№16-1982/2020
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Челябинск 28 июля 2020 года
Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Трапезникова И.И., рассмотрев жалобу акционерного общества «Ямалкоммунэнерго» на вступившие в законную силу постановление главного специалиста окружного отдела государственного экологического надзора департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа №617 от 08 ноября 2019 года, решение судьи Муравленковского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 18 декабря 2019 года, решение судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 28 января 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества «Ямалкоммунэнерго»,
установил:
постановлением № 617 главного специалиста окружного отдела государственного экологического надзора департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа, государственного инспектора Ямало-Ненецкого автономного округа в области охраны окружающей среды <данные изъяты> от 08 ноября 2019 года, акционерное общество «Ямалкоммунэнерго» (далее по тексту – АО «Ямалкоммунэнерго») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьей 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 160 000 рублей.
Решением судьи Муравленковского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа №12-122/2019 от 18 декабря 2019 года, оставленным без изменения решением судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа №7-14/2019 от 28 января 2020 года, постановление № 617 главного специалиста окружного отдела государственного экологического надзора департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа, государственного инспектора Ямало-Ненецкого автономного округа в области охраны окружающей среды <данные изъяты> от 08 ноября 2019 года изменено: исключено указание на наличие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ; назначенное акционерному обществу наказание снижено до 150 000 рублей; в остальной части указанное постановление административного органа оставлено без изменения.
В жалобе на вступившие в законную силу решения, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции от имени и в интересах АО «Ямалкоммунэнерго», директор филиала акционерного общества в г. Муравленко «Тепло» Шаповалов А.Н., действующий на основании доверенности, просит отменить постановление и судебные акты, считая их незаконными, и прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Копия жалобы направлена в Департамент природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа, отзыв на жалобу от Департамента в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции не поступал.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с положениями части 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности), нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 настоящего кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Положения статьи 39 Федерального закона от 27.12.2019 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривают, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
В соответствии с положениями части 4 статьи 35 Водного кодекса Российской Федерации, количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
Из материалов дела следует, что АО «Ямалкоммунэнерго» зарегистрировано в качестве юридического лица 11.07.2011 года, его функции в г. Муравленко осуществляет филиал АО «Ямалкоммунэнерго» в городе Муравленко «Тепло», сведения о котором внесены в ЕГРЮЛ 01.11.2011 года Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 1 по Ямало-Ненецкому автономному округу. Филиал акционерного общества осуществляет свою деятельность по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Муравленко, ул. Губкина, д. 54. Основной вид деятельности филиала АО «Ямалкоммунэнерго» в городе Муравленко «Тепло»: обеспечение потребностей предприятий, учреждений, организаций и населения в г. Муравленко в тепловой энергии, воде на хозяйственно-питьевые, производственные, противопожарные нужды водоотведении и очистке городских сточных вод.
На основании Решения №89-15.04.00.001-Б-РСВХ-С-2014-02647/00 от 06 ноября 2014 года АО «Ямалкоммунэнерго» в пользование предоставлен водный объект – болото без названия (водосборная площадь река Текуше-Яха, бассейн реки Пур), для сброса сточных и (или) дренажных вод (л.д. 6-12).
Указанным решением определено, что объем сточных и (или) дренажных вод не должен превышать 708,3 м3/час (0,19675 м3/с, 17000 м3/сутки: 4647,224 тыс. м3/год) (п. 2.2 (9)). Кроме того, решением регламентирован объем максимально допустимого содержания загрязняющих (конкретных) веществ в сточных и (или) дренажных водах (п. 2.2 (10)), установлены требования к воде в месте сброса сточных и (или) дренажных вод (п. 2.2. (13)), условия пользования водным объектом и его частью.
Срок водопользования объектом установлен с 06 ноября 2014 года по 06 августа 2019 года. Перечень и нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в предоставленный АО «Ямалкоммунэнерго» объект – болото без названия (водосборная площадь река Текуше-Яха, бассейн реки Пур) утверждены приказом №269 от 06 августа 2014 года Нижне-Обского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов (л.д. 13-20).
По делу установлено, что АО «Ямалкоммунэнерго» осуществляет сброс сточных и (или) дренажных вод в предоставленный водный объект – болото без названия (водосборная площадь река Текуше-Яха, бассейн реки Пур) посредством использования канализационно-очистных сооружений 7000 и 15000 (далее по тексту КОС-70000-15000).
В рамках выполнения условий приказа №269 от 06 августа 2014 года, АО «Ямалкоммунэнерго» по филиалу АО «Ямалкоммунэнерго» в городе Муравленко «Тело» в департамент природно – ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа, представлены сведения, полученные в результате учета качества сточных (дренажных) вод за II квартал 2019 года (за период с 01 апреля 2019 года по 30 июня 2019 года) (л.д. 21).
Согласно сведениям, полученным в результате учета качества сточных (дренажных) вод за II квартал 2019 года, акционерным обществом превышены нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в болото без названия (водосборная площадь река Текуше-Яха, бассейн реки Пур) в следующем количестве: взвешенные вещества (фактический сброс 28,33 мг/дм3) – в 1,66 раза; азот аммония (фактический сброс 8,5 мг/дм3) – в 5,7 раза; Нитрат-ион (фактический сброс 86,31 мг/дм3) – в 1,9 раза; фосфор фосфатов (фактический сброс 2,94 мг/дм3) – в 2,6 раза; железо общее (фактический сброс 0,91 мг/дм3) – в 3,03 раза; сульфат-ион (фактический сброс 25,77 мг/дм3) – в 1,08 раза.
