ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-1067/20 от 20.05.2020 Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

№ 16-1067/2020

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Челябинск 20 мая 2020 года

Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зарипова Ю.С., рассмотрев жалобу защитника автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Сибирский учебный центр СПАС» Антуфьевой М.А. на постановление мирового судьи судебного участка № 2 Заводоуковского судебного района Тюменской области от 21 октября 2019 года, решение судьи Заводоуковского районного суда Тюменской области от 11 декабря 2019 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Сибирский учебный центр СПАС»,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Заводоуковского судебного района Тюменской области от 21 октября 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Заводоуковского районного суда Тюменской области от 11 декабря 2019 года, автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Сибирский учебный центр СПАС» (далее также – АНО ДПО «Сибирский УЦ СПАС», юридическое лицо) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей без конфискации денег.

В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник Антуфьева М.А. выражает несогласие с указанными выше судебными актами, просит об их отмене, прекращении производства по делу. К жалобе приложено ходатайство о предоставлении возможности участвовать в судебном заседании посредством использования систем видеоконференц-связи.

Прокуратура Тюменской области в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях уведомлены о подаче жалобы на указанные судебные акты; в поступивших в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции возражениях прокурор указывает на необоснованность доводов жалобы.

Данная жалоба рассматривается судьей Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в соответствии с требованиями, предусмотренными статьями 30.12 - 30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Рассмотрение жалоб и протестов на вступившие в законную силу постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях не требует проведения судебного заседания, поскольку это не предусмотрено Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Об этом указано в пункте 34 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

В связи с этим в удовлетворении ходатайства защитника о рассмотрении жалобы с применением систем видеоконференц-связи надлежит отказать.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Из положений статьи 14 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» следует, что в случае, если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Применение за коррупционное правонарушение мер ответственности к юридическому лицу не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к уголовной или иной ответственности за коррупционное правонарушение физического лица не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение юридическое лицо.

В силу части 1 статьи 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях незаконные передача, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица либо в интересах связанного с ним юридического лица должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации денег, ценных бумаг или иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера либо предоставление ему имущественных прав (в том числе в случае, если по поручению должностного лица, лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранного должностного лица либо должностного лица публичной международной организации деньги, ценные бумаги или иное имущество передаются, предлагаются или обещаются, услуги имущественного характера оказываются либо имущественные права предоставляются иному физическому либо юридическому лицу) за совершение в интересах данного юридического лица либо в интересах связанного с ним юридического лица должностным лицом, лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации действия (бездействие), связанного с занимаемым им служебным положением, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере до трехкратной суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, незаконно переданных или оказанных либо обещанных или предложенных от имени юридического лица, но не менее одного миллиона рублей с конфискацией денег, ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, иных имущественных прав.

Из материалов дела следует, что директор и учредитель АНО ДПО «Сибирский УЦ СПАС» ФИО1 в период времени с 17.04.2019 по 18.04.2019, реализуя ранее достигнутые договоренности, действуя от имени и в интересах указанного АНО ДПО «Сибирский УЦ СПАС», через главного бухгалтера указанного юридического лица <данные изъяты> неосведомленную о противоправных намерениях ФИО2, передала денежные средства в сумме 400 000 рублей посреднику <данные изъяты> для последующей их передачи в качестве незаконного вознаграждения должностному лицу - заместителю главы администрации Заводоуковского городского округа <данные изъяты> за совершение последней в течение февраля-апреля 2019 года действий, связанных с занимаемым ею служебным положением, в пользу и интересах АНО ДПО «Сибирский УЦ СПАС», которыми (действиями) был обеспечен выбор АНО ДПО «Сибирский УЦ СПАС» в качестве исполнителя образовательных услуг и последующее заключение как с единственным поставщиком договоров на оказание образовательных услуг с муниципальными учреждениями Заводоуковского городского округа. В дальнейшем <данные изъяты> состоящий в должности <данные изъяты> АНО ДПО «Сибирский УЦ СПАС», в период с 18.04.2019 по 28.04.2019, в рамках имеющейся с <данные изъяты> и ФИО3. договоренности, действуя от имени и в интересах АНО ДПО «Сибирский УЦ СПАС», в ходе личной встречи, передал председателю комитета образования Заводоуковского городского округа <данные изъяты> денежные средства в размере 330 000 рублей для последующей передачи <данные изъяты> в качестве незаконного вознаграждения. При этом денежные средства в размере 70 000 рублей <данные изъяты> оставил себе в качестве оплаты за выполненную им работу по организации и проведению АНО ДПО «Сибирский УЦ СПАС» указанного выше обучения. <данные изъяты> неосведомленная о противоправном характере деятельности указанных выше лиц, используемая ими в цепочке по незаконной передаче денежного вознаграждения в интересах АНО ДПО «Сибирский УЦ СПАС» должностному лицу, в период с 18.04.2019 по 28.04.2019, находясь в здании МАУК ЗГО «Заводоуковский культурно-досуговый центр», расположенном по адресу: <...>, передала должностному лицу заместителю главы администрации Заводоуковского городского округа <данные изъяты> незаконное денежное вознаграждение в размере 330 000 рублей, за совершение последней в течение февраля-апреля 2019 года действий, связанных с занимаемым ею служебным положением, в пользу и интересах АНО ДПО «Сибирский УЦ СПАС», которыми (действиями) был обеспечен выбор АНО ДПО «Сибирский УЦ СПАС» в качестве исполнителя образовательных услуг и последующее заключение как с единственным поставщиком договоров на оказание образовательных услуг с муниципальными учреждениями Заводоуковского городского округа.

В соответствии с дополнительным соглашением №176/18 от 26.04.2018 к трудовому договору от 25.03.2004 и распоряжением первого заместителя главы администрации Заводоуковского городского округа № 41рн от 26.04.2018 <данные изъяты> с 26.04.2018 назначена на должность заместителя главы Заводоуковского городского округа. В соответствии с трудовым договором и должностной инструкцией заместитель главы <данные изъяты> осуществляет контроль за деятельностью структурных подразделений администрации городского округа, контроль за подготовкой проектов правовых актов, отраслевых мероприятий и программ по курируемым вопросам, непосредственно координирует и контролирует деятельность комитета образования, комитета по спорту и молодежной политике, комитета по культуре, комплексного центра социального обслуживания населения. Также заместитель главы обязан соблюдать ограничения и запреты, установленные федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации», уведомлять представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, вправе вносить главе Заводоуковского городского округа предложения по вопросам, относящимся к его полномочиям, в том числе по вопросам деятельности структурных подразделений, курируемых им. В соответствии с распоряжением главы администрации Заводоуковского городского округа № 149 от 09.07.2014 «О распределении обязанностей», заместитель главы, курирующий социальные вопросы, реализует муниципальную политику в социальной сфере на территории городского округа, осуществляет деятельность по решению вопросов культуры, молодежной политики, социальной защиты населения, физической культуры и спорта и тому подобное, осуществляет контроль за подготовкой проектов правовых актов, отраслевых мероприятий и программ по курируемым вопросам, непосредственно координирует и контролирует деятельность комитета по образованию, комитета по делам молодежи, физической культуре и спорту, комитета по культуре. В силу своего служебного положения заместитель главы администрации Заводоуковского городского округа <данные изъяты> являлась должностным лицом, постоянно осуществляющим административно-хозяйственные и организационно-распорядительные функции, наделённым в установленном законом порядке распорядительными и властными полномочиями, в том числе по отношению к подчиненным сотрудникам в сфере образования и учреждениям образования.

30.04.2019 вторым отделом по расследованию особо важных дел следственного управления СУ СК России по Тюменской области возбуждено уголовное дело №11902710040000029 в отношении <данные изъяты> по факту получения ею взятки в виде денег в сумме 330 000 рублей в интересах АНО ДПО «Сибирский УЦ СПАС».

В дальнейшем вторым ОРОВД в отношении <данные изъяты> возбуждено еще 39 уголовных дел по признакам преступлений, предусмотренных статьей 290 Уголовного кодекса Российской Федерации (29 дел по части 2 статьи 290 Уголовного кодекса Российской Федерации, 6 – по части 1 статьи 290 Уголовного кодекса Российской Федерации, 4 - по пункту «в» части 5 статьи 290 Уголовного кодекса Российской Федерации).

10.06.2019 постановлением и.о. руководителя второго ОРОВД указанные уголовные дела были соединены в одно производство с уголовным делом №11902710040000028 с присвоением общего номера соединенному уголовному делу № 11902710040000028.

