ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-1542/2021 от 15.03.2021 Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

№16-1542/2021

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Челябинск 15 марта 2021 года

Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Печенкина Н.А., рассмотрев жалобу ФИО1 на вступившие в законную силу постановление первого заместителя начальника Финансового управления Курганской области №06-07/11 от 09 июля 2020 года, решение судьи Шадринского районного суда Курганской области от 27 августа 2020 года, решение судьи Курганского областного суда от 16 ноября 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении <данные изъяты> ФИО1,

установил:

постановлением первого заместителя начальника Финансового управления Курганской области №06-07/11 от 09 июля 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Шадринского районного суда Курганской области от 27 августа 2020 года, решением судьи Курганского областного суда от 16 ноября 2020 года, глава Шадринского района Курганской области ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции на постановление должностного лица административного органа и судебные акты, ФИО1 приводит доводы об их незаконности, просит их отменить и производство по делу прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения и в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы России Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений установлены Бюджетным кодексом Российской Федерации, который также определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации.

Согласно пункту 3 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации правила, устанавливающие общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам, а также порядок определения и установления предельного уровня софинансирования субъектом Российской Федерации (в процентах) объема расходного обязательства муниципального образования, устанавливаются нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 17 Закона Курганской области от 28 декабря 2007 г. № 326 «О бюджетном процессе в Курганской области» условием предоставления субсидии бюджету муниципального образования является наличие в бюджете муниципального образования (сводной бюджетной росписи местного бюджета) бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств муниципального образования, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, в объеме, необходимом для их исполнения, включая размер планируемой к предоставлению из областного бюджета субсидии, а также заключение соглашения о предоставлении из областного бюджета субсидии бюджету муниципального образования, предусматривающего обязательства муниципального образования по исполнению расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, и ответственность за неисполнение предусмотренных указанным соглашением обязательств.

Порядок предоставления и распределения субсидий, выделяемых из областного бюджета местным бюджетам на развитие муниципальной системы образования, утвержден постановлением Правительства Курганской области от 25 августа 2015 г. № 273 (далее – Порядок).

Согласно подпункту 2 пункта 5 указанного Порядка одним из условий предоставления субсидии является наличие в бюджете муниципального образования бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации мероприятий в размере не менее 0,1 процента предоставляемой субсидии.

В соответствии с пунктами 4 и 8 указанного Порядка вместе с заявкой о предоставлении субсидий органы местного самоуправления должны представлять в Департамент образования и науки Курганской области, в том числе заверенную в установленном порядке выписку из решений органов местного самоуправления муниципальных образований о местном бюджете, подтверждающих наличие расходных обязательств органов местного самоуправления по осуществлению софинансирования мероприятий в соответствии с планируемыми видами работ, и размер средств бюджета муниципального образования, выделяемых на осуществление софинансирования расходов на реализацию указанных мероприятий, должен быть отражен в соглашении, заключаемом между указанным Департаментом и органом местного самоуправления.

Как усматривается из материалов дела, на основании приказа Финансового управления Курганской области от 16 января 2020 года №3 «О назначении контрольного мероприятия», специалистами контрольно-ревизионного отдела Финансового управления Курганской области проведена выездная проверка соблюдения целей, порядка и условий предоставления межбюджетных трансферов, предоставленных из областного бюджета бюджету Шадринского района Курганской области в Управлении жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и строительства администрации Шадринского района Курганской области за 2019 год (выборочно).

При проведении проверки было установлено, что законом Курганской области от 27 декабря 2018 года №163 «Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» на реализацию государственной Программы Курганской области «Развитие общего образования», утвержденной Постановлением Правительства Курганской области от 21 января 2016 года №9, в соответствии с Постановлением Правительства Курганской области от 17 мая 2019 года №145 «О распределении субсидий, выделяемых из областного бюджета местным бюджетам на развитие муниципальной системы образования в 2019 году» бюджету Шадринского района предусмотрены межбюджетные трансферы в виде субсидии на развитие муниципальной системы образования в сумме <данные изъяты> рублей (КБК 075-0702-0610117240-520): МКОУ «Маслянская средняя общеобразовательная школа имени К.Д. Носилова Шадринского района Курганской области» - <данные изъяты> рубля, МКОУ «Маслянская средняя общеобразовательная школа имени Т.С. Мальцева Шадринского района Курганской области» 3 000 000 рублей.