Таким образом, действия АО «Ямалкоммунэнерго» образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения АО «Ямалкоммунэнерго» административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьей 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается совокупностью представленных в дело доказательств, которым должностным лицом и судьями при рассмотрении дела дана надлежащая правовая оценка по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В жалобе заявителем не оспаривается факт сброса веществ в болото без названия (водосборная площадь река Текуше-Яха, бассейн реки Пур) в количестве, превышающем установленные нормативы.
Подателем жалобы в обоснование своих доводов о невиновности в рассматриваемой жалобе указывается, что обществом были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению нормативов допустимого сброса, в том числе осуществлены действия, направленные на разработку плана мероприятий по охране окружающей среды, что у общества отсутствует реальная возможность по соблюдению требований к охране водных объектов, что общество невиновно в превышении нормативов сброса веществ и микроорганизмов в болото без названия, поскольку новые канализационно-очистные сооружения 19000, строящиеся в рамках муниципального контракта №2013 6944/40-13/ЭА от 04 февраля 2013 года за счет средств окружного бюджета, доложены были быть введены в эксплуатацию 01 июля 2015 года, однако до настоящего времени объект не достроен и срок введения его в эксплуатацию не определен, в связи с чем общество вынуждено эксплуатировать КОС – 7000 – 15000, находящиеся в аварийном состоянии и не подлежащее реконструкции, и, по мнению подателя жалобы, данные обстоятельства являются объективными и уважительными причинами, препятствующими соблюдению нормативов качества сбрасываемых сточных вод. Вместе с тем указанные доводы, с учетом обстоятельств дела, не свидетельствуют об отсутствии в действиях юридического лица состава административного правонарушения.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая обжалуемые акты, должностное лицо административного органа и судебные инстанции пришли к выводам о том, что общество имело реальную возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению, и указанные выводы в полной мере подтверждены представленными в дело доказательствами.
В рассматриваемом случае обязанность общества по соблюдению установленных нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в предоставленный водный объект (болото без названия) обусловлено императивными требованиями закона. При этом общество с период с 01 апреля 2019 года по 30 июня 2019 года не предпринимало действий, направленных на разработку плана мероприятий по охране окружающей среды, повышению экологической эффективности для постепенного, поэтапного снижения негативного воздействия на окружающую среду, вследствие сброса веществ и микроорганизмов в предоставленный водный объект. Сведений об обратном юридическим лицом не представлено.
АО «Ямалкоммунэнерго» являясь коммерческой организацией и эксплуатируя КОС – 7000 – 15000 в предпринимательской деятельности обязано соблюдать экологические требования и не допускать поступление в окружающую среду вредных веществ. Отсутствие новых канализационно-очистных сооружений не освобождает общество, осуществляющее деятельность, связанную со сбросом загрязняющих веществ в предоставленный водный объект, от соблюдения требований действующего законодательства. Техническое состояние канализационно-очистных сооружений и их необходимое содержание в этих целях, является предпринимательским риском общества, и не исключает привлечение общества к административной ответственности. Кроме того, обязанность содержания в исправном состоянии эксплуатируемых очистных сооружений АО «Ямалкоммунэнерго» как водопользователем прямо следует из пункта №14 Решения №269 от 06 августа 2014 года.
Таким образом, АО «Ямалкоммунэнерго» совершены действия, которые образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьей 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие заявителя с этими выводами и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием должностным лицом и судебными инстанциями норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и положений законодательства, подлежащих применению к данным правоотношениям, основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является. Оснований для освобождения АО «Ямалкоммунэнерго» от административной ответственности не усматривается.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
Нарушений процессуальных норм при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.
Протокол об административном правонарушении в отношении АО «Ямалкоммунэнерго» составлен уполномоченным должностным лицом с участием представителя юридического лица, действующего на основании доверенности, которому разъяснены процессуальные права и вручена в установленном законом порядке копия протокола.
О рассмотрении дела должностным лицом юридическое лицо также уведомлялось надлежащим образом, при рассмотрении дела присутствовал законный представитель общества.
В постановлении должностного лица по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, исследованные доказательства. Постановление о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьей 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении АО «Ямалкоммунэнерго», вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, является законным и обоснованным. Административное наказание АО «Ямалкоммунэнерго» назначено в соответствии с санкцией части 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения, назначенное наказание соответствует требованиям статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При рассмотрении жалоб АО «Ямалкоммунэнерго» на постановление судьями городского суда и суда автономного округа дело проверено в полном объеме, решения судей соответствуют требованиям закона.
О рассмотрении дела об административном правонарушении судьей городского суда юридическое лицо извещалось надлежащим образом, в судебном заседании принимал участие защитник акционерного общества, действующий по доверенности, который обосновывал позицию общества, давал пояснения, он не был лишен возможности заявлять ходатайства и представлять доказательства. О пересмотре дела судьей суда автономного округа, юридическое лицо извещено надлежащим образом, в судебное заседание общество направило защитника, который в реализации своих прав ограничен не был. Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 КоАП РФ прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
постановление главного специалиста окружного отдела государственного экологического надзора департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа №617 от 08 ноября 2019 года, решение судьи Муравленковского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 18 декабря 2019 года, решение судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 28 января 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества «Ямалкоммунэнерго», оставить без изменения, жалобу акционерного общества «Ямалкоммунэнерго» – без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного суда
общей юрисдикции Трапезникова И.И.