24.07.2019 <данные изъяты> предъявлено обвинение в совершении 40 преступлений, предусмотренных статьей 290 Уголовного кодекса Российской Федерации, в том числе в совершении преступления, предусмотренного пунктом «в» части 5 статьи 290 Уголовного кодекса Российской Федерации, по факту получения ею взятки в виде денег в сумме 330 000 рублей в интересах АНО ДПО «Сибирский УЦ СПАС».

В связи с указанными обстоятельствами по факту незаконной передачи от имени и в интересах юридического лица должностному лицу <данные изъяты> денег за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом действий, связанных с занимаемым им служебным положением, в отношении АНО ДПО «Сибирский УЦ СПАС» прокурором возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Указанные обстоятельства подтверждается совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств, в том числе: сведениями, указанными в постановлении о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от 15.08.2019 (л.д.1-6 т.1), письменным объяснением <данные изъяты> от 15.08.2019 (л.д.7-9 т.1), решением о проведении проверки №83 от 30.07.2019 (л.д.10 т.1), письменным объяснением <данные изъяты> от 14.08.2019 (л.д.21-22 т.1), постановлением о возбуждении уголовного дела №11902710040000029 от 30.04.2019 (л.д.23-24 т.1), протоколом допроса ФИО4 (л.д.25-29, 36-40, 41-44 т.1), расходным кассовым ордером (л.д.30 т.1), договорами на оказание образовательных услуг (л.д.45-119 т.1), счетами-фактурами (л.д.120-134), платежными поручениями (л.д.135-152 т.1), протоколами допроса <данные изъяты> (л.д.183-189, 191-200 т.1), заявлением <данные изъяты> (л.д.201-202 т.1), протоколами допроса <данные изъяты> (л.д.203-207, 208-211 т.1), протоколом очной ставки между <данные изъяты> (л.д.234-239 т.1), протоколом очной ставки между <данные изъяты> и <данные изъяты> (л.д.240-247 т.1), приложением к распределению администрации Заводоуковского городского округа (л.д.265-273 т.1), распоряжением от 26.04.2018 о переводе <данные изъяты> на должность муниципальной службы (л.д.274 т.1), должностной инструкцией заместителя главы Заводоуковского городского округа, курирующего вопросы социальной политики (л.д.275-276), Уставом АНО ДПО «Сибирский УЦ СПАС» (л.д.309-320 т.1), постановлением о привлечении <данные изъяты> в качестве обвиняемого (т.2), выпиской из ЕГРЮЛ (л.д.67-68 т.3), постановлением о возбуждении уголовного дела в отношении ФИО5 (л.д.72-74 т.3), постановлением о выделении в отдельное производство материалов уголовного дела (л.д.75-76 т.3), постановлением об отмене постановления о прекращении уголовного преследования (л.д.81-82 т.3), а также иными материалами дела, оценив которые в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о виновности общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы об отсутствии события и состава административного правонарушения несостоятельны.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Материалы данного дела об административном правонарушении позволили судьям нижестоящих судебных инстанций сделать вывод о том, что АНО ДПО «Сибирский УЦ СПАС» не приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательных норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Факт передачи денежных средств <данные изъяты> в размере 400 000 рублей подтверждается материалами и по существу заявителем не оспаривается.

Доводы заявителя об отсутствии экономической целесообразности со ссылкой на показатели чистой прибыли не свидетельствуют о том, что денежные средства, в части суммы 330 000 рулей передавались <данные изъяты> не для <данные изъяты> (для совершения данным лицом действий в интересах АНО ДПО «Сибирский УЦ СПАС»), а как вознаграждение за его организационную работу, в том числе, с учетом его обычного размера платы. При этом обстоятельства отсутствия личного знакомства ФИО7 с <данные изъяты> на что указывает податель жалобы, не свидетельствует об отсутствии договоренности, поскольку в настоящем случае договоренность об условиях передачи, цели передачи и суммы денежных средств достигнута через посредника <данные изъяты>

Обстоятельства того, что денежные средства в размере 330 000 рублей передавались <данные изъяты> для <данные изъяты> за совершение в интересах АНО ДПО «Сибирский УЦ СПАС» действий, связанных с занимаемым ей служебным положением, которыми был обеспечен выбор данной организации в качестве исполнителя образовательных услуг и последующее заключение как с единственным поставщиком договоров на оказание образовательных услуг, а также осведомленность законного представителя юридического лица о цели передачи денежных средств, установленные обстоятельства периода времени и места передачи денежных средств сомнений не вызывают. Соответствующие показания <данные изъяты> оснований не доверять которым не имеется, согласуются при этом с иными материалами дела, в том числе с полученными в ходе расследования уголовного дела. Отсутствие в настоящее время приговоров в отношении <данные изъяты> и ФИО6 не свидетельствует о недоказанности вины юридического лица, которая установлена в ходе самостоятельного производства по делу об административном правонарушении на основании совокупности имеющихся в материалах дела доказательств, которым при рассмотрении судьями дана правая оценка.

Вопреки доводам жалобы оснований для признания имеющихся доказательств, на основании которых установлена вина юридического лица, недопустимыми доказательствами не имеется.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит запрета на использование в качестве доказательств по делу об административном правонарушении документов, полученных в ходе производства по уголовному делу, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В настоящем случае материалы, полученные в ходе производства по уголовному делу, имеют значение для установления юридически значимых обстоятельств рассматриваемого дела, в том числе в части установления события административного правонарушения и состава административного правонарушения в действиях юридического лица, содержат указание на законный источник их появления, они с учетом положений статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могут служить доказательствами в рамках настоящего дела об административном правонарушении, обоснованно приняты во внимание при разрешении дела. Оснований полагать о незаконности получения доказательств из уголовного дела не имеется, положения части 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соблюдены.

Всем имеющимся в материалах дела доказательствам, отвечающим требованиям допустимости, относимости и достоверности, как подтверждающим в своей достаточной совокупности виновность АНО ДПО «Сибирский УЦ СПАС» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нижестоящими судебными инстанциями дана надлежащая правовая оценка. Оснований для иной правовой квалификации действий АНО ДПО «Сибирский УЦ СПАС» не усматривается. Иная оценка заявителем представленных доказательств не свидетельствует об отсутствии события административного правонарушения либо об отсутствии в действиях (бездействии) юридического лица состава административного правонарушения.

Порядок привлечения к административной ответственности не нарушен, процессуальные требования, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях соблюдены.

Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено прокурором в соответствии с требованиями статьи 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. О необходимости явки в прокуратуру законный представитель юридического лица уведомлен надлежащим образом. При вынесении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении юридического лица присутствовал и.о. директора АНО ДПО «Сибирский УЦ СПАС», а также защитник, которые обосновывали позицию юридического лица по обстоятельствам, послужившим основанием для возбуждения дела. Постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении соответствует требованиями статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Копия постановления представителю юридического лица вручена в установленном законом порядке.

Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.

Дело рассмотрено с соблюдением правил подсудности, в соответствии с требованиями статьи 29.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В постановлении мирового судьи по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вопреки доводам жалобы мировым судьей не допущено существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Довод жалобы о том, что мировым судьей не было рассмотрено ходатайство об исключении доказательств, не свидетельствует о допущенных судьей процессуальных нарушениях. Данный довод был предметом исследования судьи районного суда, обосновано отклонен. Вопрос о допустимости представленных доказательств и соответственно исключения из их числа разрешается судьей при оценке имеющихся в деле доказательств и вынесении постановления по результатам рассмотрения дела. При этом непосредственная оценка доказательств в настоящем случае осуществлена мировым судьей при вынесении постановления. Доказательствам по делу, подтверждающим вину юридического лица, представленным в виде копий из материалов уголовного дела, как допустимым дана оценка, на их основании вынесен судебный акт, соответственно, ходатайство в части необходимости признания доказательств недопустимыми по существу мировым судьей было разрешено.

При назначении административного наказания мировым судьей требования статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соблюдены. Наказание с учетом положений части 3.2 и части 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначено ниже минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 1 статьи 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При рассмотрении жалобы на постановление мирового судьи судьей районного суда дело проверено в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доводам жалобы дана оценка.

При рассмотрении дела мировым судьей и жалобы на постановления судьей районного суда юридическое лицо извещено надлежащим образом, в судебных заседаниях участвовал защитник, который представлял интересы данного лица. Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

постановил:

постановление мирового судьи судебного участка № 2 Заводоуковского судебного района Тюменской области от 21 октября 2019 года, решение судьи Заводоуковского районного суда Тюменской области от 11 декабря 2019 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Сибирский учебный центр СПАС» оставить без изменения, жалобу защитника автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Сибирский учебный центр СПАС» Антуфьевой М.А.- без удовлетворения.

Судья Седьмого кассационного

суда общей юрисдикции Ю.С. Зарипова