ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№16-1207/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Саратов 9 марта 2021 года
Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Поддымов А.В., рассмотрев жалобу защитника Старостиной М.В., действующей в интересах публичного акционерного общества «Россети Волга», на вступившие в законную силу постановление заместителя начальника управления лесного хозяйства Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области от 30 июня 2020 года и решение судьи Башмаковского районного суда Пензенской области от 7 августа 2020 года, вынесенные в отношении публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги» (в настоящее время – публичное акционерное общество «Россети Волга», далее по тексту также - общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением заместителя начальника управления лесного хозяйства Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области (далее – управление лесного хозяйства Минлесхоза Пензенской области) от 30 июня 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Башмаковского районного суда Пензенской области от 7 августа 2020 года, общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, защитник Старостина М.В. просит об отмене состоявшихся по делу актов, приводя доводы об их незаконности.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, режима чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Согласно п.9 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года № 417 (далее – Правила пожарной безопасности в лесах), запрещается засорение леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором.
В период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером (п. 9 (1) Правил пожарной безопасности в лесах).
В соответствии с п.34 Правил пожарной безопасности в лесах просеки, на которых находятся линии электропередачи и линии связи, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов.
При строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов (п.35 Правил пожарной безопасности в лесах).
Согласно подп. «а» п. 23 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года № 160 (далее – Правила №160), сетевые организации при содержании просек обязаны обеспечивать содержание просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности в лесах.
Постановлением администрации Башмаковского района Пензенской области от 10 апреля 2020 года №162-П с 10 апреля 2020 года и до особого распоряжения на территории Башмаковского района Пензенской области установлен особый противопожарный режим.
Как усматривается из материалов дела, 21 апреля 2020 года в период с 11 часов 30 минут до 12 часов 00 минут при патрулировании участков лесного фонда с целью выявления и пресечения нарушений лесного законодательства должностным лицом управления лесного хозяйства Минлесхоза Пензенской области установлено, что на лесном участке, имеющем местоположение: <адрес>, на площади 0,5 га, квартал 75, выдел 7 на площади 1,0 га, в условиях особого противопожарного режима обществом в нарушение требований п.п.9, 9 (1), 34, 35 Правил пожарной безопасности в лесах, подп. «а» п. 23 Правил №160 в охранной зоне линий электропередач «Башмаково - Знаменка», непосредственного примыкающей к лесам в пролетах опор №№ 54-55, не обеспечено выполнение работ по очистке от горючих материалов (не убраны порубочные остатки-сучья, вершинки, ветки, бытовые отходы, древесно-кустарниковая растительность). Охранная зона линий электропередач не отделена от леса противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 м. либо иным противопожарным барьером.
Приведенные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении от 21 мая 2020 года, отчетом о выполнении задания на патрулирование от 21 апреля 2020 года, актом и фототаблицей от 21 апреля 2020 года, планом лесонасаждений и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Деяние общества образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопреки доводам жалобы общество является надлежащим субъектом административного правонарушения.
В соответствии с п.13 ч.1 ст. 25 Лесного кодекса Российской Федерации одним из видов использования лесов является строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов.
К линейным объектам согласно пункту 4 части 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации относятся, в том числе линии электропередачи.
Согласно п.п. 21, 23 Правил № 160 обязанность по содержанию просек возложена на сетевые организации.
В силу п.16 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утв. приказом Рослесхоза от 10 июня 2011 года N 223, лица, осуществляющие использование лесов в целях строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, обеспечивают регулярное проведение очистки просеки, примыкающих опушек леса, искусственных и естественных водотоков от захламления строительными, лесосечными, бытовыми и иными отходами, от загрязнения отходами производства, токсичными веществами.
Вопреки доводам жалобы положения Правил реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2009 года N 604, распространяются в отношении древесины, под которой в соответствии с п.2 данных Правил понимаются необработанные круглые лесоматериалы.
Вопреки доводам жалобы содержание протокола об административном правонарушении и постановления о назначении административного наказания позволяют сделать вывод о том, что они составлены в отношении юридического лица, а не его филиала. Так, в названных процессуальных документах указан идентификационный номер налогоплательщика и адрес места нахождения юридического лица.
Вопреки доводам жалобы фототаблица является допустимым доказательством по делу. Данная фототаблица отвечает требованиям, предъявляемым ст.26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Оснований сомневаться в ее достоверности не имеется, поскольку зафиксированные на ней обстоятельства согласуются с имеющимися в деле доказательствами.
Порядок и срок давности привлечения общества к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено обществу в пределах, предусмотренных санкцией части 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом положений ст.ст.3.1, 3.5, 4.1, 4.2, 4.3 названного Кодекса.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь отмену обжалуемых актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление заместителя начальника управления лесного хозяйства Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области от 30 июня 2020 года и решение судьи Башмаковского районного суда Пензенской области от 7 августа 2020 года, вынесенные в отношении публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Старостиной М.В. – без удовлетворения.
Судья А.В. Поддымов