года.

Постановление государственного инспектора труда государственной инспекции труда в Челябинской области ФИО1 НОМЕР от 28 мая 2021 года о привлечении юридического лица Общества с ограниченной ответственностью «Фабрика ЮжУралКартон» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, изменить в части назначения размера административного наказания, снизить размер административного штрафа до 65000 (шестидесяти пяти тысячи) рублей.

В остальной части указанное постановление оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Коркинский городской суд Челябинской области в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья: п/п

Копия верна.

Судья: О.В. Рыбакова

Решение вступило в законную силу 10 августа 2021 года, не обжаловалось.

Секретарь суда: А.В. Ершова

Подлинник документа

находится в деле № 12-34/2021

Коркинского городского суда

УИД № 74RS0022-01-2021-000925-14