В нарушение Порядка предоставления и расходования субсидий, выделяемых из областного бюджета местным бюджетам на развитие муниципальной системы образования», утвержденного постановлением Правительства Курганской области от 25 августа 2015 г. № 273, в решении Шадринской районной Думы от 20 декабря 2018 г. № 31 «О бюджете Шадринского района на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов» не предусмотрены бюджетные ассигнования на обеспечение реализации мероприятий в размере не менее 0,1 % предоставляемой субсидии.

По указанному факту уполномоченным должностным лицом – главным специалистом-экспертом службы организационно-аналитической работы контрольно-ревизионного отдела Финансового управления Курганской области 25 июня 2020 года в отношении <данные изъяты> ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Поскольку ФИО1, являвшийся на момент совершения административного правонарушения Главой Шадринского района Курганской области, нарушил порядок и(или) условия предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, должностное лицо и судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о наличии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными доказательствами, получившими оценку по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.

Оснований, влекущих недействительность результатов выездной проверки, равно как и обстоятельств, свидетельствующих о том, что уполномоченными должностными лицами со стороны финансового управления Курганской области допущены грубые нарушения положении и норм действующего законодательства, не установлено и судебным инстанциям не представлено.

Доводы жалобы заявителя, которые сведены к тому, что не доказаны обстоятельства, на основании которых было вынесено постановление, в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, со ссылкой на то, что законодательством не установлены специальные требования к тому, как средства местного бюджета на указанные цели должны быть закреплены в местном бюджете, были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, обоснованно отклонены со ссылками на нормы законодательства, подлежащие применению, с учетом правильно установленных фактических обстоятельств. Приведенные в жалобе доводы не ставят под сомнение наличие в действиях ФИО1 объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Сама по себе ссылка в решении судьи областного суда на часть 3 статьи 17 Закона Курганской области от 28 декабря 2007 года № 326 «О бюджетном процессе в Курганской области» в редакции Закона Курганской области от 24 декабря 2019 года № 176, вопреки доводам жалобы, не свидетельствует о незаконности обжалуемых постановления должностного лица и судебных актов.

Оснований для иной оценки выводов о виновности и представленных в материалы дела доказательств, подтверждающих установленные обстоятельства, не имеется. Доводы жалобы об обратном безосновательны.

Несогласие заявителя с оценкой установленных судебными инстанциями обстоятельств, а также толкованием правовых положений, регулирующих указанные правоотношения, основанием к отмене принятых по делу актов не является.

Действия ФИО1 правильно квалифицированы по части 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.

В постановлении должностного лица по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, исследованные доказательства. Постановление о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ. Административное наказание ФИО1 назначено в соответствии с санкцией частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является справедливым, соответствующим требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судьями обосновано не усмотрено оснований для признания правонарушения малозначительным и применения ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При рассмотрении жалоб ФИО1 на постановление судьями районного суда и областного суда дело проверено в полном объеме, решения судей соответствуют требованиям закона. Всем доводам жалобы ФИО1 дана надлежащая правовая оценка, выводы судебных инстанций достаточным образом мотивированны.

Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 – 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

постановил:

постановление первого заместителя начальника Финансового управления Курганской области №06-07/11 от 09 июля 2020 года, решение судьи Шадринского районного суда Курганской области от 27 августа 2020 года, решение судьи Курганского областного суда от 16 ноября 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении <данные изъяты> ФИО1 оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Судья Седьмого кассационного суда

общей юрисдикции Печенкина Н.